СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Тире между подлежащим и сказуемым"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Тире между подлежащим и сказуемым"»

Технологическая карта урока «Тире между подлежащим и сказуемым».

Тема учебного занятия

Тире между подлежащим и сказуемым

Цель деятельности
учителя

Познакомить с правилом постановки тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными, отрабатывать умение правильно ставить тире в предложении.

Тип урока

Урок рефлексии

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные: выделять грамматические основы простого предложения; знать правило постановки тире в предложении типа «Москва – столица России»; различать по смыслу подлежащее и сказуемое, выраженные существительным. 

Метапредметные

Познавательные:

  • формировать способность создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

  • учить давать определение понятиям;

  • формировать способность устанавливать причинно-следственные связи;

  • формировать способность строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  • проводить наблюдение над языковыми единицами под руководством учителя.

Регулятивные:

  • выполнять учебное задание в соответствии с целью;

  • соотносить учебные действия с известным алгоритмом;

  • самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; иметь способность к целеполаганию, включая постановку новых целей и устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Коммуникативные:

  • формулировать высказывание, мнение, в рамках учебного диалога;

  • согласовывать позиции с партнером и находить общее решение;

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию

Учебник

Русский язык. 5 класс. Учебн. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.1/[Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.]. – 5-е изд. – М.: Просвещение.

Этапы
урока

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы и методы обучения

УУД

Фаза 1. Начало образоватенльного мероприятия




Этап мотивации самоопределения к деятельности.

Приветствует обучающихся,создаёт эмоциональный настрой на урок, просит учащихся улыбнуться друг другу, мотивирует их к уроку.

Слушают учителя, участвуют
в диалоге
с учителем; размещают учебные материалы
на рабочем

месте, демонстрируют готовность к уроку.

Активный метод «Подари улыбку».




Фронтальная форма обчения.

Личностные: положительно относятся к учению,
познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: осознают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей.

Фаза 2. Работа над темой.

Этап актуализации знаний.

Раздает учащимся рабочие листы на урок (для учащихся с низким уровнем подготовки Приложение № 1, для учащихся со средним и высоким уровнем подготовки Приложение № 2).

Выполните задание 1 в рабочих листах в парах.

Послушайте лингвистическую сказку (Приложение № 3).

-Сформулируйте тему урока.

-Сформулируйте цели урока, продолжите фразу: сегодня на уроке я вспомню…, я научусь…

Слушают учителя, выполняют работу в парах в рабочих листах задание 1 с последующей проверкой, оценивают свою работу.

Слушают лингвистическую сказку, формулируют тему урока, записывают ее в рабочих тетрадях.

Ставят задачи на урок, записывают в рабочих листах.

Работа в парах в рабочих листах.









Активные методы «Я хочу научиться».

Фронтальная работа.


Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия, осуществляют для решения задач операции анализа, синтеза.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: выдвигают и объясняют свою точку зрения

Этап локализации индивидуальных затруднений.

Предлагает выполнить  задание 2 в рабочих листах с последующей взаимопроверкой.










Физкультминутка

Индивидуально выполняют задание 2 в рабочих листах.

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения;
в сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. Выполняют элементарные физические упражнения

Индивидуальная работа в рабочих листах.




Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков, осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. 

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

Фаза 2. Работа над темой.

Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений.

Организует и сопровождает деятельность обучающихся, подводит к формулировке вывода: работа с задание 3 в рабочих листах, составление памятки. объяснение постановки тире, составление схем предложений с постановкой тире.

После выполнения задания учащимся с низким уровнем подготовки для дальнейшей работы учитель выдает карту-памятку (Приложение № 4).

Составляют в группе памятки, знакомят с результатами работы группы, слушают и обсуждают ответы товарищей.

Групповая работа: составление памятки.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. 

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач

Этап реализации построенного проекта.


Предлагает выполнить индивидуально устно задание 4 в рабочем листе (Приложение № 5). «Слабые» учащиеся пользуются картой-памяткой.

Знакомят с результатами работы, слушают и обсуждают ответы товарищей.

Индивидуальная устная работа с последующей проверкой.

 

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

В соответствии с уровнем подготовки класса учащимся предлагает выполнить задание 5 в рабочем листе (Приложение № 6).

Выполняют упражнения.

Индивидуальная работа с последующей проверкой.

Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать
в творческом, созидательном процессе. 

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач логические операции.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоленияКоммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Этап включения в систему знаний и повторения.


Учитель обобщает (работа со стихотворением): в этом стихотворении паузами отграничиваются друг от друга реплики диалога, слова автора, выделяются сказуемые, выраженные именами существительными (Приложение № 7). У учащихся с низким уровнем подготовки в рабочих листах есть это стих-ние.

Слушают, отвечают
на вопросы.

Фронтальная работа.



Познавательные: приобретают умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. 

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Фаза 3. Завершение образовательного мероприятия.

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Проводит  заключительную  беседу по вопросам:

- Что нового узнали?

- Достигли ли цели урока?

Заслушивает  монологические высказывания, дает домашнее задание (Приложение № 9).

Отвечают на вопросы учителя.

