Актуализация знаний | -Какой раздел? Что изучаем? -Почему важно знать литературу? Историю? -Давайте вспомним исторические личности, которые сделали вклад в становление нашей Родины. На доске анаграммы фамилий и имен исторических личностей: 1. реПтI (Петр I) 2. нМиин, сарйоПикж (Минин, Пожарский) 3. нзяькдармииВл (князь Владимир) 4. длкеАнарскйвНсеи (Александр Невский) 5. ирлКли, феМдйои (Кирилл, Мефодий) -Ваша задача отгадать их и рассказать кто это? Чем прославился? Какой внес вклад? -С каким произведением и автором вы познакомились на прошлом уроке? Что вам запомнилось? - Какой показывает Никитин Русь в своём стихотворении? Какие чувства возникают при чтении? -Чтобы передать эти чувства какие средства выразительной речи использует поэт? | -Иван Саввич Никитин «Русь» -восторг, нежность -тон: нежный ласковый, иногда восторженный; темп: медленный, протяжный- показывающий ширь, просторы; громкость- обычная | Слайд |
Постановка цели и задач урока | -Произведение Спиридона Дмитриевича Дрожжина «Родине». Биография поэта. Спиридон Дмитриевич Дрожжин родился в 1848 году в семье крепостного, учился у деревенского дьяка ( церковный служитель, пояснить) грамоте « две не полных зимы». В 12 лет был отправлен родителями из родного села в Тверской губернии в г. Петербург, « в люди». Юному Спиридону было не легко, зарабатывая на жизнь, приходилось мыть полы в трактирах. Конечно в этот период жизни, автор особенно понимает, что значит для человека, Родина, как тяжело быть на чужой стороне. Мечта об учении не осуществилась, он начал скитаться по России, работая продавцом в лавках, лакеем. У поэта было огромное желание учиться. В 16 лет, впервые будет самостоятельно сочинять. В 1873 году в журнале « Грамотей», впервые, появится его публикация. Постепенно начнет знакомится с другими писателями, будет знаком с Толстым, у которого он вызвал большой интерес. Другие писатели были заинтересованы его необычной судьбой, стали ему помогать, печатать творчество в столичных журналах. Дрожжин вошел в Московский товарищеский кружок писателей из народа. Образ Родины- один из главных в поэзии поэта. С особым чувством автор относится к Родине. Это мы узнаем познакомившись с его стихотворением - Прочти название стихотворения. -В каком падеже стоит? -На какие вопросы отвечает и какое вспомогательное слово? -Кому, чему посвящается? -Как думаете о чём мог писать поэт? Чтение учителем Как не гордиться мне тобой, О родина моя! Когда над Волгою родной Стою недвижим я, Когда молитвенно свой взор Бросаю в небеса, На твой чарующий простор, На тёмные леса.
Как хороша ты в тёплый день На празднике весны, Среди приветных деревень Родимой стороны!
Как бодро дышится, когда На поле весь народ Среди свободного труда Все силы отдаёт!
Каким восторгом мою грудь Ты наполняешь мне, Когда хочу я отдохнуть С тобой наедине!..
Я в каждом шелесте листов Твой голос узнаю. Хожу среди твоих лугов, Мечтаю и пою.
Во всей в тебе и мощь видна, И сила с красотой, Недаром ты и названа Великой и святой. - Так о чём пишет поэт? - Прочти отметь непонятные слова, выражения Молитвенно- когда просим Бога, вскидываем глаза, просим, благодарим за чистое, светлое Чарующий (простор)- прекрасный, великолепный Приветных (деревень)- гостеприимные, рады гостям - Какие чувства испытывает поэт к Родине? - Какие средства выразительности использует автор в поэтической речи? • Эпитеты - определение, придающее выражению образность и эмоциональность, подчеркивающее один из признаков предмета. • Олицетворение - «в каждом шелесте листов, твой голос узнаю» Пробуем передать чувства, настроение поэта. | -Родине -В дательном -Дать кому? Чему? -Посвящается Родине -Рассуждения обучающихся -любовь, нежность -эпитеты, сравнение, олицетворение -Волгою родной, чарующий простор, тёмные леса, приветных деревень, великой и святой | Слайд |
Первичное закрепление | - Чтобы лучше понять произведение поработаем вместе над содержанием: 1. – Где Родина поэта? -Волга– Волга, мать родная - поётся в старинной русской песне. Это самая протяженная река Европы, ее длина 3530 километров. Первым ученым, который описал и в общих чертах нанес Волгу на карту, был древнегреческий астроном Клавдий Птолемей. Случилось это во II веке нашей эры. 2. -Объясни строки «стою недвижим я» - Как представляете «чарующий простор», как бы изобразили красками 3. –Когда более красивой находит поэт Родину? - С чем сравнивает приход весны? Почему? 4 . –Чем восхищается поэт? - А когда труд приносит радость? - Каким поэт называет труд? Как понимаешь? 5. – Что значит грудь наполняется восторгом? - Когда поэт испытывает наибольший восторг? - Что значит «наедине» 6. –Что слышит поэт? - А в чем он проявляется? - А какие ещё голоса у Родины? 7. – А что видит поэт? - В чём? - Какой называет Родину? | -у берегов Волги - застыл, замер, зачарован её красотой --поля, озёра, леса, луга, деревни… -на благо народа, на своё благо - когда наедине - голос Родины -в шелесте - мощь, силу, красоту - в силе народа, в его трудолюбии, в готовности защищать Родину - великой, святой | |