СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта к уроку "Служебные части речи. Предлоги". 10 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по данной теме нацелен на расширение представлений о предлогах, знаний и умений, полученных ранее; на формирование навыков узнавать предлоги  и характеризовать их.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта к уроку "Служебные части речи. Предлоги". 10 класс»

Технологическая карта урока русского языка

Класс: 10 сг (социально-гуманитарный)

Дата: 04.04.2019 г.

Учитель: Карасева Светлана Аркадьевна

Тема урока: Предлог как часть речи.

Тип урока: Урок изучения нового материала. Развитие речи.

Цели урока: 

  • Образовательные:

- формировать представление о предлоге как служебной части речи;

- формировать умение узнавать предлоги и характеризовать их;

- развить интерес к ценностям родного языка, любви к творчеству и культуре общения.

  • Воспитательные: воспитывать интерес к изучению русского языка.

  • Развивающие: развивать логическое мышление, память, умение работать с таблицами, кластерами.


Педагогические задачи:

  • Продолжить знакомство со служебными частями речи.

  • Актуализировать имеющиеся речеведческие знания и умения, полученные на уроках развития речи.

  • Совершенствовать монологическую речь учащихся и их правописную компетенцию.

  • Воспитывать чувство патриотизма, бережного отношения к прошлому.

  • Повысить интерес к изучению русского языка.

  • Создать условия для закрепления умений и навыков различения на письме предлогов производных/непроизводных, употребления предлогов.

Форма проведения: урок-исследование с использованием ЭОР и компьютерной презентации.  

Методические приемы: рассказ учителя, аналитическая беседа, художественное  чтение. 

Развивающие: развивать творческое восприятие, воображение, наблюдательность, фантазию, образное и логическое мышление, память, внимание, творческие способности, устную связную речь.

Воспитательные: воспитывать умение сотрудничать, устанавливать контакты со сверстниками и учителем; прививать навыки коллективной работы, аккуратности, терпеливости.

Опорные понятия, термины: служебные части речи; предлог



Планируемые результаты

Предметные:


имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения; связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества. Владеют всеми видами речевой деятельности (аудирование и чтение: понимают содержание устного й письменного сообщения, владеют навыками информационной переработки прочитанного текста; говорение и письмо: способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), выразить свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; соблюдают основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; владеют основами научных знаний о родном языке); формируют представление о предлогах; отрабатывают умения отличать предлоги друг от друга по значению.

Метапредметные:

Познавательные - адекватно воспринимают содержание устного и письменного сообщения; знают разные виды чтения; способны извлекать информацию из различных источников; владеют приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; используют родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; формируют умение различать предлоги и приставки.

Регулятивные - определяют цели деятельности, последовательность действий.

Коммуникативные - осуществляют коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях

Личностные:

проявляют уважительное отношение к родному языку; стремятся к речевому самосовершенствованию; понимают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей; имеют объемный словарный запас; усваивают грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; развивают логическое мышление, воспитывать любознательность

Образовательные ресурсы: карточки с заданиями, учебник, рабочие тетради, компьютер, мультимедийный проектор, экран, доска, учебник.

компьютерная презентация



Технологическая карта

Этап урока

Деятельность и действия учителя

Деятельность и действия обучающихся

Используемые методы, приёмы и формы

Результат взаимодейст- вия

Скриншоты

1.Организационный момент

Создание благоприятного настроя

Презентация

(слайд 1,2)



- Ребята, выберите листок бумаги с той картинкой, которая соответствует вашему настрою на урок.


Настраиваются на работу

Словесные, мотивации учебной деятельности

готовность к уроку


2. Актуализация опорных знаний

Организует работу по актуализации опорных знаний.



- На календаре месяц апрель. Скажите, ребята, какой значимый для нашей страны праздник мы скоро будем отмечать?

-Послушайте, пожалуйста, стихотворение Юрия Шмидта «Защитники Отечества родного...» (слайд 3)


Две старых фотографии, два деда,
Со стен как будто смотрят на меня.
Один погиб почти перед победой,
Другой пропал в немецких лагерях.
Один дошел до самого Берлина,
В апреле сорок пятого - убит.
Другой пропал без вести, словно сгинул,
И даже неизвестно, где лежит.
Защитники Отечества родного,
Две разных жизни, но с одной судьбой.
Со старых фотографий смотрят снова,
Те, кто отдали жизнь за нас с тобой.
И в этот День Защитника Отчизны,
Героев павших будем вспоминать.
Они для нас свои отдали жизни,
Чтоб мы могли отчизну защищать.

