развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт.
2. Взаимодействие с окружающими людьми в процессе совместного выполнения задачи, участия в обсуждении.
2. Свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме.
4. Участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета.
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД |
1. Мотивационно-ориентированный Цель этапа: проверить готовность к уроку, создать положительный эмоциональный настрой обучающихся, мотивация на учение, создание ситуации успеха. | - Дорогие ребята, здравствуйте! Рада всех приветствовать! (Слайд№2) Не привыкайте к чудесам, – Дивитесь им, дивитесь. Не привыкайте к небесам Глазами к ним тянитесь, Приглядывайтесь к облакам, Прислушивайтесь к птицам, Прикладывайтесь к родникам, – Ничто не повторится! За мигом миг, за шагом шаг Впадайте в изумленье. Все будет так – и все не так через одно мгновенье! - Сегодня на уроке мы будем удивляться, приглядываться, тянуться к знаниям, будем писать красиво, грамотно, обращать внимание на все детали, оценивать работу друг друга по критериям. | Проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на урок. | Принцип психологической комфортности. Коммуникативные: - умение слушать Личностные: - ценностно-нравственная ориентация (настрой на работу, установление доброжелательных отношений в коллективе, контакта с классом). Регулятивные: -научатся контролировать организацию своего рабочего места. |
2. Словарная работа. Цель этапа: повторение правописания словарных слов и определение темы урока и цели совместной деятельности. | - - Мне только что пришло СМС (Слайд№3) Пр…бываем в Третьяково на поезде, пр…ходящем ровно в 10.00 на пр…городный вокзал. Если не возникнут непр…двиденные обстоятельства, в 10.30 будем в вашей школе и сможем пр…ступить к работе. Шлём пламенный пр..вет. Односоставные предложения. - Попробуем прочитать его. А для этого нам надо правильно вставить буквы. Что для этого необходимо знать? (В какой части слова они пропущены и условия выбора). У нас сегодня с вами урок взаимного обучения, поэтому некоторые ребята сейчас получат индивидуальные задания на карточках, которые затем проверят консультанты.. А с остальными будет работать………, она попробует себя в роли учителя. Она подобрала интересный материал, предложения из стихотворений Лермонтова и составила выборочный диктант. Выборочный диктант: (Проводит ученик) К доске пойдет …………Записываем в тетрадях выборочный диктант. Задание: На слух определить, односоставное или двусоставное предложение и выписать в тетрадь только односост., подчеркнуть в них сказуемое и определить, глаголом какого лица оно выражено. Проверьте диктант друг у друга, оцените. (Слайд
- Какие местоимения здесь умалчиваются? - Можно ли определить личность, исполняющую действие? - Как же называются такие предложения? Это и есть тема урока Консультанты, соберите карточки. - -А как вы думаете, почему в стихотворениях Лермонтова так много опр-лич предложений? С какой целью он их использует? | Объясняют правописание слов Двусоставные предложения | Односост. опр-личные. | 1. Люблю Отчизну я, но странною любовью! 4.Отца и мать мою едва ль застанешь ты в живых… 6.Выхожу один я на дорогу.. | 2. Мчись же быстрее, летучее время! 3. Люблю дымок спаленной жнивы. 5.Отворите мне темницу. |
(я, ты, вы) (Да, так как окончания глаголов указывают на лицо и число местоимений. Значит, можно представить говорящего или собеседника) Формулируют тему и цель урока. (Их употребление делает речь более живой, непринужденной, выразительной и помогает передать состояние души поэта). | Принцип деятельности. Познавательные: - самостоятельное выделение и формулирование познавательной темы; - анализ объектов с целью определения темы урока; Коммуникативные: -умение строить связное высказывание. |
3. Актуализация знаний. Цель этапа: подготовка мышления обучающихся к осознанию нового способа действия. | Организует повторение: Но прежде чем мы запишем тему полностью, вспомним, на какие группы делятся предложения по наличию главных членов? - Какие группы предложений мы уже изучили? Готовит к восприятию нового материала: Посмотрите внимательно на картинки и скажите, что их объединяет/ что общего? | Отвечают на вопросы. | Познавательные: - структурирование знаний; -умение адекватно, осознанно строить высказывание -анализ объектов с целью выделения признаков; -умение представлять связи между составляющими предмета изучения (синтез); -обобщение наблюдений; Регулятивные: -оценка –выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению -целеполагание Коммуникативные: -умение слушать и вступать в диалог; -умение полно и точно выражать свои мысли; -умение аргументировать свое мнение, приводить доказательства. |
4. Изучение нового материала. Цель этапа: знакомство с условиями выбора приставок пре-, при-. | - Попробуйте догадаться, о каком типе односоставных предложений говорит Ломоносов: “Умолчание местоимений личных перед спрягаемыми формами глагола к украшению и важности служит” (об определенно-личных.) Организует самостоятельную работу обучающихся в парах. Поработаем в парах (прочитать теоретический материал учебника, заполнить таблицу «знал»-«узнал»-«есть вопросы») Что нового узнали из учебного материала? А как эти знания нам пригодятся в дальнейшем в жизни? | Работают самостоятельно в парах Изучают теоретический материал учебника, заполняют таблицу (техника «инсерт»). Работают с информацией, представленной в форме текста. Передают знания друг другу. Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формируют собственное мнение и аргументируют его. Оцените работу друг друга (на полях карандашом). | Принципы деятельности , вариативности и творчества. Познавательные: -поиск и выделение необходимой информации; -смысловое чтение, определение основной и второстепенной информации; -умение применять информацию для решения практических задач. -структурирование знаний; -умение адекватно, осознанно строить устное высказывание. Регулятивные: -планирование своей деятельности; -волевая саморегуляция–мобилизация сил к преодолению трудностей; -коррекция; -контроль. Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества; - разрешение конфликтов; - управление поведением партнёра; - умение полно и точно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью; - умение аргументировать свои высказывания и приводить соответствующие доводы Личностные: - ценностно-нравственная ориентация (настрой на работу, установление доброжелательных отношений в группе). |
5. Физкультминутка. Цель этапа: снятие физического и эмоционального напряжения. | После физкультминутки настраивает на следующий этап урока.
