7 класс
Информатика
Тема урока: Единицы измерения информации.
Цель урока:
усвоение учащимися понятий алфавит, информационный вес символа и приобретение практических навыков по измерению количества информации с точки зрения алфавитного подхода.
Задачи урока:
Образовательные: научить измерять количество информации в сообщении, ввести понятия "алфавит", "мощность алфавита", "байт", познакомить с единицами измерения информации.
Развивающие: развивать умение читать информацию, развивать самостоятельность мышления, познавательные интересы, интеллектуальные способности.
Воспитательные: воспитывать умение работать в команде.
Планируемые результаты:
предметные: знать понятия «количество информации», «алфавитный подход»; формулу определения количества информации; уметь находить объем информации, осуществлять перевод между единицами измерения информации. Знать отличия алфавитного и содержательного подхода определения информации;
метапредметные:
– познавательные: сравнивать разные подходы к измерению информации, анализировать, делать выводы;
– коммуникативные: осуществлять обратную связь по результатам работы на отдельных этапах урока;
– регулятивные: выполнять инструкцию по технике безопасности при работе за компьютером;
– личностные: умение оценивать результаты своей учебной деятельности, умение оценивать результаты работы товарища, внимание, аккуратность, организованность.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: ноутбук, экран, проектор, рабочая тетрадь, доска и мел.
Дидактический материал: презентация.
Литература: учебник для 7 класса (И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова)
Метод литература, сайты интернета:
http://school497.ru/download/u/02/les6/les.html
http://kpolyakov.narod.ru/school/ege.htm
Ход урока.
1.Организационный момент:
- Приветствие;
- проверка явки учащихся;
- проверка готовности учащихся к уроку;
- настрой учащихся на работу.
2.Проверка домашнего задания.
(Слайд №1)
Фронтальный опрос учащихся по вопросам:
1.Назовите три основных вида информационных процессов. (Хранение, передача и обработка информации)
2.Приведите примеры ситуаций, в которых вы являетесь источником информации. (Помощь при решении примера - таблица умножения, при общении с друзьями и рассказывая о месте где вы побывали, вы отвечаете на экзамене. Вы - источник информации)
3.Приведите примеры ситуаций, в которых вы являетесь приемником информации. (Вы сидите на уроке и слушаете учителя. Вы - приемник информации, учитель – источник)
4.Приведите различные примеры процесса обработки информации. (Обработка информации путем вычислений, логических рассуждений, кодирование, сортировка и структурирование).
5.Определите по каким правилам она производится в каждом примере.
3.Изучение нового материала.
Слайд №2
В основе нашего мира лежат три составляющие – вещество, энергия и информация.
- Можно ли измерить вещество? (можно взвесить, определить длину, найти объем и т.д.)
- Можно ли определить количество энергии? (можно тепловую, электроэнергию и т.д.)
- Но как измерить количество информации?
Как вы думаете, что мы должны узнать сегодня нового?
Что вы должны понять сегодня на уроке? Молодцы! А теперь давайте обсудим вопрос о том, как можно измерять информацию. Запишите тему урока. Слайд №3
| | | Слайд №4 Как мы измеряем длину или массу чего-нибудь: сравнить с соответствующим эталоном. Сколько раз эталонная единица укладывается в измеряемой величине, таков и результат измерения. Надо только выбрать эталон. Например, в мультфильме «38 попугаев» эталоном длины служит длина шага попугая. Каков же эталон для измерения информации? Давайте в этом разберемся. |
Слайд №5
Существует несколько способов измерения количества информации. Один из них называется алфавитный.
Алфавитный подход – это способ измерения информационного объема текста, не связанного с его содержанием.
Алфавитный подход удобен при подсчете количества информации, хранимого, передаваемого и обрабатываемого техническими устройствами. | |
Слайд №6 Алфавит – это совокупность символов, используемых в некотором языке для представления информации. (Набор букв, знаков, цифр, скобок и т.д.) Количество символов в алфавите называется его мощностью . | | | Слайд №7 Например, мощность алфавита из русских букв и дополнительных символов: 33 буквы + 10 цифр + 11 знаков препинания + скобки + пробел = 54 | |
Как вы думаете почему кроме привычных нам букв в алфавит включены еще различные дополнительные символы? При алфавитном подходе считается, что каждый символ текста имеет определенный информационный вес. Информационный вес символа зависит от мощности алфавита. |
| Слайд №8. Односимвольный алфавит Сообщение любой длины, использующее односимвольный алфавит, содержит нулевую информацию. Доказательство: Предположим, что используемый алфавит состоит из одного символа, например, буквы «А». Интуитивно понятно, что сообщить что-либо с помощью единственного символа невозможно. | |
А каким может быть наименьшее число символов алфавита?
