СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сжатое изложение

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка является опорным материалом для обучения школьников написанию сжатого изложения.

Просмотр содержимого документа
«Сжатое изложение»

Сжатое изложение «Перо и чернильница»   Выполнила учитель русского языка и литературы Гимназии «Исток» Антонова Анна Сергеевна

Сжатое изложение «Перо и чернильница»

Выполнила учитель русского языка и литературы

Гимназии «Исток»

Антонова Анна Сергеевна

Вводное слово учителя о целях и задачах урока  Сегодня на уроке вы должны подготовиться к сжатому изложению текста: определить его идею, тему, его структурные особенности (как он построен); провести языковой анализ текста, т.е. изучить его языковые особенности (лексические, синтаксические, морфологические). Не будем забывать, что мы изучаем сейчас грамматические признаки имени существительного. А в названии текста как раз - имена существительные.

Вводное слово учителя о целях и задачах урока

  • Сегодня на уроке вы должны подготовиться к сжатому изложению текста: определить его идею, тему, его структурные особенности (как он построен); провести языковой анализ текста, т.е. изучить его языковые особенности (лексические, синтаксические, морфологические). Не будем забывать, что мы изучаем сейчас грамматические признаки имени существительного. А в названии текста как раз - имена существительные.
Знакомство с содержанием.   притча?

Знакомство с содержанием.