-Расскажите о своих впечатлениях от этого стихотворения? Какова его тема? Идея? Орфографическая минутка.


-Выпишите слово, в котором правописание гласной в корне определяется правилом: «После шипящих в корне слова пишется Ё, а не О».

-Укажите слово, написание приставки в котором определяется правилом правописания приставок на з/с?

-Выпишите наречие, образованное приставочно-суффиксальным способом.

-Выпишите действительное причастие прошедшего времени.

-Выпишите глагол, правописание окончания которого не подчиняется общему правилу.

-А теперь давайте поработаем с текстом данного стихотворения.

Работают устно, отвечают на вопросы, отдельные обучающиеся слушают

Этот праздник – День Победы.
























Размышляют. Отвечают на вопросы учителя.


Дошёл




Сгинул



Снова


Павших


Смотрят (глагол-исключение)




Наглядный, словесный, познавательный

Быстрая проверка опорных знаний



Сообщение темы урока

  1. Постановка проблемы

  2. Поиск решения. Организация наблюдения за предлогами.

  3. Открытие нового

4) Обобщение

-Ребята, внимательно посмотрите на наш текст.

(На слайде 4 обучающимся предлагается деформированный текст).


Две старых фотографии, два деда,
…стен как будто смотрят … меня.
Один погиб почти …победой,
Другой пропал … немецких лагерях.

Один дошел… самого Берлина,
… апреле сорок пятого - убит.
Другой пропал … вести, словно сгинул,
И даже неизвестно, где лежит.

Защитники Отечества родного,
Две разных жизни, но … одной судьбой.

… старых фотографий смотрят снова,
Те, кто отдали жизнь …нас … тобой.

И …этот День Защитника Отчизны,
Героев павших будем вспоминать.
Они … нас свои отдали жизни,
Чтоб мы могли отчизну защищать.


- Ребята, скажите, пожалуйста, чего не хватает в нашем стихотворении? Что изменилось?

- Нарушилась грамматическая связь в предложениях.


- Почему в стихотворении появилась «нескладность»? Попробуйте восстановить пропущенные предлоги самостоятельно.



-А теперь давайте посмотрим на авторский вариант.

(Слайд 5 с выделенными предлогами)


-Итак, мы смогла побороть «нескладность» путем восстановления предлогов в тексте.

Получается, что такая маленькая часть речи как предлог, играет очень важную роль в языке.


- Сформулируйте тему нашего урока. Какие задачи мы поставим перед собой?


Учитель читает наизусть шуточное стихотворение:

Чудесный выдался денек,

А я учу предлоги…

И я шепчу, закрыв глаза,

Скрестив под стулом ноги:

«Что значит – «по»?

«Что значит – «за»?

И «за», и «по» - предлоги,

А хорошо бы за порог

И мчаться по дороге!

Какой бы выдумать предлог,

Чтоб не учить предлоги?


- Но учить предлоги придётся! Вас ждёт ЕГЭ!!! Магическое слово!!!


Наблюдение, дискуссия















В тексте не хватает предлогов. Стихотворение стало «нескладным».



Обучающиеся вставляют предлоги в текст, зачитывают получившиеся варианты.


Сверяют тексты.



















Формулируют тему и задачи урока.

проблемный

индивидуальный

фронтальный































Работа над новым материалом

  1. Работа над текстом определения















2)Работа по распознаванию простых и составных;

производных и непроизводных предлогов.





3)Работа по определению отношений, выраженных предлогами.












  1. Дифференцированное задание.







  1. «Лови ошибку!»

(Работа по технологии ТРИЗ)












- А теперь попробуйте самостоятельно сформулировать правило о предлоге.


-Запишите получившееся правило любым удобным для вас способом.

(Заслушивание вариантов обучающихся)


-А теперь давайте обратимся к нашему авторитетному источнику знаний – учебнику русского языка.


(слайд 6, 7)

- Сравните свои записи с правилом в учебнике. (Стр. 279)

- Какие ключевые слова мы выделим в правиле?


