СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта к уроку окружающего мира "Всемирное наследие"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта к уроку окружающего мира "Всемирное наследие"»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Буцанец Алёна Александровна

Предмет: окружающий мир.

Класс: 3 «А».

Тема урока: «Всемирное наследие».

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении Всемирного наследия.

Планируемые результаты

Задачи урока:

Предметные:

1.Учащиеся узнают: о понятиях «Всемирное наследие», «Юнеско».

2.Учащиеся получат возможность узнать: об объектах, входящих в состав Юнеско.

1.Учащиеся научатся: называть объекты, входящие в состав Юнеско.

2.Учащиеся получают возможность: различать объекты культурного и природного наследия.

Дидактические:

  1. Формировать представление о понятии «Всемирное наследие», «Юнеско», об объектах, входящих в их состав.


2.Формировать умения: называть объекты, входящие в состав Юнеско, различать объекты культурного и природного наследия.

Метапредметные:

Познавательные:

Учащиеся научатся:

- с помощью педагогического работника формулировать цель.

Учащиеся получат возможность научиться:

- устанавливать причинно-следственные связи.


Коммуникативные:

Учащиеся научатся:

- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения.

Учащиеся получат возможность научиться:

- формулировать собственные мнения и идеи, аргументированно их излагать.


Регулятивные:

Учащиеся научатся:

- принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

- выстраивать последовательность выбранных действий.

- следовать при выполнении работы инструкциям.

Учащиеся получат возможность научиться:

- прогнозировать конечный результат и самостоятельно подбирать средства и способы работы для его получения.

- корректировать учебные действия для преодоления ошибок.

Развивающие:

Формировать умения (познавательные): с помощью педагогического работника формулировать цель; устанавливать причинно-следственные связи.





Формировать умения (коммуникативные): воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; формулировать собственные мнения и идеи, аргументированно их излагать.





Формировать умения (регулятивные): принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; выстраивать последовательность выбранных действий; следовать при выполнении работы инструкциям; прогнозировать конечный результат и самостоятельно подбирать средства и способы работы для его получения; корректировать учебные действия для преодоления ошибок; устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности.

Личностные:

У учащихся будет сформирован: учебно-познавательный интерес к изучению объектов Всемирного наследия, активность и самостоятельность в их познании.

У учащихся может быть сформировано: понимание важности соблюдения правил сохранения природного и культурного наследия человечества.

Воспитательные:

- Учебно-познавательный интерес к изучению объектов Всемирного наследия, активность и самостоятельность в их познании.

- Понимание важности соблюдения правил сохранения природного и культурного наследия человечества.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Дидактические средства: учебник по окружающему миру «Школа России» 3 класс, 2 часть; рабочий лист, презентация.

Интерактивное оборудование: проектор, экран, компьютер.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(Р, П, К)

Личностные

1. Мотивация учебной деятельности


Словесный

(беседа)






Наглядный (демонстрация)

Приветствует. Проверяет готовность к уроку. Настраивает на работу.

-Здравствуйте, присаживайтесь. Меня зовут Алёна Александровна, и сегодня урок окружающего мира у вас проведу я.

-Проверьте, пожалуйста, свою готовность к уроку. У вас на партах должны быть: учебник, рабочая тетрадь и пенал.

Организует мотивацию к учебной деятельности.

- Посмотрите на слайд. На нем представлены ладошки. Давайте посмотрим и возьмем на каждый пальчик наших ладоней какое – либо умение.

Приветствуют, проверяют готовность к уроку. Проявляют эмоциональную отзывчивость.










Р.: осуществлять волевую саморегуляции;



К.: владение диалогической речью.


2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Словесный

(беседа)







Наглядный (показ)



Организует повторение пройденного

материала.

- Для того, чтобы привести свои мысли в порядок и хорошо подготовиться к работе, начнем с повторения.

- Какую тему мы изучали с вами?

- Как называется столица Франции? Великобритании?

- Назовите главные достопримечательности Франции.

- Назовите главные достопримечательности Великобритании.

- Кто является главой государства в Великобритании?

- Давайте вспомним выдающихся людей, которые жили во Франции.

Проводит контрольную работу по актуализации знаний по пройденной теме.

