СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка в 11 классе.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по теме «Подготовка к сочинению – рассуждению в формате ЕГЭ. Содержательный анализ текста».

Цели урока для учителя: подготовка учащихся к написанию сочинения – рассуждения на  основе содержательного анализа исходного текста, формирование практических умений анализа текста.

Планируемые результаты:

Личностные:

- воспитание культуры речи; повышение требовательности к своей речи;

Метапредметные:

Познавательные УУД: осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебной задачи, понимать информацию, представленную в различных формах;

Коммуникативные УУД: аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения, вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в больших и малых группах;

 Регулятивные УУД:  контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

Личностные УУД: самоопределение смысла образования и  этическая ориентация

Предметные:

- умение осмысленно читать текст, 

-определять проблематику текста, 

-видеть в тексте автора и его отношение к тому, о чём он пишет,

- умение создавать собственное высказывание на основе исходного текста.

- умения формулировать основную проблему исходного текста;

- комментировать проблему с опорой на текст 

Тип урока: урок развития речи.

Методы: проблемный, частично – поисковый (использован  при  работе с текстом)

 Вид урока: практикум. 

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка в 11 классе.»

Тема урока: «Подготовка к сочинению – рассуждению в формате ЕГЭ. Содержательный анализ текста».

Цели урока для учителя: подготовка учащихся к написанию сочинения – рассуждения на  основе содержательного анализа исходного текста, формирование практических умений анализа текста.

Планируемые результаты:

Личностные:

- воспитание культуры речи; повышение требовательности к своей речи;

- -воспитание бережного отношения к языку.

- умение излагать собственное мнение по проблеме с привлечением   аргументов.

Метапредметные:

Познавательные УУД: осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебной задачи, понимать информацию, представленную в различных формах;

Коммуникативные УУД: аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения, вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в больших и малых группах;

Регулятивные УУД: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

Личностные УУД: самоопределение смысла образования и этическая ориентация

Предметные:

- умение осмысленно читать текст, 

-определять проблематику текста, 

-видеть в тексте автора и его отношение к тому, о чём он пишет,

- умение создавать собственное высказывание на основе исходного текста.

- умения формулировать основную проблему исходного текста;

- комментировать проблему с опорой на текст 

Тип урока: урок развития речи.

Методы: проблемный, частично – поисковый (использован  при  работе с текстом)

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.

 Вид урока: практикум.

Оборудование: словари, текст  М. А. Кронгауза ( «Русский язык. ЕГЭ. 2015под редакцией И.П. Цыбулько  Издательство «Национальное образование», Москва, 2015), раздаточный материал: Приложения( глоссарий, шаблоны для написания сочинения, критерии оценивания задания 25), презентация, проектор.

В качестве индивидуального домашнего задания предлагались следующие задания: определить значение заимствованных слов из текста

( "стритрейс", "трендсеттер" и другие), подготовить краткое сообщение об авторе текста М.А.Кронгаузе.

Ход урока.

Этапы урока,

цель этапа,

время



Деятельность учителя

Деятельность обучающихся


УУД

Вводный этап урока ( 5 мин)

1. Организационно- мотивационный этап

Цель: включение обучающихся в деятельность на лично-значимом уровне, создание мотивации к действиям. подготовка к основному этапу урока


Приветствует класс.

Проверяет готовность к уроку

Одним из самых сложных заданий ЕГЭ по русскому языку является интерпретация текста с комментированием его проблематики и аргументацией собственного мнения. Набрать достаточное количество баллов без выполнения задания 25 практически невозможно. поэтому на нашем уроке

Приветствуют учителя.

Демонстрируют готовность к уроку.

Слушают учителя.

Коммуникативные УУД: развиваем умение слушать и понимать других.

Регулятивные УУД: прогнозирование предстоящей работы.

Личностные результаты: мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

2. Постановка учебных задач.

Цель: целеполагание УЗ


 ( СЛАЙД 1)

Подводит учащихся к формулированию темы и цели урока через. Задаёт наводящие вопросы, помогая учащимся сформулировать цель урока.

- Что предполагает задание с развернутым ответом? ( написать сочинение-рассуждение по тексту)

- Сформулируйте тему урока.

