Учебный предмет: Класс: Автор УМК (программы учебного курса): | Русский язык , 5 класс, Разумовская М.М. |
Тема урока: | Урок по развитию речи «Типы речи» |
Тип урока | Урок ознакомления с новым материалом |
Цель урока | Ученик должен научиться определять особенности каждого типа речи. Ученик получит возможность научиться создавать собственные тексты в соответствии с типом речи |
Задачи урока: -научить распознавать типы речи(описание, повествование, рассуждение); -научить работать с текстом(идея, тема); - научить составлять тексты разных типов речи(повышенный уровень), выражать свои мысли в устной и письменной форме; -развивать умение аргументировать свою точку зрения; -научить работать по образцу(базовый уровень); - научить оформлять записи в таблицу; - научить самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников ; -научить ставить цели и задачи урока, подводить | Предметные умения | УУД |
- будет сформировано умение определять признаки типов речи и распознавать их по вопросу, по определению количества фотографий в данном типе речи, по наличию или отсутствию действий; -у обучающихся будет сформировано умение применить полученные знания при работе с текстом; - у обучающегося будет сформировано умение составлять тексты разных типов речи. | Регулятивные - умение ставить цели урока, планировать совместную работу; организовывать самоконтроль, самооценку. Коммуникативные - умение сотрудничать с обучающимися и учителем; умение аргументировать свою точку зрения; работать в группах; - умение выражать свои мысли устно и письменно; Познавательные- умение искать выход из проблемной ситуации, самостоятельное применение знаний , развитие познавательной активности по теме |
Формы и методы обучения | Ресурсы |
Индивидуальные, групповые, прием «Инсерт» ,КОЗ (приложение1) | Работа с таблицами, презентация «Типы речи», лист самооценки, учебник М.Разумовской 5 класс |
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1. Мотивация и стимулирование деятельности учащихся | Предлагает ученикам стихотворение с целью определить тему урока: -Внимательно послушайте стихотворение, и определите тему урока: По-разному можно текст создавать: Можно красиво все описать, Можно проблему поднять, рассуждать, Можно и случай какой рассказать Каждый получим с особым лицом. В каждом особую прелесть найдем. Ну, а поможет речи нам тип, Ведь на урок наш он темой проник. | Определяют тему урока -типы речи. |
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности (введение в проблему) | Учитель создает учебную (проблемную) ситуацию. Задает проблемные вопросы. Для каждого подготовлен маршрутный лист «Типы речи». Заполняют первую графу «Я ЗНАЮ». Заполняют третью графу «ЧТО Я ХОЧУ УЗНАТЬ О ТИПАХ РЕЧИ» | Записывают, что русском языку существует 3 типа речи: описание, повествование, рассуждение.(3 балла) Ученики формируют цель урока. Читают, что ожидают от урока. 1.Особенности каждого типа речи.(опознавательные признаки) 2.Чем отличаются типы речи друг от друг( различия в содержании , построении, языковом оформлении) 3.Уметь применять на практике, применять полученные знания при работе с текстом, создавать тексты разных типов. (3 балла) |
3.Постановка цели урока | Учитель объясняет, что записано в третьей колонке, это и есть цель и задачи урока.(слайд 2): -ознакомиться с тремя типами русской речи; -научиться отличать их друг от друга; -применить полученные знания при работе с текстом, создавать тексты разных типов. | |
4. Приобретение учащимися новых знаний и способов | Учитель формулирует задание и источник информации: -прочитать три текста на стр.178-179. В ходе работы заполнить 2 колонку « ЭТО ДЛЯ МЕНЯ НОВОЕ». Алгоритм: 1.Признаки. 2.Вопрос. 3.Сколько фото . 4 Тип речи. Работа по алгоритму | Работа по алгоритму Первый текст - Тип речи описание: 1.Одновременные признаки. 2.какая она или он? 3.Одно фото. Второй текст- тип речи повествование 1.Действия последовательные 2.Что делает предмет? Что произошло? 3.Фото несколько. Третий тип речи - рассуждение. 1.О причинах явлений 2.Почему так происходит 3Нет фото (9 баллов) |
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Повторение, включение новых знаний в систему знаний. | Если обобщить все тексты, какой единой теме они посвящены ?(Птица пеликан) -А в чём различие текстов? В содержании. Терминологический диктант: показывает карточки. -Если содержание можно передать на нескольких фотографиях, значит это тип-повествование (показывают термин). -Если текс можно предать на одном снимке, речь идет об одновременных признаках, значит тип речи – описание. -Если нет фото, вопрос почему так, а не иначе, речь идет о причинах, явлениях- тип рассуждение. | Проговаривают устно полученную информацию. Сильный ученик объясняет основную мысль текста. (Тема - птица-пеликан красивая птица). -Вопрос который подберем к тексту? ( Что это за птица? Какая она?) -Мы узнали о птице в данном тексте ее внешние признаки по размеру клюва, расцветке оперения. -Эти действия описываются одновременно. Используем такой практический прием, как фотографирование данной картины -одно фото (Один, мир в покое) - В тексте используется много прилагательных, эпитетов. -Делаем вывод, что это тип речи –описание. По аналогии ученики объясняют типы речи повествование и рассуждение Обучающиеся выполняют задания. Проверяют. |
6.Физкультминутка. | Мы хорошо поработали, много узнали, теперь пришло время отдохнуть. Физкультминутка! Типы речи изучали И немного мы устали. Встанем, ручки разведём, Ножки тоже потрясём. Корпус дружно повернём, Сядем, рассуждать начнём! | Дети выполняют упражнение |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Учащиеся базового уровня определяют по началу текста тип речи. Поясняют свой ответ(4 колоночка).Учитель консультирует. Текст № 1.Однажды я гулял возле пруда и увидел в траве большой сачок на длинной палке. Я просунул руку в мокрую сетку и вытащил настоящую золотую рыбку. Она хватала ртом воздух и жалобно смотрела на меня большими глазами … Текст № 2 В тихий зимний день выйдешь в лес на лыжах, дышишь и не надышишься. Глубокие, чистые, лежат под деревьями сугробы. … Текст № 3 Как утро нужно считать лучшей частью суток, как весна – самое прекрасное время года, так детство – самая яркая пора человеческой жизни. Не зря его называют … Написать мини-сочинения –продолжение текстов).Работу выполняют самостоятельно.
Оценивает, корректирует деятельность учащихся. | Работают индивидуально и в парах. Отвечают ученики базового уровня. Оценивают ответы.( 5 баллов). Учащиеся выполняют задание (повышенного уровня). Учащиеся читают сочинения. Оценивают ответы.(5 баллов) |
8.Информация о домашнем задании | 1.Подобрать 2 текста разных типов речи, пользуясь учебником Разумовской. 2. Творческая письменная работа: « Что я узнал о типах речи?» 3. Придумать эмблему любому типу речи и подготовить защиту. | Записывают задание в дневник |
9. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности | Учитель предлагает учащимся оценить свою работу на уроке, используя лист самооценки в маршрутной карте. (слайд) Подводит итог работы, предлагает выполнить упражнение «Плюс-минус-интересно». (6 колонка) | Вспоминают и формулируют цели урока. Определяют выполнение целей урока. Анализируют свою деятельностьОценивают себя. Ставят себе отметку. Обсуждают отметку с учителем: 22-26-«5» 17-21-«4» 13-16-«3»
В графу «П» - «плюс» записывают все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю). |