СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: «Новаторство Чехова. Периодизация творчества Чехова. Работа писателя в журналах.»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

План урока

 

Предмет: ОУД 02. Русская литература

 

Преподаватель: Шапиева Д. Ш.

 

Тема урока: «Новаторство Чехова. Периодизация творчества Чехова. Работа писателя в журналах.»

 

Тип урока: комбинированный.

Цели:

а) образовательная: развитие речи, мышления.

б) развивающая: формирование у обучающихся самостоятельности, наблюдательности, трудолюбия, умения сравнивать, делать вывод;

в) воспитательная: прививать чувства ответственности и сознательного отношения к изучаемому материалу.

 

Оборудование урока: персональный  компьютер, мультимедийный проектор конспект, учебник

Литература: Русская литература, учебник для СПО, Г.А.  Обернихина.

Электронные образовательные ресурсы: ресурсы федеральных образовательных порталов.

 

Ход урока

1. Организационный момент: Приветствие группы, проверка дежурства, состояние кабинета, наличие студентов, готовность к занятиям.

  1. Проверка знаний студентов: Проверка наличия и ведения конспектов; проверка домашнего задания; опрос.
  2. Сообщение темы урока, постановка цели задачи: Актуализация и мотивация познавательной деятельности студентов.

1. В каком из вариантов указаны годы жизни Антона Павловича Чехова?

а) 1860-1904

б) 1860-1924

в) 1861-1917

г) 1872-1935

2.  На каком факультете учился Чехов в Московском университете?

а) на филологическом;

б) на философском;

в) на медицинском;

г) на архитектурном.

3. В каком году впервые были изданы книгой рассказы Чехова?

а) 1881

б) 1884

в) 1887

г) 1893

4. Почему Чехову пришлось переехать в Ялту?

а) Писатель заболел туберкулезом;

б) Чехова пригласили к себе родственники;

в) Писателю предложили поработать редактором крупного издания;

г) Чехов гостил в Ялте у А. Куприна.

5. Каким был наиболее популярный псевдоним Чехова?

а) Антуан Чеховской;

б) Антоша Чехонте;

в) Антон Разин.

г) Антин Чешский;

 

  1. Изложение нового материала. Методика: Лекция

         Одновременно Чехов продолжает работу в драматическом жанре, пишет небольшие пьесы, «шутки», водевили («Свадьба», 1890), комедию «Леший» (1890). В середине 1890-х гг. Чехов вернулся к своим драматургическим поискам, пытаясь перенести в пьесы основные принципы «объективной» прозы: сюжетная острота сменялась внешне спокойным течением событий, а все драматические коллизии перемещались в сферу духовных переживаний героев. В фабуле ослаблялись элементы занимательности, что восполнялось психологической насыщенностью действия, напряженность которого поддерживалась «случайными» репликами, приобретавшими символическую окрашенность, а также несловесными средствами (паузами, жестами персонажей, «посторонними» звуками, мелочами обстановки), в совокупности создававшими чрезвычайно значимый для восприятия чеховской драматургии психологический подтекст. Однако к адекватному воспроизведению новой драмы российские театры оказались не готовы: представление пьесы «Чайка» на сцене Александринского театра (1896) закончилось провалом, и только постановка Московского Художественного театра (1898) открыла публике искусство Чехова-драматурга. Постановки последующих чеховских пьес («Дядя Ваня», 1899; «Три сестры», 1901, «Вишневый сад», 1904) осуществлялись только на сцене этого театра.

Последний период творчества

         В конце 1890-х - начале 1900-х гг. Чехов - признанный и популярный мастер: журналы ищут его участия, появление новых произведений расценивается критикой как событие литературной жизни, споры вокруг них перерастают в общественно-политические дискуссии -- о будущем русской деревни, о роли интеллигенции в обществе и т. д. В его творчестве возникают новые темы. Верный принципам «художественной объективности», Чехов создает мрачные картины оторванного от культуры крестьянского быта («Моя жизнь», 1896; «Мужики», 1897; «В овраге», 1900). Тема нравственной деградации и духовной опустошенности русской интеллигенции, ее неспособности к социальному и личному жизнеустройству поднимается в рассказе «Дом с мезонином» (1896), «маленькой трилогии» «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» (1898). В то же время многие герои его последних произведений все сильнее испытывают «тоску по идеалу», переживают стремление к новой, лучшей жизни («По делам службы», 1898; «Архиерей», 1902; «Невеста», 1903). Чуждый моральному учительству, религиозной проповеди и социальному утопизму, Чехов не прописывает рецептов нравственного совершенствования, общественного переустройства или духовного преображения, но в томлениях и муках своих героев, в их неудовлетворенности бессмысленностью своего существования видит доказательства принципиальной возможности для человека устроить свою жизнь правдиво, достойно и радостно.

     Значение творчества

           Художественные открытия Чехова оказали огромное влияние на литературу и театр 20 в. Его драматические произведения, переведенные на множество языков, стали неотъемлемой частью мирового театрального репертуара.

  1. Закрепление изученного материала:
      1. В каком жанре продолжает свою работу А.П. Чехов?
      2.  В каком году вернулся к своим драматическим поискам?
      3. Перечислить постановки Чеховских пьес в Московском Художественном театре?
      4. Почему появление новых произведений расценивается критикой как событие литературной жизни?
      5. Почему рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник»,

 «О любви» объединены в трилогию?

 

  1. Подведение итогов урока: вывод о достижении цели занятия.
  2.  Задание для самостоятельной работы студентов во внеурочное время: работа с конспектом, стр. 332-337.

