СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока на тему: "Химическое  равновесие ( принцип Ле Шателье)

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока»

Предмет_____Химия___________________________________________________________________________________________________

Класс ________11__________________________________________________________________________________________________

Тема урока ____Химическое равновесие (принцип Ле Шателье) __________________________________________________________

Тип урока_______открытие новых знаний_______________________________________________________________________

Планируемые результаты обучения:

Личностные: самоопределение: личностное, профессиональное (формирование положительной учебной мотивации, навыков самооценки, понимание смысла учебной деятельности).

предметные: самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера, построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;

метапредметные: - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; постановка и формулирование проблемы,

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов, разрешение конфликта, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Технологии и техники (формы и методы): организация работы с учебником, организация работы в группах, создание проблемной ситуации.

  1. Ресурсы (учебники, наглядные пособия, информационные источники и т.д.): Химия. 11 класс. Учебник.  Габриелян О.С., Лысова Г.Г.   12-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2014. - 393с., таблицы (для заполнения обучающимися, при выполнении заданий).




Этапы урока (время)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Формы оценивания

Личностные

Регулятивные

Коммуника­тивные

Познаватель­ные


1. организационный  1 мин.

Приветствие обучающихся. Мотивация к познавательной деятельности.







2. усвоение новых знаний 25 мин.

а) Определение потребностей и мотивов.


Учитель организует познавательную деятельность обучающихся.

Что такое химическая реакция. Укажите типы химических

реакций.

Какие из приведенных химических реакций являются обратимыми и почему?

NaOH + HCl — NaCl + H2O N2 + 3H2 — 2NH3 

AgNO3 + NaCl —AgCl + NaNO3 SO3 + H2O — H2SO4

CH4 + 2O2 — CO2+ 2H2O HCOOH + CH3OH — HCOOCH3 +Н2О

3.Укажите факторы, влияющие на скорость химических реакций.

Поработаем с графиком. Что означает момент равновесия?

Охарактеризуйте химическую реакцию промышленного получения аммиака.

N2 + 3H2 = 2NH3 + Q

Создание проблемной ситуации.

Во всех индустриально развитых странах азотная промышленность является одной из основных ведущих отраслей. Историю развития производства аммиака можно рассматривать как борьбу за повышение полезного использования электрической, тепловой и механической энергии.Из-за обратимости реакции КПД производства не превышает 50%.Можно ли сделать так, чтобы КПД на современном производстве аммиака и других важнейших веществ значительно увеличился?

Предложите способы увеличения выхода продукта прямой реакции:

N2 + 3H2 2NH3 + Q

Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? Какова цель урока?

Обучающиеся выполняют задания, которые указывают на связь изученного материала с новой темой.

Обучающиеся называют тему урока: «Обратимость химической реакции».

Цель урока: обобщить знания о состоянии химического равновесия.

выдвижение гипотезы, обоснование, построение логических рассуждений.


целеполагание.

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, определение цели, постановка вопросов).

выделение и формулирование познавательной цели, структурирование знаний.

Фронтальная

Парная работа

Фронтальная

Индивидуальная

б) Принятие учебных целей и условий их достижения.


Способность управлять химической реакцией составляет основу химической технологии.

Гипотеза. Если изучить факторы, влияющие на сдвиг химического равновесия, можно научиться управлять реакцией. Обучающиеся предлагают план действий по проверке гипотезы.

Обучающиеся выдвигают гипотезу

о существовании термодинамических факторов, влияющих на смещение химического равновесия в нужном направлении.

построение логических рассуждений и доказательств


инициативное сотрудничество в сборе информации

извлечение необходимого материала из текста


Фронтальная

в) Проверка принятой гипотезы. Сбор данных, их анализ, формулирование выводов

Самостоятельная работа с учебником. Принцип Ле Шателье. Параграф 24.

Заполните таблицу. Факторы, влияющие на сдвиг химического равновесия на примере реакции синтеза аммиакаиз азота и водорода.

