СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока " Школа магии"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подготовка к ОГЭ

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока " Школа магии"»


Технологическая карта урока

Предмет

Русский язык

Класс

9

Тема урока

«Школа магии»

Количество часов

1 час

Цель урока

Обобщение и систематизация знаний о художественных средствах выразительности.

Задачи урока

Обучающие: определение функций художественного стиля, роли выразительных средств в нем.

Развивающие: развитие речи, мышления, внимания, наблюдательности, умения анализировать.

Воспитательные: повышение уровня познавательного интереса к изучению русского языка;

Тип урока:

урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений, подготовка к выполнению задания 11

ОГЭ

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Предметные результаты 1)систематизация и обобщение знаний, полученных на предыдущих уроках

2) обогащение словарного запаса и

  1. развитие основных видов речевой деятельности: говорения, письма, слушания и чтения;

  2. развитие мышления и формирование


1)повышать познавательный интерес учащихся;

грамматического строя речи учащихся; обучение нормам языка и их использованию в речи;

3)обучать навыкам культуры речи и речевого общения;

5)определять виды художественных средств и их роль в тексте.

процессов мыслительной деятельности (анализа и синтеза, абстракции и обобщения) средствами языка, используемыми в речи;

3)развивать творческие способности школьников.


Решаемые учебные проблемы

Закрепление имеющихся знаний по теории

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ


Микроцель этапа урока

Ход занятия

Деятельнос ть учащихся

Ко мме нта

рии

I. Организационный этап

Мотивационное начало урока



-Ребята, здравствуйте. Для того, чтобы настроиться на наше занятие, давайте подарим друг другу улыбки. Каждый из Вас, улыбнувшись, передал частичку доброй своей энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее. Главное – доброе начало.




II. Определение темы, выявление цели и задач урока

Цель: определение содержатель ных рамок урока, определение темы, постановка целей и задач

-Ребята, изучите иллюстрации, предположите, какая тема нашего урока?

Куча времени, бровки домиком, деньги пришли, тоска зеленая, собачий холод и на воре и шапка горит… Эти устойчивые выражения у всех на устах. Но вообразить их в своей голове все равно довольно трудно. А нейросеть попыталась их наглядно визуализировать! На основе текста она сгенерировала известные фразы, которые мы все отлично знаем.

Да, сегодня мы повторим средства выразительности и научимся применять имеющиеся знания на практике.

Тема: Средства художественной выразительности



- На партах у вас лежат рабочие листы, запишите имя, число и тему урока. Какие цели мы поставим перед собой? (Цель: Выявить приемы и способы (секреты) выявления в предложении(тексте) видов средств выразительности)

Дети изучают иллюстраци и, находят художестве нные средства



Запись темы







3. . ПОВТОРЕНИЕ ТЕОРИИ

Цель:

-Выпишите из данного облака слов все средства выразительности, какие вы знаете, пожалуйста, прочитайте написанное, дайте определения, подберите примеры

-Посмотрите, пожалуйста, на экран: познакомьтесь с формулировкой задания 11 ОГЭ.

-Чтение высказывания К.Д.Ушинского: «Язык народа –лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни» Какие средства художественной

выразительности использует К.Д.Ушинский?

- Угадайте средства выразительности по иллюстрациям, сформулируйте определения.

https://view.genial.ly/63f8121d954e1700193f7503/presentation-chalk-and-blackboard-presentation

Дети изучают ОБЛАКО СЛОВ



Практические задания.


Определи, какие средства языковой выразительности - эпитеты или метафоры - употреблены в следующих предложениях (слайд )




Практические задания

Цель: Обогащение активного и пассивного словаря

Типичными ошибками в использовании фразеологизмов являются:

  1. Изменение лексического состава фразеологизма. («Зарубить на лбу» вместо «Зарубить на носу»).


  1. Сокращение или расширение выражения.

Эта ситуация как раз связана с тем, что Вам на экзамене дают фразеологизм, в котором произошло добавление какого-либо слова либо его неоправданное удаление («И яйца не стоит» вместо «И яйца выеденного не стоит», «Обратиться не по правильному адресу» вместо

«Обратиться не по адресу»).

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, ЗАМЕНИВ неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Андрей бросил беглый глаз на гостя — тот был аккуратно одет, причёсан.

(Взгляд бросить взгляд)

Детские страхи – вполне реальные, достаточно сильные переживания, которые могут портить жизнь ребенка, заставляя его постоянно быть в поле внимания родителей.

