1. Постановка цели и задачи урока. Мотивация к учебной деятельности | Учитель предлагает учащимся сформулировать учебную задачу урока. При необходимости учитель уточняет и конкретизирует учебную задачу. | Учащиеся формулируют учебную задачу урока: - Сегодня на уроке мы должны понять, зачем нам нужен п.о., когда пригодятся эти знания в жизни. | Личностные УУД: развитие учебно-познавательного интереса к языку. Познавательные УУД: формирование умения применения знаний теоретического материала на практике, умения строить гипотезу, делать выводы. Коммуникативные УУД: формирование умения строить устное высказывание на заданную тему. Регулятивные УУД: формирование умения определять и формулировать цели и задачи урока |
2. Актуализация знаний | Учитель предлагает проверить теоретический материал по теме в обучающей структуре «Внешний и внутренний круг»: Определите партнёра по лицу, поздоровайтесь с ним. Ученики под буквой А, встаньте! Задвиньте стул, сформируйте внутренний круг. Ученики под буквой Б, встаньте! Задвиньте стул, найдите своих партнёров по лицу. Поворачиваемся боком, идем по часовой стрелке на два счёта. Поприветствуйте своего партнёра. Начинает отвечать внутренний круг. Учитель задаёт вопросы по теме, организует работу учебной структуры Что называется п.о.? –идём на 1, 2. Поприветствуйте свою пару. Что такое определяемое слово? –идём на 1, 2. Поприветствуйте свою пару. Подберите синоним к слову обособляется. –идём на 1, Поприветствуйте свою пару. Когда обособляется п.о.? –идём на 1, 2. Поприветствуйте свою пару. Когда п.о. не обособляется? –идём на 1, 2. Поприветствуйте свою пару. Учитель просит учащихся проанализировать свои ответы: Поднимите руку те, кто ответил правильно на все 5 вопросов. Спасибо. Вернитесь на места. Учитель подводит промежуточный итог урока: - Мы вспомнили теоретический материал и размялись. Приступаем к проверке домашней работы. | Учащиеся организуют работу в в обучающей структуре «Внешний и внутренний круг». Учащиеся отвечают на вопросы, при необходимости помогают новому партнёру в ответе. Учащиеся анализируют ответы и в знаковой системе оценивают себя.
Учащиеся готовятся к следующему этапу урока. | Личностные УУД: - обогащение словарного запаса, усложнение смысловой функции речи; – развитие учебно-познавательного интереса к языку; – формирование способности самооценки своих действий; – формирование чувства уверенности в своих силах; - формирование навыков коллективной исследовательской деятельности на основе алгоритма выполнения лингвистической задачи. Познавательные УУД: – формирование умения применения знаний теоретического материала на практике, - формирование умения работать с понятием, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: – формирование умений совместного решения проблемы; - воспитывать уважительное отношение к мнению других; Регулятивные УУД: формирование четких и последовательных действий в процессе работы. |
3. Обобщение и систематизация знаний | Учитель просит рассказать о домашнем задании к уроку. Учитель предлагает проверить домашнее задание в обучающей структуре «Опроси-опроси-обменяйся выполненным», организует проверку: Работа с товарищем в паре по плечу. Определите пару по плечу. ПРОСЛУШАЙТЕ ИНСТРУКЦИЮ. Прочитайте товарищу выписанное предложение, назовите п.о. При необходимости товарищ корректирует ответ. Следующее выписанное предложение читает ваш товарищ по плечу. Первым начнёт ученик с буквой А. Время на работу 3 минуты. Учитель корректирует при необходимости работу в паре. 3. Учитель предлагает проанализировать работу в паре в обучающей структуре «Опроси-опроси-обменяйся выполненным»: - Кто сумел помочь товарищу откорректировать домашнюю работу? 4. Учитель организует обобщение знаний по теме на данном этапе урока: - К какому стилю речи мы относим текст инструкции? - Посмотрите на тему урока. Как вы ответите на поставленный вопрос? - Рассуждая над заданным вопросом дальше, я задаю себе и вам следующий вопрос: неужели наша жизнь исчерпывается только книжной деловой речью? | 1. Учащийся рассказывает о домашнем задании к уроку: - Мы работали с инструкцией по ТБ обучающихся МОУ Удельнинская гимназия при движении организованной пешей группой. Нужно было найти и выписать предложения с п.о., графически их обозначить. Учащиеся работают в паре по плечу в обучающей структуре «Опроси-опроси-обменяйся выполненным», корректируют и дополняют ответы товарища. Учащиеся анализируют работу в паре в обучающей структуре «Опроси-опроси-обменяйся выполненным». Учащиеся отвечают на вопросы учителя: - Текст инструкции относится в официально-деловому стилю. - Если я буду писать инструкцию, то п.