СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока (ФГОС). Н. А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога». Картины подневольного труда.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока литературы в соответствии с ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока (ФГОС). Н. А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога». Картины подневольного труда.»

Предмет:

Литература

Учитель: Шиндина А.Н.

Класс 6

Дата:

Тема урока:

Н. А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога». Картины подневольного труда.

Тип урока:

Комбинированный

Цели деятельности учителя:

способствовать формированию представления о Н. А. Некрасове как великом русском поэте; создать условия для ознакомления с фактами из биографии поэта, организации и проведения повторения ранее изученных стихотворений Некрасова; обозначить главную тему его творчества; показать богатство и своеобразие художественного мира поэта.

Задачи:

Предметная: развитие мыслительной деятельности обучающихся через умение анализировать, синтезировать, обобщать;

Метапредметная: совершенствовать навыки работы учащихся с текстом литературного произведения, развивать умения и навыки анализа художественного произведения, совершенствовать навыки выразительного чтения, развивать навыки критического мышления, сопоставлять произведения разных видов искусства;

Личностная: воспитывать любовь и уважение к наследию великих классиков русской литературы, прививать интерес к чтению, ценить человека по поступкам, им совершаемым, активизация познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.

Предметные умения:

знать особенности повествования; уметь воспринимать и анализировать текст

Планируемые результаты

Личностные: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Формы работы на уроке:

Групповая, индивидуальная

Оборудование:

Учебник, презентация











Структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося
(осуществляемые действия)

Формируемые умения

I. Актуа­лизация и пробное учебное действие

Служи не славе, не искусству, –

Для блага ближнего живи,

Свой гений подчиняя чувству

Всеобнимающей любви.

Н. А. Некрасов

– Уроки поэзии продолжаются. Имя поэта, которому сегодня посвящен урок, – Николай Алексеевич Некрасов. Помните, как легко нам было говорить о поэте, как понятны нам были мотивы его творчества. Вспомните картины, возникающие в нашем воображении при одном только прочтении первых строк, например: «Однажды в студеную зимнюю пору я из лесу вышел, был сильный мороз...», «Дело под вечер, зимой, и морозец знатный. По дороге столбовой едет парень молодой, ямщичок обратный...», «В августе, около малых Вежей, с старым Мазаем я бил дупелей. Как-то особенно тихо вдруг стало, на небе солнце сквозь тучу играло...».

Сегодня мы познакомимся со стихотворением Н. А. Некрасова «Железная дорога», с чертами личности, нашедшими отражение в этом стихотворении. И опять будем рисовать в своем воображении картины. Это будут картины из жизни простого народа, которого писатель хотел видеть свободным, просвещенным и счастливым. Недаром в стихотворении «Русскому писателю» он вновь говорит о предназначении поэта:

Служи не славе, не искусству, –

Для блага ближнего живи,

Свой гений подчиняя чувству

Всеобнимающей любви.

Этой «всеобнимающей любовью» к своему русскому народу жило сердце Некрасова-поэта и человека.

Чтобы лучше понять поэта, вспомним некоторые страницы его биографии.














Внимательно слушают.










Учащиеся рассказывают о детстве и юности Некрасова.



Личностные УУД

1. Развивать умение выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

Коммуникативные УУД

Строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Регулятивные УУД

1. Планировать необходимые действия

II. Работа по теме урока.


Подробный пересказ статьи учебника о биографии Н. А. Некрасова (с. 210–212).

– Послушайте пересказ статьи и ответьте: каким человеком вы увидели Н. А. Некрасова?

– Что такое эпиграф?

– Как вы поняли слова эпиграфа: «Воля и труд человека дивное диво творят»?

Композиция стихотворения «Железная дорога».

– Дайте определение композиции.

– Из скольких частей состоит композиция стихотворения «Железная дорога»? Назовите их.

– Запишите план в тетрадь.

План (примерный)

1. «Все хорошо под сиянием лунным, всюду родимую Русь узнаю».

2. Высокая цена строительства железной дороги.

3. Сон Вани, проясняющий правду: «Мужики – нашей дороги строители».

4. Строительство завершено – народ вновь обманут.

– Какие чувства вы испытывали при чтении этого стихотворения?

– Рядом с каждым пунктом плана запишите, какое чувство или чувства вы испытывали при чтении каждой части стихотворения.

Варианты:

1. Спокойствие, задумчивость, умиротворенность.

2. Сочувствие, страх, слабая уверенность в том, что безграмотный, темный народ заявит о своих правах.

3. Гордость, радость за Ваню; презрение по отношению к генералу.

4. Жалость, сострадание по отношению к обманутым мужикам; уважение простых тружеников – мужиков – за их созидательный труд; вера в прозрение, в «выпрямление народа».

Составление плана сообщения «Своеобразие композиции стихотворения Н. А. Некрасова “Железная дорога”».

– На какие элементы композиции стихотворения вы обратили внимание? (Наличие эпиграфа, описание пейзажа, диалог-спор, сочетание реальных и фантастических картин, риторические вопросы, многоточие.)

– Самостоятельно составьте и запишите в тетрадь план сообщения «Своеобразие композиции», ориентируясь на названные элементы композиции.

План сообщения (примерный)
«Своеобразие композиции стихотворения Н. А. Некрасова
“Железная дорога”»

1. Эпиграф и его роль в стихотворении.

2. Пейзаж и его роль в стихотворении.

3. Диалог-спор и его место в произведении.

4. Как сочетаются реальные и фантастические картины в стихотворении?

5. Роль риторических вопросов, многоточия в стихотворении.

6. В чем же видится своеобразие композиции стихотворения Н. А. Некрасова «Железная дорога»?













Внимательно слушают учителя. Задают вопросы.









Личностные УУД

1. Развивать умение выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

Коммуникативные УУД

Строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Регулятивные УУД

1. Планировать необходимые действия

III. Физкультминутка

Буратино потянулся, 
Раз – нагнулся, 
Два – нагнулся, 
Три – нагнулся. 
Руки в стороны развел, 
Ключик видно не нашел. 
Чтобы ключик нам достать, 
Нужно на носочки встать.



Повторяют за учителем



Личностные УУД:

установка на здоровый образ жизни и её реализация на уроке.

IV.Работа по теме урока.


– Назовите, какие стихотворения Н. А. Некрасова вы знаете?

– Прочитайте наизусть одно из известных вам стихотворений поэта.

– Сделайте вывод, на какие темы написаны эти стихи?




Отвечают на вопросы


V. Итог урока.


Рефлексия учебной деятельности

-Что вы сегодня узнали для себя нового?

-Что у вас вызвало затруднение?

-Как вы их преодолели?

– Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?



Отвечают на вопрос. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.



Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения

VI. Домашнее задание

Выразительное чтение

Записывают задание, задают уточняющие вопросы



















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!