СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока ЭКОНОМИКА И ГОСУДАРСТВО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока  ЭКОНОМИКА И ГОСУДАРСТВО  Эпиграф «Умное государство не мешает своим гражданам зарабатывать деньги, только наблюдает за этим, получая прибыль в виде налогов»                                        Дж. Фейлан, американский экономист

ЦЕЛЬУРОКА: выявить роль государства в рыночной экономике. Задачи урока:     Образовательные: Расширить представления учащихся о государстве как одном из основных регуляторов экономической жизни общества; Охарактеризовать экономические функции государства, пути и методы государственного регулирования экономики; познакомить учащихся с различными взглядами ученых на масштабы и способы вмешательства государства в экономику; раскрыть цели и методы осуществления государством фискальной и монетарной политики; определить значение государства для эффективного функционирования рыночной системы хозяйствования     Развивающие: совершенствовать навыки актуализации знаний, умения анализировать источники, учебный текст, систематизировать полученные данные,высказывать своё мнение по проблеме;     Воспитательные:воспитывать экономическую культуру учащихся. План урока:  1.    Экономические функции государства 2.    Какой инструмент регулирования экономики выбрать 3.    Денежно-кредитная (монетарная) политика. 4.    Бюджетно-налоговая (фискальная) политика. 5.    Нужна ли государству помощь государства.  

Просмотр содержимого документа
«Тема урока ЭКОНОМИКА И ГОСУДАРСТВО»


Тема урока ЭКОНОМИКА И ГОСУДАРСТВО

Эпиграф

«Умное государство не мешает своим гражданам зарабатывать деньги, только наблюдает за этим, получая прибыль в виде налогов»

Дж. Фейлан, американский экономист


ЦЕЛЬУРОКА: выявить роль государства в рыночной экономике.

Задачи урока:

  • Образовательные: Расширить представления учащихся о государстве как одном из основных регуляторов экономической жизни общества;

Охарактеризовать экономические функции государства, пути и методы государственного регулирования экономики; познакомить учащихся с различными взглядами ученых на масштабы и способы вмешательства государства в экономику; раскрыть цели и методы осуществления государством фискальной и монетарной политики; определить значение государства для эффективного функционирования рыночной системы хозяйствования

  • Развивающие: совершенствовать навыки актуализации знаний, умения анализировать источники, учебный текст, систематизировать полученные данные,высказывать своё мнение по проблеме;

  • Воспитательные:воспитывать экономическую культуру учащихся.

План урока:

  1. Экономические функции государства

  2. Какой инструмент регулирования экономики выбрать

  3. Денежно-кредитная (монетарная) политика.

  4. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика.

  5. Нужна ли государству помощь государства.


Основные понятия:

1.Экономическая политика

Цели государства в рыночной экономике

Цели экономической политики: текущие и перспективные

Экономические функции государства классические

Общественные блага

Внешние (побочные) эффекты рыночной экономики: - и +

Современные функции гос-ва в рыночной экономике

2. направления государственной экономической политики

Прямое и косвенное регулирование рыночного механизма

Механизмы государственного регулирования рыночной экономики

Политика монетаристов и кейнсианство

Персоналии:Д.Юм, М. Фридмен, Дж. Кейнс

Тип урока: комбинированный

Метод проведения урока: беседа, работа с текстом учебника и документов

Оборудование урока:ноутбук, проектор, учебник

Ход урока

  1. Организационный момент

Перед началом урока класс обязательно проветривается. Включается

освещение если в классе темно.Подготавливается доска и проектор к уроку.

В начале урока идет организация класса. Класс встает, приветствуя учителя, настраиваясь на работу. Отмечаются отсутствующие на уроке.

  1. Актуализация опорных знаний по предыдущей теме

проверим д/з.

Ответьте на вопросы:

  1. Что такое менеджмент и каковы функции менеджмента?

Менеджмент — это деятельность по организации и координации работы предприятия. В настоящее время выделяют четыре функции менеджмента — организацию, планирование, руководство и контроль. Рассмотрим их кратко.

