План урока
Предмет: ОУД 02. Русская литература
Преподаватель: Шапиева Д. Ш.
Тема урока: «Новаторство Чехова. Периодизация творчества Чехова. Работа писателя в журналах.»
Тип урока: комбинированный.
Цели:
а) образовательная: развитие речи, мышления.
б) развивающая: формирование у обучающихся самостоятельности, наблюдательности, трудолюбия, умения сравнивать, делать вывод;
в) воспитательная: прививать чувства ответственности и сознательного отношения к изучаемому материалу.
Оборудование урока: персональный компьютер, мультимедийный проектор конспект, учебник
Литература: Русская литература, учебник для СПО, Г.А. Обернихина.
Электронные образовательные ресурсы: ресурсы федеральных образовательных порталов.
Ход урока
1. Организационный момент: Приветствие группы, проверка дежурства, состояние кабинета, наличие студентов, готовность к занятиям.
- Проверка знаний студентов: Проверка наличия и ведения конспектов; проверка домашнего задания; опрос.
- Сообщение темы урока, постановка цели задачи: Актуализация и мотивация познавательной деятельности студентов.
1. В каком из вариантов указаны годы жизни Антона Павловича Чехова?
а) 1860-1904
б) 1860-1924
в) 1861-1917
г) 1872-1935
2. На каком факультете учился Чехов в Московском университете?
а) на филологическом;
б) на философском;
в) на медицинском;
г) на архитектурном.
3. В каком году впервые были изданы книгой рассказы Чехова?
а) 1881
б) 1884
в) 1887
г) 1893
4. Почему Чехову пришлось переехать в Ялту?
а) Писатель заболел туберкулезом;
б) Чехова пригласили к себе родственники;
в) Писателю предложили поработать редактором крупного издания;
г) Чехов гостил в Ялте у А. Куприна.
5. Каким был наиболее популярный псевдоним Чехова?
а) Антуан Чеховской;
б) Антоша Чехонте;
в) Антон Разин.
г) Антин Чешский;
- Изложение нового материала. Методика: Лекция
Одновременно Чехов продолжает работу в драматическом жанре, пишет небольшие пьесы, «шутки», водевили («Свадьба», 1890), комедию «Леший» (1890). В середине 1890-х гг. Чехов вернулся к своим драматургическим поискам, пытаясь перенести в пьесы основные принципы «объективной» прозы: сюжетная острота сменялась внешне спокойным течением событий, а все драматические коллизии перемещались в сферу духовных переживаний героев. В фабуле ослаблялись элементы занимательности, что восполнялось психологической насыщенностью действия, напряженность которого поддерживалась «случайными» репликами, приобретавшими символическую окрашенность, а также несловесными средствами (паузами, жестами персонажей, «посторонними» звуками, мелочами обстановки), в совокупности создававшими чрезвычайно значимый для восприятия чеховской драматургии психологический подтекст. Однако к адекватному воспроизведению новой драмы российские театры оказались не готовы: представление пьесы «Чайка» на сцене Александринского театра (1896) закончилось провалом, и только постановка Московского Художественного театра (1898) открыла публике искусство Чехова-драматурга. Постановки последующих чеховских пьес («Дядя Ваня», 1899; «Три сестры», 1901, «Вишневый сад», 1904) осуществлялись только на сцене этого театра.
Последний период творчества
В конце 1890-х - начале 1900-х гг. Чехов - признанный и популярный мастер: журналы ищут его участия, появление новых произведений расценивается критикой как событие литературной жизни, споры вокруг них перерастают в общественно-политические дискуссии -- о будущем русской деревни, о роли интеллигенции в обществе и т. д. В его творчестве возникают новые темы. Верный принципам «художественной объективности», Чехов создает мрачные картины оторванного от культуры крестьянского быта («Моя жизнь», 1896; «Мужики», 1897; «В овраге», 1900). Тема нравственной деградации и духовной опустошенности русской интеллигенции, ее неспособности к социальному и личному жизнеустройству поднимается в рассказе «Дом с мезонином» (1896), «маленькой трилогии» «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» (1898). В то же время многие герои его последних произведений все сильнее испытывают «тоску по идеалу», переживают стремление к новой, лучшей жизни («По делам службы», 1898; «Архиерей», 1902; «Невеста», 1903). Чуждый моральному учительству, религиозной проповеди и социальному утопизму, Чехов не прописывает рецептов нравственного совершенствования, общественного переустройства или духовного преображения, но в томлениях и муках своих героев, в их неудовлетворенности бессмысленностью своего существования видит доказательства принципиальной возможности для человека устроить свою жизнь правдиво, достойно и радостно.
Значение творчества
Художественные открытия Чехова оказали огромное влияние на литературу и театр 20 в. Его драматические произведения, переведенные на множество языков, стали неотъемлемой частью мирового театрального репертуара.
- Закрепление изученного материала:
-
- В каком жанре продолжает свою работу А.П. Чехов?
- В каком году вернулся к своим драматическим поискам?
- Перечислить постановки Чеховских пьес в Московском Художественном театре?
- Почему появление новых произведений расценивается критикой как событие литературной жизни?
- Почему рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник»,
«О любви» объединены в трилогию?
- Подведение итогов урока: вывод о достижении цели занятия.
- Задание для самостоятельной работы студентов во внеурочное время: работа с конспектом, стр. 332-337.
