2. усвоение новых знаний 25 мин. а) Определение потребностей и мотивов. | Учитель организует познавательную деятельность обучающихся. Что такое химическая реакция. Укажите типы химических реакций. Какие из приведенных химических реакций являются обратимыми и почему? NaOH + HCl — NaCl + H2O N2 + 3H2 — 2NH3 AgNO3 + NaCl —AgCl + NaNO3 SO3 + H2O — H2SO4 CH4 + 2O2 — CO2+ 2H2O HCOOH + CH3OH — HCOOCH3 +Н2О 3.Укажите факторы, влияющие на скорость химических реакций. Поработаем с графиком. Что означает момент равновесия? Охарактеризуйте химическую реакцию промышленного получения аммиака. N2 + 3H2 = 2NH3 + Q Создание проблемной ситуации. Во всех индустриально развитых странах азотная промышленность является одной из основных ведущих отраслей. Историю развития производства аммиака можно рассматривать как борьбу за повышение полезного использования электрической, тепловой и механической энергии.Из-за обратимости реакции КПД производства не превышает 50%.Можно ли сделать так, чтобы КПД на современном производстве аммиака и других важнейших веществ значительно увеличился? Предложите способы увеличения выхода продукта прямой реакции: N2 + 3H2 2NH3 + Q Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? Какова цель урока? | Обучающиеся выполняют задания, которые указывают на связь изученного материала с новой темой. Обучающиеся называют тему урока: «Обратимость химической реакции». Цель урока: обобщить знания о состоянии химического равновесия. | выдвижение гипотезы, обоснование, построение логических рассуждений. | целеполагание. | планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, определение цели, постановка вопросов). | выделение и формулирование познавательной цели, структурирование знаний. | Фронтальная Парная работа Фронтальная Индивидуальная |
б) Принятие учебных целей и условий их достижения. | Способность управлять химической реакцией составляет основу химической технологии. Гипотеза. Если изучить факторы, влияющие на сдвиг химического равновесия, можно научиться управлять реакцией. Обучающиеся предлагают план действий по проверке гипотезы. | Обучающиеся выдвигают гипотезу о существовании термодинамических факторов, влияющих на смещение химического равновесия в нужном направлении. | построение логических рассуждений и доказательств | | инициативное сотрудничество в сборе информации | извлечение необходимого материала из текста | Фронтальная |
в) Проверка принятой гипотезы. Сбор данных, их анализ, формулирование выводов | Самостоятельная работа с учебником. Принцип Ле Шателье. Параграф 24. Заполните таблицу. Факторы, влияющие на сдвиг химического равновесия на примере реакции синтеза аммиакаиз азота и водорода. Работа с учебником (п. 24), ЭОР http://fcior.edu.ru/search.page?phrase, информационные карты. 1группа – изучает влияние изменения температуры на смещение химического равновесия. 2 группа – влияние изменения концентрации на смещение химического равновесия. 3 группа – влияние изменения давления на смещение химического равновесия. Отчеты групп о проделанной работе. Фронтальное обсуждение результатов работы. Выводы. При повышении концентрации реагирующих веществ равновесие смещается в сторону образования продуктов. При повышении концентрации продуктов реакции — в сторону образования исходных веществ. При повышении давления — в сторону той реакции, которая ведет к уменьшению объема газа. При повышении температуры — в сторону эндотермической реакции. При понижении температуры — в сторону экзотермической реакции. | Выполняют работу в группах. Обучающиеся делают выводы и подводятся результаты урока. | умение выражать мысли | анализ, синтез, | сотрудничество, разрешение конфликтов, | поиск и выделение информации, решение рабочих задач с использованием ИКТ и источников информации. | Групповая Фронтальная |
3. Рефлексия. | Учитель побуждает учащихся к рефлексивному осмыслению полученных результатов с целью самопроверки. 1.Предложите свои способы смещения равновесия в соответствии с принципом противодействия. 2.Почему при сжатии смеси газов NO2,N2O4 она светлеет? 3. Почему для сложной гетерогенной химической реакции Fe3O4 (тв) + СО (г) = =3 FeO (тв) + СО2 (г) + Q кДж можно предсказать, что изменение давления не приведет к смещению равновесия? Выполните тестовые задания. (Учащиеся самостоятельно выполняют тестовые задания). 1. В каких реакциях изменение давления окажет влияние на смещение равновесия? 2. В какой из четырех реакций равновесие больше всего сместится вправо при одновременном повышении температуры и понижении давления? 3. Какие утверждения верны? 1.Повышение температуры смещает равновесие в сторону эндотермической реакции. 2. Повышение температуры увеличивает как скорость прямой, так и обратной реакции. 3. Катализатор влияет на сдвиг химического равновесия. 4. В том случае, когда реакция протекает без изменения числа молекул газов, равновесие не нарушается при сжатии или расширении системы. Возвращение к проблеме. Почему же выход аммиака на химическом производстве не превышает 50 %? N2 + 3H2 = 2NH3 + Q Обучающиеся заполняют таблицу, работая в парах. Обучающиеся приходят к выводу о том, что реакция синтеза протекает с выделением тепла. Поэтому, согласно принципу Ле Шателье, с повышением температуры равновесие реакции сдвигается влево, т. е. чем выше температура, тем меньше азота и водорода вступают в реакцию. При низкой температуре реакция синтеза аммиака протекает более полно. Однако с понижением температуры скорость большинства химических реакций, в том числе и скорость реакции синтеза аммиака, уменьшается. Поэтому для обеспечения значительной скорости образования аммиака реакцию необходимо проводить при достаточно высокой температуре. Практически синтез аммиака ведется при температуре 450-500° С, при которой реакция протекает достаточно быстро и содержание аммиака в газовой смеси сравнительно высоко. Подведение итогов этапа. Обучающиеся делают выводы о смещении химического равновесия и подводятся результаты урока. Давайте вернемся к теме и цели урока. Выскажите ваше мнение о выполнении цели, раскрытии темы урока. | Отвечают на вопросы, работают в группах. | нравственно-эстетическая ориентация. | контроль и коррекция, оценка контроль, коррекция, | | рефлексия способов и условий действия. общеучебные, логические
контроль и оценка результатов деятельности. | Индивидуальная, групповая |