СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта по литературному чтению "Г.-Х. Андерсен "Гадкий утенок"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта по литературному чтению "Г.-Х. Андерсен "Гадкий утенок"»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Буцанец Алёна Александровна

Предмет: литературное чтение.

Класс: 3 “А”.

Тема урока: «Литературная сказка Х.-Х. Андерсена «Гадкий утенок»».

Тип урока: урок “открытия” нового знания.

Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении литературной сказки Х.-Х. Андерсена.

Планируемые результаты

Задачи урока:

Предметные

1.Учащиеся получат представление: о биографии Х.-Х. Андерсене и его произведениях.

2.Учащиеся получат возможность узнать: о литературной сказке, как жанре литературы, его отличительные черты.

1.Учащиеся научатся: воспринимать факты биографии писателя и соотносить их с его творчеством, читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного.

2.Учащиеся получат возможность научиться: использовать простейшие приёмы анализа текста.

Дидактические:

1. Формировать представление: о биографии Х.-Х. Андерсена и его произведениях.


2. Формировать умения: определять число и род у глаголов прошедшего времени, выделять родовые окончания, анализировать грамматические признаки глаголов, находить у глаголов суффикс - л -.

Метапредметные:

Познавательные:

Учащиеся научатся:

- с помощью педагогического работника формулировать цель.

- сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения.

- согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде.

Учащиеся получат возможность научиться:

- устанавливать причинно-следственные связи.

- формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения.

- делать выводы.


Коммуникативные:

Учащиеся научатся:

- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения.

- соблюдать правила ведения диалога.

- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы.

- формулировать краткосрочные и долгосрочные цели на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков.

Учащиеся получат возможность научиться:

- формулировать собственные мнения и идеи, аргументированно их излагать.

Регулятивные:

Учащиеся научатся:

- принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

- выстраивать последовательность выбранных действий.

- следовать при выполнении работы инструкциям.

Учащиеся получат возможность научиться:

- прогнозировать конечный результат и самостоятельно подбирать средства и способы работы для его получения.

- корректировать учебные действия для преодоления ошибок.

- устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности.

Развивающие:

Формировать умения (познавательные): с помощью педагогического работника формулировать цель; сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения; согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; устанавливать причинно-следственные связи; формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения; делать выводы.






Формировать умения (коммуникативные): воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; соблюдать правила ведения диалога; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; формулировать краткосрочные и долгосрочные цели на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; формулировать собственные мнения и идеи, аргументированно их излагать.






Формировать умения (регулятивные): принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; выстраивать последовательность выбранных действий; следовать при выполнении работы инструкциям; прогнозировать конечный результат и самостоятельно подбирать средства и способы работы для его получения; корректировать учебные действия для преодоления ошибок; устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности.


Личностные:

У учащихся будет сформирован: учебно-познавательный интерес к изучению литературной сказки Х.-Х. Андерсена «Гадкий утенок».

У учащихся может быть сформирована: активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению литературного чтения, активность и самостоятельность в его познании.

Воспитательные:

- Учебно-познавательный интерес к изучению литературной сказки Х.-Х. Андерсена «Гадкий утенок».

- Активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению литературного чтения, активность и самостоятельность в его познании

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.

Дидактические средства: Литературное чтение. 3 класс, карточки для парной работы, карточки для рефлексии.
Интерактивное оборудование: интерактивная доска, компьютер, презентация.

Характеристика этапов урока

Этап урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Словесный (беседа)


Наглядный (демонстрация)

Приветствует. Организовывает проверку готовки.

- Здравствуйте, присаживайтесь. Меня зовут Алёна Александровна, и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

- Проверьте, пожалуйста, готовность к уроку, у вас на партах должен лежать учебник, тетрадь и дневник и письменные принадлежности.
- Все на месте? Отлично!

Организует мотивацию к учебной деятельности.

-Урок я хочу начать с высказывания «Читать и не понимать — то же, что совсем не читать.»

Ян Амос Коменский

- В чем смысл высказывания?

- Как вы понимаете мысль великого педагога?

Проявляют эмоциональную отзывчивость, приветствуют учителя.


Проверяют готовность к уроку.








Высказывают свое мнение.






Р: осуществлять волевую саморегуляцию.


К: владеть диалогической формой речи.


