5. Реализация построенного проекта | Словесный(беседа) | Организовывает работу по изучению темы. - Ребята, как вы понимаете смысл словосочетания «Великое наследие»? Организовывает работу по учебнику. - Откройте с.92. Рассмотрите иллюстрации. Как вы думаете, почему эти объекты изображены на страницах учебника? - Какие объекты культуры и природы люди взяли под охрану? Почему эти объекты охраняют? Всегда ли эти объекты охранялись? -Дело в том, что эти объекты взяли под охрану относительно недавно. А как это произошло и почему, вы узнаете, прочитав текст на стр. 90-91. Давайте прочитаем по цепочке. -Где и когда произошел случай, описанный в тексте? -Какой памятник оказался под угрозой затопления? -Что сделали люди для сохранения памятника? -Какой урок извлекло человечество из этого случая? Что люди предприняли для защиты достопримечательностей? -Посмотрите на фотографии. Храма Абу-Симбел. Какие чувства он вызывает? Что вы ощущаете, когда рассматриваете эту фотографию? Организовывает работу в группах по «Листам исследователя» -Ребята, а что такое достопримечательности? -А сейчас вы поработаете в группах по 4 человека. Какие правила нужно соблюдать для успешной работы в группах? -Посмотрите на фотографии на «Листе исследователя» и разделите изображенные на них достопримечательности на 2 группы. - Кто готов ответить? На какие 2 группы вы разделили эти достопримечательности? - Верно! Всемирное наследие включает в себя Всемирное природное наследие и Всемирное культурное наследие. Давайте вместе приведем примеры Всемирного природного наследия и Всемирного культурного наследия. -Я думаю, что вы видели огромное количество эмблем. На слайде вы видите знакомые вам эмблемы ЮНЕСКО, Международной общественной организации Гринпис и т.д. Всемирное наследие тоже имеет свою эмблему. Внимательно рассмотрите ее. Что вы видите? Как вы думаете, что они могут означать? -Эмблема символизирует взаимосвязь культурного и природного наследия: в центре эмблемы ромб, символизирующий достопримечательности, созданные руками человека, а внешний круг повторяет форму шара и символизирует природные достопримечательности. - Эмблема была утверждена в 1978 году. - Что такое Юнеско? - ЮНЕСКО – организация, которая решает вопросы об образовании, науки и культуре, а также определяет достопримечательности и места, которые могут оказаться под угрозой исчезновения. На сегодняшнее время памятников Всемирного наследия насчитывается 1154 объекта. В России из них находятся 30. Организовывает показ видеофрагмента о памятниках Всемирного наследия на территории России. - Сейчас мы с вами совершим виртуальное путешествие по памятникам ЮНЕСКО, находящимся на территории Росси. Смотреть и слушать нужно внимательно. И начать я хочу с Санкт-Петербурга. - Исторический центр Санкт-Петербурга. Посмотрите, перед нами Зимний дворец, который является объектом Всемирного наследия. Вы можете увидеть это богатство, разнообразие стилей. Построен он сравнительно недавно, в 1754-1762 годах. Далее мы можем увидеть следующий объект – Александрийская колонна. Данный монумент высотой 48 метров. Интересно, что эта колонна держится без каких-либо креплений. Теперь обратите внимание – перед нами Главный штаб. Центральная часть состоит из двух корпусов, которые соединяются аркой. Она была построена, как главный и завершающий элемент, посвященный Великой Отечественной войне 1812 года. - Из Санкт-Петербурга мы перемещаемся в Республику Карелию. Здесь на ожидает Архитектурный собор Кижского погоста. - Архитектурный комплекс расположен на острове Кижи в Онежском озере (Республика Карелия). Он состоит из уникальных деревянных построек XVIII–XIX вв., окруженных единой оградой — реконструкцией традиционных оград погостов. Центром ансамбля является Церковь Преображения Господня, построенная в 1714 г. Ее венчают 23 главки, размещенные ярусами, что придает своеобразный ритмический рисунок облику церкви. Уникален и иконостас храма, четырехъярусный, составленный из 102 икон. В комплекс входят дома, церкви, часовни, мельница, амбары. - Белокаменные памятники Владимира и Суздаля. - Два старинных центра Центральной России сыграли важнейшую роль в становлении древнерусской архитектуры. Во Владимире и Суздале находится