- Каков конечный результат урока?

- Как добьемся результата? ( анализ и интерпретация данного текста)


Участвуют в диалоге с учителем.




Формулируют тему урока. ( Подготовка к сочинению -рассуждению)



Определяют цель урока ( создать собственный текст на основе исходного)

Отвечают на поставленные вопросы


Познавательные УУД: строить логическую цепочку рассуждений. Коммуникативные УУД: строить монологическое высказывание в устной форме.

Регулятивные УУД: осуществлять целеполагание.


Основной этап (35 мин)

3. Актуализация знаний и пробное учебное действие

Цель: применение прежних знаний в новой ситуации

( СЛАЙД 2)

- Что вы должны уметь, чтобы написать сочинение-рассуждение? ( предметные результаты)

- Перед вами критерии проверки сочинения рассуждения (Приложение 1). Опираясь на них ( К 1-К4), расскажите о структуре сочинения - рассуждения на основе исходного текста.



Работают в парах. Составляют план сочинения.

1. Вступление (может и не быть)

2. Проблема текста.

3. Комментарий к проблеме (только текстуальный).

4. Позиция автора.

5. Согласие/несогласие (корректное) с автором.

6. Аргументация собственного мнения.

7. Вывод

Проверяют правильность выполнения задания со слайда.


Познавательные УУД: выполнять учебно-познавательные действия: осуществлять для решения учебной задачи операции анализа.

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные УУД: осуществлять совместную деятельность в парах.

4. Построение проекта решения УЗ

Цель:

(СЛАЙД 3)

Организуют работу по повторению основных понятий: проблема, авторская позиция, комментарий, тема текста, идея текста, аргумент.

Работают в парах. Соотносят понятие с его значением. (Приложение 2)

Самопроверка ( со слайда)

Познавательные УУД: выполнять учебно-познавательные действия: осуществлять для решения учебной задачи операции анализа.

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные УУД: осуществлять совместную деятельность в парах.

5. Работа над содержанием текста.

Цель: совершенствование умений анализировать исходный текст, выявление авторского замысла.

(СЛАЙД 3)
















(слайд 4)















( слайд 5- 7)























































(Слайд 8 )



- Обратите внимание на высказывания. Прочитайте их.

- Можете ли вы определить тему текста представленного для анализа, его проблематику?








- Обратите внимание, что данные высказывания вы можете привести в качестве аргумента.


Организует первичное восприятие текста, читает текст.

(Приложение 3)









- К какому стилю относится прочитанный текст?

- Какова цель текста публицистического стиля?

- Какова тема текста? 

- Как можно озаглавить текст?

- Соотнесите высказанное с предположениями.

- Кому адресован текст?

Организует работу с ключевыми словами.



- На основе ключевых выражений составьте назывной план.

- Какие из пунктов плана можно объединить?

- Чтобы определить проблематику текста, переделайте назывной план в вопросный.









- Обратитесь к вопросному плану. Подумайте, какой вопрос или вопросы в наибольшей степени обобщают содержание текста.

-Эти вопросы можно использовать для формулирования проблемы текста. Самостоятельно сформулируйте основную проблему текста. Запишите вводную часть вашего сочинения. Проблема может быть сформулирована на основе введения проблемных вопросов. Другой способ изложения проблемы - позитивное утверждение. Вы можете использовать шаблон с речевыми оборотами.

- Чтобы составить комментарий выявленной проблемы, обратитесь к одному из планов, письменно раскройте соответствующие пункты в одном или двух предложениях. Будьте внимательны, комментарий это не пересказ текста.

- Сформулируйте основную мысль текста. Постарайтесь сделать так, чтобы она являлась ответом на сформулированный вами вопрос.

- В каких предложениях открыто звучит авторская позиция?

- Подведите итог по представленной на слайде схеме, какие структурные части сочинения вы представили в процессе самостоятельной учебной деятельности.

Читают предложенные высказывания. "В нем (в русском языке)все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно". (Н.В.Гоголь)

"Употреблять иностранное слово, когда есть ему равносильное русское, — значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус". (В. Белинский)

"Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками". ( И.С.Тургенев)

Определяют о чём пойдет речь в тексте на основе рассуждений по прочитанным высказываниям.

