СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карт а урока

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

6 класс, № 1. Повторение изученного в 5 классе. Смысловой, речеведческий, языковой анализ текста.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карт а урока»

Технологическая карта урока



Тема: 6 класс, № 1. Повторение изученного в 5 классе. Смысловой,
речеведческий, языковой анализ текста.

Тип: урок закрепление и коррекция усвоенных знаний, понятий, способов действия.

Цель: организация деятельности обучающихся для систематизации знаний, совершенствования умений и навыков работы над текстом.

Планируемые результаты:

Предметные: характеризовать функции русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, приводить примеры использования русского языка как государственного языка Российской Федерации и как языка межнационального общения (в рамках изученного). Иметь представление о русском литературном языке.


Метапредметные: выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; выявлять дефицит информации текста, необходимой для решения поставленной учебной задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях.

Личностные: проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов России в контексте учебного предмета «Русский язык». Установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благо​получия.


Воспитательные: устранение имеющихся недостатков и пробелов в воспитании учащихся (нетактичность, недисциплинированность, необязательность, неаккуратность и т.д.); воспитание таких личностных качеств как умения преодолевать трудности, усидчивость, аккуратность при выполнении поручений и заданий, сила воли, упорство, настойчивость и т.д.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.

Методы, приемы организации учебной деятельности: словесный (рассказ, объяснение, беседа), наглядный (иллюстративный метод), практический (упражнения), метод проблемного обучения (исследовательский метод, частично-поисковый метод).

Межпредметные связи: связь с литературой, историей.

Ресурсы урока: https://uchitelya.com/russkiy-yazyk/59658-konspekt-uroka-kompleksnyy-analiz-teksta-6-klass.html

Учебно-методический комплекс: учебник «Русский язык» 6 кл, 1 ч., Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов; наглядный материал, дидактический материал.






Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности

Приветствие.

Проверка готовности к уроку.

-Доброе утро, ребята! Давайте улыбнемся друг другу. Я рада видеть вас и ваши лица, улыбку, думаю, сегодня урок принесет всем радость общения друг с другом.

Проверьте свою готовность к уроку. На парте должны лежать:

-учебник;

-тетрадь;

-пенал;

-дневник.

Поднимите руку, если у кого-то чего-то нет.

Отлично, приступим к работе!

Возьмите тетради, сейчас мы их подпишем. (подписываем тетради)

Открываем тетради, посередине записываем число на первой строчке, классная работа на второй строчке. Обратите внимание на доску, как правильно записывать. Число мы полностью прописываем буквами.

Настраиваются на урок. Проверяют свою готовность к уроку.

М. Самоопределение, смыслообразование

Целеполагание Планирование учебного сотрудничества

II. Актуализация знаний. Целеполагание






















1 задание. Терминологический диктант.

Словарный состав языка. (Лексика)

Наука о языке. (Лингвистика)

Раздел языкознания, изучающий звуки речи и звуковое строение языка.

(Фонетика)

Система знаков препинания, правила их постановки в письменной речи.

(Пунктуация)

Раздел лингвистики, изучающий строение предложений и словосочетаний.

(Синтаксис)

К Т Е Т С Из данных слов составьте слово (Текст)

- Как думаете, какова тема урока?

- Какова главная цель урока?

- Каковы задачи урока?

- Сегодня на уроке мы будем работать с текстом. Анализируя текст, мы

повторим сложные вопросы языкознания, выполним различные виды

разборов.

Отвечают по домашнему заданию. Определяют тему урока. Составляют плана на урок.


К. Умение осознанно и произвольно выстраивать речевое высказывание в устной форме; оценивать высказывание товарища; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей.

III. Основная часть




Повторение теории (текст, тема текста, основная мысль, стиль текста, тип речи)

  1. Текст состоит из предложений, связанных по смыслу и расположённых в определенной последовательности. Последовательность предложений соответствует последовательности событий (действий, ситуаций), которые описаны в тексте.

  2. То о чем говорится в тексте – тема.

  3. Основная мысль текста – это то, к чему он призывает, чему учит. Она так же может быть выражена в заглавии текста.

  4. Стили текста: разговорный и книжный (научный и художественный).

  5. Типы речи: описание, повествование и рассуждение.

Работа в парах. (правила работы в парах)

Задание:

Сравните тексты. Чем они похожи? Чем они отличаются?

Критерии для сравнения: тема, стиль текста, тип речи.

Текст № 1

Ландыш относится к семейству лилейных. Листья у ландыша

эллипсоидальные, Цветки собраны в колосья, плод – ягода; опыляется при помощи насекомых.

Ландыш, с белыми ароматными цветами и красными ягодами, широко распространен в лесах Кавказа, Дальнего Востока; цветки и листья

применяются в медицине как сердечное средство; ядовит; разводится как декоративный; получаемое из цветов масло применяется в парфюмерии.