-Охарактеризуйте предлоги, встретившиеся нам в стихотворении.


-Составьте предложение по теме «День Победы», употребив составные и производные предлоги.

В течение многих веков на Руси уважали Защитников Отечества.

Не смотря на тяготы воинской службы защита Родины всегда была делом почетным.

-Подчеркните предлоги. Как мы можем их охарактеризовать.


Работа с учебником по упр. 303 (устно).

- Охарактеризуйте стилистическое использование выделенных предлогов.

Является ли нормативным для современного русского литературного языка. Их употребление в данных контекстах? По возможности произведите их замену.


Работа по карточкам

-Задание: вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки, определить разряд предлога.


(Слайд 8)


Образец: вышел опушке (место)

(До)ехать (до)границы, находится в двух часах лёту, выб…рались из трюма, остаться в к…юте, об…явить после старта, скрывшись за поворотом, брызги из (под)кормы, вымпел на мачт…, возникла за кормой, закончить перед отплытием, ост…новиться из(за) (не)погоды, оказаться вследствие (не)здоровья, вынырнуть из(под) скалы, выр…сли благодаря дождям.


Физкультминутка

Учитель читает наизусть шуточное стихотворение:

Чудесный выдался денек,

А я учу предлоги…

И я шепчу, закрыв глаза,

Скрестив под стулом ноги:

«Что значит – «по»?

«Что значит – «за»?

И «за», и «по» - предлоги,

А хорошо бы за порог

И мчаться по дороге!

Какой бы выдумать предлог,

Чтоб не учить предлоги?


- Составьте 3 словосочетания с простыми непроизводными предлогами и 3 словосочетания с составными производными предлогами.

Постарайтесь, чтобы они соответствовали теме нашего сегодняшнего урока и были посвящены Дню Победы.



Учитель читает утверждения о предлогах

(слайд 9)

Условные обозначения:

«+» – правда

«-« - ложь

Предлог – это служебная часть речи.(+)

Предлоги бывают простыми и составными.(+)

Предлоги могут быть однозначными.(+)

В предложении предлог является дополнением.(-)

Предлог выражает зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении.(+)

Предлог из-за является составным.(+)

Предлог благодаря является производным. (+)

По значению предлоги делятся на пространственные, целевые, временные и причинные. (+)

Предлог в течение пишется слитно. (-)

КЛЮЧ: +++-++++-






Дети составляют схемы, таблицы, краткие записи и др.


Зависимость одних слов от других; простые и составные; производные и непроизводные предлоги.



Простые, непроизводные



Обучающиеся представляют свои варианты, а затем учитель предлагает свой вариант.







Составные, производные.


Называют предлоги, производят замену.








Работают по карточкам







Выполняют задание, записывают в тетрадь. Задание: вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки, определить разряд предлога.






Обучающиеся, когда услышат предлог, хлопают в ладоши.













Обучающиеся зачитывают словосочетания.







Обучающиеся определяют, какие утверждения истинные, а какие – ложные.

Информационно-рецептивный




Подтвердят предварительные выводы об основных характеристиках предлога






































Рефлексия

А) Рефлексия настроения и эмоционального состояния


Б) Рефлексия содержания учебного материала

Возьмите листочек, на котором вы показали свое настроение в начале урока. Изобразите свое настроение в данный момент

(слайд 10)


- Что повторили/узнали сегодня?

- Оформляем в виде «Рыбьей кости», оценивая приращение знаний (слайд 11)



Изображают настроение.







Проговаривают вслух

Практический

индивидуальный


Оценка эмоционального состояния



Осмысление результатов своей работы


Информация о домашнем задании

Поясняет домашнее задание


-Предлагаю вам написать сочинение-миниатюру «А для меня День Победы это…» или написать поздравление с праздником и обозначить графически в своей работе предлоги. Запомнить теоретический материал, изученный на уроке вам помогут собственные записи в тетради и теоретический материал п. 48 учебника. Выбор за вами! (слайд 12)



Задают вопросы, слушают

Словесные

Выполнение домашнего задания



Выставление оценок.

- Сегодня мне очень понравилось работать с вами. Вы были активны, любознательны, настойчивы в добывании знаний и поэтому заслуживаете только хороших отметок. Молодцы! Спасибо за работу!