целый ряд величественных построек XII–XIII вв. Среди них выделяются Успенский собор (1158–1189 гг.), один из немногих храмов, где сохранились фрески Андрея Рублева; Дмитровский собор (1194–1197 гг.), знаменитый белокаменной резьбой, и выдающийся памятник владимиро-суздальского зодчества, — церковь Покрова на Нерли (1150–1160 гг.). - Девственные леса Коми. - Самые обширные нетронутые человеком леса находятся на западных склонах Северного и Приполярного Урала. Именно здесь — наиболее известные среди туристов горы Урала: Народная, пик Карпинского и гора Манарага. - Девственные леса Коми раскинулись на территориях национального парка «Югыд Ва» и Печоро-Илычского заповедника. Здесь сосредоточено множество прекрасных и даже мистических достопримечательностей: столбы выветривания Маньпупунёр, похожие на застывших в камне великанов; гора Еркусей, считающаяся домом духа-покровителя коми, и многие другие. Но также леса служат домом множеству животных и растений, многие из них — краснокнижные. В список Всемирного наследия девственные леса Коми внесли в 1995 году — они стали первым в России природным объектом, взятым под охрану ЮНЕСКО. - Озеро Байкал Озеро Байкал — одно из самых известных озёр в России и во всём мире, находящееся на границе Иркутской области и Республики Бурятия. Оно считается одним из древнейших озёр планеты, его возраст — примерно 25–30 миллионов лет. А ещё Байкал — самое глубокое озеро Земли, а его воды составляют 19% от всего мирового запаса пресной воды. За миллионы лет в озере сформировалась уникальная экосистема, которая может рассказать о процессах эволюции, происходивших на нашей планете. Но Байкал важен не только для науки, он также одна из самых притягательных локаций для туристов. Тысячи путешественников приезжают сюда, чтобы прогуляться по хрустально-прозрачному льду зимой и отдохнуть на пляжах великого озера летом. - Историко-архитектурный комплекс Казанского кремля Строительство цитадели начали по приказу царя Ивана Грозного. Сегодня эта масштабная крепость — визитная карточка Казани, столицы Татарстана. Казанский кремль с его памятниками — пример органичного сплава разных традиций и стилей в архитектуре, объединяющий различные культуры. Здесь находится множество интересных достопримечательностей: нарядная мечеть Кул-Шариф, белокаменный Благовещенский собор и «падающая башня» царицы Сююмбике, с которой связано несколько грустных и красивых легенд. - Исторический центр Ярославля Ярославль, основанный в XI веке, расположен на слиянии рек Волги и Которосли. Город славится своими многочисленными церквями, а ещё он — красочный пример градостроительной реформы императрицы Екатерины II. Ярославль не зря выбран столицей «Золотого Кольца России». В городе сохранено более 140 архитектурных памятников различных времён. Самые известные достопримечательности Ярославля: Спасо-Преображенский монастырь, церковь Ильи Пророка и 15-главая церковь Иоанна Предтечи в Толчкове. В городе также очень красивая набережная, по которой приятно погулять в любое время года. В городе множество интересных больших и маленьких музеев. Например, интерактивный шоу-макет «Золотое Кольцо» с миниатюрными копиями самых красивых городов России; музей «Музыка и время», где можно услышать звучание старинных музыкальных инструментов или послушать грампластинку. Те, кто любит виды с высоты, могут подняться на смотровую площадку на колокольне Спасо-Преображенского монастыря. - Ленские столбы Огромная каменная гряда, растянувшаяся вдоль берега реки Лены на несколько километров. Наиболее высокие столбы достигают 200-метровой высоты. Для сравнения, самая высокая точка Великой Китайской стены — 16 метров. Название «столбы» возникло от схожести формы скал с каменными колоннами. Местные жители верят в легенду о том, что среди каменных великанов-столбов скрыт город, построенный богами. Сейчас боги спят, но в какой-то момент они проснутся и выйдут к людям, чтобы научить их остановиться в мире и гармонии. - Ландшафты Даурии Даурия — регион, расположенный в Забайкалье, на границе с Монголией и Китаем. Это один из самых хорошо сохранившихся степных ландшафтов в мире. Здесь гнездятся редкие птицы, часть из которых занесена в Международную Красную книгу — например, даурский