Предмет: Окружающий мир
Тема: Водоем – дом из воды
УМК Перспектива
Авторы учебника: Плешаков А.А, Новицкая М.Ю.
Класс: 3
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: формирование представления учащихся о водоеме, как о природном сообществе.
Задачи урока:
1. Познакомить учащихся с животным и растительным разнообразием пресных водоемов, их приспособленность к условиям обитания.
2. Продолжить формирование первичных экологических представлений (взаимосвязи, цепи питания, природное сообщество)
3. Развивать логическое мышление детей через установление причинно- следственных связей, сравнение, развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
4. Воспитывать любовь, бережное отношение к природе своего края, умения контроля и самоконтроля в условиях работы в группах.
Формировать УУД:
- ЛичностныеУУД:
проявлять интерес к изучению темы, к бережному отношению к природе.
- Регулятивные УУД:
выполнять взаимопроверку и самооценку учебного задания;
выполнять учебное действие в соответствии с планом;
соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.
- Коммуникативные УУД:
адекватно взаимодействовать в паре, в группе и приходить к общему решению;
формулировать собственное высказывание в рамках учебного диалога, используя термины;
адекватно использовать речевые средства для представления результата.
- Познавательные УУД:
различать природные сообщества и обосновывать своё мнение;
определять зависимость природного сообщества от неживой природы и обосновывать своё мнение;
определять участников круговорота веществ в природном сообществе и обосновывать своё мнение;
находить взаимосвязь живого и неживого в природных сообществах и обосновывать своё мнение.
Планируемый результат:
Предметные:
Знать: разнообразие организмов в водоемах;
экологические связи водоема как сообщества.
Уметь: определять растения и животных водоема;
характеризовать круговорот веществ в экосистеме водоем;
составлять цепи питания, характерные для водоема;
извлекать из источников дополнительную информацию, готовить и обсуждать доклады.
Личностные: бережное отношение к природе.
Основные понятия:
природное сообщество, водоем, единство живой и неживой природы, круговорот воды в природе.
Форма организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Межпредметные связи:
Литературное чтение
Разделы «Жизнь дана на добрые дела», «Люби всё живое», «Великие русские писатели», «Картины родной природы».
Русский язык
Раздел «Мир общения».
Тема «Собеседники. Диалог», «Текст».
Технология
Разделы «Человек и вода».
Оборудование урока: учебник «Окружающий мир» 1 часть А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая 3 класс, ноутбук, презентация, карточки по окружающему миру.
Специфика урока заключается в использовании новых педагогических технологий: дифференцированное обучение; ИКТ; технология сотрудничества; здоровьесберегающие технологии.
Ход урока:
| Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые ууд |
I II | Орг. Момент Мотивация к деятельности Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения | Всем добрый день! Давайте повернёмся друг к другу, улыбнёмся, мысленно пожелаем удачи друг другу. Девиз урока К новым знаньям Стремимся, друзья Без открытия нам В жизни нельзя! Проверка домашнего задания Вставьте пропущенное слово. Луг — это экосистема с преобладанием ... растений. Кроссворд – Проверка кроссворда – Прочитайте слово снизу вверх и вы узнаете кто нам поможет провести урок. - На какие группы можно разделить отгадки? -Предположите, как будет называться тема урока. -Какая цель урока может быть поставлена? -Что будем делать для достижения этой цели? | Настраиваются на работу. СЛАЙД 1 СЛАЙД2 {травянистых) На плакате Водоем (Растения и животные.) Тема нашего урока: «Водоём- дом родной». Отвечают на вопросы. - Познакомиться с животным и растительным разнообразием пресных водоемов, узнать их приспособленность к условиям обитания | Умение настраивать себя на работу(Р); самостоятельно организовывать своё рабочее место (Р) Умение слушать и настраиваться на работу (П) |
III | Выявление места и причины затруднения (Проблемная ситуация) | Что называется водоемом ? Вспомним, какие бывают водоёмы? Какие водоёмы относятся к естественным водоёмам? Какие водоемы называются искусственными водоёмами? На какой реке расположился наш город | СЛАЙД3,4 Водоемы – это природные или искусственные скопления воды, которые могут иметь постоянную либо временную природу ребята выходят к доске и составляют схему) Созданные природой. Созданные человеком. На реке Завитая, приток Амура, длина 262км.. | - осуществлять самопроверку(Р) умение вести диалог, умение слушать собеседника, высказывать свою точку зрения.(К) |
IV | Построение проекта выхода из затруднения | Кроме рек наша область богата и другими естественными водоемами. Отгадайте загадку. Глядятся в него молодые берёзки, свои перед ним надевая серёжки. И месяц, и звезды- всё в нем отражается. Как зеркало, это, скажи, называется? А синоним слову - озеро- пресный водоём. Сегодня мы познакомимся с природным сообществом -«Пресный водоем». | Озеро | – самоопределение (Л); смыслообразование (Л); – анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П); |
