СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Научить распознавать типы речи, составлять тексты разных типов.Формы и методы,  применяемые на уроке:прием"Инсерт",КОЗ,групповые.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта»

Технологическая карта урока

Учебный предмет:

Класс:

Автор УМК (программы учебного курса):


Русский язык , 5 класс, Разумовская М.М.

Тема урока:

Урок по развитию речи «Типы речи»


Тип урока

Урок ознакомления с новым материалом

Цель урока

Ученик должен научиться определять особенности каждого типа речи.

Ученик получит возможность научиться создавать собственные тексты в соответствии с типом речи

Задачи урока:

-научить распознавать типы речи(описание, повествование, рассуждение);

-научить работать с текстом(идея, тема);

- научить составлять тексты разных типов речи(повышенный уровень), выражать свои мысли в устной и письменной форме;

-развивать умение аргументировать свою точку зрения;

-научить работать по образцу(базовый уровень);

- научить оформлять записи в таблицу;

- научить самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников ;

-научить ставить цели и задачи урока, подводить


Предметные умения

УУД

- будет сформировано умение определять признаки типов речи и распознавать их по вопросу, по определению количества фотографий в данном типе речи, по наличию или отсутствию действий;

-у обучающихся будет сформировано умение применить полученные знания при работе с текстом;

- у обучающегося будет сформировано умение составлять тексты разных типов речи.


Регулятивные - умение ставить цели урока, планировать совместную работу; организовывать самоконтроль, самооценку.

Коммуникативные - умение сотрудничать с обучающимися и учителем; умение аргументировать свою точку зрения; работать в группах;

- умение выражать свои мысли устно и письменно;

Познавательные- умение искать выход из проблемной ситуации, самостоятельное применение знаний , развитие познавательной активности по теме

Формы и методы обучения

Ресурсы



Индивидуальные, групповые, прием «Инсерт» ,КОЗ (приложение1)



Работа с таблицами, презентация «Типы речи»,

лист самооценки, учебник М.Разумовской 5 класс

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Мотивация и стимулирование деятельности учащихся

Предлагает ученикам стихотворение с целью определить тему урока:

-Внимательно послушайте стихотворение, и определите тему урока:

По-разному можно текст создавать:

Можно красиво все описать,

Можно проблему поднять, рассуждать,

Можно и случай какой рассказать

Каждый получим с особым лицом.

В каждом особую прелесть найдем.

Ну, а поможет речи нам тип,

Ведь на урок наш он темой проник.


Определяют тему урока -типы речи.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

(введение в проблему)

Учитель создает учебную (проблемную) ситуацию. Задает проблемные вопросы. Для каждого подготовлен маршрутный лист «Типы речи».

Заполняют первую графу «Я ЗНАЮ».

Заполняют третью графу «ЧТО Я ХОЧУ УЗНАТЬ О ТИПАХ РЕЧИ»



Записывают, что русском языку существует 3 типа речи: описание, повествование, рассуждение.(3 балла)


Ученики формируют цель урока.

Читают, что ожидают от урока.

1.Особенности каждого типа речи.(опознавательные признаки)

2.Чем отличаются типы речи друг от друг( различия в содержании , построении, языковом оформлении)

3.Уметь применять на практике, применять полученные знания при работе с текстом, создавать тексты разных типов. (3 балла)


3.Постановка цели урока






Учитель объясняет, что записано в третьей колонке, это и есть цель и задачи урока.(слайд 2):

-ознакомиться с тремя типами русской речи;

-научиться отличать их друг от друга;

-применить полученные знания при работе с текстом, создавать тексты разных типов.



4. Приобретение учащимися новых знаний и способов  





Учитель формулирует задание и источник информации:

-прочитать три текста на стр.178-179. В ходе работы заполнить 2 колонку « ЭТО ДЛЯ МЕНЯ НОВОЕ».

Алгоритм:

1.Признаки.

2.Вопрос.

3.Сколько фото .

4 Тип речи.

Работа по алгоритму

Работа по алгоритму

Первый текст -

Тип речи описание:

1.Одновременные признаки.

2.какая она или он?

3.Одно фото.

Второй текст- тип речи повествование

1.Действия последовательные

2.Что делает предмет? Что произошло?

3.Фото несколько.

Третий тип речи - рассуждение.

1.О причинах явлений

2.Почему так происходит

3Нет фото

(9 баллов)


5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи




















Повторение, включение новых знаний в систему знаний.









Если обобщить все тексты, какой единой теме они посвящены ?(Птица пеликан)

-А в чём различие текстов? В содержании.



















Терминологический диктант: показывает карточки.

-Если содержание можно передать на нескольких фотографиях, значит это тип-повествование (показывают термин).

