СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта по литературному чтению по теме "Великие русские писатели. А.С. Пушкин"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта по литературному чтению по теме "Великие русские писатели. А.С. Пушкин"»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Дата: 03.03.2023

Учитель: Сверчкова Елизавета Алексеевна
Тема урока: «Великие русские писатели. А.С. Пушкин»
Тип урока: ОНЗ
Цель урока: Ознакомление обучающихся с великим русским писателем А.С. Пушкиным.
Задачи урока:

Дидактические: познакомить учащихся с жизнью А.С. Пушкина, познакомить со статьёй К. Паустовского.
Развивающие: развивать устную речь; внимание, восприятие на слух; логические операции мышления - анализ, синтез, обобщение, умение делать выводы; память; этические чувства, доброжелательность и эмоционально – нравственную отзывчивость.
Воспитательные: воспитывать чувство коллективизма, самостоятельность, ответственность за результат своего умственного труда; воспитание рефлексивной самооценки..

Учебник: Литературное чтение, 4 класс, 2 часть, Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина


ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Деятельность учителя


Деятельность

обучающихся

Методы и приемы работы на

этапе урока

Планирование контроля, оценки, самооценивания, взаимооценивания

Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная,

Г-групповая)

Дидактические средства,

интерактивное оборудование на каждом

этапе урока

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(П-познавательные,

Р- регулятивные,

К - коммуникативные)

Личностные

1. Мотивация к учебной деятельности.

Образовательные задачи этапа урока:

1) создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);

2) определить содержательные рамки урока («могу»).

- Здравствуйте, ребята!

- Меня зовут Елизавета Алексеевна, и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

-Посмотрите на доску. Прочитайте высказывание великого русского писателя А.С. Пушкина.

Слайд 1.

«Чтение – вот лучшее учение!»

-Как вы понимаете данное высказывание?







-Да, чтение позволяет нам мыслить, узнавать то, что было нам неизвестно.

Приветствуют учителя.









-Читая, мы получаем много новой информации, учимся жизни, приобретаем опыт на "чужих ошибках". Чтение побуждает человека мыслить и задумываться над важными вещами.


Словесные методы – беседа с мотивирующем приемом. Наглядные методы - презентация.

Контроль в форме наблюдения за обучающимися

Ф

Слайд презентации, компьютер, проектор.

Включаются в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.

П - строит речевое высказывание в устной форме

К - включается в диалог с учителем и сверстниками.

Проявляет мотивацию учебно-познавательной деятельности и личностный смысл учения.

2. Актуализация знаний.

Образовательные задачи этапа урока:

1) актуализировать учебное содержание (указать какое), достаточное для восприятия нового знания;

2) зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритмы в виде схем и символов (указать, в какой форме);

3)самостоятельно осуществить пробное учебное действие;

4) зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся знаний.

- Чтобы подготовиться к хорошему чтению, проведем речевую разминку.

-Прочитайте чистоговорку

Ло-ло-ло – на улице тепло.

Лу-лу-лу – стол стоит в углу.

Ул-ул-ул- у нас сломался стул

Ла-ра-ла – вот машина.

Ла-ла-ла – вот юла.

Лу-лу-лу – подарили мне юлу

Ла-ла-ла – кружится юла.

Лой-лой-лой – я люблю играть с юлой

-Прочитайте скороговорку.

Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

-Молодцы.

-Произведения каких жанров вы уже проходили?

-Назовите авторов этих произведений.

-Есть автор, который писал и сказки, и стихотворения, и поэмы, прозу.

-Послушайте интересные факты и ответьте, а каком писателе идет речь.

1. За всю свою жизнь он написал 1 роман в стихах, 12 поэм, 7 сказок, 15 прозаических произведений, 8 драматических произведений, 783 стихотворения.

2. Он был первым русским писателем того времени, писавшим исключительно на русском языке.

3. Писатель учился в императорском лицее в Царском Селе, под Санкт-Петербургом.

-Итак, о каком писателе идёт речь?

.-Молодцы.


-Предположите тему урока.



-Предположите задачи урока.















Читают.









Называют жанры и произведения.

