СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Типы подчинительной связи в словосочетании" 8 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока "Типы подчинительной связи в словосочетании"   составлена по технологии развития критического мышления (РКМ), обучения в сотрудничестве (в парах, групповая работа); информационно-коммуникационные технологии,  системно-деятельностный подход; ИКТ;; здоровьесберегающие.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Типы подчинительной связи в словосочетании" 8 класс»

Технологическая карта

Тема: «Типы связи слов в словосочетании (Согласование. Управление. Примыкание.)»

Составила: Тютрина Татьяна Александровна

Дата: 28.09.21 г.

Тема: Типы связи слов в словосочетании (Согласование. Управление. Примыкание.)

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Вид урока: комбинированный урок.

Авторы учебника: Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова, О.В.Загоровская, А.Г.Нарушевич.

М: «Просвещение», 2018 г.

Цель: Формирование умения определять тип подчинительной связи слов в словосочетании и предложении, отработать трудные случаи управления и примыкания.

Задачи: организовать деятельность учащихся по ознакомлению с новыми знаниями по теме и их первичному закреплению; развивать интерес к предмету, развивать способности правильно формулировать свои мысли в процессе в процессе актуализации знаний по данной теме.

Технологии: дифференцированный подход, индивидуально-личностное обучение, технология развития критического мышления (ТРКМ). ИКТ, здоровьесберегающие.

Прогнозируемые результаты:

Предметные:

Образовательные: знать общие сведения о видах словосочетания, выделять словосочетания в составе предложения, определять виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова; анализировать и характеризовать словосочетания по морфологическим свойствам главного слова и видам подчинительной связи, правильно строить, распространять и употреблять в речи словосочетания и предложения, аргументировать свои мысли по заданной теме.

Развивающие:  формировать лингвистическую и коммуникативную компетенцию.

Воспитывающие:  воспитывать потребность в практическом использовании языка в различных сферах деятельности, формировать навыки контроля и самоконтроля.

Личностные: формировать мотивацию к самостоятельному поиску знаний, уметь отстаивать собственную позицию; слушать других, уважать их мнение; договариваться и приходить к общему выводу в совместной деятельности; адекватно оценивать свою работу на уроке и работу одноклассников.

Познавательные УУД: осознание познавательной задачи; осуществление логических операций; умение делать выводы, обобщения.

Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог, участвовать в общей беседе; способность формулировать собственные мысли, обосновывать свою точку зрения, задавать вопросы; осуществление совместной деятельности в парах и рабочих группах.

Регулятивные УУД: умение принимать и сохранять учебную задачу; планировать сотрудничество с учителем и одноклассниками; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

Метапредметные: уметь определять тему урокапонимать и принимать учебную задачу; прогнозировать предстоящую деятельность и планировать пути её решения; находить причину своих ошибок.

Образовательные ресурсы: учебные тексты, памятка «Как распознавать словосочетание», таблица, раздаточный материал, компьютер, проектор, презентация, оценочные листы (у каждого учащегося).








Название этапа урока

Цели и задачи

этапа урока

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Формируемые УУД

1.

Организационный момент

Организовать обучающихся на урок

Создание эмоционального настроя


Готовность к уроку


Коммуникативные: вступать в диалог с учителем, одноклассниками; осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах.

Личностные: желание приобретать новые знания, умения


2.

Актуализация опорных знаний. Стадия - вызов

«Зачётная минутка»

Проверить знания, полученные на прошлом уроке «Словосочетание, его строение и назначение в языке»

Сейчас разделимся на пары и зададим друг другу вопросы по теме прошлого урока.

Делятся на пары и задают вопросы друг другу

Примерные вопросы: что изучает синтаксис? Что изучает пунктуация? Какие грамматические конструкции называют словосочетаниями? предложениями? Что отличает словосочетание от предложения? Из чего состоит словосочетание?

Какие виды связи существуют между словами?

Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу; планировать сотрудничество с учителем и одноклассниками; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

Коммуникативные: уметь проявлять себя.

