Досмухамбетова С.В., учитель начальных классов МОУ – сош с. Кирово
- Создание условий для осознания и осмысления обучающимися правил правописания сочетаний –инк- и-енк-
- Формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия.
- сформировать умение применять алгоритм написания слов с сочетаниями -инк-, -енк-
- развитие умения осознанно строить речевое высказывание, формулировать и выводить правила правописания
- сформировать умение применять алгоритм написания слов с сочетаниями -инк-, -енк-
-совершенствовать навыки работы в группе, в паре, самостоятельность, самоконтроль и самооценивание
-Самоопределение и осознание того, что уже усвоено , что еще подлежит усвоению.
-способствовать воспитанию аккуратности, здорового образа жизни.
Для учителя: учебник «Русский язык»(3 класс), авторы С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М. И. Кузнецова и др (2013 г.); Рабочая тетрадь по русскому языку №2 ( 3 класс), автор М.И. Кузнецова; мультимедийное оборудование и компьютерная презентация «Учимся писать сочетания –инк-, -енк-.»
Для ученика: учебник «Русский язык»(3 класс), авторы С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М. И. Кузнецова и др (2013 г.); Рабочая тетрадь по русскому языку №2 ( 3 класс), автор М.И. Кузнецова; толковый словарь, карточки для работы в группах и самостоятельной работы
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1 Самоопределение к деятельности. | Здравствуйте, ребята. Меня зовут Светлана Валентиновна. Сегодня я проведу у вас урок. -Дети, вам тепло? -В классе светло? - Прозвенел уже звонок? -Уже закончился урок? -Только начался урок? -Хотите учиться? -Значит, можно всем садиться. | Подготовка класса к работе. Учащиеся слушают внимательно вопросы и отвечают. Вести здоровый образ жизни, правильно питаться, больше есть фруктов, овощей и ягод. | Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2. Актуализация знаний и фиксации затруднений в деятельности. | 1) Проверка Д/з. - Ребята, вам что-нибудь напоминают слова на карточках Где вы с ними встречались Давайте проверим, как вы справились с заданием букаш…чка ,книж…чка , дво…чка , чаш…чка , кош…чка ,скаме…чка , пугов…чка ,балала… -Для выполнения работы что вам помогло Оцените свою работу . -Откройте пожалуйста тетради и запишите число и классная работа. 2 . Посмотрите пожалуйста на экран и отгадайте, какую букву мы сегодня будем писать Вв, Дд, Яя,Рр,Жж, Фф. Слайд 1 -Ребята, сейчас идёт зима. А зимой многие болеют простудными заболеваниями и гриппом. А скажите пожалуйста , что необходимо делать, чтобы меньше болеть. Слайд 2 Прочитайте пожалуйста предложение на экране Я здоровье берегу-сам себе я помогу. -Как вы понимаете смысл этого предложения -Я предлагаю вам взять это предложение за девиз нашего урока. Давайте хором проговорим девиз нашего урока. -Ребята, я хочу с вами поделиться народными рецептами против гриппа и простудных заболеваний. Картинка смородины с названием При простуде и гриппе эффективное народное средство это черная смородина. Приготовьте из смородины горячий чай, добавив по вкусу сахар или мед, в день выпивайте не более четырех стаканов. Черная смородина обладает рядом полезных свойств тонизирующим, потогонным, противовоспалительным. Также в черной смородине содержится большое количество витамина С. Картинка сосны с названием. Сосна обыкновенная. Ложку сосновых почек заливают стаканом кипятка, настаивают, процеживают, настаивают в термосе около часа. Можно добавить ложку меда, пьют по пол стакана три раза в день. Сосна оказывает бактерицидное действие, ускоряет выздоровление. А теперь , ребята, давайте ласково назовём слово смородина и сосна . -Потренируемся. Назовите ласково: вишня -…., изюмина-… Смородина – смородинка сосна –сосенка. С помощью каких частей образовались новые слова Падает ли на них ударение Одинаково ли звучат сочетания -инк- и –енк- в безударном положении Почему -енк – и –инк произносятся в безударной позиции одинаково ,а пишутся через разные буквы -е- и –и- У нас возникла проблема. | Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки. Записывают число. Отвечают на вопросы учителя Вести здоровый образ жизни, правильно питаться, больше есть фруктов, овощей и ягод. Развивают навык плавного, каллиграфически правильного письма. Проговаривают хором девиз урока. Слушают внимательно учителя. Называют ласково слова. Выделяют сочетания енк ,-инк- -Нет. Сомнение. Проблема. | Познавателные: ----анализ объектов с целью выделения существенных признаков, -установление связей между используемыми понятиями и прошлым опытом детей, Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, - участие в обсуждении , Познавательные: -формулирование проблемы |
3. Постановки учебной задачи. | Чему мы будем сегодня учиться на уроке Сформулируйте пожалуйста тему урока.Слайд 3 Выскажите свои предположения, гипотезы. Почему в одних словах пишется –енк-, а в других словах –инк- Вы выдвинули свои гипотезы. Потом мы проверим, у кого они оказались истинными, а у кого ложными. | Ставят цели и задачи, формулируюттему урока. Выдвигают собственные гипотезы. | Регулятивные: умение осознавать и формулировать цель работы на уроке с помощью учителя понимать учебную задачу и стремиться её выполнить; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение – формирование познавательной цели; логические – формирование проблемы. |