Приходят к выводу.


Индивидуальная работа: выступление учащихся с индивидуальными домашними заданиями: сообщение о М.А. Кронгаузе, работа с заимствованными словами из текста

Вторичное самостоятельное чтение текста.

Участвуют в диалоге с учителем.





- Заимствования в русском языке.

- Слова иностранцы в русском языке.





Работают в группах: выделяют ключевые слова по абзацам ( 7 групп)


1. Изменения в языке.

2. Текст с заимствованными словами.

3. "Слова-иностранцы" в русском языке.

4. Трудности перевода.

5. Поразительные возможности языка.

6. Личное отношение к заимствованиям.

7. Языковая свобода.

8. Языковой хаос.



1. Почему происходят изменения в русском языке?

2. Почему люди негативно относятся к использованиям заимствованных слов в русской речи?

3. Нужны ли заимствования?

4.Как влияют изменения на состояние русского языка?

5. Каковы причины возникновения языкового хаоса?


Делают вывод. ( Проблема иноязычных заимствований в русском языке.)




Выполняют самостоятельно работу, используя шаблон (Приложение 4)
















Самостоятельно записывают комментарий, использую речевые формулы.










Работают в парах.

Определяют авторскую позицию. Формулируют и записывают.


Подводят итог.




























Познавательные УУД: анализировать и сравнивать языковой материал, структурировать знания, выполнять учебно-познавательные действия: осуществлять для решения учебной задачи операции анализа.

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные УУД: строить монологическое высказывание в устной форме, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и слышать друг друга.


6. Практическая учебная деятельность по реализации построенного проекта.

Цель: строить по исходному тексту сочинение – рассуждение

- Какова ваша позиция? Согласны ли вы с автором, его мыслями? каково ваше отношение к заимствованиям в русском языке?

- Сформулируйте собственное отношение  к поставленной проблеме.



Заключительный этап ( 5 мин)

7. Подведение итогов.

Домашнее задание.

Цель:


- Достигли поставленных целей? Каких?

- Какие трудности вы испытывали?

Д/з (по выбору) 1) подберите аргументы по заявленной на уроке проблеме по тексту М.А. Кронгауза (дописать сочинение);

2) написать сочинение в соответствии с критериями к работе по другим проблемам прочитанного текста.

Отвечают на вопросы.




Записывают домашнее задание.


8. Рефлексия

Цель:


– Насколько вы удовлетворены собственной (индивидуальной) работой на уроке?

– Насколько вы удовлетворены коллективной (групповой) работой?

– Что вам дал сегодняшний урок?

Самооценка учебной деятельности

Регулятивные УУД: оценивать свою работу.

Личностные УУД: понимать значение проделанной работы.

Коммуникативные УУД: формулировать свои мысли и обосновывать свою точку зрения

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

№ 

Критерии оценивания ответа на задание 25


Баллы

I

Содержание сочинения


 

К1

Формулировка проблем исходного текста


 

 

Экзаменуемый  (в той или иной форме в любой из частей сочинения) верно сформулировал одну из проблем исходного текста.


Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет


1

 

Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста.


0





К2

Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста


 


Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Экзаменуемый привёл не менее 2 примеров из прочитанного текста, важных для понимания проблемы. 
Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет


3

 

Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Экзаменуемый привёл 1 пример из прочитанного текста, важный для понимания проблемы. 
Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет


2

 

Сформулированная экзаменуемым проблема текста прокомментирована с опорой на исходный текст, ноэкзаменуемый не привёл ни одного примера из прочитанного текста, важного для понимания проблемы, или в комментарии допущена одна фактическая ошибка, связанная с пониманием проблемы исходного текста


1

 

Сформулированная экзаменуемым проблема не прокомментирована или прокомментирована без опоры на исходный текст, или в комментарии допущено более одной фактической ошибки, связанной с пониманием исходного текста, или прокомментирована другая, 
не сформулированная или  вместо комментария дан простой пересказ текста или его фрагмента, или вместо комментария цитируется большой фрагмент исходного текста


0

К3

Отражение позиции автора исходного текста


 

 

Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора (рассказчика)  исходного текста по прокомментированной проблеме.
Фактических ошибок,  связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет


1

 

Позиция автора исходного текста экзаменуемым сформулирована неверно,  или позиция автора исходного текста не сформулирована


0

К4

Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме


 

 

Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме,  поставленной автором текста  (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2-х аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы)


3

 

Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме,  поставленной автором текста  (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2-х аргументов,  опираясь на знания,  жизненный опыт),  или  привёл только 1  аргумент из художественной, публицистической или научной литературы


2

 

Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме,  поставленной автором текста  (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл 1 аргумент), опираясь на знания, жизненный опыт


1

 

Экзаменуемый сформулировал своё мнение по проблеме, поставленной автором текста  (согласившись или не согласившись с позицией автора), но не привёл аргументов,  или мнение экзаменуемого заявлено лишь формально  (например:  «Я согласен / не согласен с автором»),  или мнение экзаменуемого вообще не отражено в работе


0

II

Речевое оформление сочинения


 





К5

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения


 

 

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: 
– логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; 
– в работе нет нарушений абзацного членения текста


2

 

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,
но допущена одна логическая ошибка, и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста


1

 

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки, и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста


0

K6 

Точность и выразительность речи


 

 

Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи.
*Высший балл по этому критерию экзаменуемый получает только в случае, если высший балл получен по критерию К10


2

 

Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, но прослеживается однообразие грамматического строя речи, или работа экзаменуемого характеризуется разнообразием грамматического строя речи, но есть нарушения точности выражения мысли


1

 

Работа экзаменуемого отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи


0





III

Грамотность


 

K7

Соблюдение орфографических норм


 

 

орфографических ошибок нет (или 1 негрубая ошибка)


3

 

допущено не более 2-х ошибок


2

 

допущено 3–4 ошибки


1

 

допущено более 4-х ошибок


0





K8

Соблюдение пунктуационных норм


 

 

пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка)


3

 

допущено 1–3 ошибки


2

 

допущено 4–5 ошибок


1

 

допущено более 5-и ошибок


0





K9

Соблюдение языковых норм


 

 

грамматических ошибок нет


2

 

допущено 1–2 ошибки


1

 

допущено более 2-х ошибок


0





K10

Соблюдение речевых норм


 

 

допущено не более 1 речевой ошибки


2

 

допущено 2–3 ошибки


1

 

допущено более 3-х ошибок


0





K11

Соблюдение этических норм


 

 

этические ошибки в работе отсутствуют


1

 

допущены этические ошибки (1 и более)


0





 К12.

Соблюдение фактологической точности в фоновом материале


 

 

фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют


1

 

допущены фактические ошибки (1  и более)  в фоновом материале


0





 

Максимальное количество баллов за всю письменную работу (К1–К12)


24

При оценке грамотности (К7–К10) следует учитывать объём сочинения1.

1. Указанные в таблице нормы оценивания разработаны для сочинения объёмом в 150–300 слов2.

2. Если в сочинении менее 70 слов, то такая работа не засчитывается и оценивается 0 баллов, задание считается невыполненным.

При оценке сочинения объёмом от 70 до 150 слов число допустимых ошибок четырёх видов (К7–К10) уменьшается.

2 балла по этим критериям ставится в следующих случаях:
К7 – орфографических ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка);
К8 – пунктуационных ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка).1 балл по этим критериям ставится в следующих случаях:
К7 – допущено не более двух ошибок;
К8 – допущено одна – три ошибки;
К9 – грамматических ошибок нет;
К10 – допущено не более одной речевой ошибки.

Высший балл по критериям К7–К12 за работу объёмом от 70 до 150 слов не ставится.

К12) оценивается 0 баллов.Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа по всем аспектам проверки (К1

Если в работе, представляющей собой переписанный или пересказанный исходный текст, содержатся фрагменты текста
экзаменуемого, то при проверке учитывается только то количество слов, которое принадлежит экзаменуемому.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.





ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ГЛОСАРИЙ

Соотнесите понятие с его определением

1. Тема текста



2. Идея текста



3. Проблема



4. Комментарий ( к проблеме)



5. Авторская позиция



6. Аргумент



7. Тезис

А. Вопрос, задача, которая требует разрешения.

