СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока по литературе в 6 классе «И»: «Дубровский»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

Образовательная: формировать у учащихся внимательное отношение к детали в художественном произведении, к её роли и идейно-образной структуре; проверить знание художественного произведения, степень овладения литературоведческим аппаратом;

Воспитательные: развитие системы ценностных отношений к русской литературе; воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к собственному слову.

Развивающие: развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умение обобщать, логически верно излагать свои мысли; продолжать работу по раскрытию творческих способностей; создавать условия для развития коммуникативных навыков;

Тип урока: урок-путешествие.

Вид урока: фронтальная, индивидуальная.

Методы: доклады,  последовательная цепочка,

Оборудование: Учебник – хрестоматия ­ для ­ 6 ­ класса ­ / ­ Авт. сост.: ­И. Н.­ Стыркас, ­Г.Ш.­Абдуллаева,­Р.Р.­Тумпаров. ­Т.:­«Sharq»,­2017.­160­с.

 

Просмотр содержимого документа
«Тема урока по литературе в 6 классе «И»: «Дубровский»»

Тема урока по литературе в 6 классе «И»: «Дубровский»

Дата проведения:27.10.2022

Учитель: Нагапетян Татьяна Васильевна

Цели урока:

Образовательная: формировать у учащихся внимательное отношение к детали в художественном произведении, к её роли и идейно-образной структуре; проверить знание художественного произведения, степень овладения литературоведческим аппаратом;

Воспитательные: развитие системы ценностных отношений к русской литературе; воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к собственному слову.

Развивающие: развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умение обобщать, логически верно излагать свои мысли; продолжать работу по раскрытию творческих способностей; создавать условия для развития коммуникативных навыков;

Тип урока: урок-путешествие.

Вид урока: фронтальная, индивидуальная.

Методы: доклады, последовательная цепочка,

Оборудование: Учебник – хрестоматия ­ для ­ 6 ­ класса ­ / ­ Авт. сост.: ­И. Н.­ Стыркас, ­Г.Ш.­Абдуллаева,­Р.Р.­Тумпаров. ­Т.:­«Sharq»,­2017.­160­с.


Формирование ключевых компетенций

Информационная компетенция: умеет пользоваться существующими источниками информации;

Компетенция самосовершенствования: стремится к знаниям, умеет постоянно работать над собой.

Компетенция социально-гражданской активности: может соблюдать нормы речевого этикета в социальной деятельности.

Национально- и общекультурная компетенция: обладает чувством преданности Родине, милосердия к окружающим, верности общечеловеческим и национальным ценностям; может понимать и воспринимать произведения художественной литературы.


Ход урока 1. Организационный момент. (3 мин.)
  • Ребята, сегодня вас ожидает не совсем обычный урок. Это урок-путешествие по страницам романа А.С.Пушкина «Дубровский». Мы с вами прочитали это замечательное произведение, познакомились с его героями. А теперь представьте, что мы отправились в путешествие с писателем, который будет сопровождать нас от станции к станции и беседовать с нами о своем романе.

  • Цель нашего путешествия – успешно осваивать намеченный маршрут; показать не только свои знания, но и любовь к русскому слову.

Вы обдумайте рассказ,

Не заучивая фраз.

И задумайтесь о том:

Что рассказано? О чем?

Что зачем произошло?

И к чему все привело?

Расскажите еще раз –

И запомните рассказ.


2. Игра (станции).

1) 1 станция – «Пушкинская». (4 мин.)

  • И так, наше путешествие началось! И на 1 станции нас встречают знатоки романа «Дубровский». Послушаем их доклады.

  • Из истории создания романа «Дубровский»

Роман не был завершён автором. А.С. Пушкин работал над ним с 21 октября 1832 по 6 февраля 1833 года. Незаконченный роман он не опубликовал. Уже после смерти писателя издатели выпустили роман в свет, дав название по фамилии главного героя – «Дубровский».



Вопрос учителя: В чем вы видите причины написания романа «Дубровский»?

