СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока информатики в 5 классе «Работа с фрагментами текста»

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока информатики в 5 классе «Работа с фрагментами текста».

Цель урока

  1. Познакомить с процессом редактирования текста, работы с фрагментом
  2. Способствовать формированию приёмов
  3. Воспитание коммуникативной культуры, приобретение опыта самостоятельной работы  критического мышления, анализа и синтеза
  4. Развивать ИКТ-компетентность

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока информатики в 5 классе «Работа с фрагментами текста»»

Технологическая карта урока информатики в 5 классе «Работа с фрагментами текста».

Цель темы

  1. Познакомить с процессом редактирования текста, работы с фрагментом

  2. Способствовать формированию приёмов

  3. Воспитание коммуникативной культуры, приобретение опыта самостоятельной работы критического мышления, анализа и синтеза

  4. Развивать ИКТ-компетентность


Тема урока

Редактирование текста. Работа с фрагментом

Тип урока

открытие новых знаний;

Цель

Научить обучающихся редактировать текст на основе работы с фрагментами текста. Сформировать навыки работы в текстовом редакторе

Планируемый

результат

Предметные умения

Универсальные учебные действия (УУД)

  • сформировать умение различать слова с безударными гласными в корне слова; представление учащихся о редактировании текста на основе работы с фрагментами текста.

  • сформировать навыки работы в текстовом редакторе

  • подбирать проверочные слова к словам с безударными гласными;

  • расширить словарный запас учащихся

Личностные:

  • осознание алгоритма учебного действия;

  • способность к самооценке на основе критерия успешность учебной деятельности.

Метапредметные

Регулятивные:

  • освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи;

  • планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления;

  • формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность;

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение.

Познавательные:

  • освоение умения подбирать проверочные слова к словам с безударной гласной; сформировать навыки работы в текстовом редакторе

  • формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, отнесения к известным понятиям.


Коммуникативные:

  • формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;

  • принимать на себя ответственность за результат своих действий;

  • наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их.

Основные понятия

Текстовый редактор, редактирование, фрагмент


Межпредметные связи

Русский язык – развитие речи

Ресурсы:

- основные

-дополнительные

Л.Л Босова Информатика 5 класс

Мультимедийное сопровождение урока информатики «Работа с фрагментом текста».

Карточки «Верю-не верю» (индивидуальная работа), «Получение слова» (работа в парах), «Снежинка» (работа в группах), «Рефлексия урока».

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, работа в группах.







ХОД УРОКА

1 Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые

универсальные учебные действия

Мотивация к учебной деятельности

Включение в деловой ритм

Устное сообщение учителя

Готовятся к работе

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

- Ребята Георг Лихтенберг сказал «Чтобы увидеть что-то новое, нужно совершить что-то новое». Вот и сегодня постараемся сделать новые интересные открытия.

Актуализация знаний и выявление индивидуальных затруднений

Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки.

Выполняют задание, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции (устные и письменные), учебные навыки

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выявления признаков.

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка, прогнозирование, целеполагание


На I стадии (Вызов) – приём «Мозговой штурм»: На слайде текст.

Вопросы учащимся: Что вы видите на экране? (текст) А как в информатике называется текст? (документ)

Что называют документом? ( Любой текст созданный в текстовом редакторе с нетекстовым материалами)

Как в обычной жизни мы называем текстовые документы (например на русском, истории)?

Что необходимо иметь для создания текстового документа? (Текстовый редактор, клавиатура. Для создания и оформления рассказов и докладов, содержащих надписи, таблицы, фото, используют более мощные текстовые редакторы, которые называются текстовый процессор. ).

Задание № 1 Индивидуальное задание «Заполнить карточку» Правилами ввода текста

Заполнение таблицы «Верю (+) – не верю (-)»

Вопрос

“+” верю,“-” не верю

1. Верите ли вы, что минимальная единица текстовой информации: цифра, буква, знак препинания и т.д - символ.?