3.

Создание проблемной ситуации

Создать ситуацию мотивации к обучению


В русском языке есть выражение «слово за слово» или «слово за словом», которые употребляются, когда нужно обозначить постепенное развитие беседы: И, слово за слово, знакомятся они, потом дружатся. (И.А.Крылов). Слово за словом, и разговорились они… Действительно, слово следует за словом, образуя поток речи. Кто-то отдаётся этому потоку и плывёт по течению, кто-то способен забросать кого-нибудь словами, а кто-то любит наблюдать слово будто со стороны, исследуя его или следуя за ним, как следопыт.

Вы уже догадались, что сегодня на уроке мы продолжим разговор о словосочетании. Знание строения и значения синтаксических единиц служит основой для формирования умения логически стройно выражать свои мысли, а также правильно ставить знаки препинания.

На доске написаны три словосочетания (интересная профессия, говорил громко, читала книгу) Прочитайте их, определите связь между словами в этих словосочетаниях. Попробуйте сами определить тему урока.

Полная запись темы урока «Словосочетание. Типы связей в словосочетании».


Осмысливают сказанное учителем.


Анализируют словосочетания.


Формулируют тему урока.


Записывают тему в консультационные тетради (далее к/т).

















Отвечают:

подчинительная

Познавательные: воспринимать информацию;

осуществлять логические операции, делать обобщения, выводы.

Регулятивные: уметь мобилизовать свои личностные качества и ученические способности к обучению в ситуации «начала деятельности».

Коммуникативные:

участвовать в формировании атмосферы исследования и сотворчества.

4.

Изучение нового материала


(первая стадия осмысления) Работа с текстом учебника п. 7, с. 38

Познакомиться с различными типами подчинительной связи в словосочетаниях

Презентация по теме урока с комментариями.


Представление опорного конспекта- таблицы.

(Приложение 1.)

Ребята, ответьте на вопросы:

1. С какими типами подчинительной связи мы познакомились?

2.Как вы думаете, тип связи в словосочетании зависит только от того, к какой части речи относится главное слово? Или важна принадлежность зависимого слова определённой части речи?

3.Что не относится к словосочетаниям?




Осуществление записей в к/т по ходу презентации – таблицы «Типы связи слов в словосочетании»


Сравнение статьи в учебнике (п. 7, с. 38) с презентацией.


Отвечают на вопросы:

(примерно)



2. При определении вида связи важно обращать внимание и на главное, и на зависимое.


3. К словосочетаниям не относятся следующие сочетания слов:

*Подлежащее и сказуемое;

*Любые слова, которые стоят рядом в предложении, но не связаны между собой по смыслу;

*Слова с предлогами: около стола, возле дома

*Члены предложения, которые отвечают на одинаковые вопросы: (какой?) бодрый и (какой?) энергичный

*Устойчивые выражения и фразеологизмы: спустя рукава, сквозь пальцы

*Сложные грамматические формы: будет играть, менее дорогой

*Обособленные члены в сочетании с определяемым словом: ветка, сломанная ветром

Познавательные: Обнаруживать общее и различное в функциях слова и словосочетания. Различать функции языковых единиц; наблюдать над условиями связи разных частей речи в словосочетании, предложении. Осуществлять определение типов связей.

Предметные: Формирование понятий и

организация действий с опорой на алгоритм.

Регулятивные: Уметь выполнять несколько видов деятельности одновременно, выбирать главное в потоке информации для записи в к/т

Коммуникативные:

реализация практических навыков в индивидуальной и коллективной деятельности.

 

5

Физкульт минутка.

Применение полученных знаний на практике

Вторая стадия осмысления.

Смена видов деятельности



Лингвистическая задача.

Работа над культурой и развитием речи учащихся



Включать учащихся в учебную деятельность в соответствии с намеченными результатами.


Выполняем практическую работу по определению способа связи в словосочетании.

