СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта открытого урока "Понятие об однородных членах предложения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта открытого урока "Понятие об однородных членах предложения". Урок проводился на зональном этапе конкурса "Учитель года-2024"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта открытого урока "Понятие об однородных членах предложения"»

ФИО педагога:

Ефремов Е.А., МБОУ «Михайловская СОШ» Бугурусланского района Оренбургской области

Дата проведения:

15.02.2024

Предмет:

Русский язык

Класс:

8

Тема урока:

Понятие об однородных членах предложения

Тип урока:

Комбинированный урок

Цель урока:

Актуализировать знания обучающихся об однородных членах предложения, полученные в 5-7 классах.

Задачи урока:

- сформировать умения опознавать однородные члены предложения и ряды однородных членов; повторить признаки, синтаксическую роль однородных членов;

- развивать познавательный интерес, умение сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли, оценивать свой труд.

- содействовать воспитанию любви к Родине, нравственных качеств обучающихся, формированию коммуникативных отношений среди учащихся

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Овладеют понятием «однородные члены предложения»; узнают способы их выражения;

  • научатся правильно графически обозначать однородные члены предложения, распространять предложения однородными членами; научатся использовать однородные члены в предложении.

Личностные:

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь оценивать результаты деятельности (своей-чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей,

Уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию.

Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли.

Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы.

Оборудование:

Компьютер, проектор, презентация, карточки с заданиями, маршрутные листы для обучающихся.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационное начало

1 минута

Создание положительного настроя. Приветствие.

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Евгений Алексеевич, урок русского языка сегодня проведу у вас я.


Учащиеся приветствуют учителя.



Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

5 минут

- Наш урок мне хочется начать с притчи Леонардо да Винчи «Кремень и огниво». (слайд)

- Получив однажды сильный удар от огнива, кремень возмущенно спросил у обидчика:

С чего ты так набросилось на меня? Я тебя знать не знаю. Ты меня, видимо, с кем-то путаешь. Оставь, пожалуйста, мои бока в покое. Я никому не причиняю зла.

Не сердись попусту, сосед, – с улыбкой промолвило огниво в ответ. – Если ты наберешься немного терпения, то вскоре увидишь, какое чудо я извлеку из тебя.

При этих словах кремень успокоился и стал терпеливо сносить удары огнива. И в результате из него был высечен огонь, способный творить подлинные чудеса. Так терпение кремня было по заслугам вознаграждено.

- Какой вывод мы можем сделать? О чем нам говорит данная притча?





- В течение урока вы будете работать в маршрутных листах. Подпишите их сейчас, а в конце урока поставите итоговую оценку за урок. (слайд)

- Ребята, посмотрите на экран, прочитайте предложения. Определите, что общего в них.

Это была маленькая, толстая, румяная девушка с короткими косичками, перевитыми лентами и торчавшими над открытыми ушами. В этот день она с утра успела поругаться с шофером, сменить повязки раненым бойцам, лежавшим в медсанбате, накормить их, съездить за письмами на полевую почтовую станцию и сделать еще десятки дел, перечислять которые было бы слишком долго. У нее было много прозвищ, но из всех многочисленных удержалось самое простое — Кнопка. Шофер выскочил из канавы и пополз к ней на четвереньках. Вдвоем они доставили раненого в укрытие, осторожно сняли с него гимнастерку, и, быстро приговаривая, Кнопка стала останавливать кровь и перевязывать раны.

По рассказу В.Каверина “Кнопка”

- Совершенно верно. В этих предложениях есть однородные члены предложения.

- Какие признаки помогли вам сделать такой вывод?

- Кто может сказать, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

- Какую цель и задачи мы должны поставить перед собой?

- В маршрутных листах вставьте пропущенные слова и сформулируйте цель и задачи урока.

- Скажите, какой исторический период затрагивается в том фрагменте, который мы с вами прочитали?

- Кто становится героем повествования в этом рассказе?

- Используя однородные определения, охарактеризуйте ее, опишите, какими качествами она обладала. Для этого используйте подходящие эпитеты, которые вы видите на доске. (к доске выходит один человек)

- (Слайд) (щелчок) 27 января наша страна праздновала 80-летие снятия блокады Ленинграда, (щелчок) 8 февраля – день памяти юного героя-антифашиста, (щелчок) 23 февраля – день защитников Отечества.

- Ребят, можем ли мы сказать, что названные вами качества Кнопки сопоставимы с качествами ленинградцев, которые не пали духом и продолжали борьбу, юных героев-антифашистов, наших дедов и прадедов, защищавших нашу Родину от иноземных захватчиков, да и всех защитников Отечества?

- Абсолютно верно. (щелчок) Практически в каждой семье были и сейчас есть защитники, и наша с вами главная задача – не предавать память наших предков, соответствовать им, сохранять семью и семейные ценности.















Притча сказана для тех, кто поначалу робеет в учебе. Но если запастись терпением и проявить старание, то посеянные семена знания непременно дадут добрые всходы. Ученья корень горек, да плод сладок.




Смотрят на экран, зачитывают предложения.















Определяют, что общим являются однородные члены предложения.

Перечисляют признаки.

Формулируют тему урока.

Формулируют цель урока: повторить ОЧП, знаки препинания и ОЧП.



Военное время


Молодая девушка с прозвищем


Кнопка.

Смелая, решительная, самоотверженная, энергичная и пр.









Конечно. Они сражались и защищали свою страну, своих родных и близких, также помогали раненым.

Актуализация знаний

3 минуты

- В течение нашего урока мы с вами будем составлять интеллект-карту по нашей теме. Поэтому сразу в центре расположим тему нашего урока.

