1.Мотивационно- ориентировочный этап Цель: создать положительный эмоциональный настрой, создать условия для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке | 1. Приветствие. 2. Проверка готовности к уроку. - Проверьте, ребята, все ли у вас готово к уроку: ручка, карандаш, учебник. 3. Психологический настрой. - Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. - Прочитайте слова на доске: «Учись, смекай, активным будь и к знаниям откроешь путь!» - К чему нас призывают эти слова? - Пусть эти слова станут девизом нашего урока. - Хорошего вам настроения и успехов. - Чтобы вы могли оценивать свою деятельность на уроке, я вам каждому раздала листы самооценки. 4. Минутка чистописания. - Откройте тетради, запишите число и классная работа. - Ребята, с чего начинается урок русского языка? - Верно, ребята, наш урок мы начнем с минутки чистописания. - Для чего нужна минутка чистописания? - Минутка чистописания помогает научиться писать правильно и красиво буквы, слова и предложения. - Посмотрите на доску. Что здесь написано? - Какая буква будет «хозяйкой» минутки чистописания? - Посмотрите на демонстрационную карточку. Обратите внимание на стрелки. На что они указывают? - Ребята, напишите строчку заглавной и строчной букв Гг в чередовании. - Следим за правильной посадкой. - Найдите самую красивую букву и отметьте её красной точкой снизу. 5. Словарная работа. - Вспомним, как пишутся слова с непроверяемыми орфограммами. - Отгадайте загадки, запишите слова-отгадки и выделите в них орфограммы. 1)Суп, салат, пюре, котлеты. Подают всегда в … (Тарелке). 2)Он хорош для кислых щей Помимо прочих овощей…(Щавель). 3)Ноги цепкие, как руки, Ей, конечно, не до скуки: Все хватает без разбора, Ест бананы до упора, Дом родной ее – лиана, Что за зверь-то?... (Обезьяна) 4)Красками сотворена, Рамою обрамлена – Не скульптура, не лепнина, Труд художника - …(Картина) -Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу друг у друг по эталону на слайде. Оцените работу. - Молодцы, ребята, вижу вы хорошо помните правописание словарных слов. | Приветствуют учителя Проверяют готовность к уроку Читают слова на доске Быть активными, смекалистыми Оформляют записи в тетради С минутки чистописания Чтобы учиться правильно и красиво писать буквы Буква «Гг» Рассматривают образец На направление движения руки при письме Прописывают буквы Гг в тетради Отмечают самую красивую букву Слушают и отгадывают загадки Записывают слова, выделяют орфограммы Выполняют взаимопроверку и оценку работ | Воспитание умения слушать речь учителя Воспитание умения организовывать свое рабочее место, культуры учебного труда Воспитание умения слушать и понимать речь других Воспитание внимательности, аккуратности, прилежания, дисциплинированности, умения оценивать свою работу в соответствии с эталоном. Воспитание умения осуществлять самоконтроль своей деятельности на уроке Воспитание внимательности, наблюдательности, интереса к занятиям русским языком. Воспитание внимательности, ответственности, рефлексивных умений взаимооценки. |
2. Поисковый этап Цель: подготовка детей к самостоятельному формулированию темы. | 1. Определение темы и формулировка задач урока. - Ребята, посмотрите на доску. Что вы видите? - В этой корзинке спрятались слова. Я буду показывать вам их, а вы рассказывать об этих словах. Стол, книга, дети, урок. - Что сможете сказать об этих словах? - Следующие слова: шагает, говорит, читает, поёт. Что сможете сказать об этих словах? - И ещё слова: красивый, яркий, новая, умные, голубое. Что вам известно об этих словах? Он, она, оно, они, я. А что можно сказать про эти слова? - Исходя из этого, какая цель нашего урока? - Верно. - Чтобы определить, с какой частью речи мы с вами познакомимся, вам нужно внимательно прочитать два текста. 1. Помидор – овощ. Помидоры бывают зелёными, красными, жёлтыми. Помидоры содержат много витаминов. 2. Он – овощ. Они бывают зелёными, красными, жёлтыми. Они содержат много витаминов. - О чём говорится в первом тексте? - О чём говорится во втором тексте? - Вместо каких слов употреблены слова он, они? - Место какой части речи заняли эти слова? - Так эти слова заняли место имени существительного, то они и называются МЕСТОИМЕНИЯМИ. - Так какая же тема нашего урока? - Верно. - Какие задачи поставим перед собой? На слайте написаны опорные слова. Учиться… Познакомиться… - Какую задачу будем решать вначале? Какую задачу будем решать потом? - Где можно узнать, что такое местоимение? | Корзина Это имена существительные, обозначают предмет, отвечают на вопросы Кто? Что?, имеют форму множественного и единственного числа, бывают собственные и нарицательные Это глаголы. Отвечают на вопросы что делать? Что сделать и др., имеют форму множественного и единственного числа Это прилагательные. Отвечают на вопросы Какой? Какая? Какие?; имеют форму множественного и единственного числа Затрудняются ответить Цель урока: познакомиться с новой частью речи Читают текст 1 Читают текст 2 В первом тексте говорится о помидорах Неизвестно Помидор Вместо существительного «Местоимение» Познакомиться с новой часть речи местоимением, узнаем много нового об этой части речи. Будем учиться находить ее среди других слов. Совместно с педагогом составляют план работы на уроке | Воспитание наблюдательности, оперативного мышления, умения оформлять свои мысли в устной форме, обосновывать свою точку зрения. |