 

2. Верите ли вы, что произвольная последовательность символов, завершающаяся  специальным символом его конца. Бывают пустые – это строка?

 

3. Верите ли вы, что произвольная последовательность символов между  левой и правой границами документа - строка?

 

4. . Верите ли вы, что некоторое количество рядом стоящих символов, которые можно рассматривать как единое целое – это фрагмент. Им может быть отдельное слово, строка, абзац, страница и даже весь вводимый текст.

 

5. Верите ли вы, что решение информационной задачи это гипертекст?

 

6 Верите ли вы, что обработка информации бывает трех видов?


Задание в парах на карточках.  (раздать карточки): Что получится из исходного слова после нажатия указанных клавиш?(обучающиеся подписывают карточки с оборотной стороны, ответ - под заданием)

Информатика|

  1. 4 раза BS

  2. Home

  3. 2 раза Delete

(Ответ: форма)

Программа|

  1. Home

  2. 3 раза Delete

  3. Delete

(Ответ: гамма)





Постановка учебной задачи



Анализирует знания учащихся.

Создает проблемную ситуацию.



Ставят цели, выявляют место и причины затруднения.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение, формулирование цели;

логические – формулирование проблемы.


На слайде тот же текст, но деформированный.

Вопросы: Что непонятно в тексте? Что сделать? Как восстановить текст?

Как думаете, какая тема урока?

Чему мы научились на прошлом уроке? ( вводить текст).

Ребята, в наши компьютеры попала вредоносная программа (вирус) и перепутал все слова, строки, абзацы в нашем тексте. Сможем мы восстановить текст?(нет, не учили)

Как думаете, чему мы научимся сегодня на уроке?

На II стадии (Осмысление) использую прием «Чтение с остановками»: учащиеся читают текст на стр. 59.

Отвечают на вопросы:

Как редактировать текст? (просмотреть его, исправить ошибки в правописании, внести изменения)

Как перемещаться по экрану, если текст большой? (курсорные стрелки, специальные клавиши)


Задание № 5 в парах «Снежинка»: на ветвях название клавиш, каждая пара отрывает лепесток по цвету и называет функцию клавиши.


Home – в начало строки

End – в конец строки

Ctrl + Page Down – на страницу вниз

Insert - Вставка символа

Ctrl + → – на слово вправо

Page Down – на экранную страницу вниз

Shift+Ctrl –переключатель языка

Insert - Вставка символа

Ctrl + ←  – на слово влево

Page Up – на экранную страницу вверх

Shift+Ctrl –переключатель языка

Ctrl + Page Up – на страницу вверх

End – в конец строки

Home – в начало строки

Ctrl + → – на слово вправо


Ctrl + Home – в начало текста

Ctrl + End – в конец текста

Ctrl + ←  – на слово влево

Shift+Alt –переключатель


Учащиеся:

1. Помечают в тетрадях основные понятия, функции клавиш.

2. Читают текст стр.60

3.Отвечают на вопросы

Что, позволяет вывести на экран части текста находящиеся за его пределами? (режим прокрутки)

При редактировании можно работать не только с отдельными символами, но и …?

Предварительно фрагмент должен быть…?

Выделенный фрагмент можно….?

Задание № 5 В парах подберите к слову «Выделить» ключевые слова. (копировать, вырезать, вставить)

Построение проекта выхода из затруднения

Организует деятельность учащихся по исследованию проблемной ситуации.

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.)

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации.

Познавательные: моделирование;

логические – решение проблемы,

построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.














Упражнение № 1

Учитель: Прочитайте текст стихотворения. В чём особенность данного текста с точки зрения русского языка (в нём повторяется слово «косой»).

Как называются такие слова? (омонимы).

Какие из рассмотренных нами операций здесь можно использовать?

По какому алгоритму вы бы работали, набирая данный текст на компьютере.


Смотрит зайка косой

Как девчонка с косой

За речною косой

Травы косит косой.

