1. Мотивация учебной деятельности | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) | Приветствует. Проверяет готовность к уроку. Настраивает на работу. -Здравствуйте, присаживайтесь. Меня зовут Алёна Александровна, и сегодня урок русского языка у вас проведу я. -Проверьте, пожалуйста, свою готовность к уроку. У вас на партах должны быть: учебник, рабочая тетрадь и пенал. Организует мотивацию к учебной деятельности. - Посмотрите на слайд. На нем представлено высказывание: «Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому». - Какой смысл в словах? О чем они? | Приветствуют, проверяют готовность к уроку. Проявляют эмоциональную отзывчивость. | | Р.: осуществлять волевую саморегуляции; К.: владение диалогической речью. | |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | Словесный (беседа) Наглядный (показ) | Организует повторение пройденного материала. - Для того, чтобы привести свои мысли в порядок и хорошо подготовиться к работе, начнем с повторения. - С какой частью речи мы работали на последних уроках, нам помогут вспомнить вот эти строки? Интересная часть речи, В русском языке живёт. Кто что делает, расскажет: Чертит, пишет, иль поёт. Вышивает, или пашет, Или забивает гол. Варит, жарит, моет, чистит – Все расскажет нам … (Глагол!) -Что такое глагол? -На какие вопросы отвечает глагол? Что обозначает? Как изменяется? -Что обозначают глаголы в настоящем, будущем, прошедшем времени? -Прочитайте слова. Светил, светила, светило. - Что в них общего? - Подберите к ним имена существительные по смыслу. - Чем отличаются эти глаголы? -Это и будет главный вопрос урока. | Повторяют изученный материал. Проявляют активность, отвечают на вопросы учителя. - Глагол –это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета. Отвечает на вопросы Что делать? Что сделать? Что сделает? И т.д. - По числам и лицам -Это глаголы прошедшего времени, родственные слова. -Месяц светил, луна светила, солнышко светило. -Мы еще не знаем… | Учащиеся узнают: о части речи «Глагол», его характеристиках. | К.: владение диалогической речью. П.: структурировать информацию Р: осуществлять контроль, коррекцию действия; | Учебно-познавательный интерес к изучению родов глаголов в прошедшем времени. |
3. Выявление места и причины затруднения | Словесный (беседа) Наглядный(демонстрация) | Создает проблемную ситуацию и помогает учащимся сформировать тему и цель урока. - Сформулируйте тему урока. -Поставьте цели на урок. | Формулируют тему и цель урока. - Род глаголов в прошедшем времени. -Будем учиться находить глаголы прошедшего времени, выделять в них окончания. | | Р: принимать и сохранять учебную задачу. | Учебно-познавательный интерес к изучению родов глаголов. |
4. Построение проекта выхода из затруднения | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) | Создает проблемную ситуацию для определения плана урока. - Теперь нам нужно определить план нашего урока. Посмотрите на слайд, вам нужно соединить вопросы с их ответами. - Что мы должны узнать? - Чему мы должны научить? - Что мы должны определить? - Правильно, молодцы. Это и будет наш план. | Определяют план работы на урок. - Узнать о роде глаголов прошед.вр. - Определять род глаголов пр.вр; - Научиться выделать окончания глаголов пр.вр.; изменять глаголы пр.вр.по родам. | | Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. | Учебно-познавательный интерес к изучению родов глаголов в прошедшем времени. |
5. Реализация построенного проекта | Словесный(беседа) Практический(упражнение) Наглядный (демонстрация) | Организовывает работу по изучению темы. - Можете ли вы представить нашу речь без глаголов? Почему? - Смогли бы поэты и писатели создать свои произведения? -Откройте тетради и запишите число, классная работа. - Не забываем про посадку, пишем красиво! Организовывает работу с учебником и дидактическим материалом. На доске написаны предложения: (Один ребёнок работает у доски) Лампа светил_ над столом. Солнце светил_ ярко. Фонарь светил_ очень тускло. -Прочитайте предложения. Всё ли в них верно написано? - Найдите в предложениях глаголы, подчеркните их. - Найдите в предложении слово, с которым связан глагол (отмечаю крестиком)(от какого слова мы ставим вопрос к глаголу?) - У каждого глагола определите число и время, подпишем это над глаголами. - Почему у одного и того же глагола единственного числа прошедшего времени могут быть разные окончания? - Какой вывод можно сделать? - Открываем учебники на стр. 121, № 214 Прочитайте стихотворение. - Определите время и число глаголов. Поставьте к каждому глаголу вопрос. -Какую особенность заметили у всех глаголов прошедшего времени. -Сделайте вывод: для чего служит суффикс л? -Да верно, если в глаголе есть –л- . то глагол стоит в форме прошедшего времени. - Ребята, как определить род глагола? - Прочитайте после упражнения «обратите внимание!», и скажите были ли мы правы? - Давайте разберём слово «дождик» по составу. - Теперь выполняем упражнение 215, стр. 121. Прочитайте. -Докажите, что глаголы блестел, сиял, сверкал являются синонимами. - Определите различие в лексическом значении глаголов блестел и блеснул, сиял и засиял, сверкал и сверкнул -Определите время, число, род глаголов. Какая часть слова указывает на изменение глаголов по родам? -Спишите глаголы, укажите их род, выделите окончания. -Определите ещё одну особенность формы глаголов прошедшего времени. | Изучают материал по теме урока. -Глаголы единственного числа прошедшего времени изменяются по родам. Род глаголов зависит от рода имени существительного, с которым связан глагол) Выполняют упражнение. -суффикс Л Образует форму прошедшего времени. Вывод: Если в глаголе есть –л- . то глагол стоит в форме прошедшего времени. -По роду имени существительного, с которым он связан. - Род глагола прошедшего времени единственного числа в предложении зависит от рода имени существительного, с которым глагол связан по смыслу. дожд — корень, ик — суффикс, нулевое окончание, дождик — основа слова. -Эти глаголы являются синонимами, т.к. у них близкое значение испускать свет. -Различаются тем, что первый глагол в каждой паре показывает длительное действие, а второй глагол показывает, что действие внезапно началось и быстро закончилось. | Учащиеся узнают: о понятиях «Всемирное наследие». Учащиеся научатся: определять число и род у глаголов прошедшего времени. Учащиеся получат возможность узнать: о родовых формах глагола в прошедшем времени, их окончаниях | П: анализировать информацию и выявлять существенные признаки; К: владение диалогической речью. П: строить логическую цепь размышлений. П: анализировать информацию и выявлять существенные признаки | Активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Словесный (беседа) | Проводит первичное закрепление знаний обучающихся. - Что вы можете сказать о глаголах прошедшего времени во множественном числе? Вывод: такие окончания можно назвать родовыми. - Перелистните страницу и прочитайте правило. - Были ли наши суждения правильными? | Закрепляют изученный материал. -Глаголы в прошедшем времени изменяются по числам, а в единственном числе – по родам. -Не изменяются по родам - Глаголы прошедшего времени в единственном числе изменяются по родам. - Глаголы прошедшего времени во множественном числе по родам не изменяются. | | К.: владение диалогической речью. К.: строить монологическое высказывание; | |