3. Практический этап. Цель: организовать работу по усвоению нового материала и формированию умения отличать от других частей речи местоимение. | 1.Наблюдение над языковым материалом. - Откройте учебник на стр.100. - Найдите упр. 171, прочитайте текст из упр. 171. - Какие местоимения встретились в тексте? - На что указывают местоимения? - То есть на какую часть речи указывают местоимения? - А что обозначает имя существительное? - Давайте вставим пропущенные слова. - Верно. - Сделаем небольшой вывод: местоимение называет предмет или указывает на него? - Правильно, молодцы. 2.Чтение правила. - Где можно убедиться в правильности наших выводов? - Прочитаем слова мудрой совы на стр. 101. - Расскажите друг другу, что узнали про местоимение. - Что узнали о местоимении? - Выпишите из определения слова, которые указывают на предметы, но не называют их. - Как вы думаете, какую задачу мы решили? - Верно, познакомились с местоимением. -Оцените свою работу: + Я узнал, что такое местоимение. ? Я не совсем разобрался, что такое местоимение. - Я пока не могу сказать, что такое местоимение. - А какую задачу будем решать следующую? 2. Физкультминутка. - Ребята, давайте с вами немного отдохнем. Встаньте из-за парт. Повторяйте движения за мной. Поднимайте плечики, (энергичные движения плечами) Прыгайте, кузнечики, Прыг-скок, прыг- скок. Стоп! Сели, Травушку покушали, Тишину послушали. (приседания) Выше, выше, высоко Прыгай на носках легко. (прыжки на месте) - Молодцы, присаживайтесь. 3. Выборочное списывание (упражнение №173). - Найдите упражнение 173. Прочитайте стихотворение. - Как вы понимаете его смысл? - Что необходимо сделать? - Спишите первое предложение и выполните задание самостоятельно. - Проверим, как выполнили задание. Для этого воспользуемся слайдом. - Ребята, кто верно сделал задание, поставьте + в листе самооценки. 4. Самостоятельная работа (упражнение 174). - Найдите упражнение 174. Прочитайте задание. - Рассмотрите образец. - Выполним задание самостоятельно. - Проверим, как справились с заданием. Что изображено на 1 картинке? Какое местоимение записали к этому слову? И т.д. - У кого есть другой ответ? - Ребята, кто верно выполнил задание, поставьте + в листе самооценки. - Ребята, вместо какой части речи употребили местоимение? | Он, я, ты, они Указывает на предмет На имя существительное Говорят определение Местоимение указывает на предмет В учебнике Читают сведения о языке Говорят, что прочли Выписывают слова Познакомились с новой частью речи местоимением Оценивают свою работу с правилом Будем учиться находить местоимения среди других слов Выполняют физкультминутку Знакомятся с заданием и текстом стихотворения Надо прочитать, определить главную мысль стихотворения, списать первое предложение стихотворения. Определить, какой частью речи являются выделенные слова. Подчеркнуть эти слова Проверяют работу в тетради Читают задание к упражнению Рассматривают образец. Пальто (оно) Оценивают работу | Воспитание наблюдательности, активности в учебной деятельности, умения оформлять свои мысли в устной форме. Воспитание культуры общения при работе в парах и культуры учебного труда. Воспитание внимательности, двигательной активности и культуры общения. Воспитание внимательности, аккуратности, умения правильно и красиво оформлять записи в тетрадях, планировать свои действия, производить самооценку результатов деятельности. Воспитание навыков самостоятельной работы, контроля и самооценки. |
4. Рефлексивно-оценочный этап Цель: организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности | 1. Итог урока. -Какая тема нашего урока? -С чем мы сегодня познакомились? -Что расскажете о местоимении дома? -Приведите примеры местоимений. - Для чего нужны местоимения в речи? 2. Рефлексия. -Давайте вспомним задачи нашего урока. Как вы думаете, мы решили их? - Ребята, наш урок подходит к концу. Давайте посчитаем, сколько накопилось + в ваших листах самооценки. -Если у вас стоят все плюсы , значит сегодня на уроке вы работали отлично, нарисуйте улыбающийся смайлик. - Если у вас менее 2 плюсов, рекомендую в будущем на уроках русского языка быть внимательнее ,и тогда у вас все получится. Нарисуйте спокойный смайлик. - Поднимите ваши смайлики вверх, чтобы я видела, как вы работали на уроке. 3.Домашнее задание. -Откройте дневники, запишите домашнее задание. Стр. 102, правило, упр.175. Или подобрать и записать небольшой текст с местоимениями, подчеркнуть их. - Спасибо за работу. До свидания! | «Местоимение» Познакомились с новой частью речи Приводят примеры местоимений Помогают избежать повторов слов Познакомиться с новой часть речи - местоимением. Учиться находить ее среди других слов. Оценивают свою деятельность на уроке Записывают домашнее задание в дневник | Формирование умения давать оценку свой деятельности на уроке, способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |