Технологическая карта урока «Тире между подлежащим и сказуемым».
Тема учебного занятия | Тире между подлежащим и сказуемым |
Цель деятельности учителя | Познакомить с правилом постановки тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными, отрабатывать умение правильно ставить тире в предложении. |
Тип урока | Урок рефлексии |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: выделять грамматические основы простого предложения; знать правило постановки тире в предложении типа «Москва – столица России»; различать по смыслу подлежащее и сказуемое, выраженные существительным. Метапредметные Познавательные: формировать способность создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; учить давать определение понятиям; формировать способность устанавливать причинно-следственные связи; формировать способность строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; проводить наблюдение над языковыми единицами под руководством учителя. Регулятивные: выполнять учебное задание в соответствии с целью; соотносить учебные действия с известным алгоритмом; самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; иметь способность к целеполаганию, включая постановку новых целей и устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Коммуникативные: формулировать высказывание, мнение, в рамках учебного диалога; согласовывать позиции с партнером и находить общее решение; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию |
Учебник | Русский язык. 5 класс. Учебн. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.1/[Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.]. – 5-е изд. – М.: Просвещение. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы и методы обучения | УУД |
Фаза 1. Начало образоватенльного мероприятия | Этап мотивации самоопределения к деятельности. | Приветствует обучающихся,создаёт эмоциональный настрой на урок, просит учащихся улыбнуться друг другу, мотивирует их к уроку. | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем; размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. | Активный метод «Подари улыбку». Фронтальная форма обчения. | Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: осознают познавательную задачу. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции. Коммуникативные: обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей. |
Фаза 2. Работа над темой. | Этап актуализации знаний. | Раздает учащимся рабочие листы на урок (для учащихся с низким уровнем подготовки Приложение № 1, для учащихся со средним и высоким уровнем подготовки Приложение № 2). Выполните задание 1 в рабочих листах в парах. Послушайте лингвистическую сказку (Приложение № 3). -Сформулируйте тему урока. -Сформулируйте цели урока, продолжите фразу: сегодня на уроке я вспомню…, я научусь… | Слушают учителя, выполняют работу в парах в рабочих листах задание 1 с последующей проверкой, оценивают свою работу. Слушают лингвистическую сказку, формулируют тему урока, записывают ее в рабочих тетрадях. Ставят задачи на урок, записывают в рабочих листах. | Работа в парах в рабочих листах. Активные методы «Я хочу научиться». Фронтальная работа. | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия, осуществляют для решения задач операции анализа, синтеза. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: выдвигают и объясняют свою точку зрения |
Этап локализации индивидуальных затруднений. | Предлагает выполнить задание 2 в рабочих листах с последующей взаимопроверкой. Физкультминутка | Индивидуально выполняют задание 2 в рабочих листах. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения; в сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. Выполняют элементарные физические упражнения | Индивидуальная работа в рабочих листах. | Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков, осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации |
Фаза 2. Работа над темой. | Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений. | Организует и сопровождает деятельность обучающихся, подводит к формулировке вывода: работа с задание 3 в рабочих листах, составление памятки. объяснение постановки тире, составление схем предложений с постановкой тире. После выполнения задания учащимся с низким уровнем подготовки для дальнейшей работы учитель выдает карту-памятку (Приложение № 4). | Составляют в группе памятки, знакомят с результатами работы группы, слушают и обсуждают ответы товарищей. | Групповая работа: составление памятки. | Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач |
Этап реализации построенного проекта. | Предлагает выполнить индивидуально устно задание 4 в рабочем листе (Приложение № 5). «Слабые» учащиеся пользуются картой-памяткой. | Знакомят с результатами работы, слушают и обсуждают ответы товарищей. | Индивидуальная устная работа с последующей проверкой. |
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. | В соответствии с уровнем подготовки класса учащимся предлагает выполнить задание 5 в рабочем листе (Приложение № 6). | Выполняют упражнения. | Индивидуальная работа с последующей проверкой. | Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач логические операции. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоленияКоммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
Этап включения в систему знаний и повторения. | Учитель обобщает (работа со стихотворением): в этом стихотворении паузами отграничиваются друг от друга реплики диалога, слова автора, выделяются сказуемые, выраженные именами существительными (Приложение № 7). У учащихся с низким уровнем подготовки в рабочих листах есть это стих-ние. | Слушают, отвечают на вопросы. | Фронтальная работа. | Познавательные: приобретают умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
Фаза 3. Завершение образовательного мероприятия. | Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. | Проводит заключительную беседу по вопросам: - Что нового узнали? - Достигли ли цели урока? Заслушивает монологические высказывания, дает домашнее задание (Приложение № 9). | Отвечают на вопросы учителя. Оценивают свою деятельность на уроке. (Приложение № 8). «Мишень результатов деятельности учащихся» отражена на доске, каждый учащийся заносит свои результаты в «общую мишень» на доску. | Фронтальная и индивидуальная работа. «Мишень результатов деятельности учащихся». | Личностные: приобретают мотивацию к процессу образования. Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных знаний и операционных, исследовательских, аналитических умений; приобретают умение мотивированно организовывать свою деятельность. Регулятивные: оценивают свою работу |
ПРИЛОЖЕНИЯ
– Приложение № 3
Поссорились как-то Подлежащее со Сказуемым.
