СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: Второстепенные члены предложения. Определение

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планируемые образовательные результаты: знать определение второстепенного члена «определение», способ его выражения, графическое его обозначение как члена предложения; роль определения в усилении выразительности художественного описания; уметь находить определения в предложениях; верно обозначать определение как член предложения; распространять предложения определениями; использовать определения для более выразительной передачи содержания высказывания

Просмотр содержимого документа
«Тема: Второстепенные члены предложения. Определение»

09.11. Тема: Второстепенные члены предложения. Определение

Цель деятельности учителя: Актуализировать и восстановить знания об определении, дать представление о согласованном и несогласованном определении.

Планируемые образовательные результаты: знать определение второстепенного члена «определение», способ его выражения, графическое его обозначение как члена предложения; роль определения в усилении выразительности художественного описания; уметь находить определения в предложениях; верно обозначать определение как член предложения; распространять предложения определениями; использовать определения для более выразительной передачи содержания высказывания.

Ход урока.

Актуализация опорных знаний и умений Давайте для начала повторим то, что вспомнили и изучили на предыдущих уроках по теме «Синтаксис». В строчку запишите цифры от одного до десяти. В зависимости от правильности услышанного утверждения поставьте крестик «+» или нолик.

Игра «Крестики-нолики» Таблички заготовить заранее. Работа в табличках.


1.Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и члены предложения , называется фонетика.

2.По цели высказывания предложения бывают повествовательные, вопросительные и восклицательные.

3Обстоятельство -это главный член предложения.

4.Односоставные предложения-предложения с одним главным членом (- или =).

5.По эмоциональной окраске предложения бывают восклицательные и повествовательные.

6.Словосочетание используется в речи только в составе предложения.

7.Грамматическая основа предложения - это подлежащее и сказуемое.

8.Предложение, состоящее только из грамматической основы, называется распространенным.

9.Члены предложения, не входящие в грамматическую основу, называются второстепенными.

10.Второстепенный член предложения, обозначающий признак предмета, называется дополнение.

Обменяйтесь тетрадями и проверьте (карандашом) правильность выполнения задания. 1(ответы)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

0


0

+

0

+

+

0

+

0

Нахождение и исправление ошибок, формулировка правильных утверждений.

Самооценка выполненной работы-смайлики.

Кто ответил на все вопросы правильно? Давайте укажем правильный ответ вместе.

А чем являются прилагательные в предложении? Так какова тема нашего сегодняшнего урока?

Запись темы урока в тетради. (Определение).

Целеполагание.

-Как вы думаете, что мы сегодня должны за цели перед собой поставить для изучения данной темы? (Что обозначает определение, чем выражено, его роль в предложении).

Подумайте, от какого слова произошло слово определение?

Как вы понимаете значение слова « определять»?

Можно ли сказать, что «определять» - значит характеризовать предмет по цвету, форме, массе и по другим признакам?

А на какие вопросы отвечают определения? (какой? Чей? )

2 Выявление места и причины затруднения.

Слайд 3(2 текста для сравнения). -Какой текст дает вам более подробную информацию? За счет чего?

1 текст.

(Читают уч-ки).

Ветер раскачивает ветви деревьев. Листья опадают на землю, и она покрывается ковром.

2текст.

Сильный ветер раскачивает голые ветви деревьев. Сухие листья опадают на землю, и она покрывается желто-красным ковром.

-Какой текст дает вам более подробную информацию? За счет чего?

Учитель подводит к выводу о значимости определения. Определения обозначают признак предмета? Делают нашу речь ярче, выразительнее.А что вы уже знаете об определении из курса начальной школы?

А теперь откройте учебники на стр.86,прочитайте материал в рамке.

- Как подчёркивается определение в тексте? (волнистой линией)

-Какой частью речи чаще всего выражается определение? (прилагательным). А что значит чаще всего? В большинстве случаев, но не всегда. В дальнейшем мы с вами узнаем, что определение может выражаться и притяжательным местоимением, и числительным, и причастием.

-Какая информация оказалась для вас новой?

Сегодня на уроке мы узнаем способы выражения определения, составим алгоритм его нахождения в предложении, познакомимся с термином «согласованные и несогласованные определения».

Закрепление материала.Работа с учебником. Упражнение 186(по заданию). Один у-к у доски; комментирование.

Так как мы находим определение в тексте, каков алгоритм наших действий?

Слайд 4.(Алгоритм)

  1. Найду в предложении слова, которые обозначают предмет.

  2. Поставлю от них вопросы какой? какая? какие? чей?

  3. Определю, есть ли в предложении слова, которые отвечают на эти вопросы.

  4. Если есть, значит, это определение.

  5. Подчеркну определение волнистой линией.

- Обратите внимание, что определение всегда согласуется в роде, числе и падеже с существительным, которое оно поясняет.

Самостоятельная работа по вариантам .Один ученик от первого варианта, второй - от второго. Комментирование орфорграмм.

