Этап 1. Мотивационный |
Приветствует учащихся. Проверяет готовность учащихся к уроку. Создает мотивацию к действиям на уроке | Приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку. Настраиваются на совместную деятельность. Сдают тетради с домашними работами. | Ребята, я вас приглашаю совершить увлекательное путешествие на неизведанный остров «Правописание» в отдаленную страну под названием «Корни с чередованием Е-И». За каждый успешно пройденный этап вы будете получать билет. Цель нашего путешествия – узнать, как правильно выбирать гласную в корнях с чередованием! | | Создана доброжелательная психологическая атмосфера для совместной деятель- ности Слайд |
Этап 2. Актуализация изученного материала |
Диктует слова, исправляет ошибки. Планируется воспроизведение учащимися знаний умений и навыков, необходимых для «открытия» нового знания. | Записывают число, классная работа, словарная разминка: выделяют условие выбора орфограммы. У доски 1 человек | Но сначала нам необходимо получить допуск к полету, пройти небольшое испытание. Словарная разминка: не бегать, чувствовать, ненавидеть, поглядывать, прислушиваюсь, , недолюбливать, класть – положить (вид) , обрадоваться, не говорить. -Молодцы к путешествию мы допущены! -Благодаря тому, что мы знаем как пишутся не с глаголами, от чего зависит написание суффиксов глаголов –ева-ова-ыва-ива- и умеем различать виды глаголов, мы с вами попадаем на неизведанный остров. Дальше нам нужно отправляться в страну под названием «Корни с чередованием Е-И» , но мы забыли карту и не знаем как туда добраться! Хорошо, что мы с вами любознательные и не боимся трудностей. Мы самостоятельно найдем дорогу в эту волшебную страну. | Регулятивные УУД: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, вносить необходимые коррективы в действие после его выполнения, оценивать правильность выполнения действия | |
Этап 3. Стадия вызова |
Организует языковую разминку. Диктует учащимся слова. Спрашивает учащихся, на какие группы они разделили бы записанные слова | Выполняют задание: вставляют пропущенные буквы, объясняют орфограмму. Отвечают на вопросы учителя. Устно классифицируют записанные слова, объясняя принцип группировки | Игра «Третий лишний» 1)Изл…гать, бл…стеть, прил…жить; 2)Выр…стить, соб…рать, отр…сли волосы; 3)К…снуться, к…саться, отп…рать дверь. -Для того, чтобы найти дорогу нам необходимо провести исследование. -Чередование какие корней нам встретились? (лаг-лож, раст-рос,кас-кос) -А какие гласные чередуются в лишних словах? (е-и) -Верно, ребята, вот мы и попали в нашу сказочную страну. Дорога была долгая и мы успели утомиться. Шагая по дороге знаний важно распределять время для учебы и отдыха. Пока мы тихо отдыхаем в тени пальм. Местные жители любезно согласились рассказать нам легенду своей страны. | Познавательные УУД: анализировать и класси-фицировать языковой материал, структурировать знания. Коммуникативные УУД: строить монологическое высказывание в устной форме, слушать и слышать друг друга | Закреплено умение применять изученные орфографические правила в практике письма Слайд |
Этап 4. Объяснение нового материала |
Читает сказку-правило. Вводит теорию по правилу написания корней с чередованием е-и. | Внимательно слушают учителя. Изучают теорию. | Жили-были на свете два брата – Корень с Е и Корень с И. Они были очень похожи друг на друга, как две капли воды, поэтому люди их часто путали. Корень с Е сам находил себе занятия. Он то гонял мяч, то играл в теннис. Ему не скучно было без друзей. А вот Корень с И очень переживал, что у него нет настоящего верного товарища. Но вот однажды в страну приехал путешественник суффикс –А , когда путешественник познакомился и подружился с корнем И , он решил остаться в этой стране навсегда. Дело в том, что суффикс -А-, тоже искал товарища. С тех пор Корень с И и суффикс -А - неразлучные друзья. И людям теперь легко различать братьев. Надо только посмотреть, есть ли рядом суффикс -А. «Тот, что с другом -А, тот Корень с И, а тот, что один, тот Корень с Е»,- говорят окружающие. Вот так суффикс -А- стал очень важной персоной в стране . Ведь только он поможет написать правильную букву в корне с чередующимися гласными. -Пока, местные жители рассказывали одну из замечательных историй страны. Мы успели отдохнуть и готовы осваивать новую для нас тему. И первым делом нам захотелось найти подтверждения этой истории в учебнике на стр.217. -Пока мы исследовали историю страны. Нам пришло приглашение на бал. П случаю нашего приезда, все корни с И – Е собрались на главной площади. Познакомимся с ними: -Бер –бир-а- -Дер- дир-а- -Мер- мир-а- -Пер- пир-а- -Тер-тир-а -Блест- блист-а- -Жег- жиг-а- -Стел-стил-а- -Чет- чит-а- Обратите внимание, что корень с И на самом деле неразлучшен со своим лучшим другом суффиксом А. | Познавательные УУД: анализировать и класси-фицировать языковой материал. Коммуникативные УУД: строить монологическое высказывание в устной форме. Регулятивные УУД: осуществлять целеполагание | Изучено правило написания корней с чередованием е-и Слайд Слайд |
Этап 5. Первичное закрепление |
