2. Актуализация опорных знаний | Организует работу по актуализации опорных знаний. - На календаре месяц апрель. Скажите, ребята, какой значимый для нашей страны праздник мы скоро будем отмечать? -Послушайте, пожалуйста, стихотворение Юрия Шмидта «Защитники Отечества родного...» (слайд 3) Две старых фотографии, два деда, Со стен как будто смотрят на меня. Один погиб почти перед победой, Другой пропал в немецких лагерях. Один дошел до самого Берлина, В апреле сорок пятого - убит. Другой пропал без вести, словно сгинул, И даже неизвестно, где лежит. Защитники Отечества родного, Две разных жизни, но с одной судьбой. Со старых фотографий смотрят снова, Те, кто отдали жизнь за нас с тобой. И в этот День Защитника Отчизны, Героев павших будем вспоминать. Они для нас свои отдали жизни, Чтоб мы могли отчизну защищать. -Расскажите о своих впечатлениях от этого стихотворения? Какова его тема? Идея? Орфографическая минутка. -Выпишите слово, в котором правописание гласной в корне определяется правилом: «После шипящих в корне слова пишется Ё, а не О». -Укажите слово, написание приставки в котором определяется правилом правописания приставок на з/с? -Выпишите наречие, образованное приставочно-суффиксальным способом. -Выпишите действительное причастие прошедшего времени. -Выпишите глагол, правописание окончания которого не подчиняется общему правилу. -А теперь давайте поработаем с текстом данного стихотворения. | Работают устно, отвечают на вопросы, отдельные обучающиеся слушают Этот праздник – День Победы. Размышляют. Отвечают на вопросы учителя. Дошёл Сгинул Снова Павших Смотрят (глагол-исключение) | Наглядный, словесный, познавательный | Быстрая проверка опорных знаний | |
Сообщение темы урока Постановка проблемы Поиск решения. Организация наблюдения за предлогами. Открытие нового 4) Обобщение | -Ребята, внимательно посмотрите на наш текст. (На слайде 4 обучающимся предлагается деформированный текст). Две старых фотографии, два деда, …стен как будто смотрят … меня. Один погиб почти …победой, Другой пропал … немецких лагерях. Один дошел… самого Берлина, … апреле сорок пятого - убит. Другой пропал … вести, словно сгинул, И даже неизвестно, где лежит. Защитники Отечества родного, Две разных жизни, но … одной судьбой. … старых фотографий смотрят снова, Те, кто отдали жизнь …нас … тобой. И …этот День Защитника Отчизны, Героев павших будем вспоминать. Они … нас свои отдали жизни, Чтоб мы могли отчизну защищать. - Ребята, скажите, пожалуйста, чего не хватает в нашем стихотворении? Что изменилось? - Нарушилась грамматическая связь в предложениях. - Почему в стихотворении появилась «нескладность»? Попробуйте восстановить пропущенные предлоги самостоятельно. -А теперь давайте посмотрим на авторский вариант. (Слайд 5 с выделенными предлогами) -Итак, мы смогла побороть «нескладность» путем восстановления предлогов в тексте. Получается, что такая маленькая часть речи как предлог, играет очень важную роль в языке. - Сформулируйте тему нашего урока. Какие задачи мы поставим перед собой? Учитель читает наизусть шуточное стихотворение: Чудесный выдался денек, А я учу предлоги… И я шепчу, закрыв глаза, Скрестив под стулом ноги: «Что значит – «по»? «Что значит – «за»? И «за», и «по» - предлоги, А хорошо бы за порог И мчаться по дороге! Какой бы выдумать предлог, Чтоб не учить предлоги? - Но учить предлоги придётся! Вас ждёт ЕГЭ!!! Магическое слово!!! | Наблюдение, дискуссия В тексте не хватает предлогов. Стихотворение стало «нескладным». Обучающиеся вставляют предлоги в текст, зачитывают получившиеся варианты. Сверяют тексты. Формулируют тему и задачи урока. | проблемный индивидуальный фронтальный | | |
Работа над новым материалом Работа над текстом определения 2)Работа по распознаванию простых и составных; производных и непроизводных предлогов. 3)Работа по определению отношений, выраженных предлогами. Дифференцированное задание. «Лови ошибку!» (Работа по технологии ТРИЗ) | - А теперь попробуйте самостоятельно сформулировать правило о предлоге. -Запишите получившееся правило любым удобным для вас способом. (Заслушивание вариантов обучающихся) -А теперь давайте обратимся к нашему авторитетному источнику знаний – учебнику русского языка. (слайд 6, 7) - Сравните свои записи с правилом в учебнике. (Стр. 279) - Какие ключевые слова мы выделим в правиле? -Охарактеризуйте предлоги, встретившиеся нам в стихотворении. -Составьте предложение по теме «День Победы», употребив составные и производные предлоги. В течение многих веков на Руси уважали Защитников Отечества. Не смотря на тяготы воинской службы защита Родины всегда была делом почетным. -Подчеркните предлоги. Как мы можем их охарактеризовать. Работа с учебником по упр. 303 (устно). - Охарактеризуйте стилистическое использование выделенных предлогов. Является ли нормативным для современного русского литературного языка. Их употребление в данных контекстах? По возможности произведите их замену. Работа по карточкам -Задание: вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки, определить разряд предлога. (Слайд 8) Образец: вышел опушке (место) (До)ехать (до)границы, находится в двух часах лёту, выб…рались из трюма, остаться в к…юте, об…явить после старта, скрывшись за поворотом, брызги из (под)кормы, вымпел на мачт…, возникла за кормой, закончить перед отплытием, ост…новиться из(за) (не)погоды, оказаться вследствие (не)здоровья, вынырнуть из(под) скалы, выр…сли благодаря дождям. Физкультминутка Учитель читает наизусть шуточное стихотворение: Чудесный выдался денек, А я учу предлоги… И я шепчу, закрыв глаза, Скрестив под стулом ноги: «Что значит – «по»? «Что значит – «за»? И «за», и «по» - предлоги, А хорошо бы за порог И мчаться по дороге! Какой бы выдумать предлог, Чтоб не учить предлоги? - Составьте 3 словосочетания с простыми непроизводными предлогами и 3 словосочетания с составными производными предлогами. Постарайтесь, чтобы они соответствовали теме нашего сегодняшнего урока и были посвящены Дню Победы. Учитель читает утверждения о предлогах (слайд 9) Условные обозначения: «+» – правда «-« - ложь Предлог – это служебная часть речи.(+) Предлоги бывают простыми и составными.(+) Предлоги могут быть однозначными.(+) В предложении предлог является дополнением.(-) Предлог выражает зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении.(+) Предлог из-за является составным.(+) Предлог благодаря является производным. (+) По значению предлоги делятся на пространственные, целевые, временные и причинные. (+) Предлог в течение пишется слитно. (-) КЛЮЧ: +++-++++- | Дети составляют схемы, таблицы, краткие записи и др. Зависимость одних слов от других; простые и составные; производные и непроизводные предлоги. Простые, непроизводные Обучающиеся представляют свои варианты, а затем учитель предлагает свой вариант. Составные, производные. Называют предлоги, производят замену. Работают по карточкам Выполняют задание, записывают в тетрадь. Задание: вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки, определить разряд предлога. Обучающиеся, когда услышат предлог, хлопают в ладоши. Обучающиеся зачитывают словосочетания. Обучающиеся определяют, какие утверждения истинные, а какие – ложные. | Информационно-рецептивный | Подтвердят предварительные выводы об основных характеристиках предлога | |