Включение в систему знаний и повторение

Сведения опережающего характера.

Физкультминутка.

По количеству рядов(3) выдаются осенние листочки.

Задание: придумать к листочку прилагательное- определение (повторяться нельзя). Листики передаются с 1 до последней парты, потом учителю. Вслух произносим определение. Один ученик записывает выборочно, обозначаем орфограммы. Жёлтый, резной, чудесный, прекрасный, берёзовый, удивительный.

Какие прилагательные-определения характеризуют предмет по цвету, форме, а какие выражают отношение говорящего. Как называются такие прилагательные в литературоведении? Эпитеты.

А сейчас я хочу рассказать о талантливой писательнице-сказочнице Наталье Абрамцевой и предлагаю посмотреть мультфильм по одной из её сказок, который называется «Стриженый дождик». А вы подумайте, какие определения – эпитеты помогают создать образ дождика. Чему учит эта сказка?

Наталья Абрамцева родилась в семье военного и учительницы русского языка и литературы. Вследствие перенесённого в раннем детстве заболевания спинного мозга она была прикована к постели. Несмотря на это, Наталья жила насыщенной жизнью: много читала, причём не только по-русски, но и по-английски, и по-испански, писала рассказы, очерки. Но главным делом писательницы стало сочинение сказок. Всего Наталья Абрамцева написала около 120 сказок и рассказов для детей и взрослых. Они переведены на многие иностранные языки; произведения легли в основу сценариев мультфильмов. Отдельными изданиями вышли сборники «Сказки для добрых сердец», «Радуга в сочельник», «Рождественские грёзы», «Чудеса да и только», «Что такое зима», «С кем разговаривают собаки».

Рефлексия

Работа с раздаточным материалом. (По времени-как Д/З)

Разноуровневые по сложности задания. Уровень учащиеся выбирают по собственному желанию.

1.Минимальный уровень.

Вставить пропущенные буквы и слова (есть подсказки-слова для справок).

2.Средний уровень (норма).

Вставить пропущенные буквы и слова (отсутствие справочного материала).

3.Повышенный уровень сложности.

Подобрать в С/С к главным словам зависимые (согласованные и несогласованные определения),а к зависимым – главные, разобрать.







Приложение.

1. Листочки самооценки.

Побудь учителем минутку, поставь оценку, но не в шутку.

Задание

Успешность(+или-)

1

Игра «+/0»


2

Формулировка темы,цели урока


3

Упр.


4

Разборы


5

Самооценка

Оценка:



















Минимальный уровень-А

Вставить пропущенные буквы и слова (есть подсказки-слова для справок).

Хорош лес в ----------- ясны… дни. В пурпурно-красный и ----------- цв…та окрашена л…ства. Цв…тным к…вром ра…стилаются под д…ревьями листья. Тут и там в…дны под ними --------- шляпки грибо…-под…синовиков.

Слова для справок: осенн…е, красн…ватые, желтый.


Средний уровень-Б

Вставить пропущенные буквы и слова.

Красив, наряден ру…ский лес ---------- ос…нью. Кругом ----------- б…резы . ----------- к…стром г…рят р…бины. Словно груды малахита, з…л…неют ----------- ду…ки .В…селым мног…цветьем радуют клены, …сины -------------- к…вром ра…стилаются под деревьями ----------- листь…я.


Повышенный уровень сложности

Подобрать в словосочетании к главным словам зависимые ( согл./несогл. опр.), а к зависимым – главные, разобрать.

а ) дано главное слово б ) дано зависимое слово

------------- листва ( ) -------------- с клена ( )

шляпки ------------- ( ) ----------------- березы ( )

------------- дождь ( ) -------------- ковром ( )

листья ----------- ( ) ---------------- грибов ( )


Минимальный уровень.А

Вставить пропущенные буквы и слова (есть подсказки-слова для справок).

Хорош лес в ----------- ясны… дни. В пурпурно-красный и ----------- цв…та окрашена л…ства. Цв…тным к…вром ра…стилаются под д…ревьями листья. Тут и там в…дны под ними --------- шляпки грибо…-под…синовиков.

Слова для справок: осенн…е, красн…ватые, желтый.


Средний уровень-Б

Вставить пропущенные буквы и слова.

Красив, наряден ру…ский лес ---------- ос…нью. Кругом ----------- б…резы . ----------- к…стром г…рят р…бины. Словно груды малахита, з…л…неют ----------- ду…ки .В…селым мног…цветьем радуют клены, …сины -------------- к…вром ра…стилаются под деревьями ----------- листь…я.


Повышенный уровень сложности

Подобрать в словосочетании к главным словам зависимые ( согл./несогл. опр.), а к зависимым – главные, разобрать.

а ) дано главное слово б ) дано зависимое слово

------------- листва ( ) -------------- с клена ( )

шляпки ------------- ( ) ----------------- березы ( )

------------- дождь ( ) -------------- ковром ( )

листья ----------- ( ) ---------------- грибов ( )


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!