СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Теория к уроку " Наука"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Теория к уроку " Наука"»

Наука

Каждый человек на протяжении жизни познаёт окружающий мир и самого себя. Познание — один из основных и наиболее важных видов деятельности человека. Специальное, организованное познание, направленное на решение общественно значимых задач, выделилось в особую сферу деятельности — науку

Понятие науки

Наука — многозначное понятие. Обычно её понимают как: 

  • сферу деятельности человека, направленную на изучение окружающего мира и получение новых знаний о нём при помощи рационального осмысления;

  • систематизированные знания об окружающем мире, основанные на данных научных исследований;

  • особый социальный институт, в рамках которого создают, хранят и распространяют в обществе научные знания.

Эти понятия не противоречат друг другу. Они отражают разные стороны содержания науки. Но мы будем рассматривать науку как сферу деятельности человека. 

Наука — сфера духовной деятельности человека, направленная на выработку системы объективных знаний о мире, закономерностях развития природы, общества и мышления.

У науки есть особые черты, отличающие её от других сфер и видов деятельности:

  • объективность — наука изучает мир таким, какой он есть, независимо от личных оценок учёных и других субъективных факторов; 

  • методология — при изучении мира наука использует специальные методы и средства;

  • системность — знания, получаемые в результате научной деятельности, взаимосвязаны и образуют систему, благодаря чему наука формирует единую картину мира;

  • общезначимость — знания, получаемые в результате научной деятельности, имеют значение для всего человечества; 

  • логическая обоснованность — знания, получаемые в результате научной деятельности, получены на основе логических выводов;

  • эмпирическая проверяемость — знания, получаемые в результате научной деятельности, можно проверить опытным путём;

  • связь с практикой — наука решает практические проблемы, позволяет прогнозировать перспективы практической деятельности. 

Функции науки

В жизни человека и всего человечества в целом наука выполняет важные функции:

  • познавательно-объяснительную — наука познаёт мир и объясняет его устройство, законы его развития;

  • культурно-мировоззренческую — наука как элемент духовной сферы влияет на формирование мировоззрения человека;

  • производственную — наука создаёт технологии, которые внедряются в производство и делают его более быстрым и качественным;

  • социальную — наука влияет на процессы, происходящие в обществе, и её открытия помогают совершенствовать социальную и экономическую жизнь;

  • прогностическую — наука прогнозирует будущее на основе имеющихся знаний. 

Виды наук

В зависимости от разных критериев науки разделяют на виды. Чаще всего при классификации наук за основу берут критерий предмета и метода познания. Науки делят на естественные, точные и социально-гуманитарные. Естественные науки — это науки о природе, точные науки — это науки, основанные на математике, а социально-гуманитарные науки — это науки об обществе и месте человека в нём. 

В зависимости от связи с практикой науки бывают фундаментальными и прикладными. Фундаментальные изучают основные законы функционирования природы и общества. Их задача — исследовать основные законы мироздания.

Прикладные науки на основе фундаментальных разрабатывают практическое применение этих знаний в обществе.

Виды наук

Критерий классификации

Виды наук

Примеры

Предмет и методы познания

Естественные науки

Биология, физика, химия, астрономия, геология

Точные науки

Математика, информатика, робототехника

Социально-гуманитарные науки

История, социология, политология, экономика

Связь с практикой

Фундаментальные науки

Физика, химия

Прикладные науки 

Медицина, металлургия, техническая оптика, информатика

Сегодня границы между предметами отдельных наук подвижны, нередко размыты. Один и тот же предмет могут изучать сразу несколько наук. Так формируются междисциплинарные науки — математическая физика, генная инженерия, нейробиология.

Научно-технический прогресс

С понятием науки тесно связано понятие научно-технического прогресса.

Научно-технический прогресс — непрерывный процесс развития техники и технологии, совершенствования орудий, форм и методов организации труда на основе достижений науки.

Научно-технический прогресс проявляется в:

  • создании новых технологий производства;

  • развитии автоматизации;

  • использовании новых источников энергии;

  • создании новых видов материалов; 

УЗНАТЬ БОЛЬШЕ

Сегодня одна из самых больших проблем — использование пластика, который накапливается в окружающей среде и нередко становится причиной гибели животных и растений. Поэтому учёные разработали технологию производства биопластика, который, в отличие от обычного, разлагается и превращается в биомассу. Его производят из кукурузы, сахарного тростника и целлюлозы. 

Ещё одна интересная новая технология последних лет — умные удобрения. Они состоят из маленьких капсул, внешняя оболочка которых замедляет проникновение воды внутрь. Полезные вещества из них высвобождаются только тогда, когда почве это необходимо. Такие удобрения не наносят вреда окружающей среде, жизни и здоровью человека и животных. 

  •  внедрении новых форм организации труда и производства; 

УЗНАТЬ БОЛЬШЕ

Одна из самых популярных форм организации труда сегодня — удалённая работа. Многие люди работают «‎на удалёнке», выполняя рабочие обязанности прямо из дома. Это стало возможным благодаря всеобщей компьютеризации и развитию систем связи. Особенно большую ценность удалёнка приобрела после того, как в мире началась пандемия коронавируса.  

  •  росте производительности труда. 

Как и общественный прогресс в целом, научно-технический прогресс относителен и противоречив. У него есть не только положительные последствия, но и отрицательные. Например, работающие из дома люди мало двигаются и много времени проводят за компьютером. Это вредит их физическому и психическому здоровью. В свою очередь, развитие автоматизации способно уничтожить ряд профессий — некоторых людей, например кассиров или операторов в банке, сегодня заменяют роботами, и эти люди теряют работу. 

Этика науки

Ещё один важный вопрос, связанный с наукой, — это её этика. Научную деятельность ведут по определённым принципам и правилам, некоторые из них — моральные.

Научная этика — совокупность моральных принципов, которых придерживаются учёные в научной деятельности и которые обеспечивают функционирование науки.

К нарушениям научной этики можно отнести ложные заявления — некоторые учёные делают изначально ненаучные, не доказанные заявления.

Это внутренняя этика науки. Но у науки есть и внешняя этика — взаимоотношения с обществом, социальная ответственность. Учёные могут совершать открытия, сомнительные с точки зрения морали. Кроме того, учёные ответственны за то, как полученные результаты будут применять на практике — на благо или во вред.  

Итоги

  • Наукой называют сферу духовной деятельности человека, направленную на выработку системы объективных знаний о мире, закономерностях развития природы, общества и мышления. 

  • Наука — это не только сфера деятельности человека, но и систематизированные знания об окружающем мире, а также система организаций и учреждений, создающих, хранящих и распространяющих эти знания.

  • В зависимости от предмета и методов науки разделяют на естественные, точные и социально-гуманитарные, а в зависимости от связи с практикой — на фундаментальные и прикладные. Есть также междисциплинарные науки.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!