Повторяют изученный материал. Проявляют активность, отвечают на вопросы учителя.


- По Франции и Великобритании.

- Париж, Лондон.

- Эйфелева башня, Лувр.

- Биг-бен, крепость Тауэр, Букингемский дворец.

- Королева.

- Ш. Перро.

Выполняют проверочную работу с самопроверкой по эталону.


К.: владение диалогической речью.


П.: структурировать информацию

Р: осуществлять контроль, коррекцию действия;




3. Выявление места и причины затруднения

Словесный

(беседа)

Наглядный(демонстрация)

Создает проблемную ситуацию и помогает учащимся сформировать тему и цель урока.

- Посмотрите на слайд, вы видите разбросанные буквы. Чтобы узнать тему нашего урока, вам необходимо их соединить в слово.

- И это слово наследие. Что оно обозначает?

- Давайте обратимся к толковому словарю Ожегова и узнаем, что такое наследие.

Наследие – это явление духовной жизни, быта, уклада, унаследованное, воспринятое от прежних поколений, от предшественников.

- А может быть Всемирное наследие?

- Назовите тему нашего урока.

- Как будет звучать цель нашего урока?


Формулируют тему и цель урока.




- Наследие.






- «Всемирное наследие».

- Узнать, что такое Всемирное наследие, какие достопримечательности в него входят.


Р: принимать и сохранять учебную задачу.



Учебно-познавательный интерес к изучению объектов Всемирного наследия.

4. Построение проекта выхода из затруднения

Словесный

(беседа)

Наглядный

(демонстрация)

Создает проблемную ситуацию для определения плана урока.

- Теперь нам нужно определить план нашего урока. Посмотрите на слайд, вам нужно соединить вопросы с их ответами.

- Что мы должны узнать?

- Чему мы должны научить?

- Что мы должны определить?

- Правильно, молодцы. Это и будет наш план.

Определяют план работы на урок.

- Узнать, что такое Всемирное наследие, какие достопримечательности в него входят.

- Научиться определять различия культурного и природного наследия.

- Определить правила сохранения Всемирного наследия.


Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.


5. Реализация построенного проекта

Словесный(беседа)











Организовывает работу по изучению темы.

- Ребята, как вы понимаете смысл словосочетания «Великое наследие»?

Организовывает работу по учебнику.

- Откройте с.92. Рассмотрите иллюстрации. Как вы думаете, почему эти объекты изображены на страницах учебника?

- Какие объекты культуры и природы люди взяли под охрану? Почему эти объекты охраняют? Всегда ли эти объекты охранялись?

-Дело в том, что эти объекты взяли под охрану относительно недавно. А как это произошло и почему, вы узнаете,

прочитав текст на стр. 90-91. Давайте прочитаем по цепочке.

-Где и когда произошел случай, описанный в тексте?

-Какой памятник оказался под угрозой затопления?

-Что сделали люди для сохранения памятника?

-Какой урок извлекло человечество из этого случая? Что люди предприняли для защиты достопримечательностей?

-Посмотрите на фотографии. Храма Абу-Симбел. Какие чувства он вызывает? Что вы ощущаете, когда рассматриваете эту фотографию?

Организовывает работу в группах по «Листам исследователя»

-Ребята, а что такое достопримечательности?

-А сейчас вы поработаете в группах по 4 человека. Какие правила нужно соблюдать для успешной работы в группах?

-Посмотрите на фотографии на «Листе исследователя» и разделите изображенные на них достопримечательности на 2 группы.

- Кто готов ответить? На какие 2 группы вы разделили эти

достопримечательности?

- Верно! Всемирное наследие включает в себя Всемирное природное наследие и Всемирное культурное наследие. Давайте вместе приведем примеры Всемирного природного наследия и Всемирного культурного наследия.

-Я думаю, что вы видели огромное количество эмблем. На слайде вы видите знакомые вам эмблемы ЮНЕСКО, Международной общественной организации Гринпис и т.д. Всемирное наследие тоже имеет свою эмблему. Внимательно рассмотрите ее. Что вы видите? Как вы думаете, что они могут означать?

-Эмблема символизирует взаимосвязь культурного и природного наследия: в центре эмблемы ромб, символизирующий достопримечательности, созданные руками человека, а внешний круг повторяет форму шара и символизирует природные достопримечательности.