  • притча?
Притча - небольшой рассказ, содержащий  поучение  в иносказательной, аллегорической форме. Мы прибегаем к иносказанию, когда хотим сообщить о каких-то общечеловеческих, нравственных правилах, но не прямо, не в лоб, а так, чтобы наш собеседник или читатель подумал, поразмышлял сам. Иносказание, аллегория  - изображение  отвлеченного  нравственного   понятия  или явления через  конкретный образ  
  • Притча - небольшой рассказ, содержащий  поучение  в иносказательной, аллегорической форме.
  • Мы прибегаем к иносказанию, когда хотим сообщить о каких-то общечеловеческих, нравственных правилах, но не прямо, не в лоб, а так, чтобы наш собеседник или читатель подумал, поразмышлял сам.
  • Иносказание, аллегория  - изображение  отвлеченного  нравственного   понятия  или явления через  конкретный образ  
Какие конкретные, наглядно представляемые предметы названы в тексте? Перо и чернильница Автор выносит названия этих предметов в заглавие. Кто их вводит в эту ситуацию?  Почему в его речи возникают эти слова? О чем этот текст? Как бы вы сформулировали его тему? О том, как Сережа пером из чернильницы учился сказки добывать
  • Какие конкретные, наглядно представляемые предметы названы в тексте?
  • Перо и чернильница
  • Автор выносит названия этих предметов в заглавие.
  • Кто их вводит в эту ситуацию? 
  • Почему в его речи возникают эти слова?
  • О чем этот текст? Как бы вы сформулировали его тему?
  • О том, как Сережа пером из чернильницы учился сказки добывать
Что значит добывать? Какие синонимы этого слова использует писатель в тексте?   берешь достаешь зацепляется вытащишь
  • Что значит добывать? Какие синонимы этого слова использует писатель в тексте?
  • берешь
  • достаешь
  • зацепляется
  • вытащишь
Как нужно понимать сказанное? На дне чернильницы лежат и ждут своего часа палочки, крючки, буквы, слова и даже сказки? Чем их Сережа зацепляет и вытаскивает?   Обобщение: Значит, на самом деле он учился в школе самому простому - учился писать.
  • Как нужно понимать сказанное? На дне чернильницы лежат и ждут своего часа палочки, крючки, буквы, слова и даже сказки? Чем их Сережа зацепляет и вытаскивает? Обобщение: Значит, на самом деле он учился в школе самому простому - учился писать.
Как дедушка успокоил своего внука? Что он ему объяснил? Сказка получится, если Сережа без людей, сам по себе жить не начнет.   Как понимать дедушкины слова? Чему мудрый старый человек хочет научить маленького?   Нельзя быть эгоистом, думать только о себе, нужно смотреть на людей, на мир, доверять миру, быть открытым ему и утверждать себя в нем. Для этого нужно много и хорошо учиться.  Значит, вот в чем смысл поучения деда, нравственной идеи, которую хочет донести до читателя автор.
  • Как дедушка успокоил своего внука? Что он ему объяснил?
  • Сказка получится, если Сережа без людей, сам по себе жить не начнет.
  • Как понимать дедушкины слова? Чему мудрый старый человек хочет научить маленького?
  • Нельзя быть эгоистом, думать только о себе, нужно смотреть на людей, на мир, доверять миру, быть открытым ему и утверждать себя в нем. Для этого нужно много и хорошо учиться. Значит, вот в чем смысл поучения деда, нравственной идеи, которую хочет донести до читателя автор.
Какое лексическое средство использует автор в этой части текста (в вопросе внука и в ответе деда), чтобы быть убедительнее?   Автор использует антонимы: жидкие - гуще (о чернилах);  мелкая - глубже (о чернильнице);  тупое - острее (о пере);  (Это прилагательные в разных формах);
  • Какое лексическое средство использует автор в этой части текста (в вопросе внука и в ответе деда), чтобы быть убедительнее?
  • Автор использует антонимы: жидкие - гуще (о чернилах); мелкая - глубже (о чернильнице); тупое - острее (о пере); (Это прилагательные в разных формах);
Чем завершается рассказ? Как Сережа отнесся к словам дедушки?   На ус намотал - другим пересказал Как понимать это выражение: на ус намотал? Где можно попытаться найти его значение? Можно ли в данном случае
  • Чем завершается рассказ? Как Сережа отнесся к словам дедушки?
  • На ус намотал - другим пересказал
  • Как понимать это выражение: на ус намотал?
  • Где можно попытаться найти его значение? Можно ли в данном случае "оторвать" слова друг от друга и рассматривать их значения отдельно, чтобы понять, что сказал дедушка?
  • В словарной статье какого слова в толковом словаре вы будете искать значение этого словосочетания?
Это устойчивое словосочетание - фразеологизм, поэтому
  • Это устойчивое словосочетание - фразеологизм, поэтому "отрывать" в нем одно слово от другого нельзя: только вместе они имеют определенное Лексическое Значение, закрепленное в языке. Толковый словарь Ожегова дает нам значение этого фразеологизма, мы его найдем в словарной статье слова ус - усы. Оно сопровождается пометой "разг." (разговорное, т.е. принадлежащее разговорному стилю). ЛЗ фразеологизма таково: На ус намотать - принять во внимание, запомнить с какой-либо целью, принять в соображение.
К какому стилю речи отнесете текст и чем вам подсказывается ваш выбор? Есть ли у текста автор? Кто он? Какова его задача? Автор написал текст для своих читателей, он в иносказательной форме хочет донести до читательской аудитории свою идею - не живи только для себя, иначе ничего в жизни не добьешься. В тексте есть герои, о которых ведется повествование. Это  художественное произведение , написанное в жанре  притчи .
  • К какому стилю речи отнесете текст и чем вам подсказывается ваш выбор?
  • Есть ли у текста автор? Кто он? Какова его задача?
  • Автор написал текст для своих читателей, он в иносказательной форме хочет донести до читательской аудитории свою идею - не живи только для себя, иначе ничего в жизни не добьешься. В тексте есть герои, о которых ведется повествование. Это  художественное произведение , написанное в жанре  притчи .
  Языковой анализ текста (синтаксические средства)   Какая форма речи преобладает в тексте?  Диалог Давайте посмотрим на первую часть текста. -Скажи, дедушка, - как-то спросил Сережа, - откуда ты сказки берешь? -Из чернильницы, мой дружок, из чернильницы. -А как ты их оттуда достаешь, дедушка? -Ручкой с перышком, милый внук, ручкой с перышком. Переведите из прямой речи в косвенную первое предложение. Сережа спросил как-то у дедушки, откуда тот сказки берет. Три оставшиеся реплики (вопрос Сережи и дедушкины ответы) заключите в одну.    «  Из чернильницы ручкой с перышком», - ответил дедушка. Посчитайте количество слов в первой части в авторском тексте и в нашем - сжатом 80 слов - 16 слов.  Значит, требование сжать текст мы с вами сумеем выполнить.

Языковой анализ текста (синтаксические средства)

  • Какая форма речи преобладает в тексте?
  • Диалог
  • Давайте посмотрим на первую часть текста.

-Скажи, дедушка, - как-то спросил Сережа, - откуда ты сказки берешь?

-Из чернильницы, мой дружок, из чернильницы.

-А как ты их оттуда достаешь, дедушка?