2. Актуализация опорных знаний и фиксирование индивидуального затруднения

Наглядный (демонстрация)






Практический (упражнение)

Проводит речевую разминку.

- На экране вы видите чистоговорку.

«Мышь в углу прогрызла норку.

Тащит в норку хлеба корку,

Но не лезет корка в норку.

Велика для норки корка.»

-Вам сейчас нужно внимательно прочитать ее про себя.

- Прочитали? Хорошо.
- Сейчас я произнесу беззвучно с четко подчеркнутой артикуляцией, а вы сначала посмотрите, а затем попробуем все вместе.
(Произношу)

-Теперь давайте все вместе.

- Теперь я произнесу скороговорку шепотом, с четко подчеркнутой артикуляцией.
(произношу шепотом)
- Теперь давайте вместе.

- Теперь я произнесу ее громче, а затем все вместе.
(произношу)
- Теперь вместе (произносим вместе громче)
- Ну и теперь громко и быстро. Давайте все вместе.

- Отлично, справились.








Читают чистоговорку про себя.


Смотрят выполнения задания и выполняют за учителем.





























Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия.





К: владеть диалогической речью; слушать и понимать речь других.













Учебно-познавательный интерес к изучению литературной сказки Х.-Х. Андерсена «Гадкий утенок». .

3. Выявление места и причин затруднения.

Словесный (беседа)











Организовывает игру «Похожи – не похожи».

- Ребята, повернитесь лицом к своему соседу по парте, посмотрите внимательно друг на друга. Задание: «Поднимите руки вверх только те, …»

-у кого голубые глаза

- светлые (темные) волосы;…

- у кого разный цвет глаз;

- у кого разная длина волос;

-у кого имена содержат букву А…

- у кого встречается одинаковый цвет в одежде …

- кто родился летом, зимой, весной, осенью,

- у кого есть брат (сестра),

- кому 10 лет.

- кто имеет друга в классе?

- У каждого из вас есть что-то, чем вы похожи и чем отличаетесь, друг от друга, но это не помешало вам иметь друга. А если мы вместе , то непременно добьёмся хороших результатов. Интересно ли вам самим исследовать и открывать новое? Кем вы будете на уроке – исследователями или слушателями - зависит от вас. Добро пожаловать в мир литературной сказки.

Организует постановку темы и  цели урока.

– Прочитайте стихотворение-загадку.

В детстве все над ним смеялись,

Оттолкнуть его старалась:

Ведь никто не знал,

Что он белым лебедем рожден.

- Как вы думаете о ком идет речь?

- Кто автор этого произведения?

- Какую цель мы поставим перед собой?

Играют в игру «Походи – не похожи».


























Называют тему и цель урока.





- «Гадкий утенок» Х.-Х. Андерсен.


- Познакомиться с биографией Х.-Х. Андерсена и его произведением.






К: владеть диалогической речью.

П.: устанавливать причинно-следственные связи













Р: принимать и сохранять учебную задачу.




П.: с помощью педагогического работника формулировать цель.

Учебно-познавательный интерес к изучению литературной сказки Х.-Х. Андерсена «Гадкий утенок».

4. Построение проекта для выхода из затруднения.

Словесный (беседа)

Организует постановку проблемных задач.

- Теперь нам нужно составить план наших действий перед вами на слайде представлены задачи в неправильной последовательности. Вам нужно прочитать их и поставить в правильной. Что будет первым?


Ставят задачи в правильной последовательности.

- Познакомиться с биографией Х.-Х. Андерсена.
- Познакомиться с литературным жанром литературная сказка.

- Прочитать и сделать анализ литературной сказки.


Р: выстраивать последовательность выбранных действий.

Учебно-познавательный интерес к изучению литературной сказки Х.-Х. Андерсена «Гадкий утенок».

5. Реализация построенного проекта.

Словесный (беседа)


Наглядный (демонстрация)

Организует работу по изучению биографии писателя.

- Сегодня мы начнем читать сказку, которую написал Г.Х. Андерсен, «Гадкий утенок». Она расскажет нам о нелёгкой жизни гадкого утёнка, который был вознаграждён за своё мужество и терпение. Будем совершенствовать свои навыки осознанного и выразительного чтения.

- Сейчас давайте откроем тетради и запишем число, инициалы автора и название его произведения.

