ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИЯ КИРОВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ДОНЕЦКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА №78 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
Тема: Разработка цифровых образовательных ресурсов и применение в учебном процессе по теме: «Файлы и папки» 5 класс
Выполнила: учитель информатики
Воробьева Валерия Викторовна
г. Донецк, 2017
АННОТАЦИЯ
С каждым годом становится проблематичнее производство бумажных учебников, учебных пособий, наглядного материала, чтобы содержание соответствовало частым изменениям в самом учебном процессе - так и в учебных материалах, должны находить адекватное и незамедлительное отражение в их содержании. Выходом из данной ситуации может являться разработка цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) по всем дисциплинам, и их публикация в мировых телекоммуникационных сетях, на личных сайтах самих преподавателей или на информационных носителях, которые дают возможность несложного использования обучающими, как во время самого урока, так и при выполнении домашнего задания.
В XXI веке школа ставит перед собой задачу - повышения качества образования и воспитания с помощью применения ЦОР, для освоения обучающимися общеобразовательной программы на достаточно высоком уровне.
В процесс обучения активно внедряются программные технологии на базе персональных компьютеров, применяемые для передачи обучаемому учебного материала и контроля степени его усвоения. Среди средств новых информационных технологий, используемых в образовании, одно из ключевых мест занимают ЦОР. В данной работе рассмотрены средства и методы внедрения ЦОР в образовательный процесс. Обоснована значимость компьютерных обучающих программ для повышения качества знаний обучающихся. На основе анализа исследований и публикаций специалистов по данному направлению представлено собственное видение способов реализации данной идеи.
Работа представляет собой проект практической направленности, которая используется преподавателям информатики в МОУ «Школа№78 города Донецка» на уроках информатике в 5-х классах. Предметная область, направление работы достаточно перспективна, так как фактически поле идей для практической реализации темы – безгранично. Представленная разработка программного обеспечения данного сегмента являются разработкой автора этой работы.
ОПИСАНИЕ ОПЫТА
В наше время компьютер оказывает огромную поддержку преподавателю – и при планировании урока, и проведении самого урока, и при выполнении различных работ, и в рамках внеклассной деятельности, – сказано и написано в различных источниках уже немало. И вот сегодня мы снова наблюдаем очередную смену парадигм: теперь вместо традиционных (электронных) учебников и прочих материалов нам предлагается разрабатывать и использовать Цифровые Образовательные Ресурсы (ЦОРы).
Сначала мы определимся, что подразумевает под собой аббревиатура ЦОР – это некий содержательно обособленный объект, предназначенный для образовательных целей и представленный в цифровой, электронной, «компьютерной» форме.
Для применения разработки был создан сайт, который имеет электронный адрес: https://multiurok.ru/Valeria_Vorobieva/ (рис.1), на нем выложены все материалы по данному уроку. С которого обучающиеся 5 класса берут весь необходимый материал учебный материал по теме: «Файлы и папки».
Рис.1. «Личный сайт учителя информатики»
Каждый преподаватель, разрабатывая урок, хочет, чтоб информация которую он доносит полезной, наглядной и интересной. На помощь преподавателю приходит сайт с ЦОР (можно использовать готовые решения, усовершенствовать имеющиеся, естественно сохраняя авторские права). Так же и я разработала и применила ЦОР на уроке по теме: «Файлы и папки» в 5 классе.
Конспект урока
ФИО учителя: Воробьева Валерия Викторовна
Класс: 5.
Тема урока: Файлы и папки.
Цели урока:
Учебные: познакомить обучающихся с понятиями «файл, папка, путь доступа»; сформировать знания, умения и навыки работы с файлами и папками. |
Воспитательные: формирование самостоятельности при выполнении практической работы; ответственности при работе с ПК; бережного отношения к оборудованию и учебным пособиям. |
Развивающие: развивать интерес к предмету; развивать и совершенствовать умения применять имеющиеся знания на практике. |
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование урока: проектор, демонстрационный экран, персональный компьютер, электронная тетрадь, тестовая программа.
Основные понятия: файл, папка, путь доступа.
Учебник: Информатика : учебник для 5 класса / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – 3-е изд. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. – 184 с.
Структура урока
Организационный момент – 2 мин.
Актуализация ранее изученного – 5 мин.
Изучение нового материала – 15 мин.
Физкультминутка – 3 мин.
Компьютерный практикум – 10 мин.
Систематизация знаний – 7 мин.
Подведение итогов урока – 3 мин.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Слово учителя: - Добрый день, ребята! Я рада видеть вас сегодня на уроке. Давайте отметим присутствующих. Проверьте, на столах у вас должны лежать тетради, дневники, учебники и ручки. (ПРИЛОЖЕНИЕ А - Слайд 1)
2. Актуализация ранее изученного.
Работа обучающихся с электронной тетрадью по информатике для 5 класса (рис.2). ПРИЛОЖЕНИЕ Б.
Рис.2 «Электронная тетрадь по информатике 5 класс»
Выполняют задания с 35 по 44 (рис.3).
Рис.3 «Задания с электронной тетради по информатике 5 класс»
3. Изучение нового материала.
Запишите, пожалуйста, в тетради название темы: «Файлы и папки». (Слайд 3)
Теперь вместе давайте попытаемся сформулировать цели урока (я их записываю на доске).
НОВЫЙ УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ ИЗЛАГАЕТСЯ ПО ПРЕЗЕНТАЦИИ: (Слайд с 4 по 12)
Слайд 4 Слайд 5 Слайд 6
Слайд 7 Слайд 8 Слайд 9
Слайд 10 Слайд 11 Слайд 12
4. Физкультминутка.
- демонстрация видео «Супер физкультминутка». ПРИЛОЖЕНИЕ В.
5. Компьютерный практикум. (самостоятельная работа обучающихся за компьютером)
Работа 3 «Создаем и сохраняем файлы» стр. 105 учебника.
6. Систематизация знаний.
Компьютерное тестирование на тему: «Файлы и папки» (Рис.5). ПРИЛОЖЕНИЕ Г.
Рис.5 Проверочный тест на тему: «Файлы и папки»
7. Подведение итогов урока.
- выставление оценок за урок;
- запись домашнего задания (§ 5 (стр. 37) – выучить определения; стр. 40 № 7 – работа с компьютером; № 9, 10, 11 – письменно).
Вывод:
Внедрение новых ИКТ в современный учебный процесс поможет более качественно осуществлять подготовку обучающихся. Именно поэтому важно уметь создавать ЦОР каждому преподавателю. Использование ЦОР показывает, что активная роль в образовании состоит в том, что ЦОР не только выполняют функции инструментария, используемого для решения определенных педагогических задач, но и стимулируют развитие дидактики и методики, способствуют созданию новых форм обучения и образования, что позволяет значительно повысить качество обучения обучающихся.
В перспективе я планирую совершенствовать имеющуюся разработку, создавать новые, искать оригинальные решения, которые помогут повысить уровень знаний обучающихся, чтобы каждый мог с гордостью сказать: «Я получил образование в Донбассе!»