1.Организационный момент Приветствие Минутка чистописания Словарь | Здравствуйте, дети! Меня зовут Юлия Евгеньевна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Проверьте свою готовность к уроку. Садимся ровно, вспоминаем правила посадки за партой. Открываем тетради, записываем число, классная работа. Прописываем слог «се» со строчной буквы и интервалом. На следующей строке прописываем буквосочетание «сл» так же со строчной буквы и интервалом. На доске представлены слова (Мы, язык, русский, изучаем). Составьте из них предложение, запишите его в тетрадь и подчеркните грамматическую основу. Также у нас есть новое словарное слово. Откройте учебник на странице 68. Это слово извини/(те). Давайте разберем его по слогам, укажем, на какую букву падает ударение. Записываем новое словарное слово в словарь. Подберите родственные к нему слова. Устно составьте предложение с этим словом. Когда мы используем это слово? | Приветствуют учителя. Записывают число, классная работа. Выполняют задание. Работают с новым словарным словом. | Учебник, стр.68 |
2.Изучение нового материала Целеполагание Преподнесение нового материала Разбор правила Самостоятельная работа | Откройте учебники на странице 67. Обратите внимание на упражнение 99. Давайте прочтем запись. Теперь ответим на вопросы под этой записью. Чем необычна эта запись? Как называется знак, который стоит над буквами? Что обозначает это знак? Сформулируйте тему и цели нашего урока. Верно. Темой урока является ударение. Мы узнаем, что это, научимся выделять ударный слог в словах. Итак, ударение – это выделение голосом одного из слогов в слове. Ударный слог отличается от безударного тем, что он всегда тянется дольше, произносится громче, сильнее. Знак ударения в слове ставится над буквой, которая обозначает ударный гласный звук. Слово ударение однокоренное слову ударять. Молоточек ударяет по звуку, и он звучит дольше остальных. По какому звуку ударяет молото-чек? На доске представлено предложение. Прочитайте его (Я нарисовал замок). На какой слог в последнем слове мы можем поставить ударение? Прочитайте предложение с ударением на разные слоги последнего слова. - Шутник он невидимка- Молоток, Тук и ударил в безударный слог… И сразу же исчез огромный За/мок и появился маленький замо/к. В некоторых словах ударение может менять смысловое значение слова. Чтобы узнать, на какой слог падает ударение, нужно «позвать» слово. Что изображено на доске? Верно. На доске изображен жираф. Давайте «позовем» его и узнаем ударный слог в этом слове. Также можно узнать ударный слог, переставляя ударение на каждую гласную букву. Давайте попробуем. Отлично. Выполним упражнение 100. Прочитайте задание. Пожелтел листок – осенняя весточка. Когда так говорят? Итак, списываем предложение в тетрадь, обозначая ударение в словах. Из-за чего осенью начинают опадать листья? «Зачем деревья сбрасывают листья» Хотя наши лиственные деревья живут десятки, нередко и сотни лет, листья у них «работают» всего один сезон. И за это время всё равно быстро изнашиваются. Ведь «работа» у листьев очень напряженная. Листья опадают не только из-за наступления холодов. Березка, выращенная при комнатной температуре, осенью всё равно сбрасывает листья. В зеленом листе вся нижняя поверхность, покрытая прозрачной кожицей, усеяна мелкими отверстиями – устьицами. Под влиянием окружающей температуры и влажности воздуха они то открываются, то закрываются. Как форточки в домах. Вода, которую всасывает из почвы корень, поднимается по стволу к веткам и листьям. Когда форточки-устьица открыты – из листьев испаряется влага, и новые порции воды подтягиваются через ствол в крону. Солнце нагревает листья, а испарение – охлаждает их, не дает перегреться. Сорванный с дерева зеленый листик быстро засыхает. А на дереве листья сочные, свежие – клетки живого листа всегда наполнены водой. Деревьям нужно очень много воды. За лето большая береза, например, испаряет около 7 тонн воды. Зимой столько влаги из почвы не получишь. Зима для деревьев не только холодное, но и, главное, сухое время года. Теряя листья, деревья защищаются от «зимней засухи». Нет у дерева листьев – нет и такого обильного испарения воды. Кроме того, нужен листопад деревьям и в лечебных целях. Вместе с водой дерево втягивает из почвы различные минеральные соли, но используют их не полностью. Излишки накапливаются в листьях, как зола в топках печей. Если бы листья не опадали, дерево могло бы само себя отравить. Переходим к упражнению 101. Будем выполнять его самостоятельно. Одного ученика я вызову к доске, остальные будут работать в тетради. Первые пять человек, кто справится с заданием, приносят мне тетрадь, я проверяю выполненную работу и выставляю отметку. | Отвечают на вопросы учителя. Выполняют задание. Отвечают на вопрос учителя. Выполняют задание. Выполняют задание. Выполняют задание. Читают задание. Отвечают на вопросы учителя. Выполняют задание. Самостоятельно выполняют задание. | Учебник, стр.67 Учебник, стр.67 Учебник, стр.68 Учебник, стр.68 |