- Ханс Кристиан Андерсен родился в семье бедного башмачника и прачки в Дании, маленькой скандинавской стране на севере Европы. В доме его родителей часто не бывало хлеба, не говоря уже о новой одежде и обуви. Отец – Андерсен -старший был большой книголюб, мечтатель. Но мечты его не сбылись: ни гимназии, ни дальних стран он так и не увидел. Зато свою любовь к чтению, желание учиться бедный башмачник передал своему сыну, раскрыв ему мудрость и красоту книг.

Ханс Кристиан рано научился читать и, побывав однажды в театре, сам начал сочинять пьесы и стихотворения. Он очень любил играть в кукольный театр. У него было множество самодельных кукол, для которых он мастерил костюмы из обрезков кожи и ткани. Уже в детские годы Андерсен сам сочинял “трагедии” и разыгрывал их с куклами. Всего за свою жизнь Ханс Кристиан Андерсен написал более 170 сказок. Благодаря им он стал самым знаменитым сказочником мира. Ежегодно день 2 апреля - день рождения Андерсена, отмечается как Международный день детской книги.

Учреждена Золотая медаль имени Х.К. Андерсена. Ею награждаются писатели, чьи произведения для детей признаны лучшими. Он написал такие замечательные сказки, как «Огниво», «Принцесса на горошине», «Дюймовочка», «Соловей», «Дикие лебеди».

Организует работу по изучению жанра «Литературная сказка» в парах.

- Мы узнали с вами о писателе. Теперь давайте поговорим о литературном жанре – литературная сказка. У вас на партах лежит текст про этот жанр. Вам необходимо в таблицу перенести все характеристики этого жанра. Далее вы увидите, чем он отличается от народной сказки.

- Давайте вспомним определение понятия «Сказка». Что это?

- Сказка – устное повествовательное художественное произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел высказывания.

- Как вы уж поняли, сказки бывают литературные и народные. Давайте посмотрим на таблицу и сравним их. (См.приложение).

Слушают биографию автора.















































Выполняют парную работу.









- Вымыщленный текст.

Учащиеся получат представление: о биографии Х.-Х. Андерсене и его произведениях.











































Учащиеся получат возможность узнать: о литературной сказке, как жанре литературы, его отличительные черты.

П: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

К: владеть диалогической речью; слушать и понимать речь других.

П.: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде.

П.: устанавливать причинно-следственные связи.









Учебно-познавательный интерес к изучению литературной сказки Х.-Х. Андерсена «Гадкий утенок».

Активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению литературного чтения, активность и самостоятельность в его познании

6. Первичное закрепление нового материала и способов действия.

Словесный метод (беседа)

Практический.

(упражнение)


Организует работу с произведением «Гадкий утенок» Х.-Х.Андерсена.

- Прежде чем мы начнем читать, поработаем над трудными словами, которые могут нам встретиться. Давайте хором их прочтем.

Орава – беспорядочное и шумное скопление людей.

Несуразный – нелепый, нескладный.

Ликующий – ликовать, торжествовать, восторженно радоваться.

Рожь – хлебный злак, молотые зерна которого обычно служат для выпечки ржаного хлеба.

Стог – куча плотно уложенного сена под открытым небом.

Лопух – растение (репейник), у него широкий, овальной формы лист.

Выкарабкались – после больших усилий вылезть из скорлупы.

Озираться – оглядываться назад.

Гадкий – некрасивый, вызывающий отвращение.

Канава – длинный, неширокий ров

Бултыхнуться – падать в воду.

Ров – длинное углубление, вырытое в земле.

Организует первичное прослушивание текста из аудиохрестоматии, предварительно осуществив целевую установку.

– Сейчас вы прослушаете текст в исполнении артистки Большого театра.


Проводит работу по обсуждению текста после первичного прослушивания.

– Понравилось ли вам произведение?

– Выразите свое мнение о произведении одним словом.

– Докажите, что это сказка.

– Что вам особенно понравилось в этой истории?

– Назовите героев произведения.

Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения.

– Какие чувства вы испытывали во время чтения?

– Где высиживала утка своих утят?

– Какими были первые слова утят?

– Почему утке долго пришлось высиживать яйцо? (Оно было чужое.)

– Каким оказался вылупившийся птенец? (Большим, не таким, как все.)

– Прочитайте, о чем думала мать, глядя на птенца?

Организует дискуссию, выслушивает мнения учащихся, подводит итог.

– Кто был на птичьем дворе?