Просмотр содержимого документа
«Тема урока: «Новаторство Чехова. Периодизация творчества Чехова. Работа писателя в журналах.»»
План урока
Предмет: ОУД 02. Русская литература
Преподаватель: Шапиева Д. Ш.
Тема урока: «Новаторство Чехова. Периодизация творчества Чехова. Работа писателя в журналах.»
Тип урока: комбиированный.
Цели:
а) образовательная: развитие речи, мышления.
б) развивающая: формирование у обучающихся самостоятельности, наблюдательности, трудолюбия, умения сравнивать, делать вывод;
в) воспитательная: прививать чувства ответственности и сознательного отношения к изучаемому материалу.
Оборудование урока: персональный компьютер, мультимедийный проектор конспект, учебник
Литература: Русская литература, учебник для СПО, Г.А. Обернихина.
Электронные образовательные ресурсы: ресурсы федеральных образовательных порталов.
Ход урока
1. Организационный момент: Приветствие группы, проверка дежурства, состояние кабинета, наличие студентов, готовность к занятиям.
Проверка знаний студентов: Проверка наличия и ведения конспектов; проверка домашнего задания; опрос.
Сообщение темы урока, постановка цели задачи: Актуализация и мотивация познавательной деятельности студентов.
1. В каком из вариантов указаны годы жизни Антона Павловича Чехова?
а) 1860-1904
б) 1860-1924
в) 1861-1917
г) 1872-1935
2. На каком факультете учился Чехов в Московском университете?
а) на филологическом;
б) на философском;
в) на медицинском;
г) на архитектурном.
3. В каком году впервые были изданы книгой рассказы Чехова?
а) 1881
б) 1884
в) 1887
г) 1893
4. Почему Чехову пришлось переехать в Ялту?
а) Писатель заболел туберкулезом;
б) Чехова пригласили к себе родственники;
в) Писателю предложили поработать редактором крупного издания;
г) Чехов гостил в Ялте у А. Куприна.
5. Каким был наиболее популярный псевдоним Чехова?
а) Антуан Чеховской;
б) Антоша Чехонте;
в) Антон Разин.
г) Антин Чешский;
Изложение нового материала. Методика: Лекция
Одновременно Чехов продолжает работу в драматическом жанре, пишет небольшие пьесы, «шутки», водевили («Свадьба», 1890), комедию «Леший» (1890). В середине 1890-х гг. Чехов вернулся к своим драматургическим поискам, пытаясь перенести в пьесы основные принципы «объективной» прозы: сюжетная острота сменялась внешне спокойным течением событий, а все драматические коллизии перемещались в сферу духовных переживаний героев. В фабуле ослаблялись элементы занимательности, что восполнялось психологической насыщенностью действия, напряженность которого поддерживалась «случайными» репликами, приобретавшими символическую окрашенность, а также несловесными средствами (паузами, жестами персонажей, «посторонними» звуками, мелочами обстановки), в совокупности создававшими чрезвычайно значимый для восприятия чеховской драматургии психологический подтекст. Однако к адекватному воспроизведению новой драмы российские театры оказались не готовы: представление пьесы «Чайка» на сцене Александринского театра (1896) закончилось провалом, и только постановка Московского Художественного театра (1898) открыла публике искусство Чехова-драматурга. Постановки последующих чеховских пьес («Дядя Ваня», 1899; «Три сестры», 1901, «Вишневый сад», 1904) осуществлялись только на сцене этого театра.
Последний период творчества
В конце 1890-х - начале 1900-х гг. Чехов - признанный и популярный мастер: журналы ищут его участия, появление новых произведений расценивается критикой как событие литературной жизни, споры вокруг них перерастают в общественно-политические дискуссии -- о будущем русской деревни, о роли интеллигенции в обществе и т. д. В его творчестве возникают новые темы. Верный принципам «художественной объективности», Чехов создает мрачные картины оторванного от культуры крестьянского быта («Моя жизнь», 1896; «Мужики», 1897; «В овраге», 1900). Тема нравственной деградации и духовной опустошенности русской интеллигенции, ее неспособности к социальному и личному жизнеустройству поднимается в рассказе «Дом с мезонином» (1896), «маленькой трилогии» «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» (1898). В то же время многие герои его последних произведений все сильнее испытывают «тоску по идеалу», переживают стремление к новой, лучшей жизни («По делам службы», 1898; «Архиерей», 1902; «Невеста», 1903). Чуждый моральному учительству, религиозной проповеди и социальному утопизму, Чехов не прописывает рецептов нравственного совершенствования, общественного переустройства или духовного преображения, но в томлениях и муках своих героев, в их неудовлетворенности бессмысленностью своего существования видит доказательства принципиальной возможности для человека устроить свою жизнь правдиво, достойно и радостно.
Значение творчества
Художественные открытия Чехова оказали огромное влияние на литературу и театр 20 в. Его драматические произведения, переведенные на множество языков, стали неотъемлемой частью мирового театрального репертуара.
Закрепление изученного материала:
В каком жанре продолжает свою работу А.П. Чехов?
В каком году вернулся к своим драматическим поискам?
Перечислить постановки Чеховских пьес в Московском Художественном театре?
Почему появление новых произведений расценивается критикой как событие литературной жизни?
Почему рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник»,
«О любви» объединены в трилогию?
Подведение итогов урока: вывод о достижении цели занятия.
Задание для самостоятельной работы студентов во внеурочное время: работа с конспектом, стр. 332-337.