- Эмблема была утверждена в 1978 году.

- Что такое Юнеско?

- ЮНЕСКО – организация, которая решает вопросы об образовании, науки и культуре, а также определяет достопримечательности и места, которые могут оказаться под угрозой исчезновения. На сегодняшнее время памятников Всемирного наследия насчитывается 1154 объекта. В России из них находятся 30.

Организовывает показ видеофрагмента о памятниках Всемирного наследия на территории России.

- Сейчас мы с вами совершим виртуальное путешествие по памятникам ЮНЕСКО, находящимся на территории Росси. Смотреть и слушать нужно внимательно. И начать я хочу с Санкт-Петербурга.

- Исторический центр Санкт-Петербурга.

Посмотрите, перед нами Зимний дворец, который является объектом Всемирного наследия. Вы можете увидеть это богатство, разнообразие стилей. Построен он сравнительно недавно, в 1754-1762 годах. Далее мы можем увидеть следующий объект – Александрийская колонна. Данный монумент высотой 48 метров. Интересно, что эта колонна держится без каких-либо креплений.

Теперь обратите внимание – перед нами Главный штаб. Центральная часть состоит из двух корпусов, которые соединяются аркой. Она была построена, как главный и завершающий элемент, посвященный Великой Отечественной войне 1812 года.

- Из Санкт-Петербурга мы перемещаемся в Республику Карелию. Здесь на ожидает Архитектурный собор Кижского погоста.

- Архитектурный комплекс расположен на острове Кижи в Онежском озере (Республика Карелия). Он состоит из уникальных деревянных построек XVIII–XIX вв., окруженных единой оградой — реконструкцией традиционных оград погостов. Центром ансамбля является Церковь Преображения Господня, построенная в 1714 г. Ее венчают 23 главки, размещенные ярусами, что придает своеобразный ритмический рисунок облику церкви. Уникален и иконостас храма, четырехъярусный, составленный из 102 икон. В комплекс входят дома, церкви, часовни, мельница, амбары.

- Белокаменные памятники Владимира и Суздаля.

- Два старинных центра Центральной России сыграли важнейшую роль в становлении древнерусской архитектуры. Во Владимире и Суздале находится целый ряд величественных построек XII–XIII вв. Среди них выделяются Успенский собор (1158–1189 гг.), один из немногих храмов, где сохранились фрески Андрея Рублева; Дмитровский собор (1194–1197 гг.), знаменитый белокаменной резьбой, и выдающийся памятник владимиро-суздальского зодчества, — церковь Покрова на Нерли (1150–1160 гг.).

- Девственные леса Коми.

- Самые обширные нетронутые человеком леса находятся на западных склонах Северного и Приполярного Урала. Именно здесь — наиболее известные среди туристов горы Урала: Народная, пик Карпинского и гора Манарага.

- Девственные леса Коми раскинулись на территориях национального парка «Югыд Ва» и Печоро-Илычского заповедника. Здесь сосредоточено множество прекрасных и даже мистических достопримечательностей: столбы выветривания Маньпупунёр, похожие на застывших в камне великанов; гора Еркусей, считающаяся домом духа-покровителя коми, и многие другие. Но также леса служат домом множеству животных и растений, многие из них — краснокнижные. В список Всемирного наследия девственные леса Коми внесли в 1995 году — они стали первым в России природным объектом, взятым под охрану ЮНЕСКО.

- Озеро Байкал

Озеро Байкал — одно из самых известных озёр в России и во всём мире, находящееся на границе Иркутской области и Республики Бурятия. Оно считается одним из древнейших озёр планеты, его возраст — примерно 25–30 миллионов лет. А ещё Байкал — самое глубокое озеро Земли, а его воды составляют 19% от всего мирового запаса пресной воды.

За миллионы лет в озере сформировалась уникальная экосистема, которая может рассказать о процессах эволюции, происходивших на нашей планете. Но Байкал важен не только для науки, он также одна из самых притягательных локаций для туристов. Тысячи путешественников приезжают сюда, чтобы прогуляться по хрустально-прозрачному льду зимой и отдохнуть на пляжах великого озера летом.

