Тема урока по литературе в 6 классе «И»: «Дубровский»
Дата проведения:27.10.2022
Учитель: Нагапетян Татьяна Васильевна
Цели урока:
Образовательная: формировать у учащихся внимательное отношение к детали в художественном произведении, к её роли и идейно-образной структуре; проверить знание художественного произведения, степень овладения литературоведческим аппаратом;
Воспитательные: развитие системы ценностных отношений к русской литературе; воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к собственному слову.
Развивающие: развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умение обобщать, логически верно излагать свои мысли; продолжать работу по раскрытию творческих способностей; создавать условия для развития коммуникативных навыков;
Тип урока: урок-путешествие.
Вид урока: фронтальная, индивидуальная.
Методы: доклады, последовательная цепочка,
Оборудование: Учебник – хрестоматия для 6 класса / Авт. сост.: И. Н. Стыркас, Г.Ш.Абдуллаева,Р.Р.Тумпаров. Т.:«Sharq»,2017.160с.
Формирование ключевых компетенций
Информационная компетенция: умеет пользоваться существующими источниками информации;
Компетенция самосовершенствования: стремится к знаниям, умеет постоянно работать над собой.
Компетенция социально-гражданской активности: может соблюдать нормы речевого этикета в социальной деятельности.
Национально- и общекультурная компетенция: обладает чувством преданности Родине, милосердия к окружающим, верности общечеловеческим и национальным ценностям; может понимать и воспринимать произведения художественной литературы.
Ход урока 1. Организационный момент. (3 мин.) Ребята, сегодня вас ожидает не совсем обычный урок. Это урок-путешествие по страницам романа А.С.Пушкина «Дубровский». Мы с вами прочитали это замечательное произведение, познакомились с его героями. А теперь представьте, что мы отправились в путешествие с писателем, который будет сопровождать нас от станции к станции и беседовать с нами о своем романе.
Цель нашего путешествия – успешно осваивать намеченный маршрут; показать не только свои знания, но и любовь к русскому слову.
Вы обдумайте рассказ,
Не заучивая фраз.
И задумайтесь о том:
Что рассказано? О чем?
Что зачем произошло?
И к чему все привело?
Расскажите еще раз –
И запомните рассказ.
2. Игра (станции). 1) 1 станция – «Пушкинская». (4 мин.)
И так, наше путешествие началось! И на 1 станции нас встречают знатоки романа «Дубровский». Послушаем их доклады.
Из истории создания романа «Дубровский»
Роман не был завершён автором. А.С. Пушкин работал над ним с 21 октября 1832 по 6 февраля 1833 года. Незаконченный роман он не опубликовал. Уже после смерти писателя издатели выпустили роман в свет, дав название по фамилии главного героя – «Дубровский».
Вопрос учителя: В чем вы видите причины написания романа «Дубровский»?
Ответы учащихся: Пушкина интересовала историческая тема; - не переставала волновать антикрепостническая тема, судьба русского крестьянина; - автор романа тревожился за будущее своей Родины.
2) 2 станция – «Теоретическая». (7 мин.)
Н а этом этапе урока учащимся предлагается два задания:
1) Вспомнить литературоведческие понятия и записать в тетрадь: роман, композиция, сюжет, эпизод.
Роман – крупное эпическое произведение с развернутым сюжетом, в котором события происходят на протяжении значительного времени и в широком художественном пространстве.
Композиция – построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь всех его частей, образов, эпизодов.
Сюжет– последовательность и связь событий в художественном произведении.
Эпизод – отрывок, фрагмент художественного произведения.
2) Задание на знание сюжета романа – расставить эпизоды в нужной последовательности: (6 мин.)
1. Обед у Троекурова. 2. Возвращение Владимира Дубровского в родную Кистеневку. 3. Письмо Маши князю Верейскому. 4. Саша прячет кольцо в дупле. 5. Суд 6. Ссора Дубровского и Троекурова. 7. Люди Троекурова воруют лес в роще Дубровского. 8. Дубровский останавливает карету князя Верейского (после венчания). 9. Первое свидание Маши и Дубровского. 10. Похороны Андрея Гавриловича Дубровского. 11. Пожар. | 6. Ссора Дубровского и Троекурова. 7. Люди Троекурова воруют лес в роще Дубровского. 5. Суд 2. Возвращение Владимира Дубровского в родную Кистеневку 10. Похороны Андрея Гавриловича Дубровского. 11. Пожар. 1. Обед у Троекурова. 9. Первое свидание Маши и Дубровского. 3. Письмо Маши князю Верейскому. 4. Саша прячет кольцо в дупле. 8. Дубровский останавливает карету князя Верейского. |
3) 3 станция – «Историческая». (9 мин.)
Название станции говорит само за себя. Первое задание исторического характера и связано с историей слова.
Учащиеся должны назвать значения устаревших слов и выражений, которые есть в тексте произведения: холоп, стремянный, гувернер, стряпчий, купчая, исправник, плетью обуха не перешибешь, гол как сокол.
- У учителя есть помощник-ученик, который работал со словарями русского языка (словарь В.Даля, фразеологический словарь, словарь пословиц и поговорок) и самостоятельно выписал все значения слов:
Холоп – крепостной человек, раб, слуга.
Стремянный – конюх
Гувернёр – воспитатель, надзиратель за детьми
Стряпчий – чиновник, правовед, наблюдающий за правильным ходом дела
Купчая – законное свидетельство на купленное именье, утвержденное в суде
Исправник – начальник уездной полиции
Плетью обуха не перешибёшь (пословица) – невозможно, бесполезно противостоять силе, власти.
Гол как сокол – страшно беден, ничего не имеет
У чащиеся должны представить дома двух помещиков, сравнить их и выбрать нужный вариант. Как вы думаете, в каком доме жил Троекуров, а в каком – Дубровский?
4) 4 станция – «Литературная». (8 мин.)
На этом этапе урока учитель обращает внимание учащихся к тексту романа Пушкина и предлагает поработать с эпизодами произведения:
- Угадайте эпизод романа и кратко перескажите, обязательно подтвердите свой ответ цитатами из текста
- Угадайте по цитате героя произведения, докажите свое мнение. Объясните, почему так решили.
5) 5 станция – «Творческая». (5 мин.)
В заключение урока ученики слушают небольшие творческие работы нескольких одноклассников, которые попробовали дописать историю Маши и Дубровского. Ведь сам автор тоже мечтал это сделать. В детских работах видна надежда на счастливое завершение романтической истории.
III. Итоги урока. (3 мин.) Домашняя работа: Напишите продолжение романа «Дубровский». Как вы думаете, какое будущее ждет Машу и Владимира?
В конце урока-путешествия учитель благодарит учащихся за активную работу, ставит отметки ученикам, которые работали в течение урока, а также высокий балл получают ребята, выполнявшие задания самостоятельно.
4