СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока окружающего мира.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок - открытие новых знаний. Специфика урока заключается в использовании новых педагогических технологий: дифференцированное обучение; ИКТ; технология сотрудничества

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока окружающего мира.»


Предмет: Окружающий мир

Тема: Водоем – дом из воды

УМК  Перспектива

Авторы учебника: Плешаков А.А, Новицкая М.Ю.

Класс: 3

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: формирование представления учащихся о водоеме, как о природном сообществе.

Задачи урока:

1. Познакомить учащихся с животным и растительным разнообразием пресных водоемов, их приспособленность к условиям обитания.

2. Продолжить формирование первичных экологических представлений (взаимосвязи, цепи питания, природное сообщество)

3. Развивать логическое мышление детей через установление причинно- следственных связей, сравнение, развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

4. Воспитывать любовь, бережное отношение к природе своего края, умения контроля и самоконтроля в условиях работы в группах.

Формировать УУД:

ЛичностныеУУД:  

 проявлять интерес к изучению темы, к бережному отношению к природе.

 Регулятивные УУД:

  выполнять взаимопроверку и самооценку учебного задания;

  выполнять учебное действие в соответствии с планом;

  соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

Коммуникативные УУД:

адекватно взаимодействовать в паре, в группе и приходить к общему решению;

 формулировать собственное высказывание в рамках учебного диалога, используя  термины;

 адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Познавательные УУД:

различать природные сообщества и обосновывать своё мнение;

определять зависимость природного сообщества от неживой природы и обосновывать своё мнение;

определять участников круговорота веществ в природном сообществе и обосновывать своё мнение;

находить взаимосвязь живого и неживого в природных сообществах и обосновывать своё мнение.

 Планируемый результат:

Предметные:

Знать: разнообразие организмов в водоемах;

           экологические связи водоема как сообщества.

Уметь: определять растения и животных водоема;

            характеризовать круговорот веществ в экосистеме водоем;

            составлять цепи питания, характерные для водоема;

            извлекать из источников дополнительную информацию, готовить и обсуждать доклады.

Личностные: бережное отношение к природе.

Основные понятия:

природное сообщество, водоем, единство живой и неживой природы,  круговорот воды в природе.

Форма организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная,  групповая, индивидуальная.

Межпредметные связи:

Литературное чтение

Разделы «Жизнь дана на добрые дела», «Люби всё живое», «Великие русские писатели», «Картины родной природы».

Русский язык

Раздел «Мир общения».

Тема «Собеседники. Диалог», «Текст».

Технология

Разделы «Человек и вода».

Оборудование урока: учебник «Окружающий мир» 1 часть А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая 3 класс, ноутбук, презентация, карточки по окружающему миру.


Специфика урока заключается в использовании новых педагогических технологий: дифференцированное обучение; ИКТ; технология сотрудничества; здоровьесберегающие технологии.

 

 

 
















Ход урока:



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые ууд

I










II

Орг. Момент

Мотивация к деятельности






Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения









Всем добрый день!

Давайте повернёмся друг к другу, улыбнёмся, мысленно пожелаем удачи друг другу.

Девиз урока

К новым знаньям

Стремимся, друзья

Без открытия нам

В жизни нельзя!


  1. Проверка домашнего задания

Вставьте пропущенное слово.

Луг — это экосистема с преобладанием ... растений.

  1. Кроссворд – Проверка кроссворда

Прочитайте слово снизу вверх и вы узнаете кто нам поможет провести урок.

- На какие группы можно разделить отгадки?


-Предположите, как будет называться тема урока.


-Какая цель урока может быть поставлена?

-Что будем делать для достижения этой цели?





Настраиваются на работу.


СЛАЙД 1





СЛАЙД2

{травянистых)


На плакате

Водоем

(Растения и животные.)


Тема нашего урока:

«Водоём- дом родной».

Отвечают на вопросы.

- Познакомиться с животным и растительным разнообразием пресных водоемов, узнать их приспособленность к условиям обитания


Умение настраивать себя на работу(Р);

самостоятельно организовывать своё рабочее место (Р)






Умение слушать и настраиваться на работу (П)


III









Выявление места и причины затруднения

(Проблемная ситуация)


Что называется водоемом ?


Вспомним, какие бывают водоёмы?


Какие водоёмы относятся к естественным водоёмам?

Какие водоемы называются искусственными водоёмами?


На какой реке расположился наш город

СЛАЙД3,4

Водоемы – это природные или искусственные скопления воды, которые могут иметь постоянную либо временную природу

ребята выходят к доске и составляют схему)

Созданные природой.

Созданные человеком.

На реке Завитая, приток Амура, длина 262км..


- осуществлять самопроверку(Р)



умение вести диалог, умение слушать собеседника, высказывать свою точку зрения.(К)

IV

Построение проекта выхода из затруднения


Кроме рек наша область богата и другими естественными водоемами.

Отгадайте загадку.

Глядятся в него молодые берёзки, свои перед ним надевая серёжки. И месяц, и звезды- всё в нем отражается. Как зеркало, это, скажи, называется?

А синоним слову - озеро- пресный водоём.

Сегодня мы познакомимся с природным сообществом -«Пресный водоем».






Озеро

– самоопределение (Л);

смыслообразование (Л);

– анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П);


V


Реализация построенного проекта



Я предлагаю поработать сегодня в группах. Повторим правила работы в группах.

Каждая группа готовит сообща свои ответы на задания для группы и каждый из вас готовит ответ на вопрос урока-

Какие живые организмы образуют природное сообщество «Водоем» ?

На столах каждой группы лежат конверты, в которых находятся задания для групп.

-Будьте внимательны, работайте активно, готовьтесь к защите своей работы.