- Историко-архитектурный комплекс Казанского кремля

Строительство цитадели начали по приказу царя Ивана Грозного. Сегодня эта масштабная крепость — визитная карточка Казани, столицы Татарстана. Казанский кремль с его памятниками — пример органичного сплава разных традиций и стилей в архитектуре, объединяющий различные культуры. Здесь находится множество интересных достопримечательностей: нарядная мечеть Кул-Шариф, белокаменный Благовещенский собор и «падающая башня» царицы Сююмбике, с которой связано несколько грустных и красивых легенд.

- Исторический центр Ярославля

Ярославль, основанный в XI веке, расположен на слиянии рек Волги и Которосли. Город славится своими многочисленными церквями, а ещё он — красочный пример градостроительной реформы императрицы Екатерины II. Ярославль не зря выбран столицей «Золотого Кольца России». В городе сохранено более 140 архитектурных памятников различных времён. Самые известные достопримечательности Ярославля: Спасо-Преображенский монастырь, церковь Ильи Пророка и 15-главая церковь Иоанна Предтечи в Толчкове.

В городе также очень красивая набережная, по которой приятно погулять в любое время года.

В городе множество интересных больших и маленьких музеев. Например, интерактивный шоу-макет «Золотое Кольцо» с миниатюрными копиями самых красивых городов России; музей «Музыка и время», где можно услышать звучание старинных музыкальных инструментов или послушать грампластинку. Те, кто любит виды с высоты, могут подняться на смотровую площадку на колокольне Спасо-Преображенского монастыря.

- Ленские столбы

Огромная каменная гряда, растянувшаяся вдоль берега реки Лены на несколько километров. Наиболее высокие столбы достигают 200-метровой высоты. Для сравнения, самая высокая точка Великой Китайской стены — 16 метров.

Название «столбы» возникло от схожести формы скал с каменными колоннами. Местные жители верят в легенду о том, что среди каменных великанов-столбов скрыт город, построенный богами. Сейчас боги спят, но в какой-то момент они проснутся и выйдут к людям, чтобы научить их остановиться в мире и гармонии.

- Ландшафты Даурии

Даурия — регион, расположенный в Забайкалье, на границе с Монголией и Китаем. Это один из самых хорошо сохранившихся степных ландшафтов в мире. Здесь гнездятся редкие птицы, часть из которых занесена в Международную Красную книгу — например, даурский журавль, дрофа, реликтовая чайка. А осенью и весной Даурия становится одной из лучших локаций для бёрдвотчинга в России: миллионы мигрирующих птиц пролетают над этими степями. По склонам здесь скачут краснокнижные монгольские антилопы — дзерены, в норках прячутся монгольские сурки-тарбаганы, с наступлением сумерек выходят на охоту хмурые пушистые манулы.

В список Всемирного наследия ЮНЕСКО Даурия была внесена в 2017 году.

- И завершаем мы наше путешествие на Храмах Псковской архитектурной школы

Древний Псков, известный ещё со времён княгини Ольги, всегда манил к себе туристов. Псковские церкви невозможно спутать с какими-либо другими, они сразу бросаются в глаза своими кубическими формами и лаконичностью.

Одними из наиболее интересных архитектурных объектов Пскова являются Псковский кром (кремль) и каменные церкви, старейшая из которых построена в XII веке.

Сейчас Псковский кремль относится к местному музею-заповеднику. Посетить его можно самостоятельно или с экскурсией: посмотреть на Довмонтов город XIII века, зайти в приказные палаты. Единственное — подняться на крепостные стены, к сожалению, нельзя.

- Мы рассмотрели с вами значительно маленькую часть того, что входит во Всемирное наследие.

Изучают материал по теме урока.

- Это наследие всего человечества.


Работают по учебнику.

-В Египте более 40 лет назад произошел этот случай.

-Храм Абу-Симбел

-Памятник разрезали на тысячи

блоков и воссоздали его на более

высоком участке, где вода не

угрожала ему.

-Люди осознали, что из-за

непродуманной хозяйственной

деятельности могут пострадать

бесценные сокровища мира. Возникла идея объявить самые выдающиеся культурные и природные достопримечательности Всемирным наследием, подлежащим

обязательной охране.

Выполняют работу в группах.


