1.Мотивирование к учебной деятельности. Постановка учебной задачи. | Эмоциональный настрой. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Создание проблемной ситуации. Подводит детей к формулированию темы урока. 1. Организационный момент Подтянулись все, посмотрели мне в глаза, улыбнулись друг другу и тихонечко сели. Великая радость - работа. В полях, за станком, за столом! Работай до жаркого пота, Работай без лишнего счета- Все счастье земли - за трудом! Я не случайно начала наш урок стихотворением Валерия Брюсова. Сегодня нас ждет большая работа. Справиться с ней смогут внимательные, любознательные, трудолюбивые и дружные ребята. 2.Устный счет. Образцом трудолюбия, взаимовыручки нам будет служить маленькое существо, которое является одним из величайших тружеников во всем мире. А кто это, вы узнаете, разгадав русскую народную загадку: Кто в лесу без топоров строит избу без углов. Сомневаетесь в ответе? Давайте проверим. 1) Сложение и вычитание в пределах 100. (Решите примеры и узнайте, какие буквы соответствуют числам). - Да, ребята, - это муравей, неутомимый труженик. Сегодня один из них будет сопровождать нас на уроке. Муравьи повышают плодородие почвы, уничтожают вредителей. Не случайно человек издавна обратил на них внимание, и муравьи стали первыми насекомыми, которых люди начали использовать для борьбы с вредителями. Недаром в народе муравья называют САНИТАРОМ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ. Ребята, давайте покажем муравью, что и мы умеем трудиться. 2) Нумерация чисел в пределах 1000. Вот задание, которое он предлагает нам. | Обучающиеся отгадывают загадки, решают примеры на сложение и вычитание в пределах 100, повторяют нумерацию трёхзначных чисел, учатся делать вывод. | Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, формулирование собственного мнения. Регулятивные: самостоятельное оценивание правильности выполнения действий. Познавательные: построение речевых высказываний в устной форме. |
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | Подводит детей к актуализации имеющихся знаний для построения нового знания, их обобщения. Актуализирует соответствующие мыслительные операции и познавательные процессы. 1) Понятие выражение (повторение) Что за домишко из иголок на земле у старых ёлок? - С первого взгляда может показаться, что в муравейнике царит сплошной хаос и беспорядок. Но присмотревшись, мы заметим, что каждый муравей занят своим делом. Одни муравьи тащат к себе в дом гусениц, жучков и другой корм, другие выносят из муравейника комочки земли, третьи куда-то уходят и возвращаются. Все у них находится в строгом порядке. - Муравьи хранят много тайн о себе, человек до сих пор не смог их все разгадать. Сегодня мы попробуем заглянуть в их мир. Но муравьи не расстаются со своими секретами легко, поэтому нам придется выполнить задания. Справившись с ними, мы узнаем много интересного. - Итак, ребята, у муравьев все в строгом порядке. - А у нас в математике всё должно быть в порядке? Что называют выражением? (Запись, составленная из чисел и знаков арифметических действий.) Найдите среди этих записей выражения. На какие 2 группы можно разделить выражения? (На числовые и буквенные.) 2) Сравнение выражений. Сообщение темы урока. 12-8-2 12-8-2 - Прочитайте выражения. Что заметили? (они одинаковые) - Посмотрите, чему равно значение каждого выражения. Что вы заметили? (Выражения одинаковые, а их значения разные) - Почему так произошло? Мы неправильно посчитали? (Нет, посчитали верно) - Тогда почему получились разные ответы? (Мы не правильно обозначили порядок действий) - А как же обозначить нужный порядок в выражениях? (Обозначить порядок действий с помощью скобок). - Какое правило необходимо помнить при решении примеров со скобками? - Что может случиться, если не соблюдать это правило? - Как обозначим тему нашего урока? (Порядок действий в выражениях со скобками) - С какими выражениями мы сегодня будем с вами работать? (Выражения со скобками) - Значит, целью нашего урока будет, ….. закрепление порядка действий в выражениях.– Как вы будете отрабатывать, повторять? | Обучающиеся повторяют понятие «выражение», «числовые и буквенные выражения», находят выражения, ставят скобки в выражениях, формулируют тему и цель урока. Обучающиеся учатся делать вывод. | Регулятивные: самостоятельное оценивание правильности выполнения действий. Познавательные: построение речевых высказываний в устной форме, осуществление анализа объектов. Коммуникативные: умение приходить к общему решению в совместной деятельности |
3. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | 1) Повторение правила (фронтально проговорить правило) - Какое правило вы узнали на прошлом уроке и должны были его выучить? Действие в скобках выполняется первым (1-2 учеников, потом хором) 2) Работа с учебником. Расстановка скобок в выражениях по программе действий (самостоятельная работа) Учитель. Откроем учебники на стр. 25, выполним задание № 1. Давайте расставим скобки и докажем муравью, что мы с вами тоже любим работать. Обменялись учебниками для проверки, при верном выполнении задания ставим + (слайд для проверки) | Обучающиеся повторяют правило порядка действий, расставляют скобки в выражениях по данной программе действий, делают взаимопроверку. | Регулятивные: преобразование практической задачи в познавательную, контроль, оценка, Познавательные: построение речевых высказываний в устной форме. |