Слайд №9. Оно равно двум! Он содержит всего два символа, которые обозначаются цифрами 0 и 1. Его называют двоичным алфавитом.
| | | Двоичный алфавит состоит из 2-х символов: 0 и 1 . Информационный вес символа двоичного алфавита называется 1 бит . Следовательно, 1 бит – это 0 или 1 . |
Слайд №10.
Назовем комбинацию из 2-х, 3-х и т.д. бит двоичным кодом
Сколько символов можно закодировать двумя битами?
Отсюда следует, что в алфавите мощностью 4 символа информационный вес каждого символа - 2 бита.
Сколько символов можно закодировать тремя битами?
Отсюда следует, что в алфавите мощностью 8 символов информационный вес каждого символа - 3 бита.
Можно сделать вывод, что в алфавите мощностью 16 символов информационный вес каждого символа будет 4 бита.
Обозначим мощность алфавита буквой N, а информационный вес символа буквой b.
Зависимость между мощностью алфавита N и информационным весом символа b.
Слайд №11-12
Таким образом, можно сделать вывод:
Информационный вес каждого символа, выраженный в битах (b), и мощность алфавита (N) связаны между собой формулой:
N = 2b
Информационный вес каждого символа, выраженный в битах (i), и мощность алфавита (N) связаны между собой формулой: N=2i
Слайд №13 Таблица информационного веса символа
А как же быть с числами, которые не равны целой степени двойки?
Слайд №14
Если число N не равно целой степени двойки, то для определения информационного веса символа поступают следующим образом: берется ближайшее к N, большее чем N значение M, равное двойке в целой степени: Nb. Получаемое отсюда значение b принимается за информационный вес символа. Например, если N=12, то M=16=24. Отсюда информационный вес символа из алфавита мощностью 12 равен 4 битам. Иначе говоря, 12 символов алфавита кодируются 4-разрядными двоичными кодами.
Слайд №15. Минимальная единица информации называется бит.
1 бит – это такое количество информации, уменьшающее неопределенность знаний в два раза.
Бит – это наименьшая единица измерения информации
Слайд №16
Сегодня для подготовки текстовых документов чаще всего применяются компьютеры. Алфавит, из которого составляется такой «компьютерный текст», содержит 256 символов.
В алфавит такого размера можно поместить все практически необходимые символы: строчные и прописные латинские и русские буквы, цифры, знаки препинания, знаки арифметических операций, всевозможные скобки и пр.
Поскольку 256=28, то один символ компьютерного алфавита «весит» 8 битов. Величина равная восьми битам, называется байтом.
Слайд №17 Величина, равная восьми битам, называется байтом
1 байт = 8 бит = 1 символ.
Для измерения больших информационных объемов используются более крупные единицы:
1 килобайт=1024 байт
1мегабайт=1024 килобайт
1 гигабайт=1024 мегабайт
1 терабайт=1024 гигабайт
Слайд №18
Информационный объём 1 сообщения равен произведению количества K символов в сообщении на информационный вес i символа алфавита: I=К⋅i
4. Закрепление материала.
Слайд №19. Рассмотрим примеры:
Пример 1
Информационный вес символа 5 бит. Найти мощность этого алфавита.
Слайд №20. Пример 2
Алфавит племени Пульти содержит 8 символов. Каков информационный этого алфавита?
Слайд №21 Пример 3
Небольшая книжка, подготовленная с помощью компьютера, содержит 150 страниц. На каждой странице 40 строк, в каждой строке 60 символов (включая пробелы между словами).
Слайд №22 Решение:
Значит, страница содержит 40*60=2400 байтов информации. Для вычисления информационного объема всей книги нужно полученную величину умножить на число страниц:
2400 байтов*150=360000 байтов.
Слайд №23. Пример 4
Перевести:
А) 5 Кб = 5*1024 байт =5120/8=640 бит
Б) __ Кб = ___ байт = 12288 бит 98304 байт=96Кб
Слайд №24. Пример 5
Измерьте информационный объем сообщения, записанного на компьютере:
Ура! Каникулы!!!
Выразите этот объем в битах, байтах, килобайтах.
5. Итог урока.
Подвести итоги урока: проанализировать работу всего класса и отдельных учащихся, дать оценку работы класса и выставить оценки.
Слайд №25. Рефлексия.
Что нового узнали на уроке?
Было ли интересно работать на уроке?
Чему вы научились на уроке?
Как вы считаете справились ли вы с поставленной в начале урока целью? (Слайд №26)
6. Домашнее задание: читать §4
Перевести:
__ Кб = ___ байт = 213 бит
__ Гб = 1536 Мб = ___Кбайт
512 Кбайт = ____ байт = ____ бит