МБОУ «Харанская спортивная средняя общеобразовательная школа им.И.Г.Игнатьева» МР «Мегино-Кангаласский улус»
УМК: учебный комплекс под редакцией Ладыженской Т.А. Русский язык. 5 класс, Просвещение, 2020
Оборудование урока: интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор, учебник Русский язык, 5 класс; презентация, раздаточный материал.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
I.Организационный момент (1-2 минуты). Мотивация к учебной деятельности. Психологический настрой на урок. Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне | Приветственное слово учителя: - Добрый день, ребята. Начнем нашу встречу с притчи. Получив однажды сильный удар от огнива, кремень возмущенно спросил у обидчика: – С чего ты так набросилось на меня? Я тебя знать не знаю. Ты меня, видимо, с кем-то путаешь. Оставь, пожалуйста, мои бока в покое. Я никому не причиняю зла. – Не сердись попусту, сосед, – с улыбкой промолвило огниво в ответ. – Если ты наберешься немного терпения, то вскоре увидишь, какое чудо я извлеку из тебя. При этих словах кремень успокоился и стал терпеливо сносить удары огнива. И наконец из него был высечен огонь, способный творить подлинные чудеса. Так терпение кремня было по заслугам вознаграждено. Притча сказана для тех, кто поначалу робеет в учебе. Но если запастись терпением и проявить старание, то посеянные семена знания непременно дадут добрые всходы. Ученья корень горек, да плод сладок. - Чему учит притча? | Подготовка класса к работе. Психологический настрой на работу. | Личностные результаты Самоопределение (Л) Метапредметные результаты Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К) |
II.Актуализация знаний (4-5 минут). Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося | Откройте тетради, запишите число. Классная работа. А какова тема нашего урока, вы попробуйте догадаться сами. Перед вами предложение: Ласточки, грачи, дрозды, жаворонки, соловьи осенью улетают в теплые края. -Что необычного в этом предложении? -Какую грамматическую основу предложения вы выписали? -Сколько в этом предложении дополнений? -С какой интонацией они читаются? -Как называются подобные члены предложения? (Ответ: Однородные члены предложения) | Записывают. Один ученик читает предложение вслух. Слушают, участвуют в беседе. | Извлечение необходимой информации (П) Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К) Подведение под понятие (П)) Целеполагание (Р) Общение и взаимодействие с партнёром (К) Самоопределение (Л) |
III.Постановка учебной задачи (4-5 минут) | Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации. Слова есть в русской речи, Не очень-то внешне похожие, Но полномочия на них Поровну возложены. И подчеркнуть в строке их нужно одинаково, И между ними правильно Должны расставить знаки мы. Шагают вереницею они за словом главным, Оно ими командует и за собой их тянет. Наверное, вы поняли, Слова те благородные Все называют в языке Конечно однородные. Относятся к одному члену предложения. Являются одним членом предложения. Между однородными членами могут стоять знаки препинания. Обратите внимание на схему предложения, записанного в начале урока. O, O, O, и O. Обсудите в парах и сформулируйте проблему урока. Какие слова сегодня у нас будут ключевыми? Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить? Правильно, в конце этого урока мы должны уметь находить однородные члены предложения и узнать условия постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами предложения. | Самостоятельная работа в группах. Отвечают на вопросы, работают в группе, формулируют тему урока, ставят перед собой цели урока. | Самоопределение (Л) Подведение под понятие (П) Целеполагание (Р) Общение и взаимодействие с партнёром (К) |
IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения, 7-8 минут) Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися нового материала по теме. | Поиск решения. Открытие новых знаний. Предлагаю понаблюдать над материалом учебника; создать алгоритм, распределив шаги решения. Как мы будем действовать, чтобы найти однородные члены предложений? Алгоритм шаг – подчеркиваю главные члены предложения. шаг – подчеркиваю второстепенные члены предложения. шаг – нахожу слова, которые отвечают на один и тот же вопрос. шаг – нахожу слово, к которому все эти слова относятся. шаг – считаю, однородных членов должно быть не менее 2. шаг – определю, есть ли союзы при них. шаг – выберу нужный знак препинания. | Составляют план достижения цели. Отвечают на вопросы учебника. Однородными могут быть как главные, так и второстепенные члены предложения. - Между однородными членами, связанными союзами а, но ставится запятая. - Между однородными членами, связанными только с помощью интонации, ставится запятая. Если однородные члены связаны одиночным союзом и, запятая не ставится. Составляют алгоритм | Метапредметные результаты Планирование (Р) Прогнозирование (Р) Сотрудничество в поиске и выборе информации (К) Предметные результаты Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование (П – моделирование) |