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: «Новаторство Чехова. Периодизация творчества Чехова. Работа писателя в журналах.»»

План урока


Предмет: ОУД 02. Русская литература


Преподаватель: Шапиева Д. Ш.


Тема урока: «Новаторство Чехова. Периодизация творчества Чехова. Работа писателя в журналах.»


Тип урока: комбиированный.

Цели:

а) образовательная: развитие речи, мышления.

б) развивающая: формирование у обучающихся самостоятельности, наблюдательности, трудолюбия, умения сравнивать, делать вывод;

в) воспитательная: прививать чувства ответственности и сознательного отношения к изучаемому материалу.


Оборудование урока: персональный компьютер, мультимедийный проектор конспект, учебник

Литература: Русская литература, учебник для СПО, Г.А. Обернихина.

Электронные образовательные ресурсы: ресурсы федеральных образовательных порталов.



Ход урока

1. Организационный момент: Приветствие группы, проверка дежурства, состояние кабинета, наличие студентов, готовность к занятиям.

  1. Проверка знаний студентов: Проверка наличия и ведения конспектов; проверка домашнего задания; опрос.

  2. Сообщение темы урока, постановка цели задачи: Актуализация и мотивация познавательной деятельности студентов.

1. В каком из вариантов указаны годы жизни Антона Павловича Чехова?

а) 1860-1904

б) 1860-1924

в) 1861-1917

г) 1872-1935

2. На каком факультете учился Чехов в Московском университете?

а) на филологическом;

б) на философском;

в) на медицинском;

г) на архитектурном.

3. В каком году впервые были изданы книгой рассказы Чехова?

а) 1881

б) 1884

в) 1887

г) 1893

4. Почему Чехову пришлось переехать в Ялту?

а) Писатель заболел туберкулезом;

б) Чехова пригласили к себе родственники;

в) Писателю предложили поработать редактором крупного издания;

г) Чехов гостил в Ялте у А. Куприна.

5. Каким был наиболее популярный псевдоним Чехова?

а) Антуан Чеховской;

б) Антоша Чехонте;

в) Антон Разин.

г) Антин Чешский;



  1. Изложение нового материала. Методика: Лекция

Одновременно Чехов продолжает работу в драматическом жанре, пишет небольшие пьесы, «шутки», водевили («Свадьба», 1890), комедию «Леший» (1890). В середине 1890-х гг. Чехов вернулся к своим драматургическим поискам, пытаясь перенести в пьесы основные принципы «объективной» прозы: сюжетная острота сменялась внешне спокойным течением событий, а все драматические коллизии перемещались в сферу духовных переживаний героев. В фабуле ослаблялись элементы занимательности, что восполнялось психологической насыщенностью действия, напряженность которого поддерживалась «случайными» репликами, приобретавшими символическую окрашенность, а также несловесными средствами (паузами, жестами персонажей, «посторонними» звуками, мелочами обстановки), в совокупности создававшими чрезвычайно значимый для восприятия чеховской драматургии психологический подтекст. Однако к адекватному воспроизведению новой драмы российские театры оказались не готовы: представление пьесы «Чайка» на сцене Александринского театра (1896) закончилось провалом, и только постановка Московского Художественного театра (1898) открыла публике искусство Чехова-драматурга. Постановки последующих чеховских пьес («Дядя Ваня», 1899; «Три сестры», 1901, «Вишневый сад», 1904) осуществлялись только на сцене этого театра.

Последний период творчества

В конце 1890-х - начале 1900-х гг. Чехов - признанный и популярный мастер: журналы ищут его участия, появление новых произведений расценивается критикой как событие литературной жизни, споры вокруг них перерастают в общественно-политические дискуссии -- о будущем русской деревни, о роли интеллигенции в обществе и т. д. В его творчестве возникают новые темы. Верный принципам «художественной объективности», Чехов создает мрачные картины оторванного от культуры крестьянского быта («Моя жизнь», 1896; «Мужики», 1897; «В овраге», 1900). Тема нравственной деградации и духовной опустошенности русской интеллигенции, ее неспособности к социальному и личному жизнеустройству поднимается в рассказе «Дом с мезонином» (1896), «маленькой трилогии» «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» (1898). В то же время многие герои его последних произведений все сильнее испытывают «тоску по идеалу», переживают стремление к новой, лучшей жизни («По делам службы», 1898; «Архиерей», 1902; «Невеста», 1903). Чуждый моральному учительству, религиозной проповеди и социальному утопизму, Чехов не прописывает рецептов нравственного совершенствования, общественного переустройства или духовного преображения, но в томлениях и муках своих героев, в их неудовлетворенности бессмысленностью своего существования видит доказательства принципиальной возможности для человека устроить свою жизнь правдиво, достойно и радостно.

Значение творчества

Художественные открытия Чехова оказали огромное влияние на литературу и театр 20 в. Его драматические произведения, переведенные на множество языков, стали неотъемлемой частью мирового театрального репертуара.

  1. Закрепление изученного материала:

      1. В каком жанре продолжает свою работу А.П. Чехов?

      2. В каком году вернулся к своим драматическим поискам?

      3. Перечислить постановки Чеховских пьес в Московском Художественном театре?

      4. Почему появление новых произведений расценивается критикой как событие литературной жизни?

      5. Почему рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник»,

«О любви» объединены в трилогию?



  1. Подведение итогов урока: вывод о достижении цели занятия.

  2. Задание для самостоятельной работы студентов во внеурочное время: работа с конспектом, стр. 332-337.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!