Организация — это распределение работ среди людей или отдельных групп и координация их деятельности. Другими словами, это определение структуры предприятия, выделение отдельных подразделений, отделов или цехов и распределение работников по этим подразделениям в соответствии с их квалификацией.

Планирование — это постановка целей и определение путей достижения этих целей. Планирование осуществляется непрерывно. Различают краткосрочное и долгосрочное планирование. Долгосрочное планирование часто называют стратегическим, потому что оно определяет цели и задачи фирмы на длительную перспективу. Им занимаются высшие менеджеры, которые имеют полную картину деятельности предприятия. На основе долгосрочных планов разрабатываются текущие (краткосрочные) — на один-два года и оперативные планы (на квартал, месяц, декаду), в составлении и реализации которых принимают участие менеджеры всех уровней.

Руководство — это создание условий и желания у людей для совместной работы по достижению целей компании. Хорошее руководство означает создание у работников заинтересованности в их труде, положительную оценку труда лучших работников и обеспечение их карьерного роста. Иногда эту функцию менеджмента называют мотивацией, потому что стимулы или мотивы к труду могут быть самые различные — высокая зарплата, хорошие условия труда, возможности продвижения по службе, близость к дому и пр.

Контроль — это проверка деятельности фирмы на пути к ее цели и корректировка отклонений от поставленных целей. Прежде всего менеджеры всех уровней осуществляют контроль за четким выполнением их указаний по широкому кругу проблем — качество продукции, рациональное использование материальных и денежных ресурсов. Таковы основные функции менеджмента.


  1. Что такое маркетинг и каковы его основные принципы?

Маркетинг — это деятельность, направленная на формирование и удовлетворение потребностей человека посредством обмена. Главная цель маркетинга — приспособить производство к требованиям рынка во имя лучшего удовлетворения потребностей и получения прибыли.

Обычно выделяют три основных принципа маркетинга: изучение рынка, проникновение на рынок и разработка стратегии сбыта, воздействие на рынок.

Изучение рынка— отправная точка любых маркетинговых действий. Каждый предприниматель, прежде чем производить какой-то товар, должен выяснить, нужен ли этот товар потребителю, есть ли он вообще на рынке, по какой цене продается, сколько конкурентов его производят и насколько они сильны. Только собрав необходимую информацию и проанализировав ее, можно принять решение о производстве того или иного продукта.



  1. Переход к новой теме .Изучение новой темы

Итак, мы переходим к новой теме. «Экономика и государство».

(слайд 2 – эпиграф урока)

Мы не раз говорили о том, что государство и экономика связаны между собой. (слайд 3 – цель урока, слайд 4 – план урока)

Сегодня мы рассмотрим роль государства в рыночной экономике. Для этого нам необходимо, т.е. задачи:

  • Расширить представления о государстве как одном из основных регуляторов экономической жизни общества;

  • Охарактеризовать экономические цели, функции государства, пути и методы государственного регулирования экономики;

  • познакомиться с различными взглядами ученых на масштабы и способы вмешательства государства в экономику;

И решим нужно ли государству регулировать экономику?

1. Экономические функции государства

  1. Обсуждение вопросов, поставленных в начале параграфа.

(Организация беседы)(слайд 7 вопросы)

Зачем государство вмешивается в рыночные отношения?

Кто должен оплачивать работу библиотек, светофоров и маяков?

Почему государство в рыночной экономике называют попечителем общественного интереса?

2. Учитель обобщает и вводит новые понятия, организует работу с учебником:(слайд 8- экономическая политика)

Экономическая политика государства представляет собой процесс реализации его экономических функций путем разнообразных государственных мер воздействия на экономические процессы для достижения определенных целей.

Какие экономические цели у государства в рыночной экономике?

(Работа с учебником:)

Учащиеся перечисляют:

1.обеспечить экономический рост;

2.создать условия экономической свободы;

3.обеспечивать экономическую безопасность и экономическую эффективность

4.заботиться об обеспечении полной занятости;

5.оказывать помощь тем, кто не может себя полностью обеспечить, и др.

(слайд 7-экономические цели гос-ва)


3. Учитель:

Экономическая политика строится на умелом сочетании перспективных и текущих целей.