СЛАЙД5

Работаем сообща, помогаем советом, выслушиваем мнение товарища, работаем спокойно растения, животные, бактерии



сравнивать и группировать предметы (П)









VI

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

  • Группа № 1. « Растения».

  • Задание:

  • Рассмотри рисунок на стр.112-113, 1 часть . Учебник «Окружающий мир» А.А. Плешаков,

  • Познакомься с разнообразием растений в пресном водоеме.

  • Составьте схему расположения растений в водоеме

  • Прочитай предоставленную дополнительную литературу .

  • Составьте цепь питания цапли.

  • Группа № 2. «Животные»

  • Задание:

  • Рассмотри рисунок на стр.112-113, 1 часть. Учебник «Окружающий мир» А.А. Плешаков,

  • Познакомься с разнообразием животного мира в пресном водоеме.

  • Составьте схему обитания живых организмов в водоеме.

  • Составьте цепь питания щуки.

Группа № 3. «Круговорот веществ ».

  • Задание:

  • Выборочно прочитай текст на стр.111(4 абзац) и стр.114. 1 часть. Учебник «Окружающий мир» А.А.

  • Составьте схему «Круговорот веществ водоема».

  • Зачем в реке нужны ракушки?

Физминутка.

  • Над водой летят стрижи

  • Под водой плывут ерши

  • Плывет лодочка- краса- расписные паруса


  • Пожалуйста, чья группа готова поделиться с нами своими знаниями? Другие группы могут дополнять информацию, но не допускают повторов.


Учащиеся выполняют задание самостоятельно в группах , проводят взаимопроверку и выявляют затруднение




















машем руками

присели

разводим руками


Выслушиваются выступления ребят

– анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);

-межпредметные связи

VII

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Вы доказали на жизненных примерах, опытах, использовали дополнительную информацию, что ВОДА нуждается в охране. Да, любовь к Родине начинается с бережного отношения к родному краю . .И мы с вами в ответе за то, какой она будет процветающей и чистой.

.Итогом вашей работы будут ответы на данный тест : тема « Водоем- дом из воды».

  1. Животный мир озёр: а) рачки, рыбы б)крот, сойка в) землеройка, рак

  2. На озёрах растут растения: а)пшеница, вьюнок б)кувшинка, рогоз

  3. Чем питаются раки: а)остатки мертвых животных б)растениями в)личинками насекомых

  4. Главное богатство рек и озёр: а)судоходство б)место отдыха в)пресная вода

  5. Какова роль растений пресных водоемов? а) источник красоты б)они засоряют водоемы в)пища для животных, источник кислорода , убежище для животных.

Приготовьте сигнальные карточки, если у вас правильный ответ вы сигнализируйте зеленым цветом, если не совпадает ваш ответ с ключом –сигнализирует красный цвет.


Самопроверка по ключу: 1-а, 2-б, 3-а, 4-в, 5-в.

Критерии оценок : «5»-5 верных ответов, «4»- 4 верных ответов, «3»- 3 верных ответа.


Кто был сегодня на уроке успешен, поднимите руку Молодцы!









Работа с тестом














Работают с карточками.


Самостоятельное выставление оценок.

– использование знаково-символических средств (П);

– подведение под понятие (П);

– выполнение действий по алгоритму (П);

VIII

Включение в систему знаний и самопроверка

Какие живые организмы образуют природное сообщество «Водоем»?

Где вы сможете применить в своей жизни полученные знания этого урока ?

Я надеюсь , что сделанные выводы на этом уроке вы будете помнить и следовать им всегда!


Растения, животные, бактерии.

В походе, на природе ,у водоема.

– установление причинно-следственных связей (П);

– выведение следствий (П);

IV

Рефлексия

Если вам было на уроке все понятно, то возьмите кувшинку.

Если вам было комфортно на уроке и все получалось, то возьмите капельку.

Прикрепите кувшинки и капельки чистой воды к нашему озеру и от этого оно станет чище и краше и ждет вас летом в гости.


Кто знает . чем символична эта дата – 22 марта?-

Об охране воды заботиться и переживает весь мир, но пока результаты оставляют желать лучшего… Весь мир надеется на вас , дорогие ребята, что вы, подрастающее поколение ,будете более сознательными и бережливыми , чем наше поколение.

Домашнее задание:

-Прочти и запомни :

Человек! Ты царь природы!

О тебе веду я речь.

Помоги траве родиться,

Белкам- жить, а речкам- течь.

Ты на свете самый главный,

Значить должен всех беречь.

- учебник стр. 110 -115,

-Составить 5 вопросов к прочитанному тексту.



Прикрепляют к доске.




Всемирный день защиты воды






Осознание обучающимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.(К)


Методическая цель: способствовать развитию умения соотносить географические названия с моделью на карте, понимать значимость природного ресурса; воспитывать положительное отношение к учению.


Методические рекомендации (в соответствии с методической целью по структуре урока): По желанию детей можно огласить результаты работы, но в любом случае результаты этапа рефлексии отслеживаются учителем и являются частью мониторинга качества обученности учащихся.

Список литературы:

  1. Учебник «Перспектива », Плешаков А.А, Новицкая М.Ю. «Окружающий мир» М.: «Просвещение» 2016г.)

  2. Поурочные разработки по окружающему миру. 4 класс: к учебному комплекту «Перспектива », Т.Н.Максимова «Окружающий мир» М.: «МОСКВА ВАКО» 2015г.

  3. Интернет ресурсы : https://infourok.ru/urok-s-prezentaciey-po-okruzhayuschemu-miru-v-klasse-po-teme-vodnie-bogatstva-1628319.html

https://yandex.ru/clck/jsredir?bu=uniq1512100074815350324&from=yandex.ru


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!