СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока :Логарифмы и его свойства.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                 План урока

Урок №

Предмет :

Дата проведения :

Группа №

Профессия :

Преподаватель :Хизриева Н.А.

Тема урока :Логарифмы и его свойства.

Цели и задачи урока:

  • рассмотреть понятие логарифма числа и свойства логарифмов;
  • дать понятие десятичного и натурального логарифма;
  • овладеть знаниями и умениями использовать основное логарифмическое тождество, формулы перехода от одного основания к другому в процессе решения упражнений;
  • развивать мышление учащихся при выполнении упражнений;
  • научить учащихся определять логарифм числа и его свойства;
  • вычислять значения несложных логарифмических выражений.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Методическое обеспечение:  учебники, индивидуальные карточки.

Ход занятия

1. Организационный момент

Перед началом урока преподаватель проводит проверку подготовленности кабинета к занятию.

Сообщается тема и цель урока.

2. Актуализация знаний

В кратком вступительном слове преподаватель акцентирует внимание студентов о важной

роли логарифмов в курсе математики, а также в общетехнических и специальных дисциплинах, при этом подчеркивает значение десятичных и натуральных логарифмов.

3. Повторение ранее изученного материала

Опрос

Преподаватель задает вопросы:

1) Что такое степень; что такое основание степени; что такое показатель степени.

2) Работа над основными свойствами степеней. Рассмотреть связь между показателями степеней в равенствах

3) Решить устно примеры:

4. Изучение нового материала

План

1. Логарифм числа. Основные свойства логарифмов.

2. Основное логарифмическое тождество.

2. Формула перехода одного основания логарифмов к другому.

3. Десятичный логарифм.

4. Натуральный логарифм.

Преподаватель излагает новый учебный материал

Логарифм числа

Понятие логарифма числа связано с решением показательных уравнений.

Остановимся на решении двух показательных уравнений. Решение уравнения   не вызывает труда. Так как  то данное уравнение примет вид   Поэтому уравнение имеет единственное решение 

А теперь попробуем решить уравнение   По теореме о корне это уравнение также имеет единственное решение. Однако, в отличие от предыдущего уравнения, это уравнение является иррациональным числом. Докажем, что корень данного уравнения является числом рациональным, т.е.  Тогда выполняется равенство   или   Но   в любой натуральной степени будет числом четным, а   в любой натуральной степени – число нечетное. Получаем противоречие, которое и доказывает, что корень уравнения – число иррациональное. Обдумывая, ситуацию с показательным уравнением   математики ввели в рассмотрение новый символ – логарифм. С помощью этого символа корень уравнения   записали так:   (читается : логарифм числа   по основанию 

Остановимся теперь на понятии логарифма числа. Очень часто приходится решать задачу: известно, что   необходимо найти показатель степени   т.е. решить задачу, обратную возведению числа в степень. При нахождении этого показателя степени   и возникает понятие логарифма числа   по основанию   

дается определение логарифма

Например

а) log 81 = 4, так как 34 = 81;

б) log 125 = 3, так как 53 = 125;

в) log 0,5 16 = -4, так как (0,5)-4 = 16;

г)  , так как  = =

Введение основного логарифмического тождества 

Из определения логарифма следует основное логарифмическое тождество:

( где b >0, a > 0 иa ≠ 1)

Согласно тождеству:

=5; .

Рассмотрим   =8

Обратите внимание на то, что   является корнем уравнения   , а поэтому  =8

Таким образом и получается основное логарифмическое тождество

Это равенство является краткой символической записью определения логарифмов.

Решить примеры согласно тождеству:  ;

=5;      .

Подчеркнем, что   и   одна и та же математическая модель

 

 

Операцию нахождения логарифма числа называют ЛОГАРИФМИРОВАНИЕМ. Эта операция является обратной по отношению к возведению в степень с соответствующим основанием.

По определению соотношения y = ax и = loga y при условии, что a > 0 и a ≠ 1, эквиваленты. Переход от первого равенства ко второму называется логарифмированием , а переход от второго к первому – потенцированием.

