СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: Грустное и смешное в рассказе О.Генри «Вождь краснокожих»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока литературы в 6 классе

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: Грустное и смешное в рассказе О.Генри «Вождь краснокожих»»

Урок внеклассного чтения в 6 классе


Тема урока: Грустное и смешное в рассказе О.Генри

«Вождь краснокожих»


Цели:

Формировать понятие смешного в художественном произведении.

Способствовать развитию умения видеть художественные средства литературы, воспринимать произведение в единстве формы и содержания.

Содействовать эстетическому воспитанию.


Оборудование:

Текст рассказа.

Рисунки учащихся по мотивам рассказа.

Презентация.


Эпиграф урока:

О, смех – великое дело!

Ничего более не боится человек так, как смеха.

Н.В.Гоголь



Ход урока:

I. Вступительное слово учителя.

В американской тюрьме сидит человек. Нет, он никого не убил, не ограбил, ничего не украл. Никогда он не помышлял о преступлении, работал честно. Служил тихим бухгалтером в маленьком банке. А однажды в его кассе не оказалось крупной суммы денег. Бухгалтер испугался ударился в бега. Чего только не довелось пережить за время странствий по Америке! Места-то неспокойные, народ горячий. Ссоры и споры легко перерастали в перестрелку. Кто раньше выстрелит, тот и прав!

Но там, дома, тяжело болела жена. Там осталась маленькая дочка. И бухгалтер вернулся домой, чтобы сразу отправиться в тюрьму.

В тюрьме всегда невесело, а перед Рождественскими праздниками и подавно. Скоро на улицах засверкают ёлки, люди будут спешить из магазина в магазин, чтобы купить рождественские подарки детям. Потом, вечером, они положат их в приготовленный чулок, а утром будут удивляться и ахать вместе с ребятишками: «Это Санта-Клаус принес!»

Тяжело думать об этом, зная, что дома дочка так и не дождется подарка. Встанет утром, заглянет под кроватку… Ведь у жены не хватит денег даже на скромную покупку.

А в тюрьме денег разве заработаешь? Стоп!!! А если пробовать написать рассказ?! А уж рассказать у него есть о чем. «Так и сделаю, - решил бухгалтер, - напишу рассказ, пошлю в журнал, а там будь что будет!»

Он написал рассказ и подписал его псевдонимом «О.Генри». Рассказ был напечатан, а на полученные деньги был куплен рождественский подарок для дочери.

Настоящий рождественский рассказ со счастливым концом, не правда ли!

А счастливый конец был рождением писателя О.Генри.


Имя О. Ге́нри – литературный псевдоним. Настоящее имя писателя - Уи́льям Си́дни По́ртер. Это замечательный американский писатель-юморист, автор популярных рассказов, новелл, юморесок, отличающихся тонким юмором и неожиданными развязками.


Его рассказы пронизаны добротой, юмором, оптимизмом. У них неизменно хороший конец, чего нельзя было сказать о тех жизненных историях, которые ложились в основу его рассказов. Поэтому О.Генри называют «американским сказочником» ХХ века. В рассказах О.Генри герои, несмотря на тяжёлую жизнь, живут по законам этики, человечности и морали, ценят доброе сердце, отзывчивость, способность сочувствию.

Короткие рассказы О.Генри очень интересные. Он поражает читателя необычайным поворотом событий: как мы ни стараемся предугадать их, они обычно заканчиваются по - другому.


II. Аналитическая беседа по прочитанному

Дома, ребята, вы познакомились с его рассказом «Вождь краснокожих». Сегодня мы с вами будем работать по этому произведению.


- Какое впечатление осталось у вас после прочтения рассказа «Вождь краснокожих»?


- Какие эпизоды рассказа вам больше всего запомнились ?

- Назовите главных героев рассказа?

(Билл Дрискол – «Старый охотник Хенк»; Сэм – Змеиный Глаз; Эбенезер Дорсет – папаша мальчишки; Джонни Дорсет – Вождь Краснокожих)


- Тема урока у нас сегодня “Грустное и смешное в рассказе О.Генри “Вождь краснокожих”.