— Ты одеваешь часто мою маску,— сказало Подлежащее,— а мне это не нравится.
Сказуемое обиделось:
— Откуда ты взял? Когда это бывает?
— Когда и ты существительное, и я существительное. Попробуй разобраться, кто есть кто, а я не хочу быть тобой.
— Зачем мне твоя маска существительного? Я и само существительное.
Долго бы ссорились Подлежащее со Сказуемым, и вдруг появился разделительный знак по имени Тире.
— Я помирю вас,— сказал он,— встану между вами, и никто уже вас не спутает.
И с того времени стоит господин Тире между подлежащим-существительным и сказуемым существительным, если между ними нет связи. А между подлежащим-существительным и сказуемым-глаголом не хочет стоять, так как они и так не ссорятся.
Сегодня мы познакомимся с удивительным знаком препинания – тире. Оно применяется в грамматиках многих языков. В русской письменности тире появилось благодаря писателю и историку Н. М. Карамзину. Знак первоначально назывался «чертой», название «тире» появилось в начале 1820-х годов.
Приложение№4
Памятка
Тире ставится | Тире не ставится |
Если сущ в им. п. – сущ в им. п. Молчание – знак согласия. | Если подлежащее выражено местоимением Он прекрасный человек. |
2. Если в предлож. есть слова ЭТО или ВОТ. Чтение – вот(это) лучшее учение. | 2. Если перед подлеж. стоит НЕ Бедность не порок. |
3. Если числит. в им. п – числит. в им. п Дважды два – четыре. | 3. Если перед подл. стоит КАК Наш двор как сад. |
4. Если н. ф. глагола – н.ф. глагола Жить – родине служить. |
5. Если н.ф.глаг – сущ. В им. П. Хорошо учиться – наша задача. |
Приложение № 5
– Прочитайте текст. Объясните пропущенные знаки препинания.
Задание для учащихся с низким уровнем подготовки.
Май весна цветов. Так называл этот месяц писатель Михаил Пришвин.
Но вот пришел май и началось буйное цветение растений.
Задание для учащихся со средним и высоким уровнем подготовки.
На просторных полянах пустырях по обочинам дорог золотом по малахитовой зелени рассыпались одуванчики.
Май красивый по-праздничному радостный месяц года.
Приложение № 6
Задание для учащихся с низким уровнем подготовки.
Отметь только те предложения, в которых нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым. Постановку тире объясни графически.
1. Лес пахнет дубом и сосной.
2. Глинка великий русский композитор.
3. В зарослях ивняка закричала какая-то птица.
4. Март первый весенний месяц.
5. Мой папа водитель.
6. Я поднялся и посмотрел кругом.
Задание для учащихся со средним и высоким уровнем подготовки.
Упражнение “Корректор”
- По вине рассеянного наборщика произошла неприятность: перепутались слова в предложении и потерялся важный знак препинания. Определим, кто из вас самый внимательный и быстро работающий “корректор”.
Это, веток, составления, из, икебана, искусство, и, цветов, букета
Приложение № 7
– Прослушайте запись и определите грамматическую основу предложения. Попробуйте обосновать постановку тире, определить роль пауз.
– Время – хлеб, – считает тракторист.
– Километры, – вторит машинист.
– Время – сталь, – отрубит сталевар.
– Жар в котле, – дополнит кочегар.
– Если песня оставляет след, время – строки, – говорит поэт.
Приложение 8.
Оцени свою деятельность на уроке.
Приложение № 9 (Домашнее задание).
Задания для учащихся с низким уровнем подготовки
Рекомендуемое время выполнения: 20 минут
Спишите. Подчеркните грамматическую основу предложений, подпишите, какой частью речи выражены подлежащее и сказуемое. В каком случае между подлежащим и сказуемым ставится тире?
Мой папа работает в известном ресторане. Он повар.
Лоси – очень умные и сильные животные.
Катя – моя лучшая подруга. Она умна и красива.
Выпишите только те предложения, в которых между подлежащим и сказуемым нужно поставить тире. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркните грамматическую основу предложений, подпишите, какой частью речи выражены подлежащее и сказуемое.
Скв..рец самая бли..кая к человеку птица.
Я люблю наблюдать за жизнью скв..рцов.
С..бака друг человека.
М..рфема это значимая часть слова.
Её голос тих и п..чален.
Моя мама р..ботает в школе. Она д..ректор.
Мой брат Дима учит..ся в школе. Дима школьник.
Задания для учащихся со средним и высоким уровнем подготовки
Рекомендуемое время выполнения: 20-25 минут
Выпишите только те предложения, в которых между подлежащим и сказуемым нужно поставить тире. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркните грамматическую основу предложений, подпишите, какой частью речи выражены подлежащее и сказуемое.