Б. Логический довод, доказывающий истинность или ложность тезиса. Пример из произведения художественной литературы, подтверждающий высказанную мысль.

В. Предметное содержание текста, то, о чем говорится в нем.

Г. Точка зрения автора, отношение автора к той или иной проблеме.

Д.Ответ на поставленную проблему, главная мысль, выражающая авторскую позицию.

Е. Разъяснение проблемы, ее интерпретация. характеристика проблемы.

З. Высказанная мысль, положение





























ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Текст для анализа

(1)Мир вокруг нас меняется. (2)И язык, который существует в меняющемся мире и не меняется сам, перестаёт выполнять свою функцию. (3)Мы не сможем говорить на нем об этом мире, потому что у нас просто не хватит слов. (4)И не так уж важно, идёт ли речь о домовых сычах, новых технологиях или новых политических и экономических реалиях. (5)Объективно всё правильно, язык должен меняться, и он меняется. (6)Более того, запаздывание изменений приносит людям значительное неудобство, но и очень быстрые изменения могут мешать и раздражать.

(7)Что же конкретно мешает мне и раздражает меня?

(8)Не люблю, когда я не понимаю отдельных слов в тексте или в чьей-то речи. (9)Даже если я понимаю, что это слово из английского языка, и могу вспомнить, что оно там значит, меня это раздражает. (10)Позавчера я споткнулся на стритрейсерах, вчера — на трендсеттерах, сегодня — на дауншифтерах, и я точно знаю, что завтра будет только хуже.

(11)К заимствованиям быстро привыкаешь, и уже сейчас трудно представить себе русский язык без слова «компьютер» или даже без слова «пиар» (хотя многие его и недолюбливают). (12)Я, например, давно привык к слову «менеджер», но вот никак не могу разобраться во всех этих «сейлз-менеджерах», «аккаунт-менеджерах» и им подобных. (13)Я понимаю, что без «специалиста по недвижимости» или «специалиста по порождению идей» не обойтись, но ужасно раздражает, что одновременно существуют «риэлтор», «риелтор», «риэлтер» и «риелтер», а также «криэйтор», «криейтор» и «креатор». (14)А лингвисты при этом либо просто не успевают советовать, либо дают взаимоисключающие рекомендации.

(15)Когда-то я с лёгкой иронией относился к эмигрантам, приезжающим в Россию и не понимающим некоторых важных слов, того же «пиара», скажем. (16)И вот теперь я сам, даже никуда не уезжая, обнаружил, что некоторые слова я не то чтобы совсем не понимаю, но понимаю их только потому, что знаю иностранные языки, прежде всего английский. (17)Мне, например, стало трудно читать спортивные газеты (почему-то спортивные журналисты особенно не любят переводить с английского на русский, а предпочитают сразу заимствовать). (18)В репортажах о боксе появились загадочные «панчеры» и «круэеры»; в репортажах о футболе — «дерби», «монегаски» и «манкунианцы». (19)Да что говорить, я перестал понимать, о каких видах спорта идёт речь! (20)Я не знал, что такое кёрлинг, кайтинг или банджи-джампинг (теперь знаю).

(21)Окончательно добил меня хоккейный репортаж, в котором было сказано о канадском хоккеисте, забившем гол и сделавшем две «ассистенции». (22)Поняв, что речь идёт о голевых пасах (или передачах), я, во-первых, поразился возможностям языка, а во-вторых, разозлился на журналиста, которому то ли лень было перевести слово, то ли, как говорится, «западло». (23)Потом я, правда, сообразил, что был не вполне прав не только по отношению к эмигрантам, но и к спортивному журналисту. (24)Ведь глагол «ассистировать» (в значении «делать голевой пас»), да и слово «ассистент» в соответствующем значении уже стали частью русской спортивной терминологии. (25)Так чем хуже «ассистенция»?

(26)Но правды ради должен сказать, что более я этого слова не встречал.

(27)Думаю, что почти у каждого, кто обращает внимание на язык, найдутся претензии к сегодняшнему его состоянию, может быть, похожие, может быть, какие-то другие (вкусы ведь у нас у всех разные, в том числе и языковые).