журавль, дрофа, реликтовая чайка. А осенью и весной Даурия становится одной из лучших локаций для бёрдвотчинга в России: миллионы мигрирующих птиц пролетают над этими степями. По склонам здесь скачут краснокнижные монгольские антилопы — дзерены, в норках прячутся монгольские сурки-тарбаганы, с наступлением сумерек выходят на охоту хмурые пушистые манулы. В список Всемирного наследия ЮНЕСКО Даурия была внесена в 2017 году. - И завершаем мы наше путешествие на Храмах Псковской архитектурной школы Древний Псков, известный ещё со времён княгини Ольги, всегда манил к себе туристов. Псковские церкви невозможно спутать с какими-либо другими, они сразу бросаются в глаза своими кубическими формами и лаконичностью. Одними из наиболее интересных архитектурных объектов Пскова являются Псковский кром (кремль) и каменные церкви, старейшая из которых построена в XII веке. Сейчас Псковский кремль относится к местному музею-заповеднику. Посетить его можно самостоятельно или с экскурсией: посмотреть на Довмонтов город XIII века, зайти в приказные палаты. Единственное — подняться на крепостные стены, к сожалению, нельзя. - Мы рассмотрели с вами значительно маленькую часть того, что входит во Всемирное наследие. | Изучают материал по теме урока. - Это наследие всего человечества. Работают по учебнику. -В Египте более 40 лет назад произошел этот случай. -Храм Абу-Симбел -Памятник разрезали на тысячи блоков и воссоздали его на более высоком участке, где вода не угрожала ему. -Люди осознали, что из-за непродуманной хозяйственной деятельности могут пострадать бесценные сокровища мира. Возникла идея объявить самые выдающиеся культурные и природные достопримечательности Всемирным наследием, подлежащим обязательной охране. Выполняют работу в группах. - Достопримечательности – место, вещь или объект, заслуживающие особого внимания, знаменитые или замечательные чем-либо. - Достопримечательности, созданные людьми и природой. - Ромб и внешний круг. Просматривают видеофрагмент, слушая рассказ. | Учащиеся узнают: о понятиях «Всемирное наследие». Учащиеся получают возможность: различать объекты культурного и природного наследия. Учащиеся узнают: о понятиях «Юнеско». Учащиеся получат возможность узнать: об объектах, входящих в состав Юнеско. | П: анализировать информацию и выявлять существенные признаки; К: владение диалогической речью. П: строить логическую цепь размышлений. П: анализировать информацию и выявлять существенные признаки | Учебно-познавательный интерес к изучению объектов Всемирного наследия, активность и самостоятельность в их познании. |
9. Рефлексия учебной деятельности | Словесный (беседа) | Проводит рефлексию обучающихся. - Сегодня мы поговорили о Великом наследии, узнали какие достопримечательности в него входят. - Давайте оценим вашу деятельность на уроке на «Листе исследователя». - Наш урок я бы хотела завершить притчей. Был в древности один мудрец. У него было много последователей, многие у него учились. И вот как-то один или два его ученика поспорили между собой. Один утверждал, что сможет задать мудрецу такой вопрос, который поставит его в тупик. Второй сказал, что это невозможно. Ранним утром первый ученик пошел в поле и поймал там прекрасную маленькую бабочку. Зажал ее в ладонях так, чтобы не было ее видно. Придумал он хитростью одолеть учителя: "Я спрошу у него - жива ли бабочка, что в моих ладонях. Если он скажет что нет, то я разожму ладони и она взлетит. Если же скажет да, то я раздавлю ее. И открыв ладони, он увидит лишь ее безжизненное тельце. Так он попадет в неловкую ситуацию, а я выиграю спор". Пришел к своему мудрецу-учителю ученик и в присутствии всех спросил его: - Учитель, мертва или жива бабочка в моих ладонях? Мудрец посмотрел ему в глаза, подумал и сказал: - Все в твоих руках. Порой в жизни нам кажется, что окружающие нас люди, происходящие события и прочее - все это либо черное либо белое. Но реальный мир многоцветен. Учитесь видеть в людях и своей жизни нюансы, которые с такой легкостью могут все изменить для вас. - И это действительно так. Весь мир в наших руках, его сохранность и существование зависит от нас. | Выполняют рефлексию учебной деятельности. | | Р: осуществлять итоговый контроль по результату. | |