Текст № 2

В лесу под зелеными сводами деревьев разлит чудесный аромат – это цветет белый, душистый колокольчик – ландыш. Пойдемте скорее туда, вон на тот бугорок, где между редко растущими деревьями виднеется такая нежная, светлая зелень и разные белые цветы – это все ландыш!

(По Д. Кайгородову.)

Фронтальная работа (работаем после того, как перевернули тексты)

Вопросы на внимание:

1.К какому семейству относится ландыш? (Ландыш относится к семейству лилейных).

2. Какой плод у ландыша? (плод у ландыша – ягода).

3. Расскажите о применении ландыша. (цветки и листья

применяются в медицине как сердечное средство);

Какие же сходства и отличия вы выявили? В текстах повествует о ландышах, но они абсолютно разные.

  1. Тема: 1 текст- ландыш с точки зрения науки, а 2 текст – манящая красота ландыша.

  2. Стили текстов: 1 текст в научном стиле, а 2 текст в художественном стиле.

  3. Типы речи: 1 текст относятся к описанию, а второй повествование с элементами описания.



Физкультминутка

Отвечают на поставленные вопросы учителя. Выполняют физминутку.

М. Умение строить логическое рассуждение.

IV. Первичное закрепление


Самостоятельная работа. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

Задания к тексту:

1.На фоне какого исторического события происходят события, о которых рассказывает В. П. Катаев в своей повести?

1) Гражданской войны

2) Отечественной войны 1812 года

3) Первой мировой войны

4) Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.

2. Содержание какого предложения позволяет нам получить информацию о том, где родился и рос Ваня? Напишите номер этого предложения. (3)

3. В каком предложении мы найдем ответ на вопрос: «Почему Ваня во время еды не соблюдал правила приличия?» Напишите номер этого предложения. (6)

4. Какую информацию, характеризующую прежнюю жизнь мальчика, можно извлечь из предложения 7? (Его жизнь кардинально изменилась, он видел смерть, проходил через лишения и голод. Он с извинениями смотрел на кормивших его солдат, так как они отдавали ему свой кусок хлеба. Они описаны, как великаны, высокие и мужественные воины, им сами необходимо набираться сил, воевать, но им нисколько не жалко накормить мальчугана).

5. Укажите 3 слова, которые можно использовать для описания прежней жизни Вани Солнцева.

1) лишения 4) восторг

2) беспечность 5) голод

3) невзгоды

6. Значение какого слова определено неверно?

1) щербатый – без передних зубов

2) полинявший – потерявший окраску, выцветший

3) ефрейтор – воинское звание, второе после рядового

4) смущаться – испытывать сильный страх

7. О каких душевных качествах ефрейтора Горбунова говорит информация, заключенная в предложениях 12 – 17? Укажите номера слов, называющих эти качества.

1) требовательный 4) жадный

2) строгий 5) чуткий

3) добродушный 6) заботливый

8. Среди предложений13 – 17 найдите просторечное имя существительное. Выпишите его. харчей

9. Какие слова, связанные с воинским бытом, автор использует в своем

тексте? Выпишите 2 – 3 слова.

Быт воинский. уклад воинской жизни, повседневный порядок в деятельности военнослужащих, регламентируемый воинскими уставами и приказами командиров и начальников.

сержант, ефрейтор

10. Какое высказывание искажает содержание этого текста?

1) Автор создает возвышенный образ защитников Родины, которые не

очерствели сердцем в годы войны и с трепетной нежностью относятся

к мальчику.

2) Автор показывает, какие беды приносит война людям, как она

жестоко ломает их судьбы.

3) Автор показывает, что солдаты с трепетной нежностью, как к родному сыну, относятся к мальчику.

4) Автор осуждает мальчика за его прожорливость и показывает, как смешно выглядит невоспитанный человек.

Выполнение задания. Делают выводы.

К. Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений.

Оценивание усваиваемого содержания.

Контроль, коррекция, оценка.

V. Итог урока рефлексия






Итог.

- Исследование какой темы вели на уроке?

- Какие понятия разобрали?

- Удалось решить поставленную задачу?

- Каким способом?

- Какие получили результаты?

Рефлексия. Положите перед собой листы самооценки.

  1. Поднимите руку, у кого во всех столбиках стоят плюсы.

  2. Поднимите, кого есть знак вопроса.

  3. Поднимите, у кого есть минусы.

Открываем дневники, записываем домашнее задание:

п. 1, упр. 1 (письменно). + записать слова в рамочке и дать им определения.

Анализируют проделанную работу на уроке. Оценивают свою деятельность. Записывают домашнее задание.