о. поможет точно определить у предметов изменяющиеся признаки. - Нет, книжная деловая речь – это часть книжной речи, которой мы пользуемся. | Личностные УУД: – обогащение словарного запаса, усложнение смысловой функции речи; – развитие учебно-познавательного интереса к языку; – формирование способности самооценки своих действий; – формирование чувства уверенности в своих силах; - формирование навыков индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности на основе алгоритма выполнения лингвистической задачи Познавательные УУД: – формирование навыка работы с текстом официально-делового стиля речи; – формирование умения применения знаний теоретического материала на практике, - формирование умения делать выводы, работать с понятием, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: – формирование умений совместного решения проблемы; – формирование умений работать в группе; воспитывать уважительное отношение к мнению других; – формирование умения аргументировано строить устное высказывание на заданную тему. Регулятивные УУД: формирование четких и последовательных действий в процессе работы. |
4. Применение знаний в новой ситуации | Учитель предлагает подготовиться к следующему этапу работы: ученик номером 2 (поднимите руку) Достаньте из папки материалы и раздайте товарищам в группе. Подпишите свой лист. Учитель предлагает прочитать запись про себя, приготовиться к выразительному чтению вслух. Учитель предлагает прочитать выразительно текст и оценить чтение: - Оцените чтение. Сумел ли читающий передать волнение птицы и замешательство мальчиков? Учитель организует индивидуальную работу в обучающей структуре «Подумай – запиши – обсуди в команде»: Закончи предложения каждого слайда. Речь идёт о … . Автор заставляет читателя задуматься о … . Данное высказывание текстом (является \ не является). Основной стиль речи … . Учитель предлагает обсудить в группе получившиеся ответы в обучающей структуре «Подумай – запиши – обсуди в команде». Учитель опрашивает по одному человеку из группы по записанному материалу, при необходимости другие учащиеся дополняют или корректируют ответ. Учитель предлагает ответить на вопросы по тексту, обобщая материал: Элементы какого стиля речи есть еще в отрывке? Найдите в диалоговых фразах п.о.. Как вы думаете, почему их нет? А в этом отрывке художественного стиля есть п.о.? Зачем в тексте художественного стиля используются п.о.? Учитель предлагает разобрать домашнюю работу, задать учащимся вопросы для уточнения: В отрывке графически обозначьте п.о. Придумайте концовку текста, сохраняя художественный стиль речи. Введите там, где это уместно, п.о.. Учитель предлагает проанализировать выполненные задания и ответить на вопрос: - Мы увидели, как работает п.о. в книжной речи делового и художественного стилей речи. С каким книжным стилем речи мы не работали на уроке? | 1. Учащиеся готовятся к следующему этапу работы. 2. Учащиеся читают про себя, готовятся к выразительному чтению вслух. 3. Учащийся читает вслух выразительно, другой учащийся оценивает чтение. 4. Учащиеся работают индивидуально в обучающей структуре «Подумай – запиши – обсуди в команде». 5.Учащиеся обсуждают в группе получившиеся ответы в обучающей структуре «Подумай – запиши – обсуди в команде». Учащиеся отвечают после обсуждения в команде: Речь идёт о мальчиках, которые нашли гнездо глухарки и решают, что им делать. Автор заставляет читателя задуматься об ответственности человека за всё живое. Данное высказывание текстом не является, так как оно не обладает законченностью. Это текст художественного стиля, так как создана следующая речевая ситуация. Цель текста – заставить читателя задуматься о поступках. Это отрывок из рассказа В.П. Астафьева. Он обращен к читателям. Изобразительных средств мало. Есть эпитет «трепетавшее сердце». Писатель использует разговорное слово «мальчишка». Отношение автора выражено скрыто. Поэтому текст художественного стиля речи. Учащиеся отвечают на вопросы учителя: В этом отрывке есть элементы разговорного стиля в диалоговых фразах. В диалоговых фразах нет п.о.. Разговорная речь, как говорил лингвист В.В. Виноградов, «стремится к экономии», поэтому и п.о. в ней нет. Предложения с п.о. 4,5, 12, 13. (4)Я чуть не наступил на её гнездо, свитое под полусгнившим корнем. (5)В обмотанном мхом гнезде лежали четыре светло-коричневых яичка. (12)Это билось птичье сердце, трепетавшее от испуга, гнева и бесстрашия. - (13)Возьмём! – выдохнул мальчишка, подбежавший последним и увидевший рябоватые глухариные яйца. П.