– Как жители птичьего двора отнеслись к появлению птенца?

– Прочитайте, как утка защищала утенка.

– Кто на птичьем дворе был знатного рода и чувствовал свое превосходство над другими?

– Как они отнеслись к утенку?

– Почему утенок сбежал с птичьего двора?

– Кого встретил утенок на болоте?

– Прочитайте, что подумал утенок, когда его не стала есть охотничья собака?

– Как утенок оказался в избушке?

– За кого его приняла старушка и почему?

– Кто жил в избушке?

– Почему утенку было плохо в избушке у старушки?

– Какие чувства охватили утенка, когда он увидел лебедей? Прочитайте.

– Кто из вас дочитал эту сказку и может сказать, чем она закончилась?

– Чему учит сказка «Гадкий утенок»?

– Каким оказался гадкий утенок?

– Стал утенок потом счастливым?

– Эту сказку автор назвал автобиографической, как думаете, почему? - Автор родился в бедности, некрасивым, смеялись над ним, обижали его, часто играл один. Поначалу никем не признанный, этот благородный, трудолюбивый, талантливый человек добился всемирного признания.

Приступают к работе с произведением.

























Прослушивают текст. Отвечают на вопрос, определяют жанр произведения.




Отвечают на вопросы учителя. Аргументируют свою точку зрения



- Птицы разговаривают.


- Гадкий утенок, мама утка, лебеди, птицы с птичьего двора.

Читают произведение по цепочке.

- Мы переживали за утенка, было страшно за него, огорчались вместе с ним.

- В чаше лопуха.

- «Пип-пип, ах, как велик мир».
















- Диких уток.



-Старуха приняла утенка за жирную утку, так как плохо видела







- Нельзя обижать слабых, некрасивых, не таких, как все, надо их защищать, доброта и чуткость будут вознаграждены.

- Великодушным, благородным, доброта, чуткость, страдания – вознаграждены

Учащиеся научатся: воспринимать факты биографии писателя и соотносить их с его творчеством, читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного
































Учащиеся получат возможность научиться: использовать простейшие приёмы анализа текста.

К: владеть диалогической формой речи; слушать и понимать речь других.


П: осуществлять анализ с выявлением существенных и несущественных признаков.

П.: устанавливать причинно-следственные связи.

Учебно-познавательный интерес к изучению литературной сказки Х.-Х. Андерсена «Гадкий утенок». ;

7. Самостоятельная работа.

Словесный (беседа)

Практический (составление схемы)

Организовывает самостоятельную работу.

-Сейчас я предлагаю вам поработать в самостоятельно и заполнить рабочий лист по данному произведению.


Выполняют самостоятельную работу.




П: осуществлять синтез как составление целого из частей.

Р: осуществлять контроль, коррекцию действия.


8. Включение нового знания в систему знаний и повторений

Словесный (беседа)

Оценивает результаты выполнения заданий на уроке, в том числе и результат чтения. Организует подведение итогов урока обучающимися.

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор?

– Как относился Андерсен к утенку? В чем проявляется отношение автора?

– Каково ваше отношение к утенку? Какими душевными качествами он обладал?

– Какие его качества вы хотели бы иметь в своем характере?

– Какой смысл в этой сказке? Что хотел сказать нам Андерсен этой сказкой, чему хотел научить людей?

– Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься?

Обобщают изученное.

- И. С. Соколов-Микитов.

- Родина есть у каждого человека, все в ней кажется прекрасным, родным, любимым.

Но Родина ведь это не только леса, поля и реки. Это люди, которые живут и трудятся, мечтают и воплощают свою мечту на этой земле.

- Любви к Родине, к тому месту, где ты родился, бережному отношению к природе нашей Родины.










П: осуществлять обобщение изученного.



К: владеть диалогической речью.

Учебно-познавательный интерес к изучению литературной сказки Х.-Х. Андерсена «Гадкий утенок».

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Словесный метод (беседа)




Организует рефлексию учебной деятельности.

-Какую цель мы ставили на сегодня?

-Как вы считаете, мы достигли ее?
-Все ли задачи были решены?

- Сейчас возьмите листочки, на которых вы видите незаконченные фразы. Вам нужно будет закончить их.
- Ребята, наш урок закончен. Вы молодцы!


Выполняют рефлексию учебной деятельности.


Р: устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности

способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!