Называют авторов.
















-Об Александре Сергеевиче Пушкине.


Формулируют тему урока:

«Великие русские писатели. А.С. Пушкин».

Формулируют задачи урока:

1. Повторить факты из жизни А.С. Пушкина.

2. Вспомнить произведения, которые написал А.С. Пушкин.

3. Проанализировать статью об авторе.

Практические методы -упражнение.

Словесные методы – беседа, рассказ.

Наглядные методы – учебник.

Качественная оценка.

Ф











И

Рабочая тетрадь.

Умеют формулировать тему и задачи урока.

Р – осуществляет целеполагание, планирование деятельности, формулирует задачи.

К - строит монологическое и диалогическое высказывание.

Проявляет внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебной деятельности.

3. Проблемное объяснение и фиксирование нового знания.

Образовательные задачи этапа урока:

1) зафиксировать отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности;

2) сформировать цель и тему урока;

3) организовать подводящий диалог, направленный на построение нового учебного содержания;

4) зафиксировать его в речи, знаково и изобразить схематически в эталоне.

-Вспомните, что вы знаете о жизни А.С. Пушкина?


-6 июня 1799 года в Москве в дворянской семье родился Александр Сергеевич Пушкин.

(слайд 2)

У него была большая семья: мама, папа, бабушка, дядя, старшая сестра и младший брат.

В детстве будущий поэт проводил много времени у своей бабушки в подмосковном селе Захарово.

Еще у Саши была няня — Арина Родионовна. (Слайд 3)


-Что вы знаете о няне Александра Сергеевича - Арине Родионовне?


Родители проводили с детьми не так много времени, в основном за Сашей присматривала няня Арина. Она была очень ласковой, доброй и обходительной женщиной.

Она знала огромное количество сказок, песен и небылиц.

По вечерам перед сном вокруг нее собирались ребятишки, и она рассказывала им истории о царе Салтане, об ученом коте, о русалках в пруду и много-много других историй.


Когда Пушкину исполнилось 12 лет (в 1811 г.), он уехал учиться в Царскосельский лицей под Петербургом. Там он увлекся литературой, написал первые стихи и познакомился с известными поэтами. Там у него появились настоящие друзья.


После окончания лицея (в 1817 году) поэт остался жить в Санкт-Петербурге, и поступил на государственную службу. Здесь он вел активную светскую жизнь и писал стихи.

Через 3 года Пушкина отправили в ссылку: сначала на юг, а потом в село Михайловское. Только спустя 6 лет (в 1826 году) он вернулся из ссылки.


Осень была любимым временем года поэта. В это время к нему приходило вдохновение, и он писал прекрасные стихи.

Александр Пушкин еще при жизни стал великим поэтом. Его стихи известны по всему миру и переведены на множество языков.


Поэт скончался 10 февраля 1837 года после ранения на дуэли с французом Дантесом.

-Когда родился А.С. Пушкин?

-Кто занимался воспитанием юного поэта?


-Какое время года было любимым у поэта?





-Какие произведения Александра Сергеевича Пушкина вам запомнились?

-Откройте учебники на странице 74. Обратите внимание на текст. Как он называется?

-А кто его написал?

-Это статья Константина Георгиевича Паустовского – советского писателя, классика русской литературы ХХ века.

-Начинаем читать.

Читает 1 ученик первый абзац.

-Прочитаем диалог по ролям.

Один ученик читает за мальчика, второй - за автора, третий - за слова автора.

-Почему мальчик сказал, что ему жаль Пушкина?


-Продолжаем читать.

Продолжают читать следующие ученики.

-О чем говорит автор в прочитанном отрывке?


Продолжают читать следующие ученики.

-О каком месте рассказывает автор в прочитанном отрывке?


-Немного отдохнём. Встанем, выполним физминутку.

ФИЗМИНУТКА

И. п.- стойка ноги врозь, руки к плечам.

1-4- вращение плечевых суставов вперёд.

5-8- то же назад.

И. п.- стойка ноги врозь, руки на пояс.

1- поворот туловища влево;

2- и. п.

