ФИО учителя | Барашкова Оксана Рустемовна |
ОУ | МБОО «Хара-Алданская СОШ им. Г.В. Егорова» |
Тема урока: | Зона Арктических пустынь |
Тип урока: | урок открытия новых знаний. |
Образовательная среда урока: | Карта природных зон России, учебник «Окружающий мир» А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова, рабочая тетрадь №1 к учебнику А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова, мультимедийный проектор, ноутбуки, презентация, видеоматериалы, раздаточный материал |
Образовательная технология | Технология развития критического мышления |
Формы работы учащихся: | Работа в мобильных группах. |
Цель: | Создание условий для самореализации и формирования целостного представления о зоне Арктики, ее характерных особенностях. Развитие критического мышления учащихся, умения моделировать предметы и явления окружающего мира, работать с информацией, с текстом. Воспитание культуры общения. |
Задачи: | Обучающая – Актуализировать знания детей о зоне Арктики, ее природных условиях, жизни людей, экологических проблемах. Расширить знания обучающихся через различные источники информации. Систематизировать знания детей о зоне Арктики путем сравнения, анализа, синтеза Развивающая – Развить предметные умения: уметь различать природные зоны по их отличительным признакам. Развивать личностные и коммуникативные умения через создание проблемных ситуаций, исследовательскую деятельность. Воспитывающая – Воспитывать любовь к природе на примере особенностей растительного и животного мира Арктики. Воспитывать понимание правил экологической культуры; учить любоваться природой. |
Планируемые результаты |
Предметные: характеризовать зону Арктических пустынь, описывать изученный объект, выделять существенные признаки, использовать естественно – научную информацию, текст с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных высказываний, оформлять результаты своей работы. | Метапредметные: Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, принимать роль в учебном сотрудничестве, выполнять учебные действия в устной и письменной речи, во внутреннем плане. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием предоставленного материала, находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи, проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Коммуникативные: принимать участие в работе группы, воспринимать другое мнение и позицию, ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии, учитывать другое мнение и позицию, приходить к общему решению при работе в группе. | Личностные: проявлять интерес к познанию окружающего мира, учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. |
Ход урока |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
Мотивация к учебной деятельности | Дружно за руки возьмитесь, И друг другу улыбнитесь. Улыбнитесь мне, гостям И садитесь по местам. - Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно. Настроимся на хорошую работу и отправимся в новое путешествие (Девиз урока) | Девиз нашего урока (читают дети) – Ужасно интересно Всё то, что неизвестно! Мы тайны разгадаем И мир большой познаем! | |
Актуализация знаний | Для того, чтобы отправиться нашей экспедиции в новое путешествие по России, нужно вспомнить некоторые сведения – Найдите на карте границу России. – Воды какого океана омывают берега России на севере? – Назовите моря Северного Ледовитого океана – Ребята, одинакова ли природа нашей страны? – Как влияют климатические условия на жизнь растений и животных? – А как называются такие территории? Молодцы! Отправляемся в наше путешествие. | Работа с картой – моря Северного Ледовитого океана – Баренцево море, Карское море, море Лаптевых, Восточно-Сибирское море, Чукотское море. – природа России не одинакова и сменяется с севера на юг – в зависимости от температуры в данной местности растения и животные приспосабливаются к данным условиям жизни. Те кто предпочитает прохладу или холод поселяются ближе к северу, а те, которые любят тепло – поселяются ближе к югу. – «природная зона» – это территория со сходными условиями жизни, почвами, растительным и животным миром, сменяющие друг друга в направлении с севера на юг. | Познавательные УУД: самостоятельный поиск наиболее оптимальных способов выполнения заданий, Регулятивные УУД: сопоставление способов действий с результатом, самоконтроль |
Стадия вызова. Кроссенс - означает «пересечение смыслов". Кластер - представление информации в графическом оформлении. Учащимся предлается методом мозгового штурма предположить, по каким направлениям они будут изучать новый материал. | Н айдите связь между изображениями, определите тему урока. (Прием кроссенс) В какую же природную зону мы с вами отправимся? Создание проблемной ситуации. Давайте определим, что нам сегодня предстоит выяснить, т.е. какова же цель нашего путешествия? П режде чем отправиться в путешествие нам надо составить план, какие вопросы нам предстоит рассматривать сегодня. Составим кластер. Прием кластер. | Зона арктических пустынь. (Арктика, зона ледяных пустынь) Выполнение кластера на доске. Дети озвучивают разделы, которые надо изучить | Регулятивные УУД: обеспечить формирование ставить цель и планировать свою деятельность; принимать и понимать алгоритм выполнения заданий Регулятивные УУД: определение цели занятия, контроль действий |
Физкультминутка | | | |