Задание 1. Укажите, какой частью речи выражены главное и зависимое слова. Определите тип их связи. (Приложение 2)

Задание 2

(повышенной трудности)

Преобразуйте словосочетание одного типа связи в словосочетание другого синонимичного типа связи.

(4 задание ОГЭ)

(Приложение 3)

Комментирую задание.



Где можно использовать полученные знания?

ЕГЭ – это не единственная ситуация, при которой требуется знать вид связи слов в словосочетании. Обратимся к коллекции ошибок.

Задание 3. (Приложение 4)

«Умники и умницы» в парах

Кто у нас умники и умницы?

Пояснение ошибок.


Какой вывод напрашивается?



Выполняют практическую работу. Задание 1.


Взаимопроверка по презентации.





Сильные ученики поясняют процесс выполнения задания

Все уч-ся делают над темой пометку в к/т «ОГЭ»







Задания ЕГЭ, ОГЭ







Учащиеся делятся на пары. (каждой паре по 2 примера) Обсуждают. Исправляют ошибки.



Делают вывод:

Во взрослой жизни, кем бы мы ни стали – кассирами, официантами, менеджерами, - быть безграмотными не престижно.

Предметные: Формирование навыков работы по предложенным учителем алгоритмам деятельности, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ

Регулятивные: формирование навыков решения практической задачи (составление словосочетаний, определение типов связи, преобразование словосочетаний, вычленение словосочетания из предложения) индивидуальным образом и в парах, формирование умений работать по алгоритмам

Личностные: уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения в процессе учебного занятия и корректировать их, осознание себя как индивидуальности и члена общества.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли, строить правильно речь, умение сотрудничать друг с другом

6

Рефлексия


Подведение итогов урока.



Творческое задание по рядам.

Составить синквейны по изученной теме.

1 ряд – Согласование

2 ряд - Управление

3 ряд - Примыкание


Оценивание и комментирование индивидуальных достижений и затруднений учащихся.













Заключительное слово учителя.

- Итак, сегодня на уроке мы рассмотрели типы подчинительной связи в словосочетании, наименьшей единицы синтаксиса. Надеюсь, что теперь вы будете более осмысленно и внимательно относиться к лексической и грамматической сочетаемости слов, к соблюдению грамматических и речевых норм русского языка.

Составляют синквейны.

Образцы синквейнов, составленные восьмиклассниками:

1 ряд

Согласование

Существительное + прилагательное.

Дружат, изменяются, похожие.

Одного рода, числа, падежа.

Родные братья!

2 ряд

Управление

Главное от зависимого.

Требует формы, меняет её.

А потом лишь само изменяется.

Закон грамматики!

3 ряд

Примыкание.

Зависимое слово.

Не склоняется, не спрягается,

Лишь по смыслу присоединяется.

Никак не изменяется

Примыкает навсегда!


Выбирают «Свою оценку» работы на уроке.

Самооценка

Сегодня я узнал…

Было трудно…

Было интересно…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я приобрел…

Я научился…

У меня получилось…

Я смог…

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Личностные:

проявлять себя в творческой деятельности

Регулятивные: контролировать процесс и результаты деятельности. Адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

Коммуникативные: вступать в диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе; формулировать собственные мысли, отстаивать свою точку зрения.

 

7

Домашнее задание.

Прогнозирование трудностей при выполнении домашнего задания и путей выхода из сложных ситуаций.

Выучить теоретический материал по к/т и параграфу 7 учебника,

Упражнение 57 (цифровой ответ), упр.. 58 (А)



Задают вопросы по выполнению домашнего задания.

Коммуникативные УУД: обосновывать свою точку зрения, задавать вопросы.

Регулятивные: адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления



Типы связи слов в словосочетании

Приложение 1

Согласование

Управление

Примыкание

Зависимое слово употреблено в том же роде, числе и падеже, что и главное


Какому?


К опытному педагогу



Зависимое слово ставится в том падеже, которого требует главное


Зависимое слово связано с главным только по смыслу


Как?


