Просмотр содержимого документа
«Технология уровневой дифференциации на уроках математики как эффективное средство подготовки к итоговой аттестации выпускников»
ТЕХНОЛОГИЯ УРОВНЕВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ К ИТГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ.
Актуальность
Эффективная организация образовательного процесса в современной школе невозможна без использования индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся. Ведь основная цель школы- создать условия для самореализации личности, удовлетворения образовательных потребностей каждого ученика в соответствии с его наклонностями, интересами и возможностями, подготовить его к творческому интеллектуальному труду .
Цель исследования
Показать необходимость и возможность реализации уровневой дифференциации при обучении математики, как эффективное средство подготовки к итоговой аттестации выпускников.
Задачи исследования
- Определить условия эффективности индивидуализации и уровневой дифференциации процесса обучения школьников.
- Изучить теоретический материал по данной проблеме.
- Разработать систему дидактических заданий, ориентированных на реализацию в условиях уровневой дифференциации.
- Проанализировать успех обучения при использовании методик уровневой дифференциации.
Объект и предмет исследования
Объект исследования – процесс обучения математике.
Предмет исследования – методические основы обучения школьников в условиях уровневой дифференциации.
Новизна состоит в
- отборе разноуровневых задач по
математике;
- широком использовании методов работы с любыми источниками информации;
- оригинальной компоновке учебного материала и его оформлении.
ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ
Если формирование математических понятий строить через учебную деятельность учащихся в условиях уровневой дифференциации, то это позволит достичь учащимся не только уровня обязательной математической подготовки, но будет способствовать усвоению учебного материала на более высоком уровне .
Планируемые результаты
- повышение учебной мотивации и развитие познавательных интересов учащихся;
- формирование личностных качеств учащихся: самостоятельности, ответственности за свои действия, трудолюбия, творчества, адекватной самооценки;
- выработка особого способа мышления, ведущего к прочному усвоению знаний и творческому их применению в практической деятельности
- развитие индивидуальных особенностей учащихся;
- поиск недостающих знаний для повышения познавательного интереса.
Диагностика и определение групп учащихся
этап – выявление уровня сформированности общих учебных умений; логичность мышления; скорость мыслительной оперативности; самостоятельность мышления .
этап –выявление уровня знаний по предмету
этап – результаты первичной дифференциации
Методы и средства при дифференциации по уровням усвоения материала
- Индивидуальная и групповая работа
Основные этапы урока
- Изучение нового материала
- Закрепление нового материала
- Повторение изученного материала
Методы обучения
1. Наглядные:
а) предметов и процессов
б) изобразительных средств наглядности
- организация наблюдений вне школы
- работа учащихся с раздаточным материалом
2. Словесные:
- Лекции, беседы, рассказы
- Работа с книгой
- Работа в группах
Восприятие и усвоение информации
в разных видах деятельности
Типы учебного процесса
- продуктивный
- личностный
- сущностно – репродуктивный
- формально-репродуктивный
Результативность
- Уровень отношения учащихся к предмету
- Качество знаний по предмету
- Сформированность познавательного интереса
Выводы:
Дифференцированный подход в обучении – это один из важнейших принципов воспитания и обучения. Он означает действенное внимание к каждому ученику, предполагает сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных заданий для повышения качества обучения и развития каждого ученика.
Успешно развивается познавательная активность, интеллектуальная деятельность каждого ученика с учетом его возможностей и способностей. Но успех обучения возможен тогда, когда изучены потребности, интересы, уровень подготовки, познавательные особенности ученика и созданы оптимальные условия для овладения ЗУН, развития способностей.
Таким образом, применение уровневой дифференциации
- приводит к повышению учебной мотивации и развитию познавательных интересов учащихся;
- приводит к формированию личностных качеств учащихся: самостоятельности, ответственности за свои действия, адекватной самооценке;
- является обучением всех учащихся на уровне их возможностей и способностей.