СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тест по теме "Лексические нормы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тест по теме "Лексические нормы"»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

Тема: «Лексические нормы»

I вариант

1. Объяснить лексическое значение следующих слов, составить словосочетание:

невежда –

дебют –

фиктивный –

виртуоз –

2. Исправить ошибки в употреблении слов с отвлёченным и конкретным значением:

Предложения с ошибкой

Правильные предложения

а) В Риге выявлен притон наркомании.


б) Когда Русь была раздроблена, её смогло покорить монголо-татарское иго.


в) Я хочу выучить языки так, чтобы меня не могли отличить от англоязычного или латышско-язычного населения.



3. Заменить заимствованные слова русскими синонимами:

дискуссия –

фиаско –

конфиденциальный –

дистанция –

фальшивый –

4. Подобрать антонимы к выделенным словам:

горизонтальные связи –

пролог романа

состояние движения

стартовая цена –

принципы демократии

обнаружить излишки

5. Подчеркнуть в предложении слова, являющиеся лишними (плеоназм):

а) Хронометраж времени был произведён безупречно.

б) В марте месяце открылось совместное предприятие, выпускающее 30 тысяч изделий в год.

в) И вот недавно сослуживцы по работе преподнесли сюрприз.

г) Эти компьютеры просты по устройству и дешёвы по стоимости

6. Отметить предложения с нарушением употребления фразеологизмов:

а) У него семь пятниц на неделе.

б) Получив с ворот поворот предприниматель обратился к другим поставщикам.

в) Чего греха таить, деньги, отправленные почтовым переводом, идут долго.

г) Игроки душу не чают в своём тренере.

д) От волнения у маленького певца язык ушёл в пятки.

е) Высунув язык я весь день бегал по магазинам.

7. Указать авторов и их произведения, в названиях которых есть явление антонимии.



КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

Тема: «Лексические нормы»

II вариант

1. Объяснить лексическое значение следующих слов, составить словосочетание:

виртуоз –

кампания –

невежа –

титульный –

2. Исправить ошибки, связанные с неточным словоупотреблением:

Предложения с ошибкой

Правильные предложения

а) Ученики пристально слушали выступление артиста.


б) «Гранатовый браслет» – одно из самых подтверждающих произведений А. Куприна.


в) Идея этого произведения заключается в призыве к русским князьям воплотиться в единое княжество и встать на защиту русской земли.



3. Заменить заимствованные слова русскими синонимами:

дискутировать –

сервис –

структура –

толерантность –

хобби –

4. Определить значения слов-омонимов:

Бабочка¹ –

Бабочка² –

Затопить¹ –

Затопить² –

Левые¹ –

Левые² –

5. Подчеркнуть словосочетания, в которых есть плеоназм

моя автобиография

народный фольклор

экспонат в музее

профессиональная компетенция

главная суть

памятный сувенир

совместное сотрудничество

компот ассорти

жилое помещение


6. Отметить предложения с нарушением употребления фразеологизмов:

а) Счастливые выпускники на прощание спели свою лебединую песню.

б) Тысячи русских людей сложили свои головы на Куликовом поле.

в) Нельзя всех мерять под одну гребёнку.

г) Михаил, как стреляная птица, успел за свою короткую биографию пережить многое.

7. Указать авторов и их произведения, в названиях которых есть явление антонимии.




КЛЮЧ


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО «РУССКОМУ ЯЗЫКУ И КУЛЬТУРЕ РЕЧИ»

Тема: «Лексические нормы»

I вариант

1. Объяснить лексическое значение следующих слов: (4 балла + 1 балл за правильно составленное словосочетание = 8 баллов)

невежда – малообразованный человек

дебют – первое выступление на публике

фиктивный – ненастоящий

виртуоз – мастер в каком-либо деле

2. Исправить ошибки в употреблении слов с отвлёченным и конкретным значением: (3 балла)

Предложения с ошибкой

Правильные предложения

а) В Риге выявлен притон наркомании.

наркоманов

б) Когда Русь была раздроблена, её смогло покорить монголо-татарское иго.

монголо-татары

в) Я хочу выучить языки так, чтобы меня не могли отличить от англоязычного или латышско-язычного населения.