-Ручкой с перышком, милый внук, ручкой с перышком.

  • Переведите из прямой речи в косвенную первое предложение.
  • Сережа спросил как-то у дедушки, откуда тот сказки берет.
  • Три оставшиеся реплики (вопрос Сережи и дедушкины ответы) заключите в одну.
  • «  Из чернильницы ручкой с перышком», - ответил дедушка.
  • Посчитайте количество слов в первой части в авторском тексте и в нашем - сжатом
  • 80 слов - 16 слов. Значит, требование сжать текст мы с вами сумеем выполнить.
Давайте посмотрим, как построены предложения во второй части текста. Поступил Сережа в школу. Что нам уже известно? Что здесь является темой? Назовите тему? Правилен ли порядок слов в предложении? Зачем автор его нарушил?   Стал из чернильницы сказки добывать. -Что в этом предложении не подчиняется законам синтаксиса? (Нет темы).  - Почему? (И так ясно, что это Сережа. Главное - действие).   Сначала палочки.  Потом крючки.  Потом буквы. - Какая особенность в этих 3-х предложениях? (Нет темы. Автор сосредоточивается на главном:  что  добывает Сережа и в к акой последовательности . Все лишнее убрано, предложения стали неполными.
  • Давайте посмотрим, как построены предложения во второй части текста.
  • Поступил Сережа в школу.
  • Что нам уже известно? Что здесь является темой? Назовите тему? Правилен ли порядок слов в предложении? Зачем автор его нарушил?
  •   Стал из чернильницы сказки добывать.
  • -Что в этом предложении не подчиняется законам синтаксиса? (Нет темы). - Почему? (И так ясно, что это Сережа. Главное - действие).
  •   Сначала палочки. Потом крючки. Потом буквы.
  • - Какая особенность в этих 3-х предложениях? (Нет темы. Автор сосредоточивается на главном:  что  добывает Сережа и в к акой последовательности . Все лишнее убрано, предложения стали неполными.
В синтаксисе текста нет шаблона. Предложения построены по-разному. Вам нужно сократить эту часть текста тоже почти в два раза. Попробуйте это сделать. Устная попытка: Стал Сережа в школе из чернильницы добывать сначала палочки, крючки, буквы, потом слова. А сказка не зацепляется. Посчитайте количество слов у автора и в вашем варианте. /27 слов - 17 слов/.
  • В синтаксисе текста нет шаблона. Предложения построены по-разному.
  • Вам нужно сократить эту часть текста тоже почти в два раза. Попробуйте это сделать.
  • Устная попытка: Стал Сережа в школе из чернильницы добывать сначала палочки, крючки, буквы, потом слова. А сказка не зацепляется.
  • Посчитайте количество слов у автора и в вашем варианте. /27 слов - 17 слов/.
Итак, ваша задача в самостоятельной письменной работе над изложением - сократить текст, но при этом нельзя повредить содержанию, нужно точно передать смысл притчи, не нарушить связи между частями текста. Это очень сложная задача, и вам нужно постараться справиться с ней, самостоятельно поработать над 3-ей и 4-ой частями текста так же, как мы это делали на уроке с 1-ой и 2-ой частями.
  • Итак, ваша задача в самостоятельной письменной работе над изложением - сократить текст, но при этом нельзя повредить содержанию, нужно точно передать смысл притчи, не нарушить связи между частями текста. Это очень сложная задача, и вам нужно постараться справиться с ней, самостоятельно поработать над 3-ей и 4-ой частями текста так же, как мы это делали на уроке с 1-ой и 2-ой частями.
Давайте подведем итог сделанному на уроке по следующему плану: Стиль речи Тип речи Жанр Тема Идея Итог урока (ответ ученика) Текст написан в художественном стиле речи. Тип речи - повествование в жанре притчи. Тема - о том, как Сережа учился
  • Давайте подведем итог сделанному на уроке по следующему плану:
  • Стиль речи
  • Тип речи
  • Жанр
  • Тема
  • Идея
  • Итог урока (ответ ученика)
  • Текст написан в художественном стиле речи.
  • Тип речи - повествование в жанре притчи.
  • Тема - о том, как Сережа учился "добывать сказку пером из чернильницы"
  • А идея заключена в словах дедушки: если будешь не в одну чернильницу смотреть, если сам по себе жить не начнешь - "зацепишь" сказку.
Домашнее задание:
  • Домашнее задание:


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!