Оценивают свою деятельность на уроке.

(Приложение № 8).

«Мишень результатов деятельности учащихся» отражена на доске, каждый учащийся заносит свои результаты в «общую мишень» на доску.

Фронтальная и индивидуальная работа.


«Мишень результатов деятельности учащихся».

Личностные: приобретают мотивацию к процессу образования.

Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных знаний и операционных, исследовательских, аналитических умений; приобретают умение мотивированно организовывать свою деятельность. 

Регулятивные: оценивают свою работу


ПРИЛОЖЕНИЯ

–  Приложение № 3

Поссорились как-то Подлежащее со Сказуемым.

— Ты одеваешь часто мою маску,— сказало Подлежащее,— а мне это не нравится.

Сказуемое обиделось:

— Откуда ты взял? Когда это бывает?

— Когда и ты существительное, и я существительное. Попробуй разобраться, кто есть кто, а я не хочу быть тобой.

— Зачем мне твоя маска существительного? Я и само существительное.

Долго бы ссорились Подлежащее со Сказуемым, и вдруг появился разделительный знак по имени Тире.

— Я помирю вас,— сказал он,— встану между вами, и никто уже вас не спутает.

И с того времени стоит господин Тире между подлежащим-существительным и сказуемым существительным, если между ними нет связи. А между подлежащим-существительным и сказуемым-глаголом не хочет стоять, так как они и так не ссорятся.


Сегодня мы познакомимся с удивительным знаком препинания – тире. Оно применяется в грамматиках многих языков. В русской письменности тире появилось  благодаря писателю и историку Н. М. Карамзину. Знак первоначально назывался «чертой», название «тире» появилось в начале 1820-х годов.


Приложение№4

Памятка 


Тире ставится

Тире не ставится


Если сущ в им. п. – сущ в им. п.

Молчание – знак согласия.


Если подлежащее выражено

местоимением

Он прекрасный человек.

2. Если в предлож. есть слова

ЭТО или ВОТ.

Чтение – вот(это) лучшее учение.

2. Если перед подлеж. стоит НЕ

Бедность не порок.


3. Если числит. в им. п –

числит. в им. п

Дважды два – четыре.

3. Если перед подл. стоит КАК

Наш двор как сад.


4. Если н. ф. глагола –

н.ф. глагола

Жить – родине служить.

5Если н.ф.глаг – сущ. В им. П.

Хорошо учиться – наша задача.


Приложение № 5

– Прочитайте текст. Объясните пропущенные знаки препинания.

Задание для учащихся с низким уровнем подготовки.

Май весна цветов. Так называл этот месяц писатель Михаил Пришвин.

Но вот пришел май и началось буйное цветение растений.

Задание для учащихся со средним и высоким уровнем подготовки.

На просторных полянах пустырях по обочинам дорог золотом по малахитовой зелени рассыпались одуванчики.

Май красивый по-праздничному радостный месяц года.

Приложение № 6

Задание для учащихся с низким уровнем подготовки.

Отметь только те предложения, в которых нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым. Постановку тире объясни графически.

1. Лес пахнет дубом и сосной.

2. Глинка великий русский композитор.

3. В зарослях ивняка закричала какая-то птица.

4. Март первый весенний месяц.

5. Мой папа водитель.

6. Я поднялся и посмотрел кругом.

Задание для учащихся со средним и высоким уровнем подготовки.

Упражнение “Корректор”

- По вине рассеянного наборщика произошла неприятность: перепутались слова в предложении и потерялся важный знак препинания. Определим, кто из вас самый внимательный и быстро работающий “корректор”.

Это, веток, составления, из, икебана, искусство, и, цветов, букета

Приложение № 7

– Прослушайте запись и определите грамматическую основу предложения. Попробуйте обосновать постановку тире, определить роль пауз.

– Время – хлеб, – считает тракторист.

– Километры, – вторит машинист.

– Время – сталь, – отрубит сталевар.

– Жар в котле, – дополнит кочегар.

– Если песня оставляет след, время – строки, – говорит поэт.

Приложение 8.


Оцени свою деятельность на уроке.
 











Приложение № 9 (Домашнее задание).


Задания для учащихся с низким уровнем подготовки

Рекомендуемое время выполнения: 20 минут

Спишите. Подчеркните грамматическую основу предложений, подпишите, какой частью речи выражены подлежащее и сказуемое. В каком случае между подлежащим и сказуемым ставится тире?

Мой папа работает в известном ресторане. Он повар.

Лоси – очень умные и сильные животные.

Катя – моя лучшая подруга. Она умна и красива.

Выпишите только те предложения, в которых между подлежащим и сказуемым нужно поставить тире. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркните грамматическую основу предложений, подпишите, какой частью речи выражены подлежащее и сказуемое.

Скв..рец самая бли..кая к человеку птица.

Я люблю наблюдать за жизнью скв..рцов.

С..бака друг человека.

М..рфема это значимая часть слова.

Её голос тих и п..чален.

Моя мама р..ботает в школе. Она д..ректор.

Мой брат Дима учит..ся в школе. Дима школьник.


