СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по русскому языку "Предложения с однородными членами. 5 класс"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по теме: Предложения с однородными членами"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по русскому языку "Предложения с однородными членами. 5 класс"»

МКУ «Мегино-Кангаласское районное управление образования»

МБОУ «Харанская спортивная средняя общеобразовательная школа им.И.Г.Игнатьева» МР «Мегино-Кангаласский улус»



Технологическая карта урока русского языка


Тема урока: Предложения с однородными членами

Класс: 5

Тип урока: Урок «открытия» нового знания (первый урок по теме)

УМК: учебный комплекс под редакцией Ладыженской Т.А. Русский язык. 5 класс, Просвещение, 2020

Оборудование урока: интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор, учебник Русский язык, 5 класс; презентация, раздаточный материал.

Учитель: Габышева Татьяна Степановна, учитель русского языка и литературы


Ход урока



Этап урока


Деятельность учителя


Деятельность учащихся

УУД

I.Организационный момент (1-2 минуты). Мотивация к учебной деятельности. Психологический настрой на урок.

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Приветственное слово учителя:

- Добрый день, ребята. Начнем нашу встречу с притчи.

Получив однажды сильный удар от огнива, кремень возмущенно спросил у обидчика: – С чего ты так набросилось на меня? Я тебя знать не знаю. Ты меня, видимо, с кем-то путаешь. Оставь, пожалуйста, мои бока в покое. Я никому не причиняю зла. – Не сердись попусту, сосед, – с улыбкой промолвило огниво в ответ. – Если ты наберешься немного терпения, то вскоре увидишь, какое чудо я извлеку из тебя. При этих словах кремень успокоился и стал терпеливо сносить удары огнива. И наконец из него был высечен огонь, способный творить подлинные чудеса. Так терпение кремня было по заслугам вознаграждено. Притча сказана для тех, кто поначалу робеет в учебе. Но если запастись терпением и проявить старание, то посеянные семена знания непременно дадут добрые всходы. Ученья корень горек, да плод сладок.

- Чему учит притча?

Подготовка класса к работе.

Психологический настрой на работу.

Личностные результаты

Самоопределение (Л)

Метапредметные результаты

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

II.Актуализация знаний (4-5 минут).

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося


Откройте тетради, запишите число. Классная работа.

А какова тема нашего урока, вы попробуйте догадаться сами. Перед вами предложение:

Ласточки, грачи, дрозды, жаворонки, соловьи осенью улетают в теплые края.

-Что необычного в этом предложении?

-Какую грамматическую основу предложения вы выписали?

-Сколько в этом предложении дополнений?

-С какой интонацией они читаются?

-Как называются подобные члены предложения? (Ответ: Однородные члены предложения)



Записывают.

Один ученик читает предложение вслух.

Слушают, участвуют в беседе.


Извлечение необходимой информации (П)

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К)

Подведение под понятие (П))

Целеполагание (Р) Общение и взаимодействие с партнёром (К)
Самоопределение (Л)


III.Постановка учебной задачи (4-5 минут)


Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.

  • О каких признаках однородных членов предложения идет речь в данном стихотворении?

Слова есть в русской речи,
Не очень-то внешне похожие,
Но полномочия на них
Поровну возложены.
И подчеркнуть в строке их нужно одинаково,
И между ними правильно
Должны расставить знаки мы.
Шагают вереницею они
за словом главным,
Оно ими командует и за собой их тянет.
Наверное, вы поняли,
Слова те благородные
Все называют в языке
Конечно однородные.

  1. Относятся к одному члену предложения.

  2. Являются одним членом предложения.

  3. Между однородными членами могут стоять знаки препинания.

  • Обратите внимание на схему предложения, записанного в начале урока.

O, O, O, и O.

  • Обсудите в парах и сформулируйте проблему урока. Какие слова сегодня у нас будут ключевыми?

  • Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить?

  • Правильно, в конце этого урока мы должны уметь находить однородные члены предложения и узнать условия постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами предложения.


Самостоятельная работа в группах.




Отвечают на вопросы, работают в группе, формулируют тему урока, ставят перед собой цели урока.



Самоопределение (Л)

Подведение под понятие (П)

Целеполагание (Р)

Общение и взаимодействие с партнёром (К)

IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения, 7-8 минут)

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися нового материала по теме.


Поиск решения. Открытие новых знаний.

Предлагаю понаблюдать над материалом учебника; создать алгоритм, распределив шаги решения. Как мы будем действовать, чтобы найти однородные члены предложений?

Алгоритм

шаг – подчеркиваю главные члены предложения.

шаг – подчеркиваю второстепенные члены предложения.

шаг – нахожу слова, которые отвечают на один и тот же вопрос.

шаг – нахожу слово, к которому все эти слова относятся.

