СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Предложения с прямой речью"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок открытия новых знаний. Лингвистическое путешествие "В гости к сказке"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Предложения с прямой речью"»

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе


Предмет

Русский язык

Тема урока

Предложения с прямой речью

Класс

5

Учитель

Самсонова Лидия Николаевна

Учебник

Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях.

Авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба, Н.В.Ладыженская

Тип урока

Урок открытия нового знания

Вид урока

Лингвистическое путешествие «В гости к сказке»

Цели урока

Содержательная: Формирование умения находить предложения с прямой речью, ставить знаки препинания в предложении с прямой речью, составлять предложения с прямой речью и их схемы.

Деятельностная: формирование способности учащихся к новым способам действия: создание алгоритма, наблюдение, исследование, анализ, работа с учебником и раздаточным материалом.

Задачи урока

-активизировать познавательные интересы учащихся с помощью различных технологий;

-развивать способности к анализу и систематизации полученных знаний;

-формировать умение находить и обрабатывать информацию;

-формировать умение работать в группе, умение планировать работу, уважать мнение других.

Планируемые результаты

Предметные: развить умение формулировать определение понятий;

  • ввести понятие предложения с прямой речью;

  • формировать умение находить в прямой речи слова автора и прямую речь;

  • ставить знаки препинания в предложениях простейшей конструкции с прямой речью;

  • развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;

  • обогащать словарный запас учащихся;

  • совершенствовать орфографические и пунктуационные умения

Метапредметные:

1. Познавательные: владеть приёмами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.

2. Регулятивные: искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы.

3. Коммуникативные: строить связное монологическое высказывание; представлять результат своей деятельности и деятельности группы.

Личностные: формировать адекватную самооценку; устойчивую мотивацию к обучению, прививать интерес к познавательной деятельности.

Техническое обеспечение

Ноутбук, проектор, экран, беспроводная мышь

Технологии, методы и приёмы

ТРКМ (вызов, осознание, рефлексия), ИКТ, Игровая технология, приёмы: «Удивляй», «Проблемная Ситуация», «Фантастическая добавка», «Лингвистические задачи», «Необычная обычность»

Виды деятельности на уроке

Наблюдение над языком; создание проблемных ситуаций и поиск выхода из них; групповая работа; самостоятельная работа, творческая работа, игра, исследовательская работа.

Оборудование и материалы

Презентация, логотип Года памяти и славы, 100-летия ТАССР, «Предложения с прямой речью» (тема), карточки с вопросами, «Оценочный лист» (3) (в виде поляны), наклейки (3), карточки для алгоритма (знаки препинания, условные обозначения прямой речи и слов автора), учебник Литературы, книжки со сказками К.И. Чуковского, карточки с домашними заданиями.














Организационная структура урока


Этапы урока

Длительность

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Технологии, методы, приёмы;

оборудование

1.Мотивация к учебной деятельности

1 мин


- И снова, здравствуйте!

Как вы уже знаете, 2020 год насыщен знаменательными датами. Самые важные для нас – 75-летие Победы и 100-летие образования ТАССР. Все образовательные и воспитательные события в этом году мы посвящаем этим юбилеям. Наш сегодняшний урок тоже.

- Поднимите руки, кто любит сказки. А теперь улыбнитесь те, кто любит ходить в гости.

Я так и знала. Я тоже очень люблю сказки и люблю ходить в гости. Поэтому урок мы проведём в виде лингвистического путешествия «В гости к сказке».

А. С. Пушкин говорил: «Что за прелесть эти сказки!»

Дети приветствуют учителя.






Дети отвечают.






Технология развития критического мышления


Цитирование высказывания




Прием “Удивляй”

Цитирование высказывания


Слайд 1

2.Выявление места и причины затруднения


2 мин

-Что за фразу я сейчас произнесла?


-А что вы знаете о прямой речи?

- Как вы думаете, а всё ли вы знаете о прямой речи?

-Есть сомнения – значит, надо получить знания.

- Высказывание, цитату, предложение с прямой речью.

Дети дают свои ответы.


