Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9»
Иркутская область
Методическая разработка к уроку биологии 5 класс УМК Пономарёва И.Н.
Технологическая карта урока
«Царство Бактерии: строение и процессы жизнедеятельность»
Разработала: Гринькова Ольга Валентиновна,
учитель биологии, 1 КК
Усть Илимск
2015 год
Тема урока Царство Бактерии |
Цель урока: формирование представлений о бактериях как живых организмах, населяющих все среды жизни особенности их строения и процессах жизнедеятельности. Планируемые образовательные результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Выделение существенных признаков живых организмов, различение на таблицах частей и органоидов клетки, выявление приспособлений к среде обитания, овладение методами биологии. | Умение работать с источниками биологической информации, умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения. | Формирование ответственного отношения к обучению, формирование интеллектуальных умений. |
Тип урока: урок
усвоения новых знаний.
Технология: РКМЧП, ИКТ
Ход урока
Сегодня мы будем изучать царство бактерий. Какой метод можно применить при изучении бактерий? Постараемся разгадать некоторые секреты этих невидимок. Откройте тетради, запишите число и тему урока «Царство Бактерий»
Начертите маркировочную таблицу.
Знаю - V | Хочу узнать - ? | Узнал новое - + |
| | |
Первый этап урока “Вызов”.
1. Обсудите в группе как выглядит бактерия и нарисуйте её на листе бумаги А - 4.
Производится представление групповых рисунков. Какие затруднения были? Здесь и выясняется несовершенство знаний каждого о бактериях.
2. Сейчас каждый из вас может определить уровень своих знаний. Учащимся предлагается тест «Определите правильные суждения»
(если согласны, ставьте - (+), если нет - (-) )
№ | Суждения (вопросы) | Знак |
1. | Бактерии многоклеточные организмы. | |
2. | Бактерии – прокариоты. | |
3. | Бактерии передвигаются с помощью жгутиков | |
4. | Бактерии живут только в воде и воздухе | |
5. | Все бактерии имеют палочковидную форму | |
6. | Тип питания бактерий гетеротрофный | |
7. | Размножаются бактерии половым способом | |
8. | В клетках бактерий есть ядра | |
9. | Бактерии образуют нити длиной в десятки сантиметров | |
10. | Бактерии могут жить в ядерном реакторе. | |
При выполнении данного задания, так же выясняется несовершенство знаний каждого о бактериях.
3. Запишите в первой колонке всё, что вы знаете о бактериях. Записи должны быть краткими. Обсудите в парах свои списки, помогите друг другу вспомнить. Информацию с которой согласны оба - оставляйте, информацию с которой кто-то не согласен, помечайте вопросительным знаком. Записываю на доске.
А что бы вы хотели узнать? Во 2-ой колонке запишите вопросы, на которые хотели бы получить ответ, но ваших знаний сейчас ещё не хватает. Обсудите в парах, в группах. Записываю все вопросы на доске. А, может - быть вы ещё что-то хотели бы узнать?
По какому плану мы будем изучать бактерий?
Представьте план в виде схемы на листе Ребята, давайте определим цель нашего урока:
Изучить строение и процессы жизнедеятельности бактерии Второй этап урока: “Осмысление содержания
Чтобы подтвердить или опровергнуть ваши предположения, расширить знания по данной теме предлагается текст. Начинайте работу с текстом, проставляя пометки на полях:
“ v” – знакомая информация,
“ + ” – новая информация,
“ ? ” – непонятная информация
Не забывайте продолжать работу с маркировочной таблицей. После чтения текста заполняйте 3-ю колонку “Узнал новое”. (Это не простое переписывание текста, а способность сформулировать мысль в 2-3 словах перевести её на свой язык, а, следовательно, понять). Напоминаю, записи должны быть ёмкими, но краткими.
Текст « Бактерии»
Бактерии – мельчайшие организмы, которые господствовали на Земле около 2 млрд. лет. Несмотря на возраст, они до сих пор являются процветающей группой живых организмов. В настоящее время их можно встретить практически везде, даже там, где другие организмы выжить не могут. Их находят в горячих гейзерах, где температура воды свыше 1000С, в вечной мерзлоте Арктики, в океане на глубине 11 км, в атмосфере и недрах земной коры.