Назовите перспективные и текущие цели экономической политики государства. (Работа с учебником: стр. )

Ответы учащихся: перспективные цели российской экономической политики – это формирование социально ориентированного рыночного варианта экономики. К текущим целям можно отнести - решение проблем гос-го долга, устранение чрезмерной дифференциации доходов населения и борьбу с бедностью, снижение налогов на бизнес и др.

Учитель:

В экономической политике выделяют, финансовую, инвестиционную, аграрную, научно-техническую, внешнеэкономическую политику.


4. Какие классические экономические функции выполняет государство в современном обществе?выпишите в тетрадь

(Работа с учебником: стр. )(слайд 8 – экономические функции гос-ва)

  • Стабилизация экономики

  • Защита прав собственности

  • Регулирование денежного обращения

  • Перераспределение доходов

  • Регулирование взаимоотношений между работодателем и наемным работником

  • Контроль за внешнеэкономической деятельностью

  • Производство общественных благ


5. Работа с новыми понятиями: (слайд 9 -общественные блага)

Общественные блага— это товары и услуги, предоставляемые государством его гражданам на равных началах.

Такие блага не могут быть предоставлены отдельным лицам без предоставления их другим. К общественным благам относятся, например, оборона, бесплатное образование, общедоступные услуги муниципальных поликлиник, посещение библиотек, парков и др.

Вопрос: Какие еще общественные блага обеспечивает государство?

(Управление и охрана порядка, суды, МЧС, дороги, освещение улиц и др.)


6. Вмешательство государства в экономику связано с проблемой Внешние (побочные) эффекты— связанные с производством или потреблением благиздержки и выгоды для третьих лиц. Существуют отрицательные и положительные внешние эффекты. Отрицательные эффекты возникают в случае появления издержек у других лиц (напомним, не участвующих в производстве), в результате производства или потребления товара, а положительные — в случае появления у этих лиц выгоды, которая не компенсируется ими производителям товара.

(слайд 10 внешние эффекты)

Задание: Приведите примеры положительных и отрицательных внешних эффектов.

7.Учитель: С развитием общества происходит расширение, уточнение функций государства. Возникают и качественно новые функции государства, связанные со становлением постиндустриального общества.

Чтобы осмыслить содержание функций современного государства в рыночной экономике поработаем с документом


Работа с документом

Абалкин Л.И. О роли государства в экономике. Фрагмент

Нет и не может быть эффективной социально ориентированной рыночной экономики без активной регулирующей роли государства. За государством всегда сохраняются классические функции, такие, как: защита прав собственности; обеспечение свободы предпринимательства, обеспечение законности и правопорядка в хозяйственной сфере; регулирование денежного обращения, обеспечение устойчивости национальной валюты; регулирование взаимоотношений между трудом и капиталом, обеспечение экономической безопасности страны и т.д. Ни одна из этих функций не исчезает и не утрачивает своей роли.

С развитием общества происходят развитие, обогащение, уточнение функций государства. Данный процесс идет по следующим направлениям: последовательный переход от прямых к косвенным методам регулирования экономики; резкое усиление социальных функций государства, его роли в регулировании социальных процессов, начиная с установления минимальных ставок оплаты труда, определение прожиточного минимума, уменьшение неоправданной дифференциации доходов населения, обеспечение стабильности в обществе.

В последнее время возникли и качественно новые функции государства: принятие на себя государством обязательств в области образования, формирование и поддержка фундаментальной науки, решение экологических вопросов.

О каких же задачах государства идет речь на этапе становления рыночной экономики? Это, прежде всего, формирование новой системы отношений собственности, становление малого предпринимательства, формирование основных элементов рыночной экономики, включая финансовый и фондовый рынки, институты регулирования рынка труда и занятости, инфраструктуру рыночной экономики в целом.

Вопросы к документу

  1. о каких новых функциях государства в экономике вы узнали из статьи по сравнению с приведенными в учебнике?

