Тема урока : К. Г. Паустовский «Стальное колечко»
Дидактическая цель урока: знакомство с произведением К.Паустовского “Стальное колечко” и определение жанровой принадлежности текста.
-обучающая: познакомить детей с творчеством К.Паустовского., создать условия для формирования активной читательской позиции, которая помогает увидеть внутренний мир героя; формировать собственное суждение и высказывания по теме; раскрыть нравственный смысл произведения; обогащать словарный запас.
-развивающая: создать условия для развития умения самостоятельно работать с книгой, умения слушать, умения свободно ориентироваться в прочитанном тексте и пользоваться выборочным чтением для подтверждения своих суждений, развивать устную речь учащихся, образное и логическое мышление, умение анализировать, обобщать, сопоставлять; способствовать развитию творческих способностей детей.
-воспитательная: воспитывать любовь к Родине, желание и умение совершать добрые поступки; общаться через работу в паре
-Предметные: уметь давать полное название произведения, знать о характере героев произведения и уметь создавать их художественный образ, выразительно и осознанно читать.
Этап урока | Время | Формируемые УУД | Действия учителя | Действия учащихся | Оборудование |
Организация начала занятия. | | | Здравствуйте, ребята! Меня зовут Надежда Петровна, и сегодня я у вас проведу урок литературного чтения. Присаживайтесь, не забывайте о ровной осанке, надеюсь сегодняшний урок будет для вас интересным и познавательным. | Приветствуют учителя и присаживаются на свои места, не забывая о ровной осанке, проверяют готовность к уроку. | |
Подготовка к основному этапу занятия. | | | - Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством писателя Константина Георгиевича Паустовского(1сл.). Константин Георгиевич Паустовский родился 19.5.1892 года в Москве. Кроме него, в семье было ещё трое детей два брата и сестра. Отец писателя был железнодорожным служащим, и семья часто переезжала с места на место. Учился в Киеве в гимназии. Много читал, писал стихи. Ещё в последнем классе гимназии был напечатан первый рассказ, и он был напечатан в киевском литературном журнале «Огни». После этого он решил стать писателем. Паустовский работал кондуктором трамвая, рабочим на заводе, санитаром. Он много путешествовал по России. Каждая поездка - это книга. Во время Великой Отечественной войны был военным корреспондентом. После войны впервые побывал в Италии, Турции, Греции, Швейцарии и т.д. Константин Паустовский известен многим читателям. В его творчестве есть рассказы и сказки для детей. В своих произведениях он сердечно и просто, с большой теплотой изображал нашу родную природу, наш народ и нашу историю. | Внимательно слушают рассказ о новом авторе | Интерактивная доска |
Усвоение новых знаний и способов действий. | | | - Откройте учебники на стр.75 и прочитайте название рассказа К. Г. Паустовского. (2сл.) Сегодня мы прочитаем 1 и 2 часть текста «Стальное колечко». Но сначала объясним значение новых слов, которые вам встретятся в тексте. Откройте стр.85 и прочитайте слова, по цепочке. Читаю 1 часть текста.(3,4сл.) | «Стальное колечко». По цепочке читают слова и объясняют их значения. Внимательно слушают рассказ. | Интерактивная доска, учебник |
Физминутка | | | Встаньте со своих мест. Ребята, сейчас мы немного отдохнем. Повторяйте за мной.(5сл.) Я, ты, он, она Вместе – дружная семья. Мы друг другу улыбнёмся, Ведь у нас отличный класс. Пожмём руки, развернёмся, И вокруг мы повернёмся. И, закрыв глаза, желанье Загадаем мы сейчас. Глаза дружно открываем, Заниматься продолжаем. | Повторяют за учителем | |