о. в тексте художественного стиля помогают создать образ, признаки которого могут меняться во времени. Учащиеся слушают домашнее задание, уточняют при необходимости. Учащиеся проанализируют выполненные задания и отвечают на вопрос: - На уроке не работали с текстами научного стиля речи. | Личностные УУД: – обогащение словарного запаса, усложнение смысловой функции речи; – развитие учебно-познавательного интереса к языку; – формирование способности самооценки своих действий; – формирование чувства уверенности в своих силах; - формирование навыков индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности на основе алгоритма выполнения лингвистической задачи. Познавательные УУД: – формирование навыка работы с текстом художественного стиля речи; – формирование умения применения знаний теоретического материала на практике, - формирование умения строить гипотезу, делать выводы, работать с понятием, устанавливать причинно-следственные связи; - объяснять языковые явления, процессы, выявляемые в ходе рассуждения на лингвистическую тему Коммуникативные УУД: – формирование умений совместного решения проблемы; – формирование умений работать в группе; воспитывать уважительное отношение к мнению других; – формирование умения аргументировано строить устное и письменное высказывание на заданную тему. Регулятивные УУД: формирование четких и последовательных действий в процессе работы. |
5. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок | Учитель предлагает подготовиться к следующему этапу работы: Ученик номером 3 (поднимите руку), подойдите к учителю, выберите карточку. Прочитайте слово. Каким понятием можно объединить прочитанные слова? Какой стиль речи в качестве языкового средства использует термины? Учитель предлагает работу в обучающей структуре «Подумай – запиши – обсуди в команде»: Запишите определение понятия по данному термину самостоятельно. В случае затруднения попроси помощи у соседа по плечу. В случае затруднения всей группы обратитесь за помощью к учителю. Учитель предлагает группам представить выполненное задание и выбирает отвечающих. При необходимости другие группы могут уточнять, задавать вопросы выступающему. Учитель предлагает ответить на вопрос: - Зачем в научном стиле необходим п.о.? | Учащиеся выполняют шаги алгоритма по подготовке к новому этапу работы: Учащиеся достают карточки с терминами: «простые числа», «соцветие», «процессор», «морфология», «лирика», «условные знаки». Данные слова являются терминами. Термины используются в научном стиле речи. Учащиеся организуют работу в обучающей структуре «Подумай – запиши – обсуди в команде», при необходимости обращаясь к учителю. Учащиеся по выбору учителя представляют выполненное задание, остальные группы слушают и задают вопросы. Учащиеся отвечают на поставленный вопрос: - П.о. помогает в научном стиле точно определить изменяющийся признак или признаки у предмета. | Личностные УУД: – обогащение словарного запаса, усложнение смысловой функции речи; – развитие учебно-познавательного интереса к языку; – формирование способности самооценки своих действий; – формирование чувства уверенности в своих силах; - формирование навыков индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности на основе алгоритма выполнения лингвистической задачи Познавательные УУД: – формирование навыка работы с конструкциями научного стиля речи; – формирование умения применения знаний теоретического материала на практике, - формирование умения работать с понятием, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: – формирование умений совместного решения проблемы; – формирование умений работать в группе; - воспитывать уважительное отношение к мнению других; – формирование умения строить письменное высказывание на заданную тему. Регулятивные УУД: формирование четких и последовательных действий в процессе работы. |
6. Рефлексия | Учитель предлагает учащимся ответить на поставленный вопрос урока. Учитель благодарит учащихся за урок. | Каждый из учащихся отвечает на вопрос урока. Учащиеся благодарят учителя за урок. | Личностные УУД: – обогащение словарного запаса, усложнение смысловой функции речи; – развитие учебно-познавательного интереса к языку; – формирование способности самооценки своих действий; – формирование чувства уверенности в своих силах; Познавательные УУД: формирование умения, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: воспитывать уважительное отношение к мнению других; – формирование умения аргументировано строить устное высказывание на заданную тему. Регулятивные УУД: – формирование умения определять качество выполнения учебной задачи урока. |