3- то же влево;

4- и. п.

-Отвечают на вопрос, основываясь на имеющихся знаниях.














Отвечают на вопрос, основываясь на своих знаниях.





























Слушают, анализируют.













-6 июня 1799 года.

-Воспитанием поэта занималась няня Арина Родионовна.

-Любимое время года А.С. Пушкина была осень. В это время к нему приходило вдохновение, и он писал прекрасные стихи.


Называют произведения Пушкина.




-Сказки Пушкина.

-К. Паустовский.











Отвечают на вопрос по прочитанному отрывку статьи.




Отвечают на вопрос по прочитанному отрывку статьи.



Отвечают на вопрос по прочитанному отрывку статьи.







Выполняют физкультминутку.

Проблемно- поисковый метод, практический метод - упражнение.

Качественная оценка.

Ф

Учебник.

Умеют формулировать учебные задачи. Знают о жизни и творчестве А.С. Пушкина.

П - выполняют анализ полученной информации, запоминают и интерпретируют её;

Р - планируют учебную деятельность;

К - строят монологические и диалогическое высказывание.

Проявляет познавательный интерес.

4. Первичное закрепление во внешней речи.

Образовательная задача этапа урока: зафиксировать изученное содержание во внешней речи.

-Сейчас вы поработаете в парах.

-Подумайте, какой план вы бы составили к статье Константина Паустовского.

Спрашиваю 3-4 пары.

-Я выслушала ваши варианты. Теперь мы составим общий план статьи.

-На сколько частей мы можем поделить статью?

-Какой фрагмент статьи объединен общей мыслью?



-Как можно озаглавить эту часть?


-О чем говорится в следующем фрагменте?

-Как можно озаглавить эту часть?

-Про что дальше пишет К. Паустовский?




-Как мы назовём следующий пункт плана?

-О чем автор говорит в конце?


-Как мы назовем эту часть?

-Хорошо. Молодцы.

-В каких словах заключена главная мысль статьи?


Работают в парах, выполняют задание.





На 4.


Отвечают. Первый фрагмент рассказывает про отношение к Пушкину в современном мире.

-А.С. Пушкин и современная жизнь.

-Место действия сказок Пушкина - Древняя Русь.

-А.С. Пушкин и Древняя Русь.

-Константин Паустовский пишет о няне поэта, Арине Родионовне, о том, что она научила его любить Россию и русский язык.

-А.С. Пушкин и няня.


-О том, как он посещал Михайловское.

-Пушкин и Михайловское.


-В последнем абзаце.

Практические методы - упражнение, словесные - беседа.

Качественная оценка.

Ф, П

Учебник.

Умеют формулировать учебные задачи. Знают о жизни и творчестве А.С. Пушкина.

П - выполняют анализ полученной информации, запоминают и интерпретируют её;

Р - планируют учебную деятельность;

К - строят монологические и диалогическое высказывание.

Проявляет познавательный интерес.

5. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Образовательная задача этапа урока: проверить и оценить свое умение применять новое учебное содержание в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с образцом.

-Сейчас вы будете работать самостоятельно.

-Я раздам вам карточки. Вам необходимо ответить на вопросы теста.

ТЕСТ

1. Когда родился А.С. Пушкин?

2. Кто написал статью «Сказки Пушкина»?

3. Как звали няню А. С. Пушкина?

4. Дополни предложения словами из текста.

Место действия пушкинских сказок____________________________________

Причудливая Русь________________________________________

5. Продолжите строки стихотворения А.С. Пушкина. Если затрудняетесь, используйте слова для справок.

____ мглою небо кроет,

Вихри _______ крутя;

То, _______, она завоет,

То заплачет, _________,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой _________,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко __________.

Слова для справок: зашумит, снежные, как дитя, буря, как зверь, застучит.

6. Подчеркните названия произведений А.С. Пушкина.

Сказка о рыбаке и рыбке; Две лягушки; Зимний вечер; Морозко; Мафин печет пирог; Сказка о царе Салтане….

-Закончили.

-Итак, проверим ответы, внимание на слайд, я зачитывают вопрос, дети отвечают.