Приложение 1.


Задание: восстановите текст стихотворения.


Юрий Шмидт «Защитники Отечества родного...»


Две старых фотографии, два деда,
…стен как будто смотрят … меня.
Один погиб почти …победой,
Другой пропал … немецких лагерях.

Один дошел… самого Берлина,
… апреле сорок пятого - убит.
Другой пропал … вести, словно сгинул,
И даже неизвестно, где лежит.

Защитники Отечества родного,
Две разных жизни, но … одной судьбой.

… старых фотографий смотрят снова
Те, кто отдали жизнь …нас … тобой.

И …этот день, великий День Победы,
Героев павших будем вспоминать.
Они … нас свои отдали жизни,
Чтоб мы могли отчизну защищать.


ФИО __________________________________________________



Задание: восстановите текст стихотворения.


Юрий Шмидт «Защитники Отечества родного...»


Две старых фотографии, два деда,
…стен как будто смотрят … меня.
Один погиб почти …победой,
Другой пропал … немецких лагерях.

Один дошел… самого Берлина,
… апреле сорок пятого - убит.
Другой пропал … вести, словно сгинул,
И даже неизвестно, где лежит.

Защитники Отечества родного,
Две разных жизни, но … одной судьбой.

… старых фотографий смотрят снова
Те, кто отдали жизнь …нас … тобой.

И …этот день, великий День Победы,
Героев павших будем вспоминать.
Они … нас свои отдали жизни,
Чтоб мы могли отчизну защищать.


ФИО __________________________________________________



Приложение 2.


Работа по карточкам

Задание: вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки, определить разряд предлога.

Образец: вышел к опушке (место)

(До)ехать (до)границы, находится в двух часах лёту, выб…рались из трюма, остаться в к…юте, об…явить после старта, скрывшись за поворотом, брызги из (под)кормы, вымпел на мачт…, возникла (за)кормой, закончить перед отплытием, ост…новиться из(за) (не)погоды, оказаться вследстви… (не)здоровья, вынырнуть из(под) скалы, выр…сли благодаря дождям.


ФИО ________________________________________________________


Работа по карточкам

Задание: вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки, определить разряд предлога.

Образец: вышел к опушке (место)

(До)ехать (до)границы, находится в двух часах лёту, выб…рались из трюма, остаться в к…юте, об…явить после старта, скрывшись за поворотом, брызги из (под)кормы, вымпел на мачт…, возникла (за)кормой, закончить перед отплытием, ост…новиться из(за) (не)погоды, оказаться вследстви… (не)здоровья, вынырнуть из(под) скалы, выр…сли благодаря дождям.


ФИО ________________________________________________________


Работа по карточкам

Задание: вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки, определить разряд предлога.

Образец: вышел к опушке (место)

(До)ехать (до)границы, находится в двух часах лёту, выб…рались из трюма, остаться в к…юте, об…явить после старта, скрывшись за поворотом, брызги из (под)кормы, вымпел на мачт…, возникла (за)кормой, закончить перед отплытием, ост…новиться из(за) (не)погоды, оказаться вследстви… (не)здоровья, вынырнуть из(под) скалы, выр…сли благодаря дождям.


ФИО ________________________________________________________


Работа по карточкам

Задание: вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки, определить разряд предлога.

Образец: вышел к опушке (место)

(До)ехать (до)границы, находится в двух часах лёту, выб…рались из трюма, остаться в к…юте, об…явить после старта, скрывшись за поворотом, брызги из (под)кормы, вымпел на мачт…, возникла (за)кормой, закончить перед отплытием, ост…новиться из(за) (не)погоды, оказаться вследстви… (не)здоровья, вынырнуть из(под) скалы, выр…сли благодаря дождям.


ФИО ________________________________________________________





Учитель читает наизусть шуточное стихотворение:

Чудесный выдался денек,

А я учу предлоги…

И я шепчу, закрыв глаза,

Скрестив под стулом ноги:

«Что значит – «по»?

«Что значит – «за»?

И «за», и «по» - предлоги,

А хорошо бы за порог

И мчаться по дороге!

Какой бы выдумать предлог,

Чтоб не учить предлоги?


- Но учить предлоги придётся! Вас ждёт ЕГЭ!!! Магическое слово!!!



13




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!