Тема урока: «Разбор имени прилагательного как части речи».
Цель урока- различать прилагательные на основе их значения, задавать к ним вопросы, определять грамматические значения этой части речи и обосновывать своё мнение;
Планируемые результаты:
Предметные: выделять в предложении сочетание имени существительного с именем прилагательным; ставить вопрос от существительного к прилагательному,разбирать имя прилагательное как часть речи, указывая его начальную форму, род, падеж и число.
Метапредметные:систематизировать и обобщать полученные знания; принимать и сохранять учебную задачу, относить объекты к известным понятиям, содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; работать в паре, в группе, соблюдая определённые правила совместной работы.
Личностные: проявлять интерес и положительное отношение к изучению темы, осознавать собственные достижения при изучении данной темы.
Ожидаемые результаты занятия:
Учащиеся научатся:
выделять в предложении сочетание имени существительного с именем прилагательным
ставить вопрос от существительного к прилагательному
распознавать грамматические признаки имени прилагательного
Учащиеся получат возможность научиться:
проводить морфологический разбор имён прилагательных по предложенному в учебнике алгоритму;
оценивать правильность проведения морфологического разбора;
Ресурсы учителя: учебник русского языка 4 класс ч.2 УМК «Перспектива»
Ресурсы учащихся: учебник русского языка 4 класс ч.2 УМК «Перспектива»
Форма работы: фронтальная, групповая, парная.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Здравствуйте, садитесь, пожалуйста.
2. Актуализация знаний.
На доске 3 группы слов:
Веселый, играть, рисовать.
Школа, радостная, учеба.
Быстро, хорошо, счастливое.
-Спишите данные слова
-В каждой строке есть «лишнее» слово. Найдите, подчеркните его и объясните, что отличает его от двух других слов.
Ответы детей:
Веселый - это слово не относится к части речи глагол…. И т.д.
- Как определить, к какой части речи относится то или иное слово?
( что обозначает слово, на какой вопрос отвечает)
- Рассмотрите «лишние» слова. К какой части речи они относятся? Докажите.
(Это прилагательные.Они обозначают признак предмета и отвечают на вопрос «какой?).
3. Проблемный вопрос и определение темы урока.
- Охарактеризуйте прилагательное как часть речи. (Варианты детей)
- Как вы думаете, правильно ли вы дали характеристику? (Не знают, сомнение)
- Почему возникло затруднение? (Мы не знаем, как правильно разбирать имя прилагательное)
- Попробуйте определить тему урока. (Разбор имени прилагательного как части речи)
- Тогда какая учебная задача урока сегодня? (Ответы детей).(Узнать, как правильно разобрать прилагательное как часть речи, составить алгоритм разбора).
4.Работа с учебником, составление алгоритма
- Предлагаю вернуться к прилагательным, которые мы уже рассмотрели.
- Составьте с данными словами словосочетание. (Варианты учащихся).
- Все варианты хороши, но для удобства дальнейшей работы предлагаю остановиться на едином варианте. (Выбираем 5 словосочетаний). (Веселый щенок, радостная мама, счастливое детство и т. п.).
- Откройте учебник на странице 67. Найдите упражнение 115. Прочитайте вопросы в зеленых рамочках. Сейчас мы разделимся на группы. Каждая группа постарается, отвечая на вопросы при помощи придуманных словосочетаний, представить нам схему разбора прилагательного.
В течении 4-5 минут дети составляют схему разбора на альбомных листах. Затем проекты вывешиваются на доску. Одна из групп рассказывает свой вариант. Остальные группы дополняют или исправляют, если не согласны.
- Ребята, а кто-то уже увидел в учебнике информацию , как верно сделать морфологический разбор прилагательного? (стр. 66 диалог сквозных персонажей Ани и Вани ) – соотнесение алгоритма с образцом.
5. Первичное закрепление. Самопроверка.
- Ребята, а какое упражнение поможет нам закрепить полученные знания и отработать алгоритм разбора имени прилагательного как части речи?
Ищут, анализируют. (Упражнение 113 стр. 66.)
-Найдите ошибки, допущенные в разборе имен прилагательных. Запишите верный вариант.
Первичное закрепление с проговариванием
(Учащиеся пишут в рабочих тетрадях, комментируя запись).
Проверка – чтение по цепочке.
6. Физкультминута.
7.Закрепление изученного материала. Парная работа.
- Ребята, а какое еще упражнение поможет нам еще лучше запомнить алгоритм разбора имени прилагательного? (стр. 67 упр .114).
- Сейчас вам предстоит поработать в паре. Внимательно проанализируйте задание, определите последовательность действий.
- Готовы?
- Тогда начинаем выполнять!
- Поднимите руки, кто считает, что справился заданием! Спасибо!
- А кому было сложно? Давайте подумаем, а в чем заключалась сложность?
(Нужно было сначала прочитать текст, затем определить прилагательные и слова, от которых они зависят, выписать словосочетания и сделать письменный разбор имени прилагательного как части речи.
- Понравилась вам загадка? О ком она? (Ответы детей).
- С каким видом текста вы встретились? (Текст-описание).
- Что вам помогло определить текст-описание (Присутствие прилагательных).
- А теперь проверим правильность выполнения упражнения!
(Проверка – чтение словосочетаний и проговаривание грамм.признаков по цепочке ).
8. Рефлексия
- Вот и заканчивается наш урок.
- Давайте вспомним, какие задачи мы ставили перед собой? (Ответы детей).
- Выполнили мы задачи? Значит, мы снова успешны сегодня! А теперь домашнее задание.
- Для тех, кто полностью справился с упр. 114 - выписать из словарика в конце учебника 5 прилагательных, составить с ними предложения и указать их грамматические признаки.
- Для тех, у кого были затруднения с упражнением 114 – сделать морфологический разбор прилагательных в 3-х словосочетаниях:
Прекрасное утро; на ясном небе; зеленая трава.
- Всем спасибо за активную работу!