СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по информатике "Системы счисления" 10 класс

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе представлена технологическая карта урока по информатике "Системы счисления". Карта разработанная по обновленным ФГОС 2021 г. и ФРП.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по информатике "Системы счисления" 10 класс»

Государственное казенное общеобразовательное учреждение
Свердловской области «Екатеринбургская вечерняя школа № 2»

Технологическая карта урока

Тема «Системы счисления»

Учитель информатики
Москалев И.С.

Екатеринбург
2023

Тема урока: Системы счисления

Класс: 10

Ф.И.О. учителя: Москалев И.С.

Место и роль урока в изучаемой теме: Первый урок раздела «Теоретические основы информатики» в блоке «Представление информации в компьютере». На уроке рассматриваются термины «системы счисления», примеры позиционных и непозиционных систем счисления, перевод чисел из q-ичной системы счисления в десятичную систему счисления.

Тип урока: комбинированный

Планируемые результаты (по ФРП):

личностные: ценностное отношение к достижениям России в искусстве.

метапредметные: оценивание достоверности информации, аргументированное ведение диалога; развёрнутое и логичное изложение своей точки зрения; самостоятельное осуществление познавательной деятельности; владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований.

предметные: владение теоретическим аппаратом, позволяющим осуществлять представление заданного натурального числа в различных системах счисления.

Уровень предварительной подготовки учащихся: базовый

Поэтапный план урока с хронометражем.

Этап урока

Задачи этапа

Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Методы обучения

Формы организации деятельности*

Методические приемы

Средства обучения

личностные

метапредмет­ные

предметные

Мотивирование на учебную деятельность – 7 мин.

Включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Ценностное отношение к достижениям России в искусстве

Оценивание достоверности информации; аргументированное ведение диалога


Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность их к уроку, отмечает отсутствующих.

Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, познакомимся со стихотворением советского детского писателя Старикова Алексея Николаевича. Алексей Николаевич – автор 18 книг для детей, соавтор 20 коллективных поэтических и прозаических сборников, антологий, школьных учебников и хрестоматий. Постоянный автор детских журналов.

Учитель читает стихотворение.

СКОЛЬКО ЛЕТ ДЕВОЧКЕ

(А. Стариков)

Ей было тысяча сто лет,

Она в сто первый класс ходила,

В портфеле по сто книг носила —

Все это правда, а не бред.

Когда, пыля десятком ног,

Она шагала по дороге,

За ней всегда бежал щенок

С одним хвостом, зато стоногий.

Она ловила каждый звук

Своими десятью ушами,

И десять загорелых рук

Портфель и поводок держали.

И десять темно-синих глаз

Рассматривали мир привычно,

Но станет все совсем обычным,

Когда поймете наш рассказ.

Данное стихотворение автором было написано в 1978 году для журнала «Квант», которое затем было опубликовано в издании «Детская энциклопедия».

Учитель задает вопрос: ответьте на вопрос: возможно ли то, что девочке тысяча сто лет, у собаки сто ног? Объясните свой ответ.

Учитель говорит: разобраться в невероятностях стихотворения вы сможете в конце нашего урока.

Учащиеся приветствуют учителя, слушают стихотворение, отвечают на вопросы учителя.

Проблемный

Ф

Организационный, логический

Аудиовизуальные

Актуализация опорных знаний – 3 мин.

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»



Самостоятельное осуществление познавательной деятельности;

Прослушайте аудиофайл и запишите основные понятия в конспект (Приложение).











Слушают аудиозапись и выписывают основные понятия в конспект.

Эвристический

И, Ф

Технический

Аудиовизуальные

Освоение нового материала – 15 мин.

Освоение новых знаний, умений, навыков



Владение теоретическим аппаратом, позволяющим осуществлять представление заданного натурального числа в различных системах счисления

Представляет определение:

Развернутая запись – любое действительное число можно записывать в любой позиционной системе счисления в виде суммы положительных и отрицательных степеней числа q (основания системы). Представляет общую формулу развернутой записи числа А в системе счисления с основанием q:

Рассмотрите примеры развернутой записи чисел в разных системах счисления:

Для перевода числа Аq, в десятичную систему счисления достаточно:

1) записать развёрнутую форму числа Аq;

2) представить все числа, фигурирующие в развёрнутой форме, в десятичной системе счисления;

3) вычислить значение полученного выражения по правилам десятичной арифметики.

