Разработка урока по предмету литературное чтение
Тема "Урок внеклассного чтения. По дорожкам сказок Пушкина."
Класс 4
Подготовила
Куринная Е.Ф.
учитель начальных классов
Цель:
Задачи:
углубить знания младших школьников о жанре литературных сказок;
познакомить с творчеством А.С.Пушкина;
совершенствовать читательский опыт, расширять читательский кругозор;
формировать навыки работы с книгой;
содействовать расширению словарного запаса учащихся новыми словами, выражениями, развитию творческого мышления;
Оборудование:
портрет А.С.Пушкина
выставка книг А.С.Пушкина
иллюстрации к сказкам
плакаты с пословицами
музыкальное сопровождение
видео мультфильм
Ожидаемые образовательные результаты: в процессе деятельности на уроке учащиеся должны знать названия сказок А.С.Пушкина и их главных героев, иметь представления о жанровых особенностях литературных сказок, уметь выразительно, эмоционально читать отрывки из сказок наизусть.
Тип урока: урок-игра
Подготовительная работа.
Список сказок А.С.Пушкина, прочитанных учащимися:
“Сказка о рыбаке и рыбке”.
“Сказка о царе Салтане…”.
“Сказка о Золотом петушке”.
“Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях”.
“Сказка о попе и о работнике его Балде”.
Организационный момент
- Внеклассное чтение – прекрасный урок,
Много полезного в каждой из строк,
Стих это будет, сказка, рассказ –
Вы читаете их – они учат вас!
Вступительная беседа.
У нас сегодня необычный урок. Мы будем работать с несколькими сказками.
– Как вы думаете, чему мы сегодня можем научиться на уроке?
отвечать на вопросы,
задавать вопросы,
выразительно читать,
пересказывать,
отгадывать,
думать,
делать выводы,
анализировать и сравнивать,
подводить итоги.
Подготовка к восприятию новой темы.
О чем-то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки...
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски...
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходят С К А З К И.
Послушайте загадку. Может быть, вы знаете о ком на уроке пойдет речь?
Старик вышел к морю, он невод забросит,
Кого-то поймает и что-то попросит.
О жадной старухе рассказ тут пойдет,
А жадность, ребята, к добру не ведет.
И кончится дело все тем же корытом,
Но только не новым, а старым, разбитым.
А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
Пушкин приходит к нам в детстве и остается с нами на всю жизнь. Сейчас мы познакомимся с творчеством великого русского поэта. Будьте внимательны.
Слово учителя: С раннего детства каждый из нас знает и любит сказки А.С. Пушкина. Это удивительный мир фантазии, добра, красоты, поэзии, изящного юмора и бесконечно богатого русского слова. Иначе и не могло быть.
А.С.Пушкин сопровождает нас всю жизнь. С самого раннего детства, когда мы не умели еще читать, самые родные и близкие люди читали нам вслух про царя Салтана и царевича Гвидона. Мы с детства помним строчки: “У Лукоморья дуб зеленый…”. В семье Александра Пушкина все увлекались поэзией. Дети пробовали сочинять стихи, любили играть в словесные игры. Сейчас мы вспомним одну старинную игру.
Игра "Кузовок"
-Вот тебе кузовок, клади в него, что есть на -ок.
Положу в кузовок-потолок,
А я -замок,
А я голосок...
А теперь мы начинаем наше путешествие в страну сказок А. С. Пушкина.
Викторина "Кто быстрее?"
Где родился А.С.Пушкин?
Сколько детей было в семье?
Кто научил любить родной язык?
Какие сказки вы знаете?
Чему учат нас сказки А.С.Пушкина?
Какие черты характера высмеиваются в сказках?
Игра «Угадай-ка»
Что кричал петушок, сидя на спице?
(Кири - ку – ку. Царствуй, лёжа на боку!)
Как звали пса, который сторожил терем семи богатырей?
(Соколко)
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах…
(«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».)
В сарачинской шапке белой,
Весь, как лебедь, поседелый...
(Звездочёт, мудрец, скопец. «Сказка о золотом петушке».)