V | Реализация построенного проекта | Я предлагаю поработать сегодня в группах. Повторим правила работы в группах. Каждая группа готовит сообща свои ответы на задания для группы и каждый из вас готовит ответ на вопрос урока- Какие живые организмы образуют природное сообщество «Водоем» ? На столах каждой группы лежат конверты, в которых находятся задания для групп. -Будьте внимательны, работайте активно, готовьтесь к защите своей работы. | СЛАЙД5 Работаем сообща, помогаем советом, выслушиваем мнение товарища, работаем спокойно растения, животные, бактерии | сравнивать и группировать предметы (П) |
VI | Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Группа № 1. « Растения». Задание: Рассмотри рисунок на стр.112-113, 1 часть . Учебник «Окружающий мир» А.А. Плешаков, Познакомься с разнообразием растений в пресном водоеме. Составьте схему расположения растений в водоеме Прочитай предоставленную дополнительную литературу . Составьте цепь питания цапли. Группа № 2. «Животные» Задание: Рассмотри рисунок на стр.112-113, 1 часть. Учебник «Окружающий мир» А.А. Плешаков, Познакомься с разнообразием животного мира в пресном водоеме. Составьте схему обитания живых организмов в водоеме. Составьте цепь питания щуки. Группа № 3. «Круговорот веществ ». Задание: Выборочно прочитай текст на стр.111(4 абзац) и стр.114. 1 часть. Учебник «Окружающий мир» А.А. Составьте схему «Круговорот веществ водоема». Зачем в реке нужны ракушки? Физминутка. Пожалуйста, чья группа готова поделиться с нами своими знаниями? Другие группы могут дополнять информацию, но не допускают повторов. | Учащиеся выполняют задание самостоятельно в группах , проводят взаимопроверку и выявляют затруднение машем руками присели разводим руками Выслушиваются выступления ребят | – анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П); -межпредметные связи |
VII | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Вы доказали на жизненных примерах, опытах, использовали дополнительную информацию, что ВОДА нуждается в охране. Да, любовь к Родине начинается с бережного отношения к родному краю . .И мы с вами в ответе за то, какой она будет процветающей и чистой. .Итогом вашей работы будут ответы на данный тест : тема « Водоем- дом из воды». Животный мир озёр: а) рачки, рыбы б)крот, сойка в) землеройка, рак На озёрах растут растения: а)пшеница, вьюнок б)кувшинка, рогоз Чем питаются раки: а)остатки мертвых животных б)растениями в)личинками насекомых Главное богатство рек и озёр: а)судоходство б)место отдыха в)пресная вода Какова роль растений пресных водоемов? а) источник красоты б)они засоряют водоемы в)пища для животных, источник кислорода , убежище для животных. Приготовьте сигнальные карточки, если у вас правильный ответ вы сигнализируйте зеленым цветом, если не совпадает ваш ответ с ключом –сигнализирует красный цвет. Самопроверка по ключу: 1-а, 2-б, 3-а, 4-в, 5-в. Критерии оценок : «5»-5 верных ответов, «4»- 4 верных ответов, «3»- 3 верных ответа. Кто был сегодня на уроке успешен, поднимите руку Молодцы! | Работа с тестом Работают с карточками. Самостоятельное выставление оценок. | – использование знаково-символических средств (П); – подведение под понятие (П); – выполнение действий по алгоритму (П); |
VIII | Включение в систему знаний и самопроверка | Какие живые организмы образуют природное сообщество «Водоем»? Где вы сможете применить в своей жизни полученные знания этого урока ? Я надеюсь , что сделанные выводы на этом уроке вы будете помнить и следовать им всегда! | Растения, животные, бактерии. В походе, на природе ,у водоема. | – установление причинно-следственных связей (П); – выведение следствий (П); |
IV | Рефлексия | Если вам было на уроке все понятно, то возьмите кувшинку. Если вам было комфортно на уроке и все получалось, то возьмите капельку. Прикрепите кувшинки и капельки чистой воды к нашему озеру и от этого оно станет чище и краше и ждет вас летом в гости. Кто знает . чем символична эта дата – 22 марта?- Об охране воды заботиться и переживает весь мир, но пока результаты оставляют желать лучшего… Весь мир надеется на вас , дорогие ребята, что вы, подрастающее поколение ,будете более сознательными и бережливыми , чем наше поколение. Домашнее задание: -Прочти и запомни : Человек! Ты царь природы! О тебе веду я речь. Помоги траве родиться, Белкам- жить, а речкам- течь. Ты на свете самый главный, Значить должен всех беречь. - учебник стр. 110 -115, -Составить 5 вопросов к прочитанному тексту. | Прикрепляют к доске. Всемирный день защиты воды | Осознание обучающимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.(К) |
Методическая цель: способствовать развитию умения соотносить географические названия с моделью на карте, понимать значимость природного ресурса; воспитывать положительное отношение к учению.
Методические рекомендации (в соответствии с методической целью по структуре урока): По желанию детей можно огласить результаты работы, но в любом случае результаты этапа рефлексии отслеживаются учителем и являются частью мониторинга качества обученности учащихся.
Список литературы:
Учебник «Перспектива », Плешаков А.А, Новицкая М.Ю. «Окружающий мир» М.: «Просвещение» 2016г.)
Поурочные разработки по окружающему миру. 4 класс: к учебному комплекту «Перспектива », Т.Н.Максимова «Окружающий мир» М.: «МОСКВА ВАКО» 2015г.
Интернет ресурсы : https://infourok.ru/urok-s-prezentaciey-po-okruzhayuschemu-miru-v-klasse-po-teme-vodnie-bogatstva-1628319.html
https://yandex.ru/clck/jsredir?bu=uniq1512100074815350324&from=yandex.ru