Например:

  • логарифмируя равенство:   ,получаем log 1/2
  • потенцируя равенство:  , log2 8 = 3, будем иметь 2= 8

 

Сравните.

Основные свойства логарифмов 

Эти свойства вытекают из определения логарифма и свойств показательной функции.

При любом a > 0 (a   1) и любых положительных x и y выполнены равенства:

  • loga 1 = 0.
  • loga = 1.
  • loga xy = logx + logy.
  • log= logx - loga y.
  • logxp = p logx

для любого действительного p.

Решить примеры устно. Найти x

  1.  Ответ: 
  2.  Ответ: 
  3.  Ответ:
  4.  Ответ: 
  5.  Ответ:

Десятичные и натуральные логарифмы 

На практике рассматриваются логарифмы по различным основаниям, в частности по основанию 10.

Логарифмом положительного числа   по основанию 10 называют десятичным логарифмом числа в и обозначается,   т.е. вместо   пишут  .

Например,     (Слайд № 6)

Натуральным логарифмом (обозначается In) называется логарифм по основанию e

Примеры вычисления десятичных логарифмов

  1.  так как 
  2. , так как 
  3.  так как 
  4.  так как 
  5.  так как 
  6.  так как 

Формулы перехода от одного основания логарифм к другому На практике рассматривается логарифм по различным основаниям. Отсюда возникает необходимость формулы перехода от одного основания к логарифму по другому основанию.   

Упростить выражения:

a) 

б)

в) 

Ответ. a)  ; б) ; в) 

5. Закрепление изученного материала

Решить устно.

Найти логарифм по основанию a числа представленного в виде степени с основанием a

Работа в парах.

Найдите число   (484,485,486)

Решить устно.

Упростите выражения, пользуясь основным логарифмическим тождеством.

1)   2)   3)   4) 

Выполнить упражнения. Работа по индивидуальным карточкам.

 

Вариант 2

6. Подведение итогов, домашнее задание

7. Рефлексия

Преподаватель задает учащимся вопросы:

  • Какая тема была изучена на уроке?
  • Достигнута ли цель урока?

 

Просмотр содержимого документа
«Тема урока :Логарифмы и его свойства.»

План урока

Урок №

Предмет :

Дата проведения :

Группа №

Профессия :

Преподаватель :Хизриева Н.А.

Тема урока :Логарифмы и его свойства.

Цели и задачи урока:

  • рассмотреть понятие логарифма числа и свойства логарифмов;

  • дать понятие десятичного и натурального логарифма;

  • овладеть знаниями и умениями использовать основное логарифмическое тождество, формулы перехода от одного основания к другому в процессе решения упражнений;

  • развивать мышление учащихся при выполнении упражнений;

  • научить учащихся определять логарифм числа и его свойства;

  • вычислять значения несложных логарифмических выражений.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Методическое обеспечение:  учебники, индивидуальные карточки.

Ход занятия

1. Организационный момент

Перед началом урока преподаватель проводит проверку подготовленности кабинета к занятию.

Сообщается тема и цель урока.

2. Актуализация знаний

В кратком вступительном слове преподаватель акцентирует внимание студентов о важной

роли логарифмов в курсе математики, а также в общетехнических и специальных дисциплинах, при этом подчеркивает значение десятичных и натуральных логарифмов.

3. Повторение ранее изученного материала

Опрос

Преподаватель задает вопросы:

1) Что такое степень; что такое основание степени; что такое показатель степени.

2) Работа над основными свойствами степеней. Рассмотреть связь между показателями степеней в равенствах

3) Решить устно примеры:

4. Изучение нового материала

План

1. Логарифм числа. Основные свойства логарифмов.

2. Основное логарифмическое тождество.

2. Формула перехода одного основания логарифмов к другому.

3. Десятичный логарифм.

4. Натуральный логарифм.

Преподаватель излагает новый учебный материал

Логарифм числа

Понятие логарифма числа связано с решением показательных уравнений.