  2. Опираясь на текст, охарактеризуйте основные направления развития и обогащения функций современного государства. Свойственны ли эти тенденции российскому государству? Проиллюстрируйте примерами

(Работа с документом Абалкин Л.И. « О роли государства в экономике». Фрагмент)

Учитель обобщает:

- современное государство является необходимой частью любой хозяйственной системы;

- экономическая политика государства направлена на реализацию его экономических целей, функций и задач.


2. Какой инструмент регулирования экономики выбрать

1.Обсуждение вопроса:

На что направлена экономическая политика государства?

В чем проявляются ограниченные возможности и негативные последствия рыночной саморегуляции экономики?

Может ли рыночная экономика эффективно функционировать без помощи государства?

Учитель обобщает: Для реализации экономической политики государству необходимо выбрать и использовать определенные инструменты.


2.В государственной политике можно выделить два главных направления регулирования экономики: стабилизационное и структурное


Составьте схему главных направлений государства в экономической политике

(Работа с учебником стр. )занесите в тетрадь

Схема

Направлениярегулирования государства в экономической политике


Стабилизационное Структурное

бюджетно-налоговая (фискальная)

государственная поддержка особо важных для развития всего хозяйства страны отраслей

кредитно-денежная (монетарная) политика

производство общественных благ


приватизация


содействие конкуренции и ограничение монополий и др.

(слайд 11 – направления гос. экономической политики)

3.Учитель: воздействие государства на рыночный механизм осуществляется путем прямого и косвенного регулирования.

Составьте схему путей воздействия государства на рыночный механизм

(Работа с учебником стр. )занесите в тетрадь

Схема

пути воздействия государства на рыночный механизм

Прямое регулирование Косвенное регулирование


Использование преимущественно административных методов

использование экономическихметодов

Законодательная деятельность

Фискальный метод

Расширение госзаказов

Монетарная политика

Развитие госсектора в экономике


(слайд 12 методы воздействия гос-ва на рынок)

Задание: приведите примеры прямого и косвенного методов воздействия?

После обсуждения в схеме появляются дополнения

Примеры административных методов:

  • Выдача лицензий на деятельность;

  • Контроль над ценами и качеством продукции;

  • Госфинансирование секторов экономики, отраслей

  • Дотации

  • Льготные кредиты

  • Налоговые льготы

Примеры косвенных форм:

  • Регулирование объемов денег в обращении

  • Политика в области налогообложения

  • Таможенные пошлины и др.

4.Учитель: Схематично механизмы государственного регулирования рыночной экономики можно представить следующим образом:

Или (слайд 13 )Учащиеся переносят схему в тетрадь.

Учитель: В спорах ученых-экономистов о способах и масштабах вмешательства государства в экономику можно выделить два взгляда, отражающих различные направления в экономической теории, — монетаризм и кейнсианство.

Учащиеся знакомятся с сущностью 2 взглядов.(работа с учебником стр.83)

(слайд 14-15)

Позиция монетаристов (Д. Юм, М. Фридмен): как можно больше освободить экономику от опеки государства, сократить налоги и государственные расходы, давая возможность рыночному механизму самому обеспечивать устойчивую экономическую систему.

Представители кейнсианского направления, связанного с именем английского экономиста Дж. Кейнса (1883—1946), считают, что один только рыночный механизм не в состоянии решать многообразные проблемы в экономике. Кейнс пришел к выводу о том, что капиталистическую экономику необходимо регулировать.

Он выявил те параметры экономической системы, которые должны стать объектом такого регулирования, и выдвинул способы этого регулирования, основанные на теории, которую изложил в работе "Общая теория занятости, процента и денег".

Кейнс пришел к выводу, что только активная финансовая политика государства, стимулирующая спрос, способна справиться с массовой безработицей. Для удовлетворения современных экономических потребностей общества, считают его последователи, необходимы и неизбежны правительственные меры.


Учитель: Какую позицию выбрали бы вы?

Ответы учащихся.


  1. Закрепление изученного материала

для закрепления пройденного материала вопросы в форме тестов (слайд 16-18)

  1. Подведение итогов урока

Учитель благодарит класс за работу, выставляются оценки


Домашнее задание (слайд 19)§ 8








Скачать

© 2017 5029 248

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!