Проблемная ситуация





3.Построение проекта выхода из затруднения

3 мин

-Отправимся мы сегодня в мир сказок, чтобы изучить тему «Прямая речь». На уроках литературы вы сейчас тоже изучаете сказки. Вы, наверное, заметили, что в сказках много предложений с прямой речью.

-Что вы ожидаете от этого урока?

Каковы наши цели?

-У каждого из вас есть «Оценочный лист» в виде сказочной поляны.

Найдите его. На нем будете прикреплять наклейки, оценивая свою работу по каждому заданию.

Критерии оценивания будут таковы:

«5» - прикрепите домики и лесных зверей,

«4» - ёлочки и птички, «3» - всё остальное.

-В конце урока вы сосчитаете свой средний балл.





Дети отвечают.

-Узнать больше о предложениях с прямой речью, находить их в текстах, научиться правильно расставлять знаки препинания, составлять предложения с прямой речью.

Дети слушают и выполняют.





Слайд 2

Приём «Фантастическая добавка»

(лингвистическое путешествие).

Слайд 3

Целеполагание Игровая технология

«Оценочный лист»


4.Актуализация знаний

3 мин



















2 мин










1. - Любой поход в гости начинается из своего дома. Проверим домашнее задание (упр. 240, по два предложения каждому)

1. Где-то за лесом всходит солнце, но пока у нас темно. 2. Через некоторое время смолк шум деревьев, и мы услышали чей-то крик. 3. Путешественники достигли вершины, откуда слышали чей-то голос. 4. Я долго ждал, что кто-то постучит в дверь. 5. Наш класс отправился на экскурсию, чтобы побольше узнать о жизни А.С.Пушкина. 6. На моего друга можно положиться, так как он очень надёжный.

Я надеюсь, что вы тоже надёжные друзья и с вами можно идти и в поход, и на экскурсию, и в путешествие.

Оцените свою работу.





2. - А сейчас немного подготовимся, чтобы пойти в гости, приведём свои знания в порядок.

Ответьте на вопросы:

1. Что изучает синтаксис?

2. Как синтаксис связан с пунктуацией?

3. Назовите знаки завершения.

4. Назовите разделительные знаки препинания.

5. Назовите выделительные знаки.

6. Что такое обращение?

Оцените свою работу.

-Молодцы! Все ваши ответы нам будут нужны, чтобы перейти к изучению новой темы.




Дети читают по два предложения.












Прикрепляют наклейки на «Оценочных листах».




Дети вытаскивают из шкатулки по два вопроса и отвечают.





Прикрепляют наклейки на «Оценочных листах».


Творческая работа















Наклейки




Приращение


Фронтальный опрос (повторение)


5.Первичное усвоение новых знаний

2 мин

- И вот мы на поляне «Новых знаний».

Где будем искать новые знания?


Откройте учебники на странице 113, ознакомьтесь с параграфом 48.

-В учебниках.

Читают теоретический материал самостоятельно каждый.


Самостоятельная работа

Учебник


6.Первичная проверка понимания

5 мин

-Всё вам понятно? Что же такое прямая речь? А чтобы запомнить изучаемый материал и правильно расставлять знаки препинания при прямой речи, составим совместный алгоритм (план наших действий). Возьмите себе элементы для работы.

Как ставятся кавычки по отношению к знакам препинания . , ! ?

- Перенесите схемы к себе в тетрадь.

Оцените свою работу.

Дети отвечают.


Составляют алгоритм на доске, проговаривают правило.


Прикрепляют наклейки на «Оценочных листах»

Слайд 4

Составление алгоритма

Учебник,

на доске вывешиваются карточки со словами, буквами и знаками препинания

Слайд 5


7.Первичное закрепление


2 мин









2 мин

1.- Следующая поляна – «Сказочная».

Работаем со сказками К. Чуковского.

Найдите предложения с прямой речью, прочитайте выразительно, сделайте чёткую паузу между частями, прямую речь выделите голосом. Назовите номер схемы, соответствующей вашему предложению.

Оцените свою работу.


2. –Перед нами поляна «Узнай героя».

