СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока литературы. Роль картин природы в рассказе "Бежин луг".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан в соответствии с ФГОС. Прописаны УУД.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературы. Роль картин природы в рассказе "Бежин луг".»

Технологическая карта урока литературы. 6 класс

Организация: МАОУ СШ № 5 г.Кстово Нижегородской области

Учитель: Ушницкая Н.П.

Тема урока. Роль картин природы в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг».

Деятельность

Учитель

Ученики

Этапы урока

I.Организационный момент

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. «Хочу, потому что могу».

















II. Актуализация знаний.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»





















III. Постановка учебной задачи.

Цель: проговаривание цели урока в виде темы урока.

Метод постановки учебной задачи: подводящий к теме диалог










«IV. «Открытие нового знания»











































V. Самостоятельная работа




















VI. Реализация построенного проекта. Первичное закрепление.

Цель: проговаривание нового знания, запись в тетрадях
























































VII. Обобщение нового знания






























VIII.Рефлексия деятельности (итог урока).

Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.





Демонстрирует слайды с фото окрестностей своего города:

- Присмотритесь внимательно, узнаете ли вы эту местность? Что запечатлено на фото?


- Какие чувства вызывают у вас картины родной природы?

- Вы любите свой город?


- Я приглашаю вас прочитать строфы из своих стихов, посвященных Кстово





Создает проблемную ситуацию:

- Мы не случайно начали наш урок так, предполагая продолжить работу над произведением, с которым познакомились на предыдущем уроке. Как оно называется и кто его автор?


- Кому посвящен рассказ?





- Чем интересны изображенные автором мальчики?


- Какая же связь между нашим началом урока и тем, о чем вы сейчас рассказали?

- Давайте мысленно перенесемся в то далекое, тургеневское время, чтобы живее представить себе то, о чем писал автор.

Любовь к природе рождалась и крепла в сердце будущего писателя именно здесь, в Спасском.


- О чем нам пора уже начать разговор? Определите тему урока

- Какие цели поставим?


- И.С.Тургенев был необычайно чуток к жизни природы, создавая свои пейзажные зарисовки. Приступим к их анализу.

1. Анализ пейзажей

– С чего начинается рассказ?

Формирует коммуникативные УУД через прием «Чтение с остановками», направленный на осмысление содержания текста:

– Давайте прочитаем описание «прекрасного июльского дня» (стр. 178-179).


– Какое настроение создаётся при чтении?


– В какой части рассказа ещё создается жизнеутверждающее настроение?


– В каких частях рассказа располагаются данные пейзажные зарисовки?

– Как описание летнего дня и описание наступления утра перекликается с настроением охотника?

2. Работа над художественно-изобразительными средствами

– У мастеров различных видов искусств есть свои изобразительно-выразительные средства. У художника – краски, ракурс, свет, у композитора – ритм, мелодия, голос. А у писателя – скажите, что?


Организует совместное действие детей как внутри одной группы, так и между группами: направляет на совместное выполнение задания:

- Исследовать изобразительные средства картин природы в рассказе мы будем в группах. Фрагмент рассказа каждой группе предлагается свой. Вы должны отметить в нем образные средства, использованные писателем. Задания перед вами. Приступайте.


- Обращаемся к разбору картин природы в рассказе. Пока одна группа выступает, другие внимательно слушают, чтобы в заключение сделать совместный вывод по теме урока.

- Обращаемся к разбору картины ясного летнего дня. Какие образные средства преобладают? Почему?

– Но на смену дню приходит ночь. Изменился ли тон рассказа?
– Почему?

- Ночь мы видим глазами обеспокоенного, встревоженного человека.

- И вот появляются первые признаки пробуждающегося утра. Определить, какой изобразительный прием преобладает у Тургенева в описании пробуждения летнего утра?


– Почему для изображения пробуждающегося утра Тургенев выбрал олицетворения и метафоры?


– А для чего в описание утра введены также изобразительные, зрительные эпитеты?


– А теперь сопоставьте эти описания природы, обратив внимание на то, какие ощущения преобладают утром, а какие – ночью?


– Чем вы это объясните?












Слово учителя о мастерстве И.С.Тургенева-пейзажиста.

- Подведем итог. Какую же роль играет пейзаж в рассказе? В чем его значение?


– Какие настроения вызывала природа у мальчиков, сидевших у костра?


- Имеет ли какое-либо значение изображенный писателем пейзаж для построения рассказа?


– А почему так много картин природы в произведении?

– В чём мастерство И.С.Тургенева?

- В заключение послушайте стихотворение Ивана Демьянова, в котором также говорится о любви к природе, малой родине


Вопросы:

• Итак, какую задачу мы с вами ставили?