Учитель называет слова с приставками пре- или при-. А теперь все вместе встаньте, присмотритесь, руки медленно поднимите, пригните пальчики, распрямите их, руки вниз опустите. -Какие предложения по составу я использовала во время физминутки? | Физкультминутка «Приставочки». Учащиеся мимикой, жестами, движениями повторяют сказанные слова. Определенно-личные | Регулятивные: -саморегуляция; Коммуникативные: - управление поведением партнёра Личностные: - ценностно-нравственная ориентация (настрой на работу, установление доброжелательных отношений в классе) |
6.Применения знаний и умений в новой ситуации. Цель этапа: закрепление условий выбора приставок пре-, при-, применение способов действий, вызвавших затруднения. | Организует деятельность по закреплению и применению новых знаний. Обеспечивает контроль за выполнением заданий. Проводит инструктаж по проверке. 2. Поработаем в группах 1. Ваша младшая сестра обратилась с просьбой помочь изготовить на новогоднюю елку украшение. Составьте для неё инструкцию изготовления снежинки из бумаги, используя определенно-личные предложения. 2. Твой младший брат пойдёт в новую школу. Составь для него маршрут, используя определенно-личные предложения - Какими формами выражены сказуемые в односоставных предложениях? (СЛАЙД№ ) -Почему предложения называются определенно-личные?(СЛАЙД№ ) | Строят монологическое высказывание по теме. Осуществляют самопроверку, сравнивают с эталоном. Работают группой Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель, результаты, степень их соответствия. | Принципы деятельности, непрерывности, вариативности, обратной связи Познавательные: - умение применять информацию для решения практических задач; - умение адекватно, осознанно строить устное высказывание; - выбор наиболее эффективных способов решения поставленной задачи; - умение строить доказательства; - рефлексия способов и условий действия - анализ объектов с целью выделения признаков и их классификация; - умение представлять связи между составляющими предмета изучения (синтез) Регулятивные: - контроль в форме сличения способа действия с эталоном с целью обнаружения отклонения от эталона - коррекция; - оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; - волевая саморегуляция – мобилизация сил к преодолению препятствий. Коммуникативные: - сотрудничество в поиске информации; - умение полно и точно выражать свои мысли, - - владение монологической и диалогической речью; - умение аргументировать свои высказывания и приводить соответствующие доводы Личностные: - самоопределение; - развитие познавательного интереса, ситуации самоконтроля, создание ситуации успеха; - развитие творческого мышления. |
7. Домашнее задание. | Даёт комментарий к выполнению задания. (Слайд№10) Для всех: § 31; На выбор: 1.составить инструкции по изготовлению салатов (рецепт), советы по уходу за одеждой, инструкции по изготовлению новогодней игрушки, используя определенно-личные предложения. 2. Выписать определенно-личные предложения из инструкций по применению домашних бытовых приборов | Записывают домашнее задание: Учащиеся выбирают задание из предложенных учителем с учетом индивидуальных возможностей. https://kedem.ru/recipe/salads/ - рецепты салатов http://himchist.spb.ru/pressa/pressa10/ - расшифровка ярлычков на одежде http://www.maam.ru/detskijsad/tvorcheskii-proekt-s-instrukcijami-po-izgotovleniyu-igrushek-i-ukrashenii-k-novomu-godu-i-rozhdestvu.html - изготовление новогодней игрушки | Принцип психологической комфортности. Познавательные: - выбор наиболее эффективных способов решения поставленной задачи в зависимости от условий Регулятивные: - прогнозирование; - оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Личностные: - самооценка на основе успешности |
8. Рефлексивно-оценочный. Цель этапа: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | Организует рефлексию. Наш урок подошел к концу. Давайте подведем итоги. Выполнили мы поставленные цели? Молодцы! Что дал вам сегодняшний урок? Поделитесь своими впечатлениями. А для этого прошу вас продолжить фразу: «Сегодня на уроке…» Ребята, можно и мне закончить эту фразу. Сегодня на уроке я была довольна вашей работой, вашими ответами. Осталось поставить оценки. Сложите оценки, полученные за урок, и поделите сумму на количество оценок. Средний балл поставьте в тетрадь. | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель, результаты, степень их соответствия. | Принцип обратной связи. Регулятивные: - оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; - оценка процесса и результата деятельности. Личностные: - самооценка на основе успешности; - адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. |