Учащийся (предполагаемый ответ):

Алгоритм действий:

Выделить слово КОСОЙ.

Меню Правка – Копировать.

Установить курсор в нужное место текста.

Меню Правка – Вставить.


Физкультминутка (для глаз)

Запись домашнего задания. Учебник П.8, РТ №№113-115.

Обобщение новых знаний Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение. Выполняют индивидуально задание, советуются, отстаивают свое мнение Выполняют задания с объяснением. Регулятивные: саморегуляция, контроль, оценка, коррекция. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи. Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия.

Работа на компьютерах. Практическая работа


Задание: Копируя, вставляя и редактируя, имеющиеся фрагменты теста, восстановите сказку и дайте ей название (, используя в качестве героев произведения используйте понятия информатики.)

Фрагменты текста: Клавиатура, универсальное устройство, резюме, Компьютерландия, мышь, текстовая, компьютерная, ввод, изображения, вывод, информация, сети, звук, компьютер.


Текст: В стране Компьютерландия профессор-процессор решил собрать клуб под названием... Во многих городах … он развесил объявления. Было много желающих. Читав объявления, они приходили представляться и приносили свои …

Пришла … к процессору и сказала: «Я вычитала в объявлении, что вы собираете клуб универсальных устройств и думаю, что смогу вам чем-то помочь. Я …, имею две кнопки управления и дополнительное колёсико. Служу для … какой-либо информации».

Позже пришла …: «Я служу для ввода числовой и … информации. У меня есть 104 клавиши и 3 световых индикатора».

Потом пришёл сканер и говорит: «Я служу для преобразования в компьютерную форму …, а также текстовых документов».

Пришёл принтер: «Я предназначен для … на бумагу числовой, текстовой и графической …».

Также пришла Web-камера: «Я предназначена для передачи живого видео по компьютерным …»

А также в клуб вступил монитор, который является универсальным устройством …. Колонки и наушники для прослушивания ….

Позже в этом клубе появлялось всё больше участников. Все они очень оперативно работали и вскоре своими усилиями создали универсальное устройство, под названием «…».


Рефлексия деятельности

Организует рефлексию

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия.

Личностные: смыслообразование.


Подведем итог урока. Чему научились, что узнали нового?

Какой этап следующий после ввода текста на компьютере?

При редактировании текста можно…? (просмотреть, исправить ошибки, изменить)

Давайте объединим наши знания в кластер, вы будете помогать.

Составление кластера «Редактирование текста»:

С помощью чего можно перемещать курсор по экрану?

Для перемещения по всему документу предназначены?

Что, позволяет вывести на экран части текста находящиеся за его пределами?

При редактировании можно работать не только с отдельными символами, но и …?

Предварительно фрагмент должен быть…? Выделенный фрагмент можно….



Рефлексия: Закончите предложение или предложения на выбор…

1. На уроке я понял…

2. Я узнал, что …

3. Для меня было неожиданным …

4. Оказывается, что …

5. Теперь я…

Теперь поставьте сами себе отметку за урок.

Все понял и могу рассказать……10 баллов;.

Все понял. Но рассказать не могу…..8 баллов;

Понял не все….6 баллов,

Ничего не понял, но старался…….4 баллла


У пражнение «Шкала достижений» - Ребята, перед вами две шкалы. Оцените, пожалуйста, этот урок: насколько интересным он вам показался. А теперь оцените свою работу на уроке, насколько активно каждый из вас участвовал в обсуждении, выполнял практическую работу.


Интересный урок Моё участие







Обсуждение результатов рефлексии

- Спасибо за активную работу на уроке!






Литература:

  1. технология развития критического мышления на примере урока информатики

Ибрагимова Т. Н. ([email protected])

  1. Шевчук Е.С. "Требования к современному уроку". ФГОС

  2. Методические рекомендации по проведению уроков нетрадиционной формы. http://www.bigpi.biysk.ru/ff/viewpage.php?page_id=82

5


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!