- образовательная: формирование умений и навыков работы с операциями сложения рациональных чисел с одинаковыми знаками и разными знаками;
- воспитательная: воспитывать интерес к математике, применяя интересные задания, используя различные формы работы.
- развивающая: развивать умение учащихся работать как индивидуально (самостоятельно), так и коллективно; развивать умение оценить свои силы, используя задания разного уровня сложности.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД на этапах урока |
Организационный момент (1-2 мин) | - приветствие; - проверка готовности учащихся к уроку, состояния рабочего места учащихся: наличие тетрадей, учебников, чертежных принадлежностей; - отсутствующие на уроке (сообщают дежурные) Обращает внимание на листы самооценки (все ли знают, как заполнять) | - приветствие; - готовность к уроку - отсутствующие на уроке (сообщают дежурные) | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; |
Актуализация (7 мин) | 1)Соединить стрелками в порядке возрастания числа.(задание на карточках); (все правильно соединил-2 балла, есть ошибки-1 балл, не выполнил задание-0 баллов) 2) 1.Прочитайте слова: Выигрыш, проигрыш, отдал, взял, зарплата, налог, долг 2.Разделите эти слова на 2 группы: в первый столбик – слова-синонимы слова «доход», во второй – слова – синонимы слова «расход». доход | расход | выигрыш взял зарплата | проигрыш отдал налог долг | Действительно, бережливый хозяин хорошо должен знать как размер своего дохода, так и свои долги. И вот однажды купец решил посчитать, с прибылью для себя или с убытком он прожил этот месяц? Если: Первый человек отдал ему 32 рубля своего долга; Второму он дал в долг половину этих денег; На строительство башни он пожертвовал 30; Третий вернул 17 рублей; И последняя сделка принесла ему доход 10 рублей. Решение: 32 +(– 16)+( – 30) + 17 + 10 = 13 С каким знаком получившееся число? В какую колонку можно отнести полученный результат? А если бы число получилось отрицательное? Какой можно сделать вывод? На уроках в школе мы учимся учиться. Что мы получаем «доход» или «расход»? Назовите числа, из которых составлено выражение? На какие группы можно поделить эти числа? (положительные и отрицательные) Какое понятие в математике связывает эти числа? (рациональные числа) А теперь давайте вернемся к задаче про купца. Как купец рассчитывал свой доход? (дети говорят: «выполняли арифметические действия с целыми числами»). Итак, попробуем сформулировать тему урока Открываем тетради, записываем число и тему урока Чем мы будем заниматься на уроке? Значит, какую цель вы определите для себя на данном уроке? Если вы четко понимаете, чем вы должны будете заниматься на уроке, поставьте в лист самооценки 2 балла, если вы в чем - то сомневаетесь, поставьте 1 балл, если не поняли цели и задач урока – 0. | Выполняют задание, соединяют числа стрелками; Положительные, отрицательные, ноль, целые. Сравнивать, находить модуль, отмечать на координатной прямой. Отвечают на вопросы. Сделают вывод, что с помощью координатной прямой не все числа удобно складывать вспомнить правило, которое нам поможет. Продолжать учиться использовать это правило при решении примеров и задач Формулируют тему. Записывают тему урока. Оценивают себя. | Познавательные: Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного самостоятельно и с помощью учителя. Коммуникативные: Уметь точно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи; |
закрепление полученных знаний самостоятельная работа с проверкой по образцу | Решение примеров с проговариванием правила сложения отрицательных чисел или чисел с разными знаками. а) у доски с объяснением (+3) + (-0,9) = ( + 0,8) + (-1,2)= б) комментируем с места (- 10,2) + (- 8) = ( - 1,5) + (- 2,5) = в) в парах, объясняя друг другу (- 5) + (+ 4,3) = ( + 0,04) + (- 0,2) = Какой следующий этап нашего урока? Что надо сделать, чтобы убедиться, как вы поняли, как пользоваться правилами сложения рациональных чисел? Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой по эталону. 1. Найдите значение выражения: а + в + (-3), а) если а = - 1,7; в = 0,7 ; б) если а = -1,75; в = - 1,5. Все верно 2 балла 1 ошибка – 1 балл Неверно – 0 баллов 2. «Найди ошибку». Надо найти все ошибки и их исправить ( записаны задания на доске). Сформулировать правило, которое вы применяли при проверке каждого выражения. – 4 + (– 5) = 9, 4 + (– 2) = 2, – 15 + (– 3) = -5, 4 + (– 6) = 2, – 7 + 7 = 14, Подведем итог, оценим свои знания по этому заданию. 4 балла – нашли 4 ошибки 3 балла – нашли 3 ошибки 2 балла – нашли 2 ошибки 1 балл – нашли 1 ошибку | Один ученик работает у доски, остальные работают в тетрадях. Выполнить самостоятельную работу Выполняют самостоятельную работу; Меняются тетрадями. Выполняют взаимопроверку по эталону. а) а + в + (-3)= -1,7+ 0,7 + (-3)= -4; в) а + в + (-3)= -1,75 + (-1,5) + (-3) = -6,25. оценивают себя При необходимости исправляют ошибки. Анализируют и объясняют причины ошибок Находят ошибки, заполняют лист самооценки. | Регулятивные: Уметь оценивать правильность выполнения действия; выполнять самопроверку и корректировку учебного задания; владеть навыками самоконтроля своей деятельности. Познавательные: Уметь анализировать, сравнивать. Личностные: Осознание собственных достижений при освоении темы; понимание причин успешности или неуспешности своей деятельности. |
физминутка | Все ребята дружно встанем Руки кверху поднимаем, А потом их отпускаем. А теперь их развернем И к себе скорей прижмем. Разотрите все ладошки, приготовьте для хлопков, если правда – вы похлопайте, если ложь потопайте. Число 5 – целое 27 0 – натуральное число -5 + (-3) будет 8 Сумма противоположных чисел равна 0
Наш урок продолжить нужно. Подравнялись, тихо сели, Все на доску посмотрели! | Выполняют задания | |
работа в парах | С давних времён разные растения, деревья и кустарники, люди наделяли определённой символикой. Так, например, лавр символизирует славу, олива – мир, берёза – грацию 6 баллов - нет ошибок 5 баллов – 1 ошибка 4 балла – 2 ошибки 3 балла -3 ошибки 1 балл – более 3 ошибок | | Познавательные: использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; ориентировка на разнообразие способов решения задач; умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков умение осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; выдвижение гипотез и их обоснование Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу учитывать правило в планировании и контроле способа решения; различать способ и результат действия; выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию; уметь в коммуникации строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; уметь контролировать действия партнера; |
постановка домашнего задания | придумать 3-5 примеров на сложение рациональных чисел, №957(2,4), №959(1,2) | Выбирают и записывают домашнюю работу | |
Итог урока (рефлексия) | В течение всего урока вы заполняли лист самооценки, посчитайте количество баллов и выставьте себе оценку за урок и оцените пожалуйста своего одноклассника словесно. 16-14 баллов – оценка «5» 13-11 баллов – оценка «4» 10-6 баллов – оценка «3» Какую цель мы поставили в начале урока? Достигли ли вы цели? | Учащиеся рассказывают о том, что они делали на уроке: -выполняли сложение с помощью алгоритма сложения рациональных чисел | Личностные: осознание собственных достижений при освоении темы; уметь проводить самооценку результатов своей деятельности; понимание причин успешности или неуспешности своей деятельности. Регулятивные: Уметь соотносить полученный результат с поставленной целью. Коммуникативные: Уметь формулировать и аргументировать свое мнение. |