СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока «Царство Бактерии: строение и процессы жизнедеятельность»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаю коллегам провести урок по данной разработки. Уверяю вас - не пожалеете!

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока «Царство Бактерии: строение и процессы жизнедеятельность»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9»

Иркутская область





















Методическая разработка к уроку биологии 5 класс УМК Пономарёва И.Н.





Технологическая карта урока

«Царство Бактерии: строение и процессы жизнедеятельность»











Разработала: Гринькова Ольга Валентиновна,

учитель биологии, 1 КК















Усть Илимск

2015 год











Тема урока Царство Бактерии

Цель урока: формирование представлений о бактериях как живых организмах, населяющих все среды жизни особенности их строения и процессах жизнедеятельности.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Выделение существенных признаков живых организмов, различение на таблицах частей и органоидов клетки, выявление приспособлений к среде обитания, овладение методами биологии.

Умение работать с источниками биологической информации, умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения.

Формирование ответственного отношения к обучению, формирование интеллектуальных умений.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Технология: РКМЧП, ИКТ

Ход урока

Сегодня мы будем изучать царство бактерий. Какой метод можно применить при изучении бактерий? Постараемся разгадать некоторые секреты этих невидимок. Откройте тетради, запишите число и тему урока «Царство Бактерий»

Начертите маркировочную таблицу.

Знаю - V

Хочу узнать - ?

Узнал новое - +




Первый этап урока “Вызов”.

1. Обсудите в группе как выглядит бактерия и нарисуйте её на листе бумаги А - 4.

Производится представление групповых рисунков. Какие затруднения были? Здесь и выясняется несовершенство знаний каждого о бактериях.

2. Сейчас каждый из вас может определить уровень своих знаний. Учащимся предлагается тест «Определите правильные суждения»

(если согласны, ставьте - (+), если нет - (-) )

Суждения (вопросы)

Знак

1.

Бактерии многоклеточные организмы.


2.

Бактерии – прокариоты.


3.

Бактерии передвигаются с помощью жгутиков


4.

Бактерии живут только в воде и воздухе


5.

Все бактерии имеют палочковидную форму


6.

Тип питания бактерий гетеротрофный


7.

Размножаются бактерии половым способом


8.

В клетках бактерий есть ядра


9.

Бактерии образуют нити длиной в десятки сантиметров


10.

Бактерии могут жить в ядерном реакторе.




При выполнении данного задания, так же выясняется несовершенство знаний каждого о бактериях.

3. Запишите в первой колонке всё, что вы знаете о бактериях. Записи должны быть краткими. Обсудите в парах свои списки, помогите друг другу вспомнить. Информацию с которой согласны оба - оставляйте, информацию с которой кто-то не согласен, помечайте вопросительным знаком. Записываю на доске.

А что бы вы хотели узнать? Во 2-ой колонке запишите вопросы, на которые хотели бы получить ответ, но ваших знаний сейчас ещё не хватает. Обсудите в парах, в группах. Записываю все вопросы на доске. А, может - быть вы ещё что-то хотели бы узнать?

По какому плану мы будем изучать бактерий?


Представьте план в виде схемы на листе Ребята, давайте определим цель нашего урока: Изучить строение и процессы жизнедеятельности бактерии

Второй этап урока: “Осмысление содержания

Чтобы подтвердить или опровергнуть ваши предположения, расширить знания по данной теме предлагается текст. Начинайте работу с текстом, проставляя пометки на полях:

v” – знакомая информация,
“ + ” – новая информация,
“ ? ” – непонятная информация

Не забывайте продолжать работу с маркировочной таблицей. После чтения текста заполняйте 3-ю колонку “Узнал новое”. (Это не простое переписывание текста, а способность сформулировать мысль в 2-3 словах перевести её на свой язык, а, следовательно, понять). Напоминаю, записи должны быть ёмкими, но краткими.

Текст « Бактерии»

Бактерии – мельчайшие организмы, которые господствовали на Земле около 2 млрд. лет. Несмотря на возраст, они до сих пор являются процветающей группой живых организмов. В настоящее время их можно встретить практически везде, даже там, где другие организмы выжить не могут. Их находят в горячих гейзерах, где температура воды свыше 1000С, в вечной мерзлоте Арктики, в океане на глубине 11 км, в атмосфере и недрах земной коры.