-Если вы ответили правильно, поставьте себе +, если допустили ошибку, поставьте -.

-Поднимите руку те. Кто не допустил ни одной ошибки.

-Молодцы.






Выполняют задание.





































Оценивают работу.

Практические методы- упражнение.

Контроль в виде наблюдения за работой обучающихся.
Самооценивание.

И

Рабочая тетрадь.

Умеют формулировать учебные задачи .Знают о жизни и творчестве А.С. Пушкина..

Р – выполняет контроль и оценку работы.

К - оказывает помощь товарищу в случаях затруднений.

Понимает смысл выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности.

6. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Образовательные задачи этапа урока:

1) определить границы применимости нового знания;

2) тренировать навыки его использования совместно с ранее изученным материалом (указать темы);

3) повторить учебное содержание, которое потребуется на следующих уроках (указать темы).

-Сейчас вы поработаете в группах. Вам необходимо соотнести иллюстрации с названиями произведений А.С. Пушкина.

Задание на карточках.

-Проверяем.

-Молодцы.

-Какие произведения А.С. Пушкина мы повторили?




-Хорошо. Посмотрите на доску. Прочитайте высказывания.


1. "Пушкин - наше все: Пушкин - представитель всего нашего душевного, особенного..."

А.А. Григорьев - русский поэт, литературный и театральный критик.


2. "Что он [Пушкин] для нас? Великий писатель? Нет, больше: одно из величайших явлений русского духа. И еще больше: непреложное свидетельство о бытии России. Если он есть, есть и она. И сколько бы ни уверяли, что ее уже нет, потому что самое имя России стерто с лица земли, нам стоит только вспомнить Пушкина, чтобы убедиться, что Россия была, есть и будет".

Д. Мережковский - поэт, критик.


3. «Читая Пушкина можно великолепным образом воспитать в себе человека…».

В.Г. Белинский - русский литературный критик.


-В группах, в которых вы работали. Подумайте, чем схожи эти высказывания.


-Какой вывод можно сделать на основе данных высказываний.


Выполняют задания на карточках.






-Зимнее утро, Зимний вечер, Осень, Сказка о царя Салтане…, Сказка о рыбаке и рыбке, У Лукоморья дуб зелёный.

Читают.

















Воспринимают.












Работают в группах, анализируют.



Отвечают, формулируя полные ответы.

Практические методы - упражнение.

Контроль в виде наблюдения за работой обучающихся.
Качественная оценка.

Ф, Г

Учебник, рабочая тетрадь.

Умеют формулировать учебные задачи. Знают о жизни и творчестве А.С. Пушкина.

К – оказывает помощь товарищу в случаях затруднения, строит монологическое и диалогическое высказывание.

Проявляет познавательный интерес к результату учебной деятельности.

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Образовательные задачи этапа урока:

1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

2) оценить собственную деятельность на уроке с точки зрения достижения поставленных целей;

3) зафиксировать неразрешенные на уроке затруднения как направления будущей учебной деятельности;

4) обсудить и записать домашнее задание.

- Какую тему мы изучили на сегодняшнем уроке?



- Какие задачи мы ставили на урок? Мы их достигли?


-- Что нового мы узнали сегодня на уроке?

- Что было трудным?

- На карточках у вас «Лестница успеха».

Мне всё понятно и легко


Мне трудно, но я буду стараться



Я ничего не понял




- Изобразите, на какой ступеньке вы находитесь после нашего урока.


-Запишите домашнее задание: учебник, страница 76, задания 1-2.


- Урок окончен. До свидания!

-«Великий русский писатель А.С. Пушкин»




Формулируют ответы на вопросы.












Заполняют «Лестницу успеха»

Записывают домашнее задание.


- До свидания!

Словесные методы – беседа.

Самооценивание.

Ф


Выполняет анализ деятельности на уроке. Осуществляют самопроверку.

П – выполняет рефлексию учебной деятельности.

К - аргументировано выражает свое мнение.

Выполняет самооценку результата учебного труда.


Учитель:_______________________________

Руководитель практики:___________________________

Оценка:________________________________




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!