Работа с учебником (п. 24), ЭОР http://fcior.edu.ru/search.page?phrase, информационные карты.

1группа – изучает влияние изменения температуры на смещение химического равновесия.

2 группа – влияние изменения концентрации на смещение химического равновесия.

3 группа – влияние изменения давления на смещение химического равновесия.

Отчеты групп о проделанной работе.

Фронтальное обсуждение результатов работы.

Выводы.

При повышении концентрации реагирующих веществ равновесие смещается в сторону образования продуктов.

При повышении концентрации продуктов реакции — в сторону образования исходных веществ.

При повышении давления — в сторону той реакции, которая ведет к уменьшению объема газа.

При повышении температуры — в сторону эндотермической реакции.

При понижении температуры — в сторону экзотермической реакции.

Выполняют работу в группах.

Обучающиеся делают выводы и подводятся результаты урока.

умение выражать мысли


анализ, синтез,

сотрудничество, разрешение конфликтов,

поиск и выделение информации, решение рабочих задач с использованием ИКТ и источников информации.

Групповая
Фронтальная

3. Рефлексия.


Учитель побуждает учащихся к рефлексивному осмыслению полученных результатов с целью самопроверки.

1.Предложите свои способы смещения равновесия в соответствии с принципом противодействия. 

2.Почему при сжатии смеси газов NO2,N2O4 она светлеет?

3. Почему для сложной гетерогенной химической реакции

Fe3O4 (тв) + СО (г)   =

=3 FeO (тв) + СО2 (г) + Q кДж

можно предсказать, что изменение давления не приведет к смещению равновесия?

Выполните тестовые задания. (Учащиеся самостоятельно выполняют тестовые задания).

1. В каких реакциях изменение давления окажет влияние на смещение равновесия?

2. В какой из четырех реакций равновесие больше всего сместится вправо при одновременном повышении температуры и понижении давления?

3. Какие утверждения верны?

1.Повышение температуры смещает равновесие в сторону эндотермической реакции.

2. Повышение температуры увеличивает как скорость прямой, так и обратной реакции.

3. Катализатор влияет на сдвиг химического равновесия.

4. В том случае, когда реакция протекает без изменения числа молекул газов, равновесие не нарушается при сжатии или расширении системы.

Возвращение к проблеме.

Почему же выход аммиака на химическом производстве не превышает 50 %?

N2 + 3H2 = 2NH3 + Q

Обучающиеся заполняют таблицу, работая в парах.

Обучающиеся приходят к выводу о том, что реакция синтеза протекает с выделением тепла. Поэтому, согласно принципу Ле Шателье, с повышением температуры равновесие реакции сдвигается влево, т. е. чем выше температура, тем меньше азота и водорода вступают в реакцию. При низкой температуре реакция синтеза аммиака протекает более полно. Однако с понижением температуры скорость большинства химических реакций, в том числе и скорость реакции синтеза аммиака, уменьшается. Поэтому для обеспечения значительной скорости образования аммиака реакцию необходимо проводить при достаточно высокой температуре. Практически синтез аммиака ведется при температуре 450-500° С, при которой реакция протекает достаточно быстро и содержание аммиака в газовой смеси сравнительно высоко.

Подведение итогов этапа. Обучающиеся делают выводы о смещении химического равновесия и подводятся результаты урока.

Давайте вернемся к теме и цели урока. Выскажите ваше мнение о выполнении цели, раскрытии темы урока.

Отвечают на вопросы, работают в группах.

нравственно-эстетическая ориентация.


контроль и коррекция, оценка
















контроль, коррекция,


рефлексия способов и условий действия.















общеучебные, логические





















контроль и оценка результатов деятельности.


Индивидуальная, групповая

4. Д/з

Домашнее задание: п.14 (обязательная часть), сообщение «Интересные факты из мира обратимых реакций»










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!