4.Открытие нового знания, построение проекта выхода из затруднения. | Кто такие исследователи Я вам предлагаю стать исследователями . Работать мы будем в группах. Давайте вспомним правила работы в группах: 1 Учимся работать сообща. 2 Не перебиваем друг друга. 3 Не выкрикиваем. 4. Мы слышим друг друга. Исследуйте пары слов и попробуйте сделать выводы, когда в слове пишется –енк, а когда -инк Группам раздаются карточки: Ребята, что означает слово проталина Где мы можем узнать лексическое значение слова Слайд 5 Проталина - Место, где стаял снег и открылась земля. По словарю С. Ожегова -ребята, скоро наступит весна, на улице начнёт таять, появятся первые проталинки. Постарайтесь не промочить ноги, чтобы не заболеть. Проталина – проталинка, Смородина – смородинка, Трещина – трещинка, Башня – башенка, Сосна – сосенка Ребята , вы сформулировали свои выводы. А где мы можем проверить, правильно ли вы сделали выводы Давайте откроем учебники стр.39 и прочитаем правило. У кого гипотезы оказались истинными -Для того чтобы правильно написать сочетания –енк, -инк- что мы должны сначала сделать -А потом Оцените свою работу в роли исследователей. | Отвечают на вопросы учителя. Называют правила работы в группе. Работают с толковым словарём. Дети объясняют лексическое значение слова используя толковый словарь, работают в группах, наблюдают за правописанием в словах сочетаний -инк, -енк, формулируют свои выводы. Читают правило в учебнике, проговаривают, сравнивают со своими выводами. Определить слово, от которого образовалось данное. Если от слова на –ина, значит пишем –инк, если от слова на –на, -ня, то пишем –енк. | Регулятивные: умение работать с раздаточным материалом как средством передачи информации; планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цели рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные - инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. |
5. Первичное закрепление. | 1 игра собери слова А сейчас я вам предлагаю немного поиграть. На доске записаны слова: Вишня, корзина, черешня Составьте из этих слов новые слова, используя сочетания –енк, -инк. 2. Откройте учебнике на стр., выполним упражнение 1 фронтальная работа Оцените свою работу на данном этапе закрепления. | Дети составляют слова из разрезанных слогов – карточек слова. Фронтально выполняют задание у доски. Оценивают работу. | Познавательные: овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;Регулятивные:формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной целью; |
Физминутка | Ребята, чтобы быть здоровыми, надо заниматься спортом. Давайте встанем и выполним упражнения вместе с весёлыми зверюшками интерактивнаяфизминутка. | Выполняют упражнения, повторяя за зверюшками. | |
6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. | А сейчас,ребята , вы будете работать самостоятельно . Задания будут разные по сложности. На голубых листочках задания труднее, задания на зелёных листочках легче. 1уровень. Вставить в словах буквы: Карт..нка, витр..нка, солом..нка, спал..нка, пес..нка. 2 уровень: Найти и исправить в словах ошибки: Картинка, витринка, соломенка, спалинка, песинка. Проверка по слайду. Слайд 6 Оцените свою самостоятельную работу в листах самооценки. | Выбирают задания для успешного выполнения, выполняют и проверяют по эталону. Оценивают свою работу. | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение,готовность слушать собеседника. |
7. Включение в систему знаний и повторений | 1. Интерактивная игра.Слайды 7-10 2.Выполнение заданий в рабочей тетради. Стр. 8упр. 1 работают индивидуально, потом проверяют друг у друга в паре. Оцените себя в оценочных листах. | Выполняют задания в рабочих тетрадях, проверяют работу соседа по парте. | Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, -построение логической цепи рассуждений -адекватное Коммуникативные:-использование речевых средств для решение коммуникативных задач, Регулятивные: -способность к мобилизации сил и энергии. |
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке | -Какие открытия вы сегодня сделали? -Почему в одних словах пишется сочетание – инк -, а в других – енк-? - Какое задание было самым трудным? - У кого другое мнение? - Самым интересным? Покажите своё настроение на уроке, используя смайлики. И определите своё место на лесенке успеха. Подсчитайте пожалуйста, сколько у вас на листах самооценки + и -. У кого одни + поставьте смайлик на верхнюю ступеньку. У кого + больше чем – поставьте себя на вторую ступеньку. У кого + и – одинаково или – больше поставьте себя на нижнюю ступеньку. А я вам , ребята, желаю никогда не болеть.Мне хочется вам подарить небольшие буклеты с рецептами от простудных заболеваний и гриппа. Будьте всегда здоровы | Формулируют выводы, правило написания сочетаний –енк, -инк-, анализируют свою работу на уроке, выполняют самооценку выполненной работы по лесенке успеха. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Регулятивные: контроль и оценка процессов и результатов деятельности личностные: смыслообразование, самооценка на основе критерия успешности, Коммуникативные: - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. |
| Д/з Выучить правило и алгоритм написания сочетаний –инк-, -енк- учебник стр.40 упражнение 4 | Записывают Д\з в дневники | |