1) Метеорит это тело космического происхождения.
2) Тигр быстр и опасен поэтому в дикой природе с ним лучше не встречаться.
3) Лоси любители воды они с легкостью переплывают даже широкие речки.
4) Лоси лесные жители они очень умные и сильные животные.
5) Однажды я увидел в реке лося он принимал ванну.
Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. В каждом предложении подчеркните грамматическую основу.
Скв..рец самая бли..кая к человеку птица. По..вляют..ся скв..рцы весной. Их прилёт верный призн..к прибл..жающейся отт..пели. Весенняя песня скв..рца хороша и бодра ведь он отличный подр..жатель многим птицам. То вдруг скв..рец пустит со..л..вьиную трель а то крякнет дикой уткой.
Придумайте и запишите 5-7 предложений о ваших родственниках и знакомых – чем они занимаются, какие у них профессии и т.д. Используйте предложения с тире между подлежащим и сказуемым. Задание можно выполнить на альбомном листе, сопроводив предложения иллюстрациями.
Приложение 1.
Подчеркните в предложениях грамматические основы, подпишите части речи.
О сень. Утро ярк..е, солнечн ...е. На золотом фон… пожелтевшей листвы выделяют(?)ся яркие пятна кленов и осин. Разноцветные листья тихо падают на х...лодную землю. Они медленно ш..ршат (под) ногами. Хороша ранняя осень! Но осень - предвестница зимы.
Спишите микротекст, решая орфографические и пунктуационные задачи.
Нет на земле (н…)чего пр…краснее и нежнее цветов! Цветы это п…хучее чудо. Цветы это хрупкий и др…гоце (н, нн)ый дар природы. Цветы источник вд…хновения и просто хорош…го настр…ения!
_ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Прочитай предложения и сделай вывод: когда ставится тире между подлежащим и сказуемым, а когда не ставится. Результаты занеси в таблицу.
Молчание – знак согласия. Он прекрасный человек. Чтение – вот лучшее учение. Дважды два – четыре. Наш двор как сад. Жить – родине служить. Хорошо учиться – наша задача.
Тире ставится | Тире не ставится |
| |
| |
| |
| |
| |
Прочитайте текст. Объясните пропущенные знаки препинания.
Май весна цветов. Так называл этот месяц писатель Михаил Пришвин. Но вот пришел май и началось буйное цветение растений.
Отметь только те предложения, в которых нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым. Постановку тире объясни графически.
1. Лес пахнет дубом и сосной.
2 . Глинка великий русский композитор.
3. В зарослях ивняка закричала какая-то птица.
4. Март первый весенний месяц.
5. Мой папа водитель.
6. Я поднялся и посмотрел кругом.
Прослушайте запись и определите грамматическую основу предложения. Попробуйте обосновать постановку тире, определить роль пауз.
– Время – хлеб, – считает тракторист.
– Километры, – вторит машинист.
– Время – сталь, – отрубит сталевар.
– Жар в котле, – дополнит кочегар.
– Если песня оставляет след, время – строки, – говорит поэт.
- с заданием справился без ошибок
- с задание не справился - с заданием справился, но были ошибки
Приложение 2.
Подчеркните в предложениях грамматические основы, подпишите части речи.
О сень. Утро ярк..е, солнечн ...е. На золотом фон… пожелтевшей листвы выделяют(?)ся яркие пятна кленов и осин. Разноцветные листья тихо падают на х...лодную землю. Они медленно ш..ршат (под) ногами. Хороша ранняя осень! Но осень - предвестница зимы.
Спишите микротекст, решая орфографические и пунктуационные задачи.
Нет на земле (н…)чего пр…краснее и нежнее цветов! Цветы это п…хучее чудо. Цветы это хрупкий и др…гоце (н, нн)ый дар природы. Цветы источник вд…хновения и просто хорош…го настр…ения!
_ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Прочитай предложения и сделай вывод: когда ставится тире между подлежащим и сказуемым, а когда не ставится. Результаты занеси в таблицу.
Молчание – знак согласия. Он прекрасный человек. Чтение – вот лучшее учение. Дважды два – четыре. Наш двор как сад. Жить – родине служить. Хорошо учиться – наша задача.
Тире ставится | Тире не ставится |
| |
| |
| |
| |
| |
Прочитайте текст. Объясните пропущенные знаки препинания.
На просторных полянах пустырях по обочинам дорог золотом по малахитовой зелени рассыпались одуванчики.
Май красивый по-праздничному радостный месяц года.
Упражнение “Корректор”
П о вине рассеянного наборщика произошла неприятность: перепутались слова в предложении и потерялся важный знак препинания. Определим, кто из вас самый внимательный и быстро работающий “корректор”.
Это, веток, составления, из, икебана, искусство, и, цветов, букета
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Прослушайте запись и определите грамматическую основу предложения. Попробуйте обосновать постановку тире, определить роль пауз.
- с заданием справился без ошибок
- с задание не справился - с заданием справился, но были ошибки