Первичная проверка понимания. | | | Проверим, кто был внимательным слушателем. (6сл.) 1.Где жила Варюша с дедом? 2.Как звали деда? 3.Куда Варюша пошла за махоркой? 4.Догадались ли вы какие события происходили в стране в это время? Читаю 2 часть текста. 5.Кто главный герой произведения? Описание главной героини. С помощью текста определим черты характера героини. Найдите эпизод , в котором мы первый раз встречаемся с Варюшей. Как вы думаете, почему Варюша пошла посмотреть на поезда, какая это девочка? Найдите эпизод в котором, говорится, что девочка просто так дала махорки бойцу. Почему она так поступила? А почему она поверила бойцу, рассказавшему ей о волшебном колечке? Найдите в тексте эпизод, в котором говорится что сделала Варюша , чтобы запомнить место, где потеряла кольцо. Значит, какая она была? | 1.в деревушке Моховое 2.дед Кузьма 3.село Переборы 4.Шла Великая Отечественная война, Паустовский был на Южном фронте, работал военным корреспондентом 5.Варюша любопытная она добрая, щедрая, отзывчивая она доверчивая сообразительная | Интерактивная доска, учебник |
Закрепление знаний и способов действий. | | | Найдите в тексте образные выражения, которыми называет Варюшу боец. Можно ли по этим словам определить как автор относится к Варюше? -Давайте вспомним, что подарил солдат Варюше? Что он сказал о колечке, найдите в тексте. Поставьте руку на локоток, называем пальчик и соответствующее чудо, которое может произойти. Средний – здоровье. Безымянный – большая радость. Указательный – увидишь весь мир. А знаете ли вы , почему люди носят кольца?(7 сл.) - В давние времена кольцо на руке человека было не просто украшением, оно представлялось людям источником особой силы. Круглые кольца служили талисманом. Такой талисман был всегда на руке и помогал хозяину. Посмотрим, что же лежит на чашах весов?(8сл.) К какому жанру относится «Стальное колечко»? Вы молодцы, нашли и признаки рассказа, и признаки сказки. Перед вами несколько сборников с произведениями Паустовского, в одних «Стальное колечко» относят к рассказам, в других к сказкам. И у нас с вами чаши весов остались в равновесии. Каждый смог доказать свою точку зрения. | цветок-лепесток в валенках, анютины глазки с косичками Да, он с любовью и нежностью относится к героине (серебряное колечко) Ответы детей На доске рисунок: весы, на чашах которых написано: «сказка» и «рассказ» Дети: Думаю, что это рассказ, так как все события реальные.В сказках часто герои встречают незнакомца и получают от него какой-то подарок. Здесь Варюша тоже получает колечко от незнакомца. Он колдун. Колдуны бывают в сказках. Я не согласен. Это не настоящий колдун. Его товарищ так пошутил. Солдат не колдун, а обыкновенный веселый добрый парень. Здесь говорящий воробей Сидор. Как в сказках. Я думаю, что воробей здесь говорит, чирикая, а Варюша его понимает. Наверное, это полурассказ, полусказка. | Интерактивная доска, учебник |
Подведение итогов занятия. | | | О чем важном хотел нам сказать писатель этим произведением? “Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье”. В чем нашла свое счастье Варюша? (0сл.) - Я думаю, что Варюша нашла свое счастье на Родине. Ей нравиться жить в родной деревне, рядом с дедом Кузьмой, заботиться о нем. Она способна тонко чувствовать и любить природу, родную землю. Любите, своих родных, берегите их. Семья – наше достояние, наше счастье. Дорожите родным домом, своей Родиной. Ведь понятие “родина” начинается с малого, семьи, где тебя любят, понимают, в тебе нуждаются... | о добре, заботе о ближних, любви к Родине ответы детей | Интерактивная доска |
Рефлексия. | | | Кто доволен работой на уроке? Что сегодня удалось? Кого бы вам хотелось сегодня особо отметить? Кому было интересно, для кого урок был познавательным, поднимите, пожалуйста, «классы». У кого были трудности на уроке? Почему? | Ответы детей | |
Информация о домашнем задании. | | | Дочитать рассказ до конца, устно ответить на вопросы на стр.85. | Запись домашнего задания в дневники. | |