Отдельную бактерию простым глазом не увидишь. Правда, есть так называемые серобактерии, которые образуют нити длиной в десятки сантиметров, но это исключение. А правило таково: размер бактерии колеблется около величины в два микрона. Для этой величины уже не найдешь подходящего наглядного сравнения: такая бактерия меньше типографской точки в 250—500 раз.
Бактерии очень просто устроены, у них отсутствует большинство органоидов, которые есть в других клетках. У бактерий нет даже ядра. Поэтому их относят к прокариотам (безъядерным организмам). Наследственная информация заключена в нуклеиновой кислоте, которая располагается прямо в цитоплазме. Клетка бактерии покрыта плотной мембраной, сверху которой находится клеточная стенка. У некоторых есть слизистая капсула. На поверхности клетки могут находиться ворсинки- пили, служащие для прикрепления к клеткам растений, грибов, животных.
Формы бактериальной клетки разнообразные: кокки – шаровидные, бациллы – палочковидные, изогнутые – вибрионы, палочковидные бациллы.
Размножаются бактерии простым делением надвое. В благоприятных условиях количество некоторых бактерий может удваиваться каждые 20 минут. В неблагоприятных условиях (при недостатке пищи, влаги, резких изменениях температуры) у некоторых бактерий цитоплазма образует новую, более плотную оболочку клетки. Такую бактериальную клетку называют спорой. Споры некоторых бактерий сохраняются очень долго в самых неблагоприятных условиях. Они выдерживают высушивание, жару и мороз, не сразу погибают даже в кипящей воде. В благоприятных условиях спора прорастает и становится жизнедеятельной бактерий.
Третий этап урока: “Рефлексия”.
Вернитесь к тому, что Вы знали до прочтения текста, а именно сделайте работу над ошибками в тесте, который вы выполняли. Какие знания подтвердились? Какие не подтвердились? Были ли ошибочные суждения? Посмотрите свои первичные списки, вычеркните неправильную, ошибочную информацию.
Обращаю внимание учащихся на вопросы, записанные при выполнении рисунка: Что бы вы хотели изменить в ваших рисунках? Затем представляется слайд «Строение бактериальной клетки» и учащиеся уточняют задание.
Посмотрите на список “Хочу узнать”, проверьте, удалось ли получить ответы на все вопросы? Какие знаки вопроса можно снять? Вы можете вновь обратиться к тексту и посмотреть на свои пометки. Какие вопросы у вас появились по ходу чтения?
Есть ли в классе люди, которые могут дать ответ на этот вопрос? Записываю на доске вопросы, оставшиеся без ответа. (Остались вопросы)
Обсудите: какая часть полученной информации произвела на Вас наибольшее впечатление.
4. К концу беседы ученики должны сформулировать вывод:
1. Бактерии микроскопические организмы, одноклеточные
2. В их клетках отсутствует ядро, поэтому они – прокариоты.
3. Бактерии размножаются делением клетки пополам.
4. Бактерии живут всюду, потому что у них есть капсула и клеточная стенка, которые их надежно защищают.
5. Бактерии образуют споры, которые могут переносить неблагоприятные условия.
Сейчас у вас есть возможность рассмотреть бактерии в микроскоп. Ребята получают микроскопы и рассматривают объекты, выделяя в них бактерий.
Подведение итогов.
Рефлексия. Закончите предложения:
Сегодня на уроке я впервые узнал (сделал открытие для себя)...
“Я думаю, что...” (Над чем вы задумались?)
Для меня этот учебный материал важен потому что...
Оцените свою работу:
Если вы работали активно и получили прочные знания о бактериях возьмите красный кружок
Если работали активно, но кое- что осталось не понято возьмите желтый знак
Если вы работали не достаточно внимательно и у вас много вопросов возьмите коричневый знак
Посмотрите внимательно на знаки, что она вам напоминают? Молодцы – это формы бактерий.
Домашнее задание
1. Ребята, у которых красный знак - Подготовить сообщения, небольшие презентации о бактериях. Продумайте и предложите небольшую исследовательскую работу (Составить план эксперимента).
Ребята, у которых коричневые знаки читают учебник стр 34 - 37подготовить устный развёрнутый ответ.
Ребята, у которых желтый знак – выполнят задания в рабочих тетрадях:
Список использованной литературы
1. учебник Пономарева И.Н. Биология 5 класс
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1. «Статья "Технология критического мышления на уроках биологии" /http://pedsovet.su/load/91-1-0-10962/
2. статья Бактерии /https://ru.wikipedia.org/wi