V.Первичное закрепление (5 -6 минут) Цель этапа: усвоение учащимися правильной постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами; проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, неверных представлений уч-ся; проведение коррекции | Реализация построенного проекта. Устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение. Учитель создаёт рабочие пары, предлагает выполнить ряд заданий. Задание: запишите предложение с ОЧП Работа по парам. На столе лежали яблоки и груши. На уроке дети читают, пишут, слушают учителя. Я люблю клубничное и шоколадное мороженое. В зоопарке мы видели слонов, носорогов, жирафов. На полке, на полу, на столе лежали книги. Задание: Творческий диктант. Распространите данные предложения однородными членами В саду росли …………………………. У меня в доме живут…………………. Зимой мы катаемся на …………….. На озере ребята купались….. | Записывают предложения. Комментируют расстановку ЗП, используя схему в учебнике. Работают в парах, зачитывают получившиеся предложения, комментируют расстановку ЗП. | Метапредметные результаты Контроль (Р) Оценка (Р) Коррекция (Р) Управление поведением партнера (К) Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К) Предметные результаты Действие по аналогии (П) Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач (П ) |
VI.Физминутка (1 минута). | Учитель организует физминутку. Видео_зарядка | Дети повторяют движения мультипликационных героев фильма «Утренняя зарядка" | формирование установки на здоровый образ жизни (Л) |
VII.Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль (4-5 минут) | Организует деятельность по применению новых знаний | Самостоятельно работают: 1.Внимательно прочитайте текст и выполните задания (по раздаточному материалу). 1. Земля обсохла, душистые берёзовые почки распустились. 2. Вспахиваются поля, вскапываются и рыхлятся огороды. 3. Сколько выползает на свет божий разных червячков, гусениц, слизней, жучков и личинок! 4. Скворец никогда весной не ищет своей пищи ни в воздухе на лету, ни на дереве. 5. Его корм всюду: на земле и в земле. 6. Знаете, сколько истребляет он в течение лета всяких вредных для сада и огорода насекомых, если считать на вес? 7. В триста раз больше собственного веса! - Определите тему текста. - Найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений. - Напишите номер вопросительного предложения. Взаимопроверка | Метапредметные результаты Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р) Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р) Личностные результаты Самоопределение (Л) |
VIII.Включение нового знания в систему знаний и повторение (8 минут) | Предлагает составить предложения к схемам | Учащиеся выполняют задание, зачитывают получившиеся предложения. | Регулятивные: контроль, коррекция. |
IX.Рефлексия деятельности (Итог урока, 3 минуты) Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса | – Прослушайте утверждения. Рядом с верными поставьте «+», с неверными – «–». 1) Однородные члены – это смысловые отрезки. 2) Между однородными членами всегда ставится запятая. 3) Однородные члены соединены сочинительной связью. 4) Без однородных членов не существует предложения. – Сравните с образцом на доске: + – + –. – Кто справился без ошибок? Цифровой диктант. Выпишите номера предложений, в которых есть однородные члены. 1)Мы все хозяева природы. 2) Природная среда – это воздух, растения, водоёмы, птицы и животные. 3)Они помогают нам сохранить здоровье, силы, бодрость, хорошее настроение.4)Но и природа нуждается в нашей помощи. 5) Мы должны беречь и леса, и реки, и птиц, и животных! – Оцените свою работу на уроке, воспользовавшись алгоритмом самооценки. Учитель выставляет оценки за конкретные виды работы отдельным ученикам на основе их самооценки. | Оценивают собственную деятельность | Рефлексия способов и условий действий (П) Контроль и оценка результатов деятельности (П) Самооценка (Л) Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) (Л) |
Домашнее задание. 2 минуты | Благодарит за работу. Оценивает ответы. Объясняет домашнее задание разного уровня сложности (на выбор): Параграф 37, упражнение 205 (письменно по заданию). Придумать и записать 5-7 предложений на тему «Зима», используя однородные члены предложения. | Запись учащимися задания в дневники. | Дифференцированные задания |