англичан и латышей


3. Заменить заимствованные слова русскими синонимами: (5 баллов)

дискуссия – спор

фиаско – поражение, неудача

конфиденциальный – секретный

дистанция – расстояние

фальшивый – ненастоящий

4. Подобрать антонимы к выделенным словам: (6 баллов)

горизонтальные связи – вертикальные

пролог романа эпилог

состояние движения – покоя

стартовая цена – окончательная

принципы демократии – диктатура

обнаружить излишки – нехватка, недостаток, недостача

5. Подчеркнуть в предложении слова, являющиеся лишними (лишние слова – плеоназм): (4 балла)

а) Хронометраж времени был произведён безупречно.

б) В марте месяце открылось совместное предприятие, выпускающее 30 тысяч изделий в год.

в) И вот недавно сослуживцы по работе преподнесли сюрприз.

г) Эти компьютеры просты по устройству и дешёвы по стоимости.

6. Отметить предложения с нарушением употребления фразеологизмов: (3 балла)

а) У него семь пятниц на неделе.

б) Получив с ворот поворот предприниматель обратился к другим поставщикам.

в) Чего греха таить, деньги, отправленные почтовым переводом, идут долго.

г) Игроки душу не чают в своём тренере.

д) От волнения у маленького певца язык ушёл в пятки.

е) Высунув язык я весь день бегал по магазинам.

7. Указать авторов и их произведения, в названиях которых есть явление антонимии (2 балла за название произведения и указание его автора)

А.Чехов «Толстый и тонкий»

Ф.Достоевский « Преступление и наказание»

В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»

К. Симонов «Живые и мёртвые»

Ф.Тютчев «День и ночь»

К.Симонов «Дни и ночи»

Л. Толстой «Война и мир»

И. Тургенев «Отцы и дети»

ИТОГО:

29 баллов + названные произведения.


«5» - 29 -30 и более баллов

«4» - 23-28 баллов

«3» - 15-22 балла

«2» - меньше 15 баллов

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО «РУССКОМУ ЯЗЫКУ И КУЛЬТУРЕ РЕЧИ»

Тема: «Лексические нормы»

II вариант

1. Объяснить лексическое значение следующих слов, составить словосочетания: (4 балла+ 1 балл за каждое составленное словосочетание=8 баллов)

виртуоз – мастер в каком-либо деле

кампания – совокупность мероприятий, направленных на решение какой-либо задачи

невежа – некультурный, невоспитанный человек

титульный – первый лист

2. Исправить ошибки, связанные с неточным словоупотреблением: (3 балла)

Предложения с ошибкой

Правильные предложения

а) Ученики пристально слушали выступление артиста.

внимательно

б) «Гранатовый браслет» – одно из самых подтверждающих произведений А. Куприна.


в) Идея этого произведения заключается в призыве к русским князьям воплотиться в единое княжество и встать на защиту русской земли.



3. Заменить заимствованные слова русскими синонимами: (5 баллов)

дискутировать – спорить

сервис – обслуживание

структура – построение

толерантность – терпимость

хобби – увлечение

4. Определить значения слов-омонимов: (6 баллов)

Бабочка¹ – насекомое

Бабочка² –деталь одежды

Затопить¹ – топить печь

Затопить² – покрыть водой

Левые¹ – расположенные слева от чего-то

Левые² – группа людей, противников какой-либо власти

5. Подчеркнуть словосочетания, в которых есть плеоназм – вид многословия (5 баллов)

моя автобиография

народный фольклор

экспонат в музее

профессиональная компетенция

главная суть

памятный сувенир

совместное сотрудничесвто

компот ассорти

жилое помещение


6. Отметить предложения с нарушением употребления фразеологизмов: (2 балла)

а) Счастливые выпускники на прощание спели свою лебединую песню.

б) Тысячи русских людей сложили свои головы на Куликовом поле.

в) Нельзя всех мерять под одну гребёнку.

г) Михаил, как стреляная птица, успел за свою короткую биографию пережить многое.

7. Указать авторов и их произведения, в названиях которых есть явление антонимии (2 балла за название произведения и указание его автора)

А.Чехов «Толстый и тонкий»

Ф.Достоевский « Преступление и наказание»

В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»

К. Симонов «Живые и мёртвые»

Ф.Тютчев «День и ночь»

К.Симонов «Дни и ночи»

Л. Толстой «Война и мир»

И. Тургенев «Отцы и дети»


ИТОГО:

29 баллов + названные произведения.


«5» - 29 -30 и более баллов

«4» - 23-28 баллов

«3» - 15-22 балла

«2» - меньше 15 баллов


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!