Остановимся на решении двух показательных уравнений. Решение уравнения   не вызывает труда. Так как  то данное уравнение примет вид   Поэтому уравнение имеет единственное решение 

А теперь попробуем решить уравнение   По теореме о корне это уравнение также имеет единственное решение. Однако, в отличие от предыдущего уравнения, это уравнение является иррациональным числом. Докажем, что корень данного уравнения является числом рациональным, т.е.  Тогда выполняется равенство   или   Но   в любой натуральной степени будет числом четным, а   в любой натуральной степени – число нечетное. Получаем противоречие, которое и доказывает, что корень уравнения – число иррациональное. Обдумывая, ситуацию с показательным уравнением   математики ввели в рассмотрение новый символ – логарифм. С помощью этого символа корень уравнения   записали так:   (читается : логарифм числа   по основанию 

Остановимся теперь на понятии логарифма числа. Очень часто приходится решать задачу: известно, что   необходимо найти показатель степени   т.е. решить задачу, обратную возведению числа в степень. При нахождении этого показателя степени   и возникает понятие логарифма числа   по основанию   

дается определение логарифма

Например

а) log 81 = 4, так как 34 = 81;

б) log 125 = 3, так как 53 = 125;

в) log 0,5 16 = -4, так как (0,5)-4 = 16;

г)  , так как  = =

Введение основного логарифмического тождества 

Из определения логарифма следует основное логарифмическое тождество:

( где b 0, a 0 иa ≠ 1)

Согласно тождеству:

=5; .

Рассмотрим   =8

Обратите внимание на то, что   является корнем уравнения   , а поэтому  =8

Таким образом и получается основное логарифмическое тождество

Это равенство является краткой символической записью определения логарифмов.

Решить примеры согласно тождеству:  ;

=5;      .

Подчеркнем, что   и   одна и та же математическая модель





Операцию нахождения логарифма числа называют ЛОГАРИФМИРОВАНИЕМ. Эта операция является обратной по отношению к возведению в степень с соответствующим основанием.

По определению соотношения y = ax и = loga y при условии, что a  0 и a ≠ 1, эквиваленты. Переход от первого равенства ко второму называется логарифмированием , а переход от второго к первому – потенцированием.

Например:

  • логарифмируя равенство:   ,получаем log 1/2

  • потенцируя равенство:  , log2 8 = 3, будем иметь 2= 8



Сравните.

Основные свойства логарифмов 

Эти свойства вытекают из определения логарифма и свойств показательной функции.

При любом a 0 (a   1) и любых положительных x и y выполнены равенства:

  • loga 1 = 0.

  • loga = 1.

  • loga xy = logx + logy.

  • log= logx - loga y.

  • logxp = p logx

для любого действительного p.

Решить примеры устно. Найти x

  1.  Ответ: 

  2.  Ответ: 

  3.  Ответ:

  4.  Ответ: 

  5.  Ответ:

Десятичные и натуральные логарифмы 

На практике рассматриваются логарифмы по различным основаниям, в частности по основанию 10.

Логарифмом положительного числа   по основанию 10 называют десятичным логарифмом числа в и обозначается,   т.е. вместо   пишут  .

Например,     (Слайд № 6)

Натуральным логарифмом (обозначается In) называется логарифм по основанию e

Примеры вычисления десятичных логарифмов

  1.  так как 

  2. , так как 

  3.  так как 

  4.  так как 

  5.  так как 

  6.  так как 

Формулы перехода от одного основания логарифм к другому На практике рассматривается логарифм по различным основаниям. Отсюда возникает необходимость формулы перехода от одного основания к логарифму по другому основанию.   

Упростить выражения:

a) 

б)

в) 

Ответ. a)  ; б) ; в) 

5. Закрепление изученного материала

Решить устно.

Найти логарифм по основанию a числа представленного в виде степени с основанием a

Работа в парах.

Найдите число   (484,485,486)

Решить устно.

Упростите выражения, пользуясь основным логарифмическим тождеством.

1)   2)   3)   4) 

Выполнить упражнения. Работа по индивидуальным карточкам.



Вариант 2


6. Подведение итогов, домашнее задание

7. Рефлексия

Преподаватель задает учащимся вопросы:

  • Какая тема была изучена на уроке?

  • Достигнута ли цель урока?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!