- Достопримечательности – место,

вещь или объект, заслуживающие

особого внимания, знаменитые или

замечательные чем-либо.



- Достопримечательности, созданные людьми и природой.









- Ромб и внешний круг.















Просматривают видеофрагмент, слушая рассказ.





Учащиеся узнают: о понятиях «Всемирное наследие».






















Учащиеся получают возможность: различать объекты культурного и природного наследия.








Учащиеся узнают: о понятиях «Юнеско».



Учащиеся получат возможность узнать: об объектах, входящих в состав Юнеско.

П: анализировать информацию и выявлять существенные признаки;

К: владение диалогической речью.







П: строить логическую цепь размышлений.






П: анализировать информацию и выявлять существенные признаки


Учебно-познавательный интерес к изучению объектов Всемирного наследия, активность и самостоятельность в их познании.


6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Словесный

(беседа)


Проводит первичное закрепление знаний обучающихся.

- Давайте посмотрим на наш план. Что мы с вами уже выполнили? Что осталось?

- Давайте повторим, что такое Всемирное наследие?

- Как возникла идея создания списка Всемирного наследия?

- Какие группы объектов входит в состав Всемирного наследия?

- Какие различия у природного и культурного наследия?

Закрепляют изученный материал.


К.: владение диалогической речью.

К.: строить монологическое высказывание;


7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Словесный(беседа)

Практический(упражнение)

Организовывает самостоятельную работу.

-Сейчас я предлагаю вам самостоятельно заполнить схему «Лист исследователя». Вам необходимо распределить объекты по группам.


Выполняют самостоятельную работу.


Р: осуществлять контроль, коррекцию действия;


8. Включение нового знания в систему знаний и повторение

Словесный(беседа)




Практический(упражнение)

Проводит закрепление знаний и воспитательную работу по теме урока.

- Сегодня мы поговорили с вами о Великом наследии человечества и выяснили, что с каждым годом оно пополняется новыми объектами. Давайте поговорим о том, чтобы мы могли сделать для его сохранения.

Организовывает работу в парах.

- Вам необходимо подумать и правильно написать правила, которые вам даны, подставив частицу «НЕ» там, где это нужно. Так мы выведем список правил, которых будем придерживаться, чтобы сохранить природную и культурную красоту, которую имеем.

Закрепляют полученные знания.






Работают в парах.


К: строить монологическое высказывание;

Понимание важности соблюдения правил сохранения природного и культурного наследия человечества.

9. Рефлексия учебной деятельности

Словесный (беседа)

Проводит рефлексию обучающихся.

- Сегодня мы поговорили о Великом наследии, узнали какие достопримечательности в него входят.

- Давайте оценим вашу деятельность на уроке на «Листе исследователя».

- Наш урок я бы хотела завершить притчей.

Был в древности один мудрец. У него было много последователей, многие у него учились.

И вот как-то один или два его ученика поспорили между собой. Один утверждал, что сможет задать мудрецу такой вопрос, который поставит его в тупик. Второй сказал, что это невозможно.

Ранним утром первый ученик пошел в поле и поймал там прекрасную маленькую бабочку. Зажал ее в ладонях так, чтобы не было ее видно. Придумал он хитростью одолеть учителя: "Я спрошу у него - жива ли бабочка, что в моих ладонях. Если он скажет что нет, то я разожму ладони и она взлетит. Если же скажет да, то я раздавлю ее. И открыв ладони, он увидит лишь ее безжизненное тельце. Так он попадет в неловкую ситуацию, а я выиграю спор".

Пришел к своему мудрецу-учителю ученик и в присутствии всех спросил его:

- Учитель, мертва или жива бабочка в моих ладонях?

Мудрец посмотрел ему в глаза, подумал и сказал: - Все в твоих руках.

Порой в жизни нам кажется, что окружающие нас люди, происходящие события и прочее - все это либо черное либо белое. Но реальный мир многоцветен. Учитесь видеть в людях и своей жизни нюансы, которые с такой легкостью могут все изменить для вас.

- И это действительно так. Весь мир в наших руках, его сохранность и существование зависит от нас.

Выполняют рефлексию учебной деятельности.







Р: осуществлять итоговый контроль по результату.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!