Ответы учащихся: Пушкина интересовала историческая тема; - не переставала волновать антикрепостническая тема, судьба русского крестьянина; - автор романа тревожился за будущее своей Родины.



2) 2 станция – «Теоретическая». (7 мин.)

Н а этом этапе урока учащимся предлагается два задания:

1) Вспомнить литературоведческие понятия и записать в тетрадь: роман, композиция, сюжет, эпизод.

Роман – крупное эпическое произведение с развернутым сюжетом, в котором события происходят на протяжении значительного времени и в широком художественном пространстве.

Композиция – построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь всех его частей, образов, эпизодов.

Сюжет– последовательность и связь событий в художественном произведении.

Эпизод – отрывок, фрагмент художественного произведения. 


2) Задание на знание сюжета романа – расставить эпизоды в нужной последовательности: (6 мин.)

1. Обед у Троекурова.
2. Возвращение Владимира Дубровского в родную Кистеневку.
3. Письмо Маши князю Верейскому.
4. Саша прячет кольцо в дупле.
5. Суд
6. Ссора Дубровского и Троекурова.
7. Люди Троекурова воруют лес в роще Дубровского.
8. Дубровский останавливает карету князя Верейского
(после венчания).
9. Первое свидание Маши и Дубровского.
10. Похороны Андрея Гавриловича Дубровского.
11. Пожар.

6. Ссора Дубровского и Троекурова.
7. Люди Троекурова воруют лес в роще Дубровского.
5. Суд
2. Возвращение Владимира Дубровского в родную Кистеневку
10. Похороны Андрея Гавриловича Дубровского.
11. Пожар.
1. Обед у Троекурова.
9. Первое свидание Маши и Дубровского.
3. Письмо Маши князю Верейскому.
4. Саша прячет кольцо в дупле.
8. Дубровский останавливает карету князя Верейского.


3) 3 станция – «Историческая». (9 мин.)

  • Название станции говорит само за себя. Первое задание исторического характера и связано с историей слова.

Учащиеся должны назвать значения устаревших слов и выражений, которые есть в тексте произведения: холоп, стремянный, гувернер, стряпчий, купчая, исправник, плетью обуха не перешибешь, гол как сокол.

- У учителя есть помощник-ученик, который работал со словарями русского языка (словарь В.Даля, фразеологический словарь, словарь пословиц и поговорок) и самостоятельно выписал все значения слов:

Холоп – крепостной человек, раб, слуга.

Стремянный – конюх

Гувернёр – воспитатель, надзиратель за детьми

Стряпчий – чиновник, правовед, наблюдающий за правильным ходом дела

Купчая – законное свидетельство на купленное именье, утвержденное в суде

Исправник – начальник уездной полиции

Плетью обуха не перешибёшь (пословица) – невозможно, бесполезно противостоять силе, власти.

Гол как сокол – страшно беден, ничего не имеет

  • Второе задание – на знание текста.

У чащиеся должны представить дома двух помещиков, сравнить их и выбрать нужный вариант. Как вы думаете, в каком доме жил Троекуров, а в каком – Дубровский?



4) 4 станция – «Литературная». (8 мин.)

  • На этом этапе урока учитель обращает внимание учащихся к тексту романа Пушкина и предлагает поработать с эпизодами произведения:
    Угадайте эпизод романа и кратко перескажите, обязательно подтвердите свой ответ цитатами из текста

- Угадайте по цитате героя произведения, докажите свое мнение. Объясните, почему так решили.









5) 5 станция – «Творческая». (5 мин.)

В заключение урока ученики слушают небольшие творческие работы нескольких одноклассников, которые попробовали дописать историю Маши и Дубровского. Ведь сам автор тоже мечтал это сделать. В детских работах видна надежда на счастливое завершение романтической истории.


III. Итоги урока. (3 мин.) Домашняя работа: Напишите продолжение романа «Дубровский». Как вы думаете, какое будущее ждет Машу и Владимира?

В конце урока-путешествия учитель благодарит учащихся за активную работу, ставит отметки ученикам, которые работали в течение урока, а также высокий балл получают ребята, выполнявшие задания самостоятельно.







4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!