Со смешным вы уже встречались, сталкивались в жизни – будь то забавный случай, чей-то рассказ или литературное произведение.


Как вы понимаете эпиграф нашего урока? Почему слово – великая сила?

(Смех удерживает человека от плохого, а значит , делает лучше.)


– Как называют обычно произведения, вызывающие наш смех? (Юмористические, сатирические).


– Можно ли назвать рассказ О.Генри «Вождь краснокожих» юмористическим?


– С чего же всё началось?

( В рассказе «Вождь краснокожих» два мошенника похитили и спрятали

10-летнего сынишку богатого горожанина в надежде получить за него солидный выкуп.)

–На что рассчитывали жулики?

(Чтобы обогатиться, они решили сыграть на любви родителей к своему ребёнку и были уверенны, что отец заплатит большой выкуп.)


- А как вышло на самом деле?

(Отец же не торопится заплатить и даже не ищет связей с похитителями. Неожиданный поворот событий, не правда ли? А мальчик ничуть не испугался и с увлечением затевает многодневную игру в индейцев и разведчиков. Озорной «вождь краснокожих» так замучил своими проделками похитителей, что они согласились сами заплатить большие деньги отцу мальчика, чтобы как-нибудь избавиться от своего мучителя. Опять неожиданный поворот событий.)


- Как Билл и Сэм похищали ребёнка? Найдите этот эпизод.

Мужчины не думали, что Джонни – сорванец и хулиган, поэтому решили «приманить» его пакетиком леденцов и поездкой на шарабане. Да не тут-то было!!! «Мальчишка дрался, как бурый медведь среднего веса» Да еще «засветил Биллу в самый глаз обломком кирпича». Но все-таки похитители «запихали его на дно шарабана и привезли в пещеру».


- Почему вот нам уже смешно?

(Смешное сравнение мальчика с медведем среднего размера, смешные слова «засветил», «запихали»


- Вообще-то, похищение ребёнка - дело ужасное. Но почему у О.Генри оно неожиданно не выглядит ужасным?


Преступники не страшные. Наоборот, их становится даже жаль. После того, как похитители привели Джонни в пещеру, они потеряли покой. Мальчишка был неуправляем: он заставил бедного Билла играть в индейцев, целился в него палкой, все время посматривал на кипящий кофейник, лягался, «каждые пять минут вспоминал, что он краснокожий», выслеживал лазутчиков, «испускал военный клич»). Вождь краснокожих чуть не снял скальп Биллу, пообещал изжарить на костре Сэма.

Когда нужно было спать, Билл Дрискол и Сэм «расстелили на земле шерстяные и стеганые одеяла, посредине уложили вождя краснокожих, а сами легли с краю» . Но спать им не пришлось…

- Почему? Зачитайте причину.

«Часа три он, не давая нам спать, все вскакивал, хватал своё ружьё; при каждом треске сучка и шорохе листьев его юному воображению чудилось, будто к пещере подкрадывается шайка разбойников, и он верещал на ухо то мне, то Биллу: «Тише, приятель!» Под конец я заснул тревожным сном и во сне видел, будто меня похитил и приковал к дереву свирепый пират с рыжими волосами».


- Какого героя больше всего жалко?

Билла. Он превратил большого и сильного мужчину в “коня”, заставил есть землю, вообразив, что это овёс, сунул за шиворот горячую картошку, раздавил её ногой, мужчину почти до инфаркта. Билл, сильный мужчина, отчаянной храбрости, визжал, как женщина, боящаяся гусеницы или привидения; не боялся ни землетрясений, ни динамитных взрывов, ни полицейских, чуть не плачет.

– А что вы можете сказать о характере вождя краснокожих?

Дома вы должны были составить Т-схему об этом герое.

+ --


Любознательный ленив, не любит учиться в школе

богатое воображение жесток по отношению к животным и людям

фантазёр неуважительно относится к старшим

смелый, ничего не боится проказы его злые

энергичный эгоистичный

непослушный

непредсазуемый

драчун


– Посмотрите на иллюстрации. Какие эпизоды рассказа проиллюстрированы?