К.Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Самооценка;

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений









Текст № 1



Ландыш относится к семейству лилейных. Листья у ландыша эллипсоидальные, Цветки собраны в колосья, плод – ягода; опыляется при помощи насекомых.

Ландыш, с белыми ароматными цветами и красными ягодами, широко распространен в лесах Кавказа, Дальнего Востока; цветки и листья применяются в медицине как сердечное средство; ядовит; разводится как декоративный; получаемое из цветов масло применяется в парфюмерии.



Текст № 2

В лесу под зелеными сводами деревьев разлит чудесный аромат – это цветет белый, душистый колокольчик – ландыш. Пойдемте скорее туда, вон на тот бугорок, где между редко растущими деревьями виднеется такая нежная, светлая зелень и разные белые цветы – это все ландыш!

(По Д. Кайгородову.)
















Самостоятельная работа. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

(1) Ваня Солнцев, поджав под себя босые ноги, сидел на еловых ветках в палатке разведчиков и ел из котелка большой деревянной ложкой необыкновенно горячую и необыкновенно вкусную крошенку из картошки, лука, свиной тушенки, перца, чеснока и лаврового листа.(2) Он ел с такой торопливой жадностью, что непрожеванные куски мяса то и дело останавливались у него в горле. (3) Воспитанный в степенной крестьянской семье, Ваня Солнцев прекрасно знал, сто он ест крайне неприлично. (4) Приличие требовало, чтобы он ел не спеша, изредка вытирая ложку хлебом, и не слишком сопел и чавкал. (5) Все это Ваня понимал, но ничего не мог с собой поделать. (6) Голод был сильнее всех правил, всех приличий. (7) Изредка его синие, как бы немного полинявшие от истощения глаза с робким извинением поглядывали на кормивших его солдат. (8) Их было в палатке двое: те самые разведчики, которые вместе с сержантом Егоровым подобрали его в лесу. (9) Один – костистый великан с добродушным щербатым ртом и непомерно длинными, как грабли, руками, ефрейтор Биденко, а другой – тоже ефрейтор и тоже великан, но великан совсем в другом роде – вернее сказать, не великан, а богатырь: гладкий, упитанный, круглолицый сибиряк Горбунов с каленым румянцем на толстых щеках, с белобрысыми ресницами и светлой поросячьей щетиной на розовой голове. (10) Оба великана не без труда помещались в палатке, рассчитанной на шесть человек. (11) Во всяком случае, им приходилось сильно поджимать ноги, чтобы они не вылезли наружу. (12) Иногда, заметив, что мальчик смущен своей неприличной прожорливостью, общительный и разговорчивый Горбунов доброжелательно замечал:

(13)- Ты, пастушок, ничего. (14) Не смущайся. (15) Ешь вволю. (16) А не хватит, мы тебе еще подбросим. (17) У нас насчет харчей крепко поставлено. ( По В. Катаеву)

Задания к тексту:

1.На фоне какого исторического события происходят события, о которых рассказывает В. П. Катаев в своей повести?

1) Гражданской войны

2) Отечественной войны 1812 года

3) Первой мировой войны

4) Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.

2. Содержание какого предложения позволяет нам получить информацию о том, где родился и рос Ваня? Напишите номер этого предложения.

3. В каком предложении мы найдем ответ на вопрос: «Почему Ваня во время еды не соблюдал правила приличия?» Напишите номер этого предложения.

4. Какую информацию, характеризующую прежнюю жизнь мальчика, можно извлечь из предложения 7?

5. Укажите 3 слова, которые можно использовать для описания прежней жизни Вани Солнцева.

1) лишения 4) восторг

2) беспечность 5) голод

3) невзгоды

6. Значение какого слова определено неверно?

1) щербатый – без передних зубов

2) полинявший – потерявший окраску, выцветший

3) ефрейтор – воинское звание, второе после рядового

4) смущаться – испытывать сильный страх

7. О каких душевных качествах ефрейтора Горбунова говорит информация, заключенная в предложениях 12 – 17? Укажите номера слов, называющих эти качества.

1) требовательный 4) жадный

2) строгий 5) чуткий

3) добродушный 6) заботливый

8. Среди предложений13 – 17 найдите просторечное имя существительное. Выпишите его.

9. Какие слова, связанные с воинским бытом, автор использует в своем тексте? Выпишите 2 – 3 слова.

10. Какое высказывание искажает содержание этого текста?

1) Автор создает возвышенный образ защитников Родины, которые не очерствели сердцем в годы войны и с трепетной нежностью относятся к мальчику.

2) Автор показывает, какие беды приносит война людям, как она

жестоко ломает их судьбы.

3) Автор показывает, что солдаты с трепетной нежностью, как к родному сыну, относятся к мальчику.

4) Автор осуждает мальчика за его прожорливость и показывает, как смешно выглядит невоспитанный человек.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!