 

Задания для учащихся со средним и высоким уровнем подготовки

Рекомендуемое время выполнения: 20-25 минут

Выпишите только те предложения, в которых между подлежащим и сказуемым нужно поставить тире. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркните грамматическую основу предложений, подпишите, какой частью речи выражены подлежащее и сказуемое.

1) Метеорит это тело космического происхождения.

2) Тигр быстр и опасен поэтому в дикой природе с ним лучше не встречаться.

3) Лоси любители воды они с легкостью переплывают даже широкие речки.

4) Лоси лесные жители они очень умные и сильные животные.

5) Однажды я увидел в реке лося он принимал ванну.

Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. В каждом предложении подчеркните грамматическую основу.

Скв..рец самая бли..кая к человеку птица. По..вляют..ся скв..рцы весной. Их прилёт верный призн..к прибл..жающейся отт..пели. Весенняя песня скв..рца хороша и бодра ведь он отличный подр..жатель многим птицам. То вдруг скв..рец пустит со..л..вьиную трель а то крякнет дикой уткой.

Придумайте и запишите 5-7 предложений о ваших родственниках и знакомых – чем они занимаются, какие у них профессии и т.д. Используйте предложения с тире между подлежащим и сказуемым. Задание можно выполнить на альбомном листе, сопроводив предложения иллюстрациями.

 


 























Приложение 1.



Подчеркните в предложениях грамматические основы, подпишите части речи.

О сень. Утро ярк..е, солнечн ...е. На золотом фон… пожелтевшей листвы выделяют(?)ся яркие пятна кленов и осин. Разноцветные листья тихо падают на х...лодную землю. Они медленно ш..ршат (под) ногами. Хороша ранняя осень! Но осень - предвестница зимы.

Спишите микротекст, решая орфографические и пунктуационные задачи.

Нет на земле (н…)чего пр…краснее и нежнее цветов! Цветы это п…хучее чудо. Цветы это хрупкий и др…гоце (н, нн)ый дар природы. Цветы источник вд…хновения и просто хорош…го настр…ения!

_ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Прочитай предложения и сделай вывод: когда ставится тире между подлежащим и сказуемым, а когда не ставится. Результаты занеси в таблицу.

Молчание – знак согласия. Он прекрасный человек. Чтение – вот лучшее учение. Дважды два – четыре. Наш двор как сад. Жить – родине служить. Хорошо учиться – наша задача.


Тире ставится

Тире не ставится












Прочитайте текст. Объясните пропущенные знаки препинания.

Май весна цветов. Так называл этот месяц писатель Михаил Пришвин. Но вот пришел май и началось буйное цветение растений.

Отметь только те предложения, в которых нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым. Постановку тире объясни графически.

1. Лес пахнет дубом и сосной.

2 . Глинка великий русский композитор.

3. В зарослях ивняка закричала какая-то птица.

4. Март первый весенний месяц.

5. Мой папа водитель.

6. Я поднялся и посмотрел кругом.



Прослушайте запись и определите грамматическую основу предложения. Попробуйте обосновать постановку тире, определить роль пауз.


– Время – хлеб, – считает тракторист.

– Километры, – вторит машинист.

– Время – сталь, – отрубит сталевар.

– Жар в котле, – дополнит кочегар.

– Если песня оставляет след, время – строки, – говорит поэт.




- с заданием справился без ошибок



- с задание не справился - с заданием справился, но были ошибки






Приложение 2.



Подчеркните в предложениях грамматические основы, подпишите части речи.

О сень. Утро ярк..е, солнечн ...е. На золотом фон… пожелтевшей листвы выделяют(?)ся яркие пятна кленов и осин. Разноцветные листья тихо падают на х...лодную землю. Они медленно ш..ршат (под) ногами. Хороша ранняя осень! Но осень - предвестница зимы.

Спишите микротекст, решая орфографические и пунктуационные задачи.

Нет на земле (н…)чего пр…краснее и нежнее цветов! Цветы это п…хучее чудо. Цветы это хрупкий и др…гоце (н, нн)ый дар природы. Цветы источник вд…хновения и просто хорош…го настр…ения!

_ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Прочитай предложения и сделай вывод: когда ставится тире между подлежащим и сказуемым, а когда не ставится. Результаты занеси в таблицу.

Молчание – знак согласия. Он прекрасный человек. Чтение – вот лучшее учение. Дважды два – четыре. Наш двор как сад. Жить – родине служить. Хорошо учиться – наша задача.


Тире ставится

Тире не ставится












Прочитайте текст. Объясните пропущенные знаки препинания.

На просторных полянах пустырях по обочинам дорог золотом по малахитовой зелени рассыпались одуванчики.

Май красивый по-праздничному радостный месяц года.

Упражнение “Корректор”

П о вине рассеянного наборщика произошла неприятность: перепутались слова в предложении и потерялся важный знак препинания. Определим, кто из вас самый внимательный и быстро работающий “корректор”.

Это, веток, составления, из, икебана, искусство, и, цветов, букета

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Прослушайте запись и определите грамматическую основу предложения. Попробуйте обосновать постановку тире, определить роль пауз.




- с заданием справился без ошибок



- с задание не справился - с заданием справился, но были ошибки







 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!