(Зрения быть в поле зрения, в центре внимания)

В сюжете произведений А.П. Чехова первую скрипку исполняли изменения душевного состояния героя, динамика его противостояния обстоятельствам, бытовой рутине.

(Играли играть первую скрипку)

Забот и тревог у Марьям стало невпроворот, когда дети, получив аттестат зрелости, начали


Дети изучают таблицу




карабкаться по крутому склону жизни и в институте кусать гранит науки.

(грызть)

Виктор рассказал нам во всех подробностях, как он в одном доме встретил офицера-гвардейца, очень приятного малого из хорошей семьи, только без короля в голове.

(царя)



VIII . Физкультминутка

Цель:

Забота о здоровье учащихся.


Вы, наверное, устали?

Чтоб успешно грызть гранит науки, надо дать себе передышку (Песенка юного волшебника-недоучки)

-Ребята, встаньте, пожалуйста, выйдите к доске. Сейчас вы под музыку будете передвигаться по классу. Когда музыка остановится, вы должны образовать пару с рядом стоящим участником



Выполнение тестов на ноутбуках

Цель:

Ребята, вас ждут в школе магии, где вы овладеете азами магии языка!


https://view.genial.ly/63fae548b9871500110a6fa4/interactive-content-shkola-magii

Выполнени е тестов

«Школа магии» на ноутбуках:

работа в парах







Контроль

Цель: Активизаци я учебной деятельност и

Выполните работу на карточке по определению средства выразительности индивидуально

7.1 Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является эпитет.

  1. То, что он тюфяк, было написано у него на лице, угадывалось в его медленных, вялых движениях, звучало в глуховатом голосе.

  2. Его же звали просто Вася, и это имя не подходило для рыцаря.

  3. Этот лёд, зеркальный и тонкий, манит к себе.

  4. Он кричал для того, чтобы заглушить свой страх.

  5. На другой день в актовом зале состоялась общая линейка. Ответ: 13

7.2 Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является

метафора.

  1. Его автопортрет: старик Рембрандт улыбается, прищурившись, смотрит на нас…

  2. «Я слышу свист мантий!» ‒ воскликнул Суриков.

  3. Высочайшее мастерство… Всё в холсте словно движется…

  4. Гений не подавляет. Он вливает в тебя бодрость духа.

  5. Некоторые слова он выкрикивал, а некоторые говорил тихо. Ответ: 24

7.3 Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является

фразеологизм.

  1. Лестница блестела, а посередине был ковёр.

  2. Вы видели, какой он нарисовал кошмарный рисунок?

  3. Это всё приходило мне в голову.

  4. Смеялись во весь голос и разговаривали.

  5. Чего, думаю, она мне про эти способности говорит, я и сам знаю, что у меня есть способности.

Ответ: 34





7.4 Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.

  1. «Мама, да ты посмотри, какие у них мордочки!»

  2. Каково придётся ему, когда он откроет, что заклинание утратило всякую силу и жизнь надо брать трудом и терпением?

  3. Эти как будто простые и безобидные слова вновь и вновь возникали в его памяти.

  4. Вася не мог найти ответа, но ответ был в его растревоженном сердце: не только мир существует для тебя, но и ты – для мира.

  5. Мама встала, заглянула в черепаший ящик и сразу всё поняла. Ответ: 34

7.5 Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.

  1. Рядом с ней на корточках сидел парень в белоснежной рубашке и в новеньких туфлях, блестящих и чёрных, как дельфинья спина.

  2. Отсмеявшись, она решительно опускала голову, чтобы читать, но парень опять что-то говорил, и она опять смеялась, и зубы её блестели, как пена вокруг скалы и как рубашка парня.

  3. Солнце ударило по лицу, я услышал всплеск воды, смех, голоса и увидел парня и девушку.

  4. Не знаю почему, выныривая, я не кричал. Возможно, не успевал, возможно, язык отнимался от страха.

  5. Море возвращало силу, отнятую страхом. Ответ: 12

7.6 Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является эпитет.

  1. Каждый посаженный им куст акации или сирени, по его словам, был совершенно необыкновенного сорта, особенно пышного цветения и дивного благоухания.

  2. Я рассказал ему об одном голландском рыбачьем посёлке.

  3. Вслед за маяком на дамбе невдалеке от посёлка вспыхнул сотнями огней ночной ресторан со стеклянными витринами.

  4. Луч маяка пронёсся над головой бегущей девочки, рассеянный свет упал на её волосы, и вся эта сцена представилась мне главой из ещё не написанной сказки о бледно-золотом цветке,





осветившем своим таинственным огнём рыбачью лачугу.