Учащиеся записывают определение и формулу развернутой записи числа, рассматривают примеры, кратко записывают схему перевода чисел из одной системы счисления в десятичную.

Объяснительно-иллюстративный

Ф

Организационный

Аудиовизуальные

Применение изученного материала – 10 мин

Проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся; провести коррекцию


Самостоятельное осуществление познавательной деятельности;

Владение теоретическим аппаратом, позволяющим осуществлять представление заданного натурального числа в различных системах счисления

Самостоятельно сделайте развернутую запись числа 2345,78 в шестнадцатеричной системе счисления.

Ответьте на вопрос: какая максимальная и минимальная степени числа 16 встречаются в развернутой записи числа 2345,7816?

После самостоятельной работы учащихся учитель предлагает им проверить себя, представляя развернутую запись числа 2345,7816:

Рассмотрим пример перевода числа 1235 в десятичную систему счисления. Учитель представляет решение на доске.


Учащиеся самостоятельно записывают развернутую запись числа 2345,7816 и после проверяют себя по представленному решению учителя, записывают пример перевода числа 1235 в десятичную систему счисления.

Репродуктивный

И

Организационный

Аудиовизуальные, печатные

Проверка приобретенных знаний, умений, навыков – 7 мин.

Проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся; провести коррекцию


Самостоятельное осуществление познавательной деятельности;

Владение теоретическим аппаратом, позволяющим осуществлять представление заданного натурального числа в различных системах счисления

Учитель предлагает выполнить самостоятельную работу на отдельных листочках:

  1. Переведите в десятичную систему счисления числа: 345, 110011.

  2. Расположите числа, записанные в различных системах счисления, в порядке возрастания:

  • 3510, 368, 3А16, 1001012, 1304

(Ответ: 1304, 368, 3510, 1001012, 3А16)













Учащиеся выполняют задания для самостоятельной работы, сдают выполненные задания учителю.

Практический

И

Организационный

Аудиовизуальные, печатные

Подведение итогов – 3 мин.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса


Аргументированное ведение диалога; развёрнутое и логичное изложение своей точки зрения; владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований


Учитель подводит итоги, задает вопросы, просит учащихся вспомнить какие цели были поставлены на сегодняшний урок, что было достигнуто, что нового вы узнали о числах?


Рефлексия

Учитель задает вопросы и предлагает учащимся закончить фразы:

- сегодня я…

- теперь я умею…

- я собой ...






Учащиеся отвечают на вопросы, оценивают свою работу на уроке

Интерактивный

Ф

Организационный

Аудиовизуальные

* Формы организации учебной деятельности обучающихся: Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая.

Вывод по теме урока: Система счисления — это способ записи (обозначения) чисел. Система счисления называется позиционной, если количественный эквивалент цифры зависит от её положения (места, позиции) в записи числа. Существует бесконечно много позиционных систем счисления. Каждая из них определяется целым числом q 1, называемым основанием системы счисления. Для записи чисел в позиционной системе счисления с основанием q нужен алфавит из у цифр: 0, 1, 2, …, q – 1. Формула развернутой записи числа: . Для перевода числа А, в десятичную систему счисления достаточно: 1) записать развёрнутую форму числа Аq; 2) представить все числа, фигурирующие в развёрнутой форме, в десятичной системе счисления; 3) вычислить значение полученного выражения по правилам десятичной арифметики.

Приложение

  1. Аудиофайл: Библиотека ЦОК – Информатика – 10 класс – Системы счисления. Ссылка: https://lesson.edu.ru/lesson/bf1a1835-323a-4b15-b5fd-349c73878f13?backUrl=%2F05%2F10

  2. Презентация: https://disk.yandex.ru/d/0tJziJ1evP_isQ



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!