Этап урока Время | Цель этапа | Деятельность педагога | Деятельность учащихся | Формируемые результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности 30 сек | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Вступительное слово -Здравствуйте, ребята! На сегодняшнем уроке нам понадобятся только ручки/карандаши, и, естественно, ваши знания. Желаю нам всем плодотворной работы! | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку | | | |
2. Актуализация и пробное учебное действие 2.30 мин | Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. | - Ребята, скажите, пожалуйста, кто совершает открытия? (ученые, исследователи, путешественники и т.д.) - А мы с вами можем заняться исследованием чего-нибудь? (конечно) Вот и на сегодняшнем уроке мы постараемся проявить способности исследователей. Послушайте отрывок из стихотворения Н.А. Некрасова и попробуйте ответить на вопрос: образ какого конкретного, известного нам человека использовал автор для создания своего произведения? "...Скоро сам узнаешь в школе, Как архангельский мужик По своей и божьей воле Стал разумен и велик..." - Итак, кто же этот "архангельский мужик"? (Михаил Васильевич Ломоносов) Ребята, а что вы уже знаете об этом человеке? (предположения учащихся) А помимо того, что он внёс большой вклад в развитие различных наук, в этом году мы отмечаем 305-летие со дня его рождения. -Теперь обратите внимание на эпиграф к нашему уроку. Эти слова принадлежат именно М.В. Ломоносову. - Подумайте, что же на нашем предмете является "великим и прекрасным"? Что же мы каждый день "везде исследуем всечасно"? (Великий и могучий Русский язык) | Отвечают на вопросы. Задают вопросы для уточнения информации | Выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; | Планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции. Осуществляют операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. | Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
3. Выявление места и причины затруднения 2 мин | Беседа, обсуждение результатов предыдущего этапа. Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся | -Послушайте, пожалуйста, загадку. Школа, дом, трава, земля. Любой предмет обозначаю я. Кто? Учитель, врач, сосед. Что? Диван, велосипед. Бываю разного я рода: Тротуар, окно, природа. Изменяюсь по числам, по падежам. Спешу я в гости к ученикам. Вот какая я часть речи удивительная, Называюсь я ... (имя существительное). -Правильно, ребята, это имя существительное. А вы уже изучили имя существительное? (утвердительный ответ) На экзаменах в 9 и 11 классах встречается много вопросов, касающихся этой части речи. А можете ли вы сказать, что сможете сейчас все их решить? (ответы учащихся) | Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для полных ответов | Устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы | Планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану. | Осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. |
3. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения 4 мин | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. | -Давайте же попробуем поставить перед собой цель на сегодняшний урок. Чем мы должны заняться на этом уроке? (обобщить и систематизировать знания о существительном как части речи, вспомнить признаки существительного). -Какие знания об имени существительного мы должны будем закрепить? (самостоятельная часть речи, обозначает предмет, отвечает на вопросы кто?что?, имеет постоянные признаки: род, склонение, одушевленность/неодушевленность, бывает собственным либо нарицательным; изменяется по числам и падежам). -Как уже говорилось ранее, мы сегодня выступим в роли исследователей. Ну и что же мы будем исследовать? (Предполагаемый ответ: имя существительное как часть речи. Дополнение педагогом: а так как мы определяем признаки существительного в контексте, мы будем исследовать текст на предмет имени существительного) -Для того чтобы наша небольшая исследовательская работа получилась более плодотворной, мы разделимся на 4 группы. -Каждой группе будет дан небольшой текст, который повествует о биографии нашего героя, Михаила Васильевича Ломоносова. У каждой группы будет свое задание, касающееся нашей темы. Таким образом, каждый из вас, выполнив успешно свое задание по тексту, представив свою работу своим одноклассникам, даст себе и другим возможность закрепить знания, полученные на уроках, посвященных изучению имени существительного. -Наверняка, вы уже работали в группах, уже знаете правила работы в них. А если подзабыли, то на партах вы найдете эти правила, которым я советую следовать. -Итак, на работу в группах вам дается 8 минут, по истечении этого времени один человек из группы должен выйти к доске и представить выполненную группой работу. Остальные, слушая ответ этой группы, могут поднимать руки и исправлять либо дополнять их ответы. | | Извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. | Планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану. | Осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. |
4. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта 8 мин | Выполнение разноуровневых обучающих заданий на основе выданных группам текстов | Текст Михаил Васильевич Ломоносов родился в селе Денисовка Архангельской губернии Холмогорского уезда в семье беломорского крестьянина-рыбака. С детских лет, проведённых на русском севере, рыбача вместе с отцом, он часто смотрел в небо и наслаждался поэзией небес. В 19-летнем возрасте тяга к знаниям привела его в Московскую славяно-греко-латинскую академию, затем в Германию, Петербург. Круг его интересов был необычайно широк: история, химия, механика, риторика, физика, навигация, астрономия, право, поэзия. Поэтому научные открытия следовали одно за другим. 1 группа: 1. Найти и подчеркнуть как члены предложения все существительные из 1 абзаца; 2. Определить у этих существительных род, склонение, число, падеж. Записать. 2 группа: 1. Найти и подчеркнуть как члены предложения все существительные 2 абзаца; 2. Определить у этих существительных род, склонение, число, падеж. Записать. 3 группа: 1. Найти в тексте существительные - имена собственные; 2. Выстроить их в алфавитном порядке. 4 группа: 1. Найти и распределить в два столбика одушевленные и неодушевленные имена существительные из 1 абзаца; 2. Объяснить свой выбор. | Выполняют задание, отвечают на вопросы | Выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя, по воспроизведению в памяти). | Осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. Самостоятельно планируют необходимые действия, операции, действуют по плану. | |
5. Защита/ презентация работ 10 мин | Выставка работ учащихся. Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание | Педагог корректирует ответы учащихся (если это требуется) | Выступают с результатами работы в группах, оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. | Приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. | | Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
6. Самооценка, рефлексия деятельности 2.30 мин | Осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса | Педагог организует фиксацию нового знания в памяти учащихся, анализ учебной деятельности учащимися, оценивание учащимися своей деятельности на уроке, фиксацию затруднений как направление для работы на следующих уроках. - Вы поставили перед собой цель систематизировать, повторить и обобщить знания об имени существительном. Достигли ли вы поставленной цели? - Какие трудности возникли у вас, как они были преодолены? - Довольны ли своей работой? | Фиксируют результаты своей деятельности в соответствии с поставленными задачами, оценивают свою деятельность и деятельность товарищей. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке | | | Адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности. |
7. Домашнее задание 30 сек | | На выбор: 1. Сочинить грамматическую сказку про любой признак имени существительного. 2. Составить карточки-задания по любой изученной орфограмме. 3.Составить кроссворд по теме «Имя существительное». - Дайте оценку вашему настроению с помощью смайлов, которые лежат на ваших партах. Урок окончен. Спасибо! | | | | |
Михаил Васильевич Ломоносов родился года в селе Денисовка Архангельской губернии Холмогорского уезда в семье беломорского крестьянина-рыбака. С детских лет, проведённых на русском севере, рыбача вместе с отцом, он часто смотрел в небо и наслаждался поэзией небес.
В 19-летнем возрасте тяга к знаниям привела его в Московскую славяно-греко-латинскую академию, затем в Германию, Петербург. Круг его интересов был необычайно широк: история, химия, механика, риторика, физика, навигация, астрономия, право, поэзия. Поэтому научные открытия следовали одно за другим.
1. Найти и подчеркнуть как члены предложения все существительные 1 абзаца;
2. Определить у этих существительных род, склонение, число, падеж. Записать.
Михаил Васильевич Ломоносов родился года в селе Денисовка Архангельской губернии Холмогорского уезда в семье беломорского крестьянина-рыбака. С детских лет, проведённых на русском севере, рыбача вместе с отцом, он часто смотрел в небо и наслаждался поэзией небес.
В 19-летнем возрасте тяга к знаниям привела его в Московскую славяно-греко-латинскую академию, затем в Германию, Петербург. Круг его интересов был необычайно широк: история, химия, механика, риторика, физика, навигация, астрономия, право, поэзия. Поэтому научные открытия следовали одно за другим.
1. Найти и подчеркнуть как члены предложения все существительные 2 абзаца;
2. Определить у этих существительных род, склонение, число, падеж. Записать.
Михаил Васильевич Ломоносов родился в селе Денисовка Архангельской губернии Холмогорского уезда в семье беломорского крестьянина-рыбака. С детских лет, проведённых на русском севере, рыбача вместе с отцом, он часто смотрел в небо и наслаждался поэзией небес.
В 19-летнем возрасте тяга к знаниям привела его в Московскую славяно-греко-латинскую академию, затем в Германию, Петербург. Круг его интересов был необычайно широк: история, химия, механика, риторика, физика, навигация, астрономия, право, поэзия. Поэтому научные открытия следовали одно за другим.
1. Найти в тексте существительные - имена собственные;
2. Выстроить их в алфавитном порядке.
Михаил Васильевич Ломоносов родился в селе Денисовка Архангельской губернии Холмогорского уезда в семье беломорского крестьянина-рыбака. С детских лет, проведённых на русском севере, рыбача вместе с отцом, он часто смотрел в небо и наслаждался поэзией небес.
В 19-летнем возрасте тяга к знаниям привела его в Московскую славяно-греко-латинскую академию, затем в Германию, Петербург. Круг его интересов был необычайно широк: история, химия, механика, риторика, физика, навигация, астрономия, право, поэзия. Поэтому научные открытия следовали одно за другим.
1. Найти и распределить в два столбика одушевленные и неодушевленные имена существительные из 1 абзаца;
2. Объяснить свой выбор.