5) Шофёр усмехнулся и пожал плечами. Ответ: 14

7.7 Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.

  1. Когда солнце растопило чёрный зернистый снег и в воздухе почувствовался сырой и сладкий запах весенней земли, во двор вышел Геня.

  2. Вечером, когда Геня похрапывал во сне за зелёной ширмой, мать и бабушка долго сидели за столом.

  3. ‒ Почему? Почему они его всегда обижают? ‒ горьким шёпотом спросила, наконец, бабушка.

  4. Геня взял лист, мгновение подумал и сделал продольный сгиб…

  5. Мать мыла посуду, улыбалась и роняла слёзы в мыльную воду. Ответ: 13

7.8 Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является эпитет.

  1. Ваня часто приходил к нам в деревню из дедовской сторожки с Урженского озера.

  2. А в бледном свете зари стояла в кадке наша маленькая берёза, и я вдруг заметил: почти вся она за эту ночь пожелтела, и несколько лимонных листьев уже лежало на полу.

  3. Мы уже свыклись с мыслью, что в зимние снежные дни берёза будет зеленеть в комнатах, которые освещены белым солнцем и багровым пламенем весёлых печей.

  4. Комнатная теплота не спасла берёзу!

  5. – Это закон, – сказал нам лесничий. – Закон природы. Ответ: 23

7.9 Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.

  1. Под Новый год бабушка всегда почему-то ждала, что дочери, жившие в других городах, позовут её к себе.

  2. Так закончится год… И я буду считать его самым счастливым во всей своей жизни!

  3. Огромная, добела раскалённая люстра начала остывать, остывать...

  4. И мальчишка решил победить её одиночество





5) – Она… волшебная актриса! Ответ: 34

7.10 Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является

метафора.

  1. Журка опять потянулся к полкам и взял самую прочную и новую на вид книгу с золотыми узорами на корешке.

  2. Оглянулся на прикрытую дверь, подошёл к окну и, суетливо дёргая пальцами, оторвал у конверта край.

  3. И сейчас я оставляю всё это тебе, как моему самому большому и настоящему другу. Может быть, эти книги помогут тебе взлететь.

  4. Нет, ты поймёшь, ведь ты у меня славный, умница.

  5. Его резанули тоска и одиночество, которые рвались из этого письма. Ответ: 35

Внимание на экран. Сверьтесь с ответами и поставьте себе оценку.



ХIV. Задание на дом.

Цель: нацелить на выполнение домашнего задания

Домашнее задание:

На «5»: 1) Возьмите любую пословицу в качестве тезиса и напишите небольшое сочинение-рассуждение

« Мой путь к доброте»

( Это 13 задание в ОГЭ)

   2)Повторить теорию об изобразительно- выразительных средствах и фразеологии.

На «4»: 1)Выполнить тест по типу ОГЭ. ( вариант 5,6;задане 11)

          2) Повторить теорию об изобразительно- выразительных средствах и фразеологии.

На «3»:1) Выполнить упражнение №96.

2) Повторить теорию об изобразительно- выразительных средствах и фразеологии.

Каждый учащийся выбирает свой уровень сложности.





ХV. Рефлексия

Цель: Подведение итогов урока, оценка своей деятельност

и на уроке.


-Работая над сегодняшней темой, мы еще раз убедились в богатстве и разнообразии ресурсов образных средств. Сможете ли вы справиться с 11 заданием теста ОГЭ? Как вы считаете?

Если сомневаетесь в этом, то какие вопросы нужно рассмотреть более подробно? Закрась столько звёзд, насколько ты оцениваешь свою работу на уроке


Учащиеся высказывают свои мнения


Флешмоб

« Я сдам ОГЭ»


Ваши и наши усилия должны быть направлены на успешную сдачу ОГЭ. Сейчас каждый из вас встанет и озвучит это.


Я сдам ОГЭ. Я надеюсь только на свои знания и способности.

Я сдам ОГЭ. Это первый шаг к моей карьере.

Я сдам ОГЭ. Я - это ступенька к моему будущему.

Я сдам ОГЭ. На это потрачено много сил и времени.

Я сдам ОГЭ. Я верю в себя и в каждого из нас.

Я сдам ОГЭ. Потому что это итог не только моей учебы и моего старания, но и благородный труд моих родителей и учителей.

Я сдам ОГЭ. Я стану на один шаг ближе к своей мечте.

Все вместе: Я СДАМ ОГЭ!!!!!





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!