Правду молвит, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна. Бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
(Царица. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».)
Какими словами заканчиваются сказки: «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
(Я там был мёд, пиво пил -
И усы лишь обмочил.)
(«За такое одолженье, -
Говорит он в восхищенье, -
Волю первую твою
Я исполню, как мою».)
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?
(Произносит царица-мачеха, обращаясь к зеркальцу, которое дано было ей в приданое).
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит;
А сама-то величава,
Выступает словно пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
(Речь идёт о дивной белке из «Сказки о царе Салтане…»:
«Ель в лесу, под елью белка,
белка песенки поёт и орешки всё грызёт,
а орешки не простые, все скорлупки золотые,
ядра – чистый изумруд…»).
Физкультминутка.
Вы, наверное, устали?
Ну,тогда все дружно встали!
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Вправо ниже наклоняйся,
Влево тоже наклоняйся,
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем
1-2-3-4-5
Открываем, поморгаем
И работу начинаем.
Игра “Угадай словечко”.
А сейчас мы проверим, как хорошо вы знаете тексты пушкинских сказок. Я буду зачитывать вам строки из сказок Пушкина, пропуская последнее слова или слова, а вы должны угадать, какие слова пропущены.
Три девицы под окном
Пряли поздно.….. (вечерком )
Ах ты мерзкое стекло,
Это врешь ты мне ……… (назло)
С первого щелчка
подпрыгнул поп до…. (потолка)
Со второго щелчка лишился поп….. (языка)
А с третьего щелчка ….. (вышибло ум у старика)
Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь,
Не мышонка, не лягушку,
А …… (неведомую зверушку)
Жил-был поп,
Толоконный….. (лоб)
В синем море звезды блещут,
В синем море волны…. (хлещут)
Нужен мен работник,
Повар, конюх и ..…… (плотник)
В этот же день стал княжить он,
И нарекся князь ….. (Гвидон)
Не хочу быть черною крестьянкой,
Хочу быть столбовою ……. (дворянкой)
Ветер по морю гуляет и кораблик……. (подгоняет)
Он бежит себе в волнах, на раздутых ……. (парусах)
И молва трезвонить стала
Дочка царская …… (пропала)
Пушки с пристани палят
Кораблю пристать …… (велят)
И желанная страна
Вот уже вдали ……. (видна)
Ладно ль за морем иль худо,
И какое в свете …… (чудо)
Здравствуй, Балда - мужичок,
Какой тебе надобен …… (оброк)
Снова князь у моря ходит
С синя моря глаз …….. (не сводит)
Чем вы, гости, торг ведете,
И куда теперь ……. (плывете)
Ветер, ветер, ты могуч,
Ты гоняешь стаи ……………. (туч)
Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный …………… (рожок)
Сказка ложь, да в ней намек,
Добрым молодцам………… (урок)
Игра « Чудесная коробка»
Кому принадлежит ЗЕРКАЛО?
ЯБЛОКО из какой сказки и для чего оно послужило?
Это какая РЫБКА? Из какой сказки?
Для чего нужна ВЕРЕВКА? Какая это сказка?
В какой сказке был ОРЕХ?
Игра «Фантазеры»
Представьте себя в роли старухи. Что вы попросите у рыбки?
Какое «чудо-чудное» придумаете вы?
Узнавание названий сказок по рисункам детей по отрывкам из сказок А.С.Пушкина, прочитанным наизусть.
Рефлексия.
Ученикам предлагается продолжить предложение: «Своей работой на уроке я ……..»
доволен, потому что…….
не очень доволен, потому что…………..
Урок закончен, но сказки не говорят вам “Прощай”. Они лишь говорит “До свидания”. Потому что как только вы откроете книгу с любыми сказками, будь то сказки русских или зарубежных авторов, народные или авторские, вас снова подхватит ковер-самолет и унесет в далекую волшебную страну, где животные и вещи умеют говорить, где есть много удивительных предметов, которые так хочется иметь сейчас, где существуют рядом простые люди и волшебники, где Добро всегда побеждает Зло, в ту страну, где живет Детство!!!