• Удалось решить поставленную задачу?

• Каким способом?

* Как вы оцениваете результат работы класса?

• Как вы оцениваете результаты деятельности своих групп?

-В заключение составьте синквейн:

1. Природа…

2. Два прилагательных или причастия

3. Три глагола

4. Фраза из 4-х слов

5. 1 слово или словосочетание

Познавательные УУД: активизация мышления при рассматривании фото


- Это окрестности нашего города Кстово, вид на Волгу



Предполагаются утвердительные ответы




Формирование познавательных, регулятивных, коммуникативных УУД через создание учащимися литературных произведений.



2 ребенка читают свои стихи.


Общеучебные УУД: построение логической цепочки рассуждений.















- Рассказ «Бежин луг» Ивана Сергеевича Тургенева


- Крестьянским мальчикам старой крепостнической деревни середины 19 века.

Познавательные УУД: анализ объектов с целью выделения признаков.

Общеучебные УУД: установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез и их обоснование:

- Автор и его герои любят родные места так же, как мы любим свои просторы


- Речь идет о роли природы в нашей жизни и в жизни героев рассказа Тургенева



- Роль картин природы в рассказе И.С.Тургенева
«Бежин луг»

Регулятивные УУД: овладение навыками самоорганизации, целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий.

- Мы познакомимся со своеобразием тургеневского пейзажа, определим его роль в рассказе, проанализируем, как писатель использует выразительные средства языка для создания картин природы.



Познавательные УУД: извлечение необходимой информации из прослушанных текстов.




- С описания июльского дня












Подготовленный ученик читает отрывок под музыку (П.И.Чайковский. Времена года. Июнь: Баркарола)




-Создаётся настроение бодрости и ликования, возникает радость встречи с природой

-В описании наступления утра, завершающем рассказ

-Они образуют зачин и концовку произведения

-Настроение бодрости и радости охотника созвучно состоянию природы в эти периоды

- Писатель создаёт описание с помощью слов, красочных эпитетов, метафор, сравнений и т.д.- образных средств.


Формирование всех видов УУД: учащиеся ищут информацию, сообщают ее другим, высказывают свою точку зрения, принимают чужое мнение, создают продукт совместного труда.

Познавательные УУД: изучение способов решения проблем, овладение навыками работы с источниками информации.

Развитие самоконтроля при выполнении задания.

Коммуникативные УУД: развитие навыков работы в группе, воспитание толерантности.


В течение 5минут работают самостоятельно.




Коммуникативные УУД: формирование культуры публичных выступлений:


Выступление групп:

1 группа. Описание летнего дня (стр. 178-179)

- В этой картине у Тургенева преобладает изобразительный эпитет в сочетании с метафорой, так как он преследовал цель отметить наиболее яркие признаки природы в один из летних дней, которые он наблюдал


2 группа. Описание ночи (стр. 181-182, 184, 204)

- Ночь, охотник заблудился

- Картина наступления ночи передана такими изобразительными средствами языка:




3 группа. Пробуждение летнего утра (стр. 205)

- Писатель привлекает в изобилии олицетворения и глагольные метафоры, куда включает также изобразительные, зрительные эпитеты.



- Чтобы показать самый процесс пробуждения и оживления природы. Иные средства для данной цели были бы менее выразительны




- Они помогли автору сделать картину утра более наглядной




– Картины наступающей ночи вызвали у художника чувство беспокойства и тревоги, а картины летнего утра и дня — чувство радости жизни.




- Ночь – это неизвестность, загадка, тайна, поэтому все чувства обострены. Предметы теряют реальные очертания и кажутся огромными. Человек насторожен, поэтому он вслушивается, вглядывается. Утром мы, как правило, расслаблены. Мы ждём от наступающего дня чего-то хорошего, радостного. Кроме того, тьма рассеивается, всё видно, нас ничто не пугает.

Общеучебные УУД: обобщают информацию, делают вывод, формулируют свое мнение и позицию.

(Приходят к выводу, что природа показана Тургеневым как сила, активно воздействующая и на автора, и на его героев-мальчиков).



- Природа предрасположила их к рассказам о непонятном и чудесном…



- Пейзаж служит зачином и концовкой произведения.



-Мальчики живут в деревне. Их всегда окружает природа. Она является фоном их жизни.



- Его картины всегда верны, мы узнаём в них родную русскую природу, и вместе с тем видим любовь писателя к своей родине






Регулятивные УУД: самооценка, взаимооценка учебной деятельности.

Коммуникативные УУД: аргументация оценивания.






Заполняют листы оценивания.



Один из составленных синквейнов:

Природа

Восхитительная, родная

Чарует, удивляет, тревожит

Писателя, его героев и читателей.

Волшебство!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!