Отдельную бактерию простым глазом не увидишь. Правда, есть так называемые серобактерии, которые образуют нити длиной в десятки сантиметров, но это исключение. А правило таково: размер бактерии колеблется около величины в два микрона. Для этой величины уже не найдешь подходящего наглядного сравнения: такая бактерия меньше типографской точки в 250—500 раз.

Бактерии очень просто устроены, у них отсутствует большинство органоидов, которые есть в других клетках. У бактерий нет даже ядра. Поэтому их относят к прокариотам (безъядерным организмам). Наследственная информация заключена в нуклеиновой кислоте, которая располагается прямо в цитоплазме. Клетка бактерии покрыта плотной мембраной, сверху которой находится клеточная стенка. У некоторых есть слизистая капсула. На поверхности клетки могут находиться ворсинки- пили, служащие для прикрепления к клеткам растений, грибов, животных.

Формы бактериальной клетки разнообразные: кокки – шаровидные, бациллы – палочковидные, изогнутые – вибрионы, палочковидные бациллы.

Размножаются бактерии простым делением надвое. В благоприятных условиях количество некоторых бактерий может удваиваться каждые 20 минут. В неблагоприятных условиях (при недостатке пищи, влаги, резких изменениях температуры) у некоторых бактерий цитоплазма образует новую, более плотную оболочку клетки. Такую бактериальную клетку называют спорой. Споры некоторых бактерий сохраняются очень долго в самых неблагоприятных условиях. Они выдерживают высушивание, жару и мороз, не сразу погибают даже в кипящей воде. В благоприятных условиях спора прорастает и становится жизнедеятельной бактерий.

Третий этап урока: “Рефлексия”.

Вернитесь к тому, что Вы знали до прочтения текста, а именно сделайте работу над ошибками в тесте, который вы выполняли. Какие знания подтвердились? Какие не подтвердились? Были ли ошибочные суждения? Посмотрите свои первичные списки, вычеркните неправильную, ошибочную информацию.

Обращаю внимание учащихся на вопросы, записанные при выполнении рисунка: Что бы вы хотели изменить в ваших рисунках? Затем представляется слайд «Строение бактериальной клетки» и учащиеся уточняют задание.

Посмотрите на список “Хочу узнать”, проверьте, удалось ли получить ответы на все вопросы? Какие знаки вопроса можно снять? Вы можете вновь обратиться к тексту и посмотреть на свои пометки. Какие вопросы у вас появились по ходу чтения?

Есть ли в классе люди, которые могут дать ответ на этот вопрос? Записываю на доске вопросы, оставшиеся без ответа. (Остались вопросы)

Обсудите: какая часть полученной информации произвела на Вас наибольшее впечатление.

4. К концу беседы ученики должны сформулировать вывод:

1. Бактерии микроскопические организмы, одноклеточные

2. В их клетках отсутствует ядро, поэтому они – прокариоты.

3. Бактерии размножаются делением клетки пополам.

4. Бактерии живут всюду, потому что у них есть капсула и клеточная стенка, которые их надежно защищают.

5. Бактерии образуют споры, которые могут переносить неблагоприятные условия.

Сейчас у вас есть возможность рассмотреть бактерии в микроскоп. Ребята получают микроскопы и рассматривают объекты, выделяя в них бактерий.

Подведение итогов.

Рефлексия. Закончите предложения:

Сегодня на уроке я впервые узнал (сделал открытие для себя)...

“Я думаю, что...” (Над чем вы задумались?)

Для меня этот учебный материал важен потому что...

Оцените свою работу:

Если вы работали активно и получили прочные знания о бактериях возьмите красный кружок

Если работали активно, но кое- что осталось не понято возьмите желтый знак

Если вы работали не достаточно внимательно и у вас много вопросов возьмите коричневый знак

Посмотрите внимательно на знаки, что она вам напоминают? Молодцы – это формы бактерий.

Домашнее задание

1. Ребята, у которых красный знак - Подготовить сообщения, небольшие презентации о бактериях. Продумайте и предложите небольшую исследовательскую работу (Составить план эксперимента).

  1. Ребята, у которых коричневые знаки читают учебник стр 34 - 37подготовить устный развёрнутый ответ.

  2. Ребята, у которых желтый знак – выполнят задания в рабочих тетрадях:





Список использованной литературы

1. учебник Пономарева И.Н. Биология 5 класс




Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1. «Статья "Технология критического мышления на уроках биологии" /http://pedsovet.su/load/91-1-0-10962/

2. статья Бактерии /https://ru.wikipedia.org/wi




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!