Работать увлечённо

Предложное

(с предлогом)


Где? У чего?


Расти у дороги

Беспредложное

(без предлога)


Чего?


Освоение земель


Главное слово

(сущ., мест.,) +


Главное слово

(гл., сущ. прил., числ., мест.,) +

Главное слово

(глаг., сущ., нареч., прил.,)

Зависимое


Прилагательное, местоимение, полное причастие, порядковое числительное, количественное числ., в косв.. падеже


Зависимое слово


Существительное,

местоимение,

количественное числительное,

Зависимое

(неизменяемое)

Наречие, инфинитив, деепричастие, прилагательное в сравнит., степени,

притяжательные местоимения, неизменяемые сущ.,


тёмную ночку

его готовым

чтение книги

способный к музыке

писать пером

лучше меняя


видеть картину

смотреть на картину

говорить улыбаясь

тихо шептать

его дом







Приложение 2


Дождливым утром, перед цветущим полем, дуб-великан, разозлиться на шутку, купить хлеба, легкомысленный человек, уверен в нём,


довольный результатом, любит смеяться, вернемся поздно, дремать стоя, уедем завтра, пальто нараспашку, цвет хаки, очень веселый,


разбросанные вещи, возле третьего подъезда, опавшей листвой, трудная дорога, поднявшись наверх.




Дождливым утром (Согл.,), перед цветущим полем (Согл.,), дуб-великан (Согл.,), разозлиться на шутку (управ..), купить хлеба (управ..),

легкомысленный человек(Согл.,), уверен в нём (управ..), довольный результатом (управ..), любит смеяться (примык..),

вернемся поздно (примык..), дремать стоя (примык..), уедем завтра (примык..), пальто нараспашку (примык..), цвет хаки (примык..),

очень веселый (примык..), разбросанные вещи (Согл.,), возле третьего подъезда (Согл.,), опавшей листвой (Согл.,), трудная дорога (Согл.,),

поднявшись наверх (примык..).



приложение 3

  • Замените словосочетание «набережная города», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание

Ответ: городская набережная

  • Замените словосочетание «Глядел с уважением», построенное на основе (управления), синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание

Ответ: уважительно глядел

  • Замените словосочетание «Берег моря», построенное на основе (управления), синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание

Ответ: морской берег.

  • Замените словосочетание «Деревянный дом», построенное на основе (согласования), синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание

Ответ: дом из дерева

  • Замените словосочетание «Стая гусей», построенное на основе (управления), синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание

Ответ: гусиная стая

  • Замените словосочетание «Радостно сообщил», построенное на основе (примыкание), синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание

Ответ: сообщил с радостью.



  • Замените словосочетание «слёз матери», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: материнские слёзы.



  • Замените словосочетание «беззаботно жили», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: жили без забот.



  • Замените словосочетание «плакали без звука», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: беззвучно плакали.

  • Замените словосочетание «человеческая жизнь», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: жизнь человека



приложение 4

1 группа. На окошке кассы железнодорожной станции мы обнаружили надпись: «Предъявляйте документ, удостоверяющую личность».

Объясните ошибку, выясните, почему она возникла.

Ответ: «Предъявляйте документ, удостоверяющий личность. Нарушено согласование слов «документ» и «удостоверяющий».

2 группа. В меню кафе: «Свежевыжатый сок из апельсин». Объясните ошибку, выясните, почему она возникла.

Ответ: «Свежевыжатый сок из апельсинов». Существительное «сок» требует от существительного во мн.ч., «апельсины» формы Р.п., -
«апельсинов».

3 группа. В сотовом телефоне «Точка создание не выбрана». Объясните ошибку, выясните, в чём её причина.

Ответ: «Точка создания не выбрана» Ошибка в управлении «точка создания»



Оценочный лист

Сегодня я узнал…

Было трудно…

Было интересно…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я приобрел…

Я научился…

У меня получилось…

Я смог…

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!