- Чтобы приступить к работе, нам необходимо вспомнить все, что вы знаете об однородных членах предложения.

- Сейчас, работая в парах, напишите в маршрутных листах все, что вам известно об ОЧ. Не забывайте, каждый названный признак должен подтверждаться примером из текста, который находится на обратной стороне маршрутного листа. Вы можете отмечать предложения в тексте, а в маршрутный лист записывать только номера.






Работают в маршрутных листах.

Первичное усвоение знаний


6 минут













Динамическая пауза

- Ребята, слушаю вас. Каждая пара называет признак и доказывает его примером из текста. На ваших столах лежат фрагменты интеллект-карты. Как только мы перечислим признаки, вы должны будете выйти к доске и прикрепить подходящую карточку.







- Верно, молодцы.

- Скажите, какие средства выражения есть у однородных членов предложения?

- Добавляем в нашу карту средства выражения.


- Слушайте внимательно!

Когда я называю предложение с однородными членами, вы поднимаете руки вверх и встаете на носочки.

Когда называю предложение без ОЧ, вы приседаете.

Растворились в темноте рощи и поля.

Волны бились о набережную.

По склонам гор видны и сосны, и ели, и сами горы.

Зимой солнце не греет.

Лебеди летели над озером, но на воду не садились.

- Как вы считаете, какие члены предложения могут быть однородными?


- Докажем правдивость ваших суждений примерами из текста. Для этого вы должны разделиться на 5 групп.

1 группа – однородные подлежащие

2 группа – однородные сказуемые

3 группа – однородные дополнения

4 группа – однородные определения

5 группа – однородные обстоятельства.

- Молодцы.

- Как вы думаете, в одном предложении может быть только 1 ряд ОЧ или может быть больше?

- Найдите в тексте предложения, подтверждающие ваши слова. Добавляем в интеллект-карту количество рядов.

- Вспомните, всегда ли с однородными членами предложения употребляются знаки препинания?


Признаки однородности:

1) Отвечают на один и тот же вопрос.

2) Относятся к одному и тому же члену предложению или поясняются одним и тем же членом предложения.

3) Выполняют одинаковую синтаксическую функцию.

4) Равноправны (соединены сочинительной связью).



ОЧП могут быть выражены как одной и той же частью речи, так и разными, но имеющими такое же значение.



Выполняют упражнения.







Однородными могут быть как главные, так и второстепенные члены предложения.

Делятся на группы, выполняют задания.


Отчитываются о выполнении задания, приводят примеры.




Может быть до трех рядов.

Работают с текстом. Называют предложения, оценивают себя.


Нет, не всегда.


Первичное закрепление знаний

8 минут

- Мы с вами повторили основные сведения об однородных членах предложения. (Слайд) (щелчок)

- Посмотрите на экран и сравните предложения.

1) Страшным было одиночество, мертвая, загробная тишина, повисшая над бурым болотом.

Страшным было одиночество, тишина, повисшая над бурым болотом.

(щелчок) 2) В этот день она с утра успела поругаться с шофером, сменить повязки раненым бойцам, лежавшим в медсанбате, накормить их, съездить за письмами на полевую почтовую станцию и сделать еще десятки дел, перечислять которые было бы слишком долго.

- Теперь скажите мне, какую же функцию выполняют ОЧП в нашей речи?


- Совершенно верно, но надо помнить и о том, что они «источник опасности», так как при неправильном построении предложений с однородными членами могут быть допущены грамматические ошибки. А наша задача – научиться грамотно, красиво, четко выражать свои мысли.

- Впереди вас ожидает государственная итоговая аттестация. Уже весной на ВПР вы столкнетесь с заданиями подобного типа. Одно из них я предлагаю вам выполнить.

Заполните таблицу с предложениями, исправив ошибки. (Выполняют 2 предложения. Если уто-то заканчивает раньше, то приступают к остальным)

Неправильно

Исправлено

1. Гринев был смел, благороден и честный.

1. Гринев был смел, благороден и честен.

2. Я люблю волейбол, футбол и кататься на санках.

2. Я люблю волейбол, футбол и катание на санках

3.*В гостиной я увидел и обрадовался старому другу.

В гостиной я увидел старого друга и обрадовался ему.

4.* Учительница рассказала как о существительных, а также о прилагательных.

Учительница рассказала как о существительных, так и о прилагательных.

5.* С древних времён не только загадки были весёлой игрой ума и воображения, но и серьёзным испытанием.

С древних времён загадки были не только весёлой игрой ума и воображения, но и серьёзным испытанием.

- Молодцы, оцените свою работу и итоговую отметку.













Однородные члены украшают речь, делают ее экспрессивной, передают динамику.






Выполняют самостоятельную работу, проверяют по эталону, оценивают себя.

Рефлексия

2 минуты

- На доске у нас появилась вся основная информация по изучаемой теме. Давайте еще раз вспомним, что такое однородные члены предложения, опираясь на интеллект-карту.

- Скажите, где вы еще сможете использовать подобные интеллект-карты?

- В качестве домашнего задания я вам даю QR-код, пройдя по которому вы получите задания.

Выберите подходящее предложение:

- Все понял, могу по плану рассказать об однородных членах предложения.

- Понял, но сам воспроизвести не могу.

- Ничего не понял.

- Поднимите руки, кто выбрал 1 предложение? Кто 2-е? Кто 3-е?

- Молодцы!

- Благодарю Вас за работу!



Выдвигают предположения.




Анализируют уровень своих умений.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!