(28)Я, в принципе, не против сленга (и других жаргонов). (29)Я просто хочу понимать, где граница между ним и литературным языком. (30)Я, в принципе, не против заимствований, я только хочу, чтобы русский язык успевал их осваивать; я хочу знать, где в этих словах ставить ударение и как их правильно писать. (31)Я, в принципе, не против языковой свободы: она, (конечно, в разумных пределах) способствует творчеству и делает речь более выразительной.

(32)Но мне не нравится языковой хаос (который вообще-то является её обратной стороной), когда уже не понимаешь, игра его или безграмотность, выразительность или грубость.

(По М. Л. Кронгаузу*)

* Максим Анисимович Кронгауз (род. в 1058 г.) — доктор филологических наук, автор научных монографий и многочисленных публикаций в периодических и интернет изданиях.



















ПРИЛОЖЕНИЕ 4

АЛГОРИТМ РАБОТЫ

ПО СОДЕРЖАТЕЛЬНОМУ АНАЛИЗУ ТЕКСТА

I.Внимательно прочитайте текст.

Ответьте на вопрос: о чём говорится в данном тексте? Определите его тему. Озаглавьте текст.

II.Определите стиль текста.

III. Прочитанный текст разделён на абзацы, значит, следует принять их за смысловые части. Подумайте, о чём говорится в каждой части? Составьте назывной план на основе ключевых слов.

IV. Прочитайте назывной план текста. Устно раскройте содержание каждого пункта плана.

V.Переделайте назывной план в вопросный. Отвечайте на вопросы своими словами.

VI. Обратитесь к вопросному плану, сформулируйте проблему текста.

VII. Обратитесь к одному из планов и раскройте письменно каждый пункт в одном или двух предложениях.

VIII. Используя шаблон, создайте комментарий к написанным выше предложениям и запишите.

!!! Комментируйте выявленную проблему

IX. Сформулируйте главную мысль текста. Используйте предложенные обороты речи (шаблон)

X. Оформите «переход» от первой части сочинения - описания исходного текста – ко второй, аргументирующей , части сочинения. Используйте предложенные обороты речи.

XI. Найдите аргументы из художественной литературы или из жизненного опыта, запишите.

XII. Сделайте вывод. Заключение должно состоять из 1-2 предложений.

















ПРИЛОЖЕНИЕ 5

ШАБЛОН

(РЕЧЕВЫЕ ОБОРОТЫ)

I. Формулирование проблемы

1. Проблема может быть сформулирована на основе введения проблемных вопросов. ( смотри вопросный план). Достаточно 2-3 проблемных вопросов.

2. Проблема может быть введена с помощью следующих речевых формул:

В предложенном для анализа тексте автор затрагивает проблему (чего?).... ставит вопрос (о чем?)....

Проблема, поставленная автором текста, сводится к следующему ...

В тексте, предложенном для анализа, автор рассматривает ряд важных вопросов. Главное внимание он уделяет проблеме (чего?)....

В анализируем тексте автор рассматривает проблему (чего?)....

В тексте (кого?) в центре внимания находится проблема (чего?)...

В тексте (кто?) задается вопросом ...

II. Комментирование проблемы

Речевые формулы:

Автор полагает, что...

Он убежден в том, что...

Кроме того, автор утверждает, что....

Наконец, автор делает вывод, состоящий в том, что...

Автор подчеркивает...

(Кто?) объясняет...

Автор напоминает...

Развивая данную мысль, автор упоминает, что ...

Затронутая автором проблема актуальна, поскольку ....

Данная проблема актуальна для ...

3. Формулирование авторской позиции

Главная мысль текста состоит в том, что ....

Автор считает, что ...

Мысль ( позиция) автора состоит в том, что ...

Автор утверждает, что ...

По мысли автора ...

4. Выражение собственной позиции

Я полностью согласен с высказанной автором точкой зрения о ...

Нельзя не согласиться с автором, который утверждает....

Автор, безусловно, прав, полагая, что...

Уважая авторский взгляд на..., я все-таки полагаю, что....

5. Аргументация вашего мнения по проблеме
















































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!