Стадия осмысления. На стадии осмысления осуществляется непосредственный контакт с новой информацией. На данном уроке это учебное видео, текст, раздаточный материал. | Сегодняшнюю работу мы проведем в мобильных группах. В каждой группе рассмотрим отдельную тему, которую мы озвучили когда составили кластер. У нас будет 3 группы. Каждая группа закончив работу по одной теме переходит к другой теме. Вам будет предложено посмотреть видео (1 раз). Затем выполнить задание. Также у каждой группы будет текст. По необходимости вы можете прочитать текст. Затем вы должны будете выполнить задания по изученной теме. Работаем в группе сообща. (Правила работы в группе на доске) | Работа по группам Географическое положение и климат Арктики. 1. Внимательно просмотрите видео (1 РАЗ) 2. Прочитайте текст (по необходимости) Совместная работа в группе 1. Заполните таблицу. Название. Климат. Особенности времен года. Температура воздуха. Какие особенности есть. 2. Подготовьте устное выступление (формирование читательской грамотности: 1. Находить нужную информацию, выделять главную и второстепенную мысль в тексте. 2. Представить информацию из сплошного текста в не сплошной текст с помощью схемно-знаковых моделей (таблицы), переводить информацию из одной формы в другую, строить устное связное высказывание. Формирование естественнонаучной грамотности: научиться объяснять природные явления с научной точки зрения; научиться интерпретации данных и использование научных доказательств для получения выводов) Птицы Арктики. 1. Внимательно просмотрите видео (1 РАЗ) 2. Прочитайте текст (по необходимости) Совместная работа в группе 1. Какие птицы обитают в зоне арктических пустынь? Найдите их из предложенных птиц, приклейте и напишите названия птиц. Оформите красиво работу. 2. Подготовьте устное выступление (формирование читательской грамотности: находить нужную информацию, выделять главную и второстепенную мысль в тексте; формирование естественнонаучной грамотности: научиться объяснять природные явления с научной точки зрения; научиться интерпретации данных и использование научных доказательств для получения выводов) Животные Арктики 1. Внимательно просмотрите видео (1 РАЗ) 2. Прочитайте текст (по необходимости) Совместная работа в группе 1. Составьте одну цепь питания в Арктике. 2. Какие животные обитают в зоне арктических пустынь? Найдите их из предложенных животных, приклейте и напишите названия животных. Оформите красиво работу. 3. Подготовьте устное выступление (формирование читательской грамотности: находить нужную информацию, выделять главную и второстепенную мысль в тексте; формирование естественнонаучной грамотности: научиться объяснять природные явления с научной точки зрения; научиться интерпретации данных и использование научных доказательств для получения выводов) Растения Арктики. 1. Внимательно просмотрите видео (1 РАЗ) 2. Прочитайте текст (по необходимости) Совместная работа в группе 1. Какого цвета могут быть арктические (полярные) маки? 2. Найдите из предложенных растений, растения Арктики. Приклейте и напишите названия растений. Оформите красиво работу. 3. Подготовьте устное выступление. (формирование читательской грамотности: находить нужную информацию, выделять главную и второстепенную мысль в тексте; формирование естественнонаучной грамотности: научиться объяснять природные явления с научной точки зрения; научиться интерпретации данных и использование научных доказательств для получения выводов) | Познавательные УУД: обобщение, синтез, выявление главного. Коммуникативные УУД: самостоятельная работа в группе, сотрудничество Регулятивные УУД: самоанализ результатов усвоения материала, выявление проблем |
Стадия рефлексии | Ну что ж, группы работу закончили. Приступем к заполнению нашего кластера. Каждая группа выступает по 1 теме. Заполняется кластер. | Практическая работа: выступление групп, заполнение кластера. Географическое положение и климат Арктики. Птицы Арктики. Животные Арктики Растения Арктики | Познавательные УУД: применение новых знаний на практике, обобщение, синтез, выявление главного. Коммуникативные УУД: самостоятельная работа в группе, сотрудничество |
Подведение итогов урока. | Оценивание работы групп. Как вы оцениваете свою (личную) работу в группе? У каждого конвертик с кружочками. Зелёный «Я все понял. Было интересно работать» Жёлтый «Было сложно, но я справился сам» Красный «Было сложно, но я справился с помощью учителя» Теперь оцениваем работу группы. Смогла ли ваша группа справиться с заданием? Зелёный «Мы работали слаженно, у нас все получилось» Жёлтый «У нас были затруднения, но мы справились самостоятельно» Красный «У нас были затруднения, мы справились с помощью учителя» | Каждый оценивает свою работу Каждый оценивает общую работу группы | Регулятивные УУД: самоконтроль, самооценка. Познавательные УУД: осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия |
Домашнее задание | Смогли ли мы заполнить все пункты кластера? На дом дается текст. После чтения статьи учебника на стр. 61-62 и дополнительного текста ответить на вопросы по следующим пунктам: Деятельность человека. Есть ли коренное население в Арктике? Занятия людей в Арктике Экологические проблемы. Какие проблемы существуют? 1. Природные 2. По вине человека 3. Рабочая тетрадь стр.34, № 4. Соотнесите знаки и экологические проблемы. Охрана природы. 1. Какие принимаются меры по охране? Уважаемые учёные, сегодняшняя наша экспедиция была успешной. Приятно работать с умными и наблюдательными исследователями. | Нет, не успели | |