-Если текс можно предать на одном снимке, речь идет об одновременных признаках, значит тип речи – описание.

-Если нет фото, вопрос почему так, а не иначе, речь идет о причинах, явлениях- тип рассуждение.


Проговаривают устно полученную информацию.

Сильный ученик объясняет основную мысль текста. (Тема - птица-пеликан красивая птица).

-Вопрос который подберем к тексту? ( Что это за птица? Какая она?)

-Мы узнали о птице в данном тексте ее внешние признаки по размеру клюва, расцветке оперения.

-Эти действия описываются одновременно. Используем такой практический прием, как фотографирование данной картины -одно фото (Один, мир в покое)

- В тексте используется много прилагательных, эпитетов.

-Делаем вывод, что это тип речи –описание.

По аналогии ученики объясняют типы речи повествование и рассуждение


Обучающиеся выполняют задания. Проверяют.

6.Физкультминутка.

Мы хорошо поработали, много узнали, теперь пришло время отдохнуть.

Физкультминутка!

Типы речи изучали

И немного мы устали.

Встанем, ручки разведём,

Ножки тоже потрясём.

Корпус дружно повернём,

Сядем, рассуждать начнём!


Дети выполняют упражнение

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Учащиеся базового уровня определяют по началу текста тип речи. Поясняют свой ответ(4 колоночка).Учитель консультирует.

Текст № 1.Однажды я гулял возле пруда и увидел в траве большой сачок на длинной палке. Я просунул руку в мокрую сетку и вытащил настоящую золотую рыбку. Она хватала ртом воздух и жалобно смотрела на меня большими глазами …

Текст № 2 В тихий зимний день выйдешь в лес на лыжах, дышишь и не надышишься. Глубокие, чистые, лежат под деревьями сугробы. …

Текст № 3 Как утро нужно считать лучшей частью суток, как весна – самое прекрасное время года, так детство – самая яркая пора человеческой жизни. Не зря его называют …

Написать мини-сочинения –продолжение текстов).Работу выполняют самостоятельно.

Оценивает, корректирует деятельность учащихся.

Работают индивидуально и в парах. Отвечают ученики базового уровня. Оценивают ответы.( 5 баллов).














Учащиеся выполняют задание (повышенного уровня).



Учащиеся читают сочинения. Оценивают ответы.(5 баллов)

8.Информация о домашнем задании





1.Подобрать 2 текста разных типов речи, пользуясь учебником Разумовской.
2. Творческая письменная работа: « Что я узнал о типах речи?»
3. Придумать эмблему любому типу речи и подготовить защиту.

Записывают задание в дневник

9. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности





Учитель предлагает учащимся оценить свою работу на уроке, используя лист самооценки в маршрутной карте. (слайд)





Подводит итог работы, предлагает выполнить упражнение «Плюс-минус-интересно».

 (6 колонка)

Вспоминают и формулируют цели урока. Определяют выполнение целей урока. Анализируют свою деятельностьОценивают себя. Ставят себе отметку. Обсуждают отметку с учителем:

22-26-«5»

17-21-«4»

13-16-«3»

В графу «П» - «плюс» записывают все, что понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю).

























КОЗЫ




ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Введение в проблему

Заполните первую графу «Я ЗНАЮ».

Запишите, что вам известно из курса начальной школы по теме урока . Прочитайте ваши ответы. ( В русском языку существует 3 типа речи: описание, повествование, рассуждение). -Заполните третью графу «ЧТО Я ХОЧУ УЗНАТЬ О ТИПАХ РЕЧИ»

-Прочитайте, что вы ожидаете от сегодняшнего урока.

1.Особенности каждого типа речи.(опознавательные признаки)

2.Чем отличаются типы речи друг от друг( различия в содержании , построении, языковом оформлении)

3.Уметь применять на практике, применять полученные знания при работе с текстом, создавать тексты разных типов.

Формулировка задания

Давайте прочитаем три текста на стр.178-179. В ходе работы вы заполняете 2 колонку « ЭТО ДЛЯ МЕНЯ НОВОЕ».

Работаете по алгоритму.


Источник информации

Тексты учебника на стр.178.

Алгоритм:

1.Признаки.

2.Вопрос.

3.Сколько фото .

4 Тип речи.

Форма предъявления

(модельный ответ)

Первый текст -

Тип речи описание:

1.Одновременные признаки.

2.какая она или он?

3.Одно фото.

Второй текст- тип речи повествование

1.Действия последовательные

2.Что делает предмет? Что произошло?

3.Фото несколько.

Третий тип речи - рассуждение.

1.О причинах явлений

2.Почему так происходит

3Нет фото































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!