Откройте учебник литературы на стр. 95. Найдите сказку А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Угадайте, кому принадлежат эти слова:

«Свет мой, зеркальце, скажи да всю правду доложи…(царица)

«Ты, конечно, спору нет…» (зеркальце)

«Жизнь моя! В чём скажи виновна я?...» (царевна)

«Там в лесу стоит одна. Крепко связаны ей локти…» (Чернавка)

«Что за диво! Всё так чисто и красиво...» (старший богатырь)

«Я не сержуся. И отказ мой не вина…»(царевна)

«Ради скуки кушай яблочко, мой свет..» (царица)

«Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч…»(Королевич Елисей)

«Постой, там за речкой тихоструйной есть высокая гора…(ветер)

«Как же долго я спала…» (царевна)


Дети отвечают.



Выполняют задание



Прикрепляют наклейки на «Оценочных листах»







Дети отвечают.


Художественные книжки






Учебник Литературы

5 класса

8.Самостоятельная работа по образцу


5 мин































3 мин


- 1. Молодцы! А теперь встаньте, посмотрите вдаль, как смотрели богатыри.

Мы на поляне «Переделок»

- Выполним упр. 248. Прочитайте задание про себя. Что вы будете делать? Попробуем разобраться в задании по первому предложению. (Каждый работает по двум предложениям). Проверьте по эталону.


Эталон


Оцените свою работу.









































2. А мы уже на «Знаковой» поляне.

Работаем с отрывками из русских народных сказок, упр.249.

Выберите по одному предложению, напишите на доске, расставьте знаки препинания.



Поработаем над каллиграфией. Укажите наиболее удачные буквы у других.



Оцените свою работу.

Выполняют по два предложения из упражнения.

Упражнение 248.

1.Мы попросили лесника: «Проводи нас, дедушка». – «Проводи нас, дедушка»,- попросили мы лесника.

2.Он пригласил: «Ступайте, ребята, за мной!» - «Ступайте, ребята, за мной!» - пригласил он.

3. «Мы готовы, Иван Ильич», - ответили ребята. – Ребята ответили: «Мы готовы, Иван Ильич».

4. «Ешьте, ребята, яблоки», - предложил нам лесник. – Лесник предложил: «Ешьте, ребята, яблоки».

5. Дети поблагодарили: «Спасибо, дедушка, большое». - «Спасибо, дедушка, большое», - поблагодарили дети.

6. «Возьмите яблоки с собой в дорогу»,- сказал лесник. – Лесник сказал: «Возьмите яблоки с собой в дорогу».

7. «Счастливого пути, приходите ещё», - неслось нам вслед. – Нам вслед неслось: «Счастливого пути, приходите ещё».

Пишут на доске по одному предложению, расставляют знаки препинания.





Прикрепляют наклейки на «Оценочных листах»

Игра-физкультминутка

Учебник

Устная и письменная работа

Слайд 6

Эталон

Работу выполняют в тетрадях


























Работа у доски





Полоски зелёной бумаги для указания удачных написаний.

9.

Рефлексия (подведение итогов занятия)

3 мин

- Молодцы! Мы побывали в гостях на различных полянах.

-Какие знания вы приобрели во время путешествия? Что вы узнали?

Сколько баллов вы набрали? Покажите ваши оценочные листы. Молодцы!

-У каждого на парте есть яблочки мнений.

-Укажите на них, что вы делали на уроке с наибольшим удовольствием? (можно отметить несколько)

Что я делала на уроке с наибольшим удовольствием?

-Отвечала на вопросы.

-Слушала ответы других.

-Оценивала свою работу.

-Создавала алгоритм вместе со всеми.

- Работала самостоятельно.

-Слушала учителя.



Дети отвечают.



Стратегия «Поляна мнений»

10. Информация о домашнем задании, инструктаж



2 мин

- Наше путешествие закончилось.

-Пора из гостей возвращаться домой.

-Получите домашнее задание:

1. Выполняют все:

Напишите сказку по сюжету вашего оценочного листа. Используйте в сказке предложения с прямой речью.

2. На выбор:

Упражнение 247 или упражнение 250.

Спасибо за работу. До свидания!



Получают домашнее задание











Приём «Необычная обычность»

Домашнее задание на карточках.

Слайд 7




3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!