Дает задание, говорит цель данного упражнения. Показывает образец выделения орфограммы. | Выполняют задание, применяют полученные знания по новой теме, объясняют выбор буквы в корне, выделяют орфограмму в корне, условие выбора орфограммы в корне. У доски 1 ученик. | Вот зазвучала музыка, послышались приглашения на танец и корни растеряли в суматохе буквы И и Е -Всегда надо помогать тем ,кто потерялся. Давайте поможем корням. Упр.611 -Корни благодарят нас за помощь и в знак признательности приглашают нас на палубу корабля -Но прежде чем мы отправимся на корабль, нам надо запомнить важное правило этой страны: Гласные в корнях слов мирить, отмерять, пировать не чередуются, а являются проверяемыми безударными: мирить – мир отмерять – мера пировать – пир. | Познавательные УУД: анализировать и класси-фицировать языковой материал. Коммуникативные УУД: строить монологическое высказывание в устной форме Регулятивные УУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, вносить необходимые коррективы в действие после его выполнения, оценивать правильность выполнения действия | Сформулировано правило, когда пишется Е, а когда И в корне слова. Составлен алгоритм действий при работе с правилом «Чередование Е–И в корнях» Слайд. |
Помогает детям найти дополнительные способы запоминания правила | Устно выполняют. | -Капитан у корабля необычный. Это девочка , но жители которые путают корни с И и Е , ее очень любят и всегда зовут на помощь если забывают правило. - В стихотворении «спряталось» имя девочки. Найдете его? Чтобы не было сомненья Чтоб с корнями –бир- и –бер- Был у каждого пример Разб..раешь соб..раешь Суффикс –а- не потеряешь. Разб..рёшь и соб..рёшь Букву Е всегда найдёшь. | Познавательные УУД: анализировать языковой материал, внимательно изучать и находить ответ на поставленное задание Коммуникативные УУД: строить монологическое высказывание в устной форме Регулятивные УУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей | Сформулирована подсказка для правильного написания гласной в корнях с чередованием е-и. Слайд |
Этап 6. Тренировочные упражнения и закрепление изученного |
Организует работу по выполнению задания. Осуществляет проверку. | Выполняют задание.. Проверяют работу. Составляют со словами словосочетания,2 ученика записывают на доске, объясняя устно и графически условие выбора орфограммы. | -Ох, до чего же насыщенный у нас сегодня был день. Мы прилетели на остров « Правописание», самостоятельно нашли дорогу в страну под названием «Корни с чередованием букв е-и» , познакомились с легендой города, побывали на балу с чередующимися корнями, и даже плавали на корабле с капитаном по имени Ира. Жители города заметили, что мы с большим трепетом относимся к правильному написанию гласных в корнях и пригласили нас отдохнуть в их домиках. Но буквы И и Е такие неуклюжие что не могут разобраться в какой домик им самим нужно поселиться. А тут еще сообщили о прибытии ряда слов и нам теперь надо разместить их вместе с глаголами. Да, тут нам не до отдыха. Давайте скорее помогать. Задание: Заполните пропуски, придумайте с данными глаголами словосочетания. Расст…лить, прод…раешься; Соб…решься, выт…реть; Заж…гает, бл…стать. Зам…реть, выт…реть, нат…реть. | Познавательные УУД: анализировать, сравнивать и классифицировать языковой материал, строить логическую цепочку рассуждений, структурировать знания Коммуникативные УУД: строить монологическое высказывание в устной форме, аргументированно доказывать свою точку зрения, слушать и слышать друг друга | Выполнено задание закреплено умение выбирать гласную е –и в чередующихся корнях глаголов Слайд |
Предлагает учащимся небольшую информацию, выслушивает их ответы, исправляет, анализирует | Отвечают на вопросы учителя. Доказывают свою точку зрения. | -Какие мы молодцы! Жителям мы очень понравились , на прощание они просили не обижать корни с чередованием И-Е ,и помочь свои друзьям, кто путается в их написании . Вы сделаете доброе дело и сами повторите изученное правило. А так же нам дарят билет на игру 0 «Верю не верю» На середину класса выходят двое (трое) учеников, которые на слух должны определить правильность утверждения и сказать «Верю» или «Не верю», если утверждение неверно. 1. Чередование е-и свойственно только глаголам. –не верю с замиранием сердца жду оценку, избиратель 2. Слово примириться надо писать с и, потому что гласная в этом корне проверяемая. (Да, мир.) 3. Слово собирать надо писать с и, потому что и под ударением. Не верно. 4. Глаголы с и в корне и суффиксом а – это глаголы несовершенного вида, а глаголы с е в корне – глаголы совершенного вида. Верно Разжечь - разжигал 5.Написание гласной в корнях с И Е зависит от ударения. Неверно 6. Обычно безударный гласный в корне глагола обозначается той же буквой что и ударный зеленеть – зелень. -верно | Регулятивные УУД: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, вносить необходимые коррективы в действие после его выполнения, оценивать правильность выполнения действия | Закреплено правило выбора буквы е-и в корнях с чередованием Слайд |
Этап 7. Рефлексия |
Задает вопросы: | Отвечают на вопросы. | – Что нового мы узнали на уроке? – О чем вы можете с гордостью сказать: «Я умею...» | Регулятивные УУД: оценивать результат деятельности | Выделено и осознано обучающимися то, что усвоено, и то, что нужно еще усвоить |
Этап 8. Домашнее задание |
Комментирует домашнее задание Выставл.оценки | Читают упражнение. Задают вопросы на понимание | Вот и подошло наше путешествие к концу, осталось только получить задание на пути домой §75 упр 612. | – | Записано домашнее задание Слайд |