Удалось ли художнику передать характеры и чувства героев? Какая иллюстрация, на ваш взгляд, более удачна?


- Удачно ли подобран мальчик – актёр на роль Джонни?

- Помните, первоначальная сумма, которую они хотели заполучить, равнялась 2 000 долларов. Потом она уменьшилась до 1 500. И окончательная сумма, которую надеялись получить Сэм и Билл, - никак не могла лежать в их карманах…


После отправки письма отцу Джонни, наши герои получили весьма странный ответ. Давайте его зачитаем.

«Двум злодеям. Джентльмены, с сегодняшнего дня почтой я получил ваше письмо насчет выкупа, который вы просите за то, чтобы вернуть мне сына. Думаю, вы запрашиваете лишнее, а потому делаю вам со своей стороны контрпредложение и полагаю, что вы его примете. Вы приводите Джонни домой и платите мне 250 долларов наличными, а я соглашаюсь взять его у вас с рук долой. Лучше приходите ночью, а то соседи думают, что он пропал без вести, и я не отвечаю за то, что они сделают с человеком, который приведет Джонни домой. С совершенным почтением Эбенезер Дорсет»

- Весьма странный ответ, не правда ли, ребята? А как вы думаете, почему отца мальчишки нисколько не озадачило письмо двух похитителей? Почему он не «отвалил» денег? А наоборот, потребовал их у авторов письма и попросил их привести Джонни домой ночью, чтобы соседи не видели?

( Такой сорванец, как Джони, своими проказами надоел не только родителям, но и всем соседям, и они не огорчились из-за пропажи мальчика, а скорее обрадовались. Вернётся и опять начет досаждать своими проделками.)

- Найдите слово, являющееся самой точной характеристикой Джонни.

( Скорее всего, невоспитанный!)


- Вот теперь нам становится грустно. Как вы думаете, почему мальчик вырос таким?

(Видимо, бесконтрольность поступков со стороны родителей, слишком любящих своё чадо, исполняющих все его прихоти, сделали из него настоящее чудовище.)


- Ребята, хотели бы вы иметь такого друга?


- А как сложится его дальнейшая судьба?


- Как ему помочь?


- О чём заставляет задуматься произведение?


Эти вопросы настраивают нас на грустный лад, ведь сколько придётся трудиться взрослым, чтобы искоренить эгоизм, леность, легкомыслие, жестокость к окружающим.

- О чём же этот рассказ?

Автору удалось, соединив грустное и смешное, сказать, что воспитание детей – необходимость и огромный труд, чтобы ребёнок не вырос моральным уродом.

- Кто такой «невоспитанный человек» мы сейчас с вами увидели. А что всегда отличает воспитанного человека? (Он ведёт себя так, что никому не мешает своим присутствием.)

Запомните это и постарайтесь быть воспитанными.



Ш. Наблюдение за языковыми особенностями рассказа.

- Итак. Давайте выясним, как создаётся комический эффект в рассказе? Давайте прочитаем эпизод «Игра в разведчиков» и заключительный.


- Какие смешные слова и выражения вы выписали дома?

Билл выкатился, мальчишка крался, ухмылялся; хватаю, тащу, лягает, бледнеет, плюхается, начинает хвататься за траву.


Городишко плоский, как блин.

У мальчишки выпуклые веснушки по всему лицу.

Волосы такого цвета, как обложка журнала.

Дрался он как “бурый медведь среднего веса”.

Веснушчатая дикая кошка.

Двуногая ракета.

Дьяволёнок.

Хулиган.

Визг Билла – это “вой не хуже пароходной сирены”


“хотелось остаться верным нашему грабительскому уставу.

“Засветил” Биллу в самый глаз обломком кирпича;

время от времени он “испускал военный клич, от которого бросало в дрожь”

, “вцепился в ногу Билла, словно пиявка”.


Вывод: смешное в рассказе создаётся:

1. неожиданными поворотами сюжета

2. неожиданными сравнениями и смешными оборотами речи.


IV. Домашнее задание.

Составить устный рассказ о смешном случае из своей жизни, помня о способах создания смешного.






































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!