4. Включение в систему знаний и повторение. | Организация деятельности по применению новых знаний 1) Решение выражений со скобками. Фронтальная работа. (карточка) А теперь применим правило при решении выражений со скобками. И докажем муравью, что мы с вами тоже любим работать. 20 –(7+4)= 20 – 7 +4= 30 – (24 – 4)= 30 – 24 + 4= 16 – (8-8+1)= 16 – 8 – 8 +1= 2) Составление программы действий. (Работа в парах) - Итак, первая загадка о жизни этих насекомых: Ребята, а сколько лет живет муравей? - Чтобы узнать, нужно составить программу действий в выражениях (Учебник с.25 №4 работа в парах, 2 у доски). Проверка. Муравьи одни из самых долгоживущих насекомых в мире. Рабочие особи живут от 1 до 5 лет, а матки - их называют королевами (те, кто откладывает яйца) ……… – Сколько лет живут королевы? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо составить программу действий. 3) Поиск выражения по программе действий, решение выражения. По коду вы узнаете, какой пример необходимо решить. 3142 50 - (9 + 4) - 25= (16 + 20) -14 - 9= 40 - (9 - 6) +7 - 3= 16+(30 - 21) - (10 - 5)= 20 лет! Таким образом, муравейники, в которых молодые королевы сменяют старых, могут стоять на одном месте не одну сотню лет. Погляди на молодцов: Веселы и бойки, Волокут со всех сторон Материал для стройки. Вот один споткнулся вдруг Под тяжелой ношей, И спешит на помощь друг. Тут народ хороший! Без работы, хоть убей, Жить не может муравей. Муравьи – великолепные строители. Какие прекрасные дома-муравейники они строят! 4) Расстановка скобок в выражениях по программе действий, нахождение значений выражений (дифференцированная работа) Чтобы узнать новый секрет муравьев, надо выполнить следующее задание. Выберите карточку 1,2,3 расставьте скобки по программе действий и найдите значение выражений. Муравейник – это многоэтажный дом с множеством квартир, теплый, уютный, с хорошей вентиляцией, с кладовочками, спальнями, с детскими комнатами, с мусоросборником и туалетом. Муравьи содержат свои дома в идеальной чистоте. Сверху муравьи делают на муравейнике покрытие из иголок и веточек. Оно защищает жилище от превратностей погоды, ремонтируется и обновляется рабочими муравьями. Под этим покрытием есть комната, которая хорошо прогревается солнечными лучами. Туда муравьи забегают погреться весной. Есть комната-кладбище, куда рабочие муравьи относят умерших собратьев и мусор. Есть специальная зимняя спальня. Взрослые муравьи в тесноте, да не в обиде проводят зиму в этом помещении. Закрывают все ходы-выходы в муравейнике, сбиваются в кучу в зимней спальне и засыпают. В хлебном складе муравьи хранят зерна. В мясную кладовку муравьи приносят гусениц и другую добычу. | Обучающиеся коллективно решают выражения, применяя правило порядка действий. Работа в парах. Два ученика работают на доске, остальные за партами. Составляют программу действий в выражениях со скобками. Взаимопроверка. Обучающиеся составляют программу действий в выражениях со скобками. Поиск выражения по программе действия, решение выражения. Обучающиеся выбирают задание по уровню сложности, расставляют скобки в выражениях по программе действий, решают выражения. | Регулятивные: контроль, самостоятельное оценивание правильности выполнения действий, преобразование практической задачи в познавательную. Познавательные: нахождение правильного порядка действий в выражениях, умение использовать уже имеющиеся знания на различных заданиях, умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Коммуникативные: формулирование собственного мнения; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
5. Повторение изученного ранее. | – Вы отлично поработали, и у нас осталось время на решение задачи. 1) Нахождение периметра. Муравьи — наши друзья, и их нужно всячески оберегать и летом и зимой. Чтобы скрытые под снегом муравейники зимой не затаптывали животные, их нужно огораживать. Давайте сейчас с вами представим, что нам необходимо огородить муравейник. Ограждение наше будет иметь форму прямоугольника. Длина нашего забора 5 дм 4 см, 4дм 6см, 5 дм 4 см, 4дм 6см, Давайте узнаем его периметр. Что называется периметром? (Периметр – это сумма длин сторон многоугольника). Молодцы, ребята. | Обучающиеся повторят понятие «периметр», находят периметр прямоугольника. | Коммуникативные: формулирование собственного мнения познавательные: Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. |
6. Рефлексия учебной деятельности | Организация рефлексии. Самооценка обучающихся. Оценивание учителя. –Давайте вспомним, какую цель ставили. С какими трудностями столкнулись при достижении цели? - Кто считает, что он ещё не совсем усвоил правило порядка действий в выражениях, поставьте ? - Кто считает, что он знает как надо правильно решать выражения со скобками, поставьте + - Кто уверен в том, что он не только сам знает как решать выражения со скобками, но и может помочь товарищу, ++ - Посмотрите ещё раз на муравьишку и скажите, без каких качеств не обойтись в вашей работе? (Терпение, упорство, трудолюбие, усердие, упорство, целеустремлённость) – Какую пользу принёс урок? (Мы потренировались в применении устных приёмов вычислений) - Наш необычный урок подходит к концу. Мы смогли заглянуть лишь одним глазом в жизнь этого удивительного насекомого, которое всю жизнь работает. И если вы, увидев в лесу муравья, остановитесь и восхититесь этим неутомимым тружеником, я буду считать, что наш урок прошел не зря. - Заканчивая урок, я хочу вам пожелать, чтобы те человеческие качества, которые помог вам вспомнить наш герой, стали вашими человеческими качествами. Постарайтесь воспитывать их в себе и при выполнении домашних заданий. Домашнее задание: стр. № 5 (в,г), 3, стр. 27 №11 | Подводят итог урока. Соотносят цель и результаты, намечают дальнейшие цели деятельности. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности. | Коммуникативные: формулирование собственного мнения Личностные: способность к самооценке. Познавательные: обобщение по заданным критериям. |