Конспект урока
математики и конструирования в 3а классе.
1.Организационный момент.
Девиз: «Чтобы урок пошёл каждому впрок, активно в работу включайся, дружок!»
2.Актуализация опорных знаний.
- Прежде чем мы приступим к открытию новых знаний, что нам необходимо сделать?
(Нужно вспомнить то, что мы знаем, что нам может пригодиться на уроке).
Дети работают с тестами с использованием «Тестовой системы учёта и контроля знаний».
1. Прямая – это
А) Линия, у которой есть начало, но нет конца.
В) Линия, у которой есть и начало и конец.
С) Линия, не имеющая ни начала ни конца.
2. Линия, у которой есть начало и конец, называется:
А) Отрезок В) Луч С) Прямая
3. Луч – это
А) Линия, у которой есть начало, но нет конца.
В) Линия, у которой есть и начало и конец.
С) Линия, не имеющая ни начала, ни конца.
4. Круг - это
А) Ломаная замкнутая линия.
В) Кривая замкнутая линия ограничивающая круг.
С) Плоскость ограниченная окружностью.
5. Кривая замкнутая линия, ограничивающая круг, называется
А) Круг.
В) Окружность.
С) Многоугольник.
6. Какая из данных фигур называется окружностью?
А) В) С)
7. Какая из данных фигур назывыается отрезком?
А)
В)
С)
Ответы: (1-С, 2-А, 3-А, 4-С, 5-В, 6-А, 7-С)
- Как вы думаете, понятия из какого раздела математики мы с вами только что повторили?
С какой целью мы это с вами делали?
(Тема урока будет связана с геометрией).
3.Формулирование темы урока и постановка цели урока.
- Посмотрите на доску. Давайте попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока.
(Деление отрезка пополам).
- Как вы думаете, в каких жизненных ситуациях нам приходится выполнять эти действия?
- Могут ли нам в жизни понадобиться знания полученные при изучении данной темы?
(Разрезать ткань, проволоку и т.д. Изучение этой темы нам может быть полезно, может пригодиться в жизни).
4.Изучение нового материала.
Постановка проблемных задач.
а) Как разделить поясок на две равные части? (сгибанием пополам)
б) Как можно заметить место, которое делит поясок на 2 равные части? (например, с помощью мела)
в) Всегда ли можно использовать такой приём, как сгибание?
г) А как можно разделить отрезок, который начерчен на бумаге?
(с помощью линейки)
- А если нет линейки? (Другими чертёжными инструментами).
- Совершенно верно. Можно даже использовать циркуль.
- Посмотрите, кому из учеников удалось разделить отрезок на равные части? (Маше).
- Почему так решили? (Катя совсем не разделила. Саша разделил, но не на равные части).
- Давайте рассмотрим внимательнее работу Маши. И попробуем составить алгоритм её работы.
1. Взять циркуль;
2. Поставить остриё циркуля в точку А;
3. Подготовить циркуль (расстояние между ножками циркуля было больше половины данного отрезка);
4. Провести две окружности с одинаковым радиусом с помощью подготовленного циркуля (точки А и В – центры этих окружностей)
5. Через точки пересечения окружностей провести прямую;
6. Отметить точку пересечения отрезка АВ и проведённой прямой.
- Что ещё надо обязательно сделать? (Проверить с помощью циркуля, что точка С разделила отрезок ровно пополам – учитель показывает это на чертеже Маши).
- А почему у Кати отрезок не разделился пополам? В чем ее ошибка?
(Длина радиуса окружности меньше половины отрезка, и окружности не пересеклись).
- А в чем ошибка Саши? Ведь длина радиуса каждой окружности больше половины отрезка, и точка пересечения получилась, а отрезок пополам не разделился.
(Ошибка в том, что радиусы окружностей разные по длине).
5.Закрепление изученного материала.
Повторение алгоритма «Как с помощью циркуля и линейки без шкалы разделить отрезок на две равные по длине части?»
1. Устанавливаем произвольный раствор циркуля, но при этом расстояние между ножками циркуля должно быть больше половины длины данного отрезка.
2.Проводим две окружности с центрами в концах отрезка и одинакового радиуса с помощью подготовленного циркуля.
3. Находим две точки пересечения окружностей и проводим через них прямую.
4. Находим точку пересечения построенной прямой с отрезком. Эта точка и является серединой отрезка.
Физминутка.
Потрудились – отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
6.Практическая работа.
А сейчас пользуясь алгоритмом деления отрезка на две равные части, попробуйте на листочках, работая в парах построить отрезок длиной 1дм и 2 см и разделить его на две равные части.
(Дети работают в парах и сигнализируют о выполненной работе).
Работа в тетрадях (с. 85, з.7)
7.Рефлексия. Лесенка успеха.
- Давайте вспомним, какую цель мы с вами ставили в начале урока.
(Цель урока: делить отрезки пополам с помощью циркуля и линейки).
- Покажите свои достижения на лесенке успеха).
8.Домашнее задание.
(Выучить алгоритм деления отрезка пополам).