шаг – считаю, однородных членов должно быть не менее 2.

шаг – определю, есть ли союзы при них.

шаг – выберу нужный знак препинания.


Составляют план достижения цели.

Отвечают на вопросы учебника.

Однородными могут быть как главные, так и второстепенные члены предложения.

- Между однородными членами, связанными союзами а, но ставится запятая.

- Между однородными членами, связанными только с помощью интонации, ставится запятая. Если однородные члены связаны одиночным союзом и, запятая не ставится.

Составляют алгоритм

Метапредметные результаты

Планирование (Р)

Прогнозирование (Р)

Сотрудничество в поиске и выборе информации (К)

Предметные результаты

Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование (П – моделирование)


V.Первичное закрепление (5 -6

минут)

Цель этапа: усвоение учащимися правильной постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами; проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, неверных представлений уч-ся; проведение коррекции

Реализация построенного проекта. Устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение.

Учитель создаёт рабочие пары, предлагает выполнить ряд заданий.

Задание: запишите предложение с ОЧП

Работа по парам.

  1. На столе лежали яблоки и груши.

  2. На уроке дети читаютпишутслушают учителя.

  3. Я люблю клубничное и шоколадное мороженое.

  4. В зоопарке мы видели слоновносороговжирафов.

  5. На полкена полуна столе лежали книги.


Задание: Творческий диктант. Распространите данные предложения однородными членами

В саду росли ………………………….

У меня в доме живут………………….

Зимой мы катаемся на …………….. 

На озере ребята купались…..


Записывают предложения. Комментируют расстановку ЗП, используя схему в учебнике.









Работают в парах, зачитывают получившиеся предложения, комментируют расстановку ЗП.

Метапредметные результаты

Контроль (Р)

Оценка (Р)

Коррекция (Р)

Управление поведением партнера (К)

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К)

Предметные результаты

Действие по аналогии (П)

Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач (П )

VI.Физминутка

(1 минута).

Учитель организует физминутку.

Видео_зарядка




Дети повторяют движения мультипликационных героев фильма «Утренняя зарядка"

формирование установки на здоровый образ жизни (Л)

VII.Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль (4-5 минут)








Организует деятельность по применению новых знаний








Самостоятельно работают:

1.Внимательно прочитайте текст и выполните задания (по раздаточному материалу).

1. Земля обсохла, душистые берёзовые почки распустились. 2. Вспахиваются поля, вскапываются и рыхлятся огороды. 3. Сколько выползает на свет божий разных червячков, гусениц, слизней, жучков и личинок! 4. Скворец никогда весной не ищет своей пищи ни в воздухе на лету, ни на дереве. 5. Его корм всюду: на земле и в земле. 6. Знаете, сколько истребляет он в течение лета всяких вредных для сада и огорода насекомых, если считать на вес? 7. В триста раз больше собственного веса!

- Определите тему текста.

- Найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.

- Напишите номер вопросительного предложения.

Взаимопроверка

Метапредметные результаты

Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р)

Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р)

Личностные результаты

Самоопределение (Л)






VIII.Включение нового знания в систему знаний и повторение (8 минут)

Предлагает составить предложения к схемам

Учащиеся выполняют задание, зачитывают получившиеся предложения.

Регулятивные: контроль, коррекция.


IX.Рефлексия деятельности (Итог урока, 3 минуты)

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

– Прослушайте утверждения. Рядом с верными поставьте «+», с неверными – «–».

1) Однородные члены – это смысловые отрезки.

2) Между однородными членами всегда ставится запятая.

3) Однородные члены соединены сочинительной связью.

4) Без однородных членов не существует предложения.

– Сравните с образцом на доске: + – + –.

– Кто справился без ошибок?

Цифровой диктант. Выпишите номера предложений, в  которых есть  однородные члены.

1)Мы все хозяева природы. 2) Природная среда – это воздух, растения, водоёмы, птицы и животные. 3)Они помогают нам сохранить здоровье, силы, бодрость, хорошее настроение.4)Но и природа нуждается в нашей помощи. 5) Мы должны беречь и леса, и реки, и птиц, и животных!

– Оцените свою работу на уроке, воспользовавшись алгоритмом самооценки.

Учитель выставляет оценки за конкретные виды работы отдельным ученикам на основе их самооценки.


Оценивают собственную деятельность




Рефлексия способов и условий действий (П)

Контроль и оценка результатов деятельности (П)

Самооценка (Л)

Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) (Л)


Домашнее задание.

2 минуты

Благодарит за работу. Оценивает ответы.

Объясняет домашнее задание разного уровня сложности (на выбор):

Параграф 37, упражнение 205 (письменно по заданию).

Придумать и записать 5-7 предложений на тему «Зима», используя однородные члены предложения.


Запись учащимися задания в дневники.

Дифференцированные задания



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!