Работа над темой урока. Учитель: Копатыча друзья попросили разнести письма в городе ОРФОГРАФИЯ, на каждом письме написано слово- подсказка, на какую улицу, нужно отправить письма. На первом конверте написано слово яго. ка, на какую орфограмму это слово? Дети: Парная согласная в корне слова. Учитель: Как проверить парную согласную в корне слова? Дети: Чтобы проверить парную согласную в корне слова, нужно подобрать родственное слово или изменить слово так, чтобы после согласного оказался гласный звук. Какая буква про- пущена? Учитель: Какая буква пропущена? И какое проверочное слово? Значит, это письмо нужно отправить на улицу Парных согласных. На следующем конверте написано слово в.лна , на какую орфограмму это слово? Дети: Проверяемая безударная гласная в корне слова. Учитель: Как проверить это слово? Дети: Чтобы проверить безударный гласный в корне, необходимо изменить форму слова или подобрать слово так, чтобы проверяемый гласный звук оказался под ударением. Учитель: Какая буква пропущена? И какое проверочное слово? Значит, это письмо нужно отправить на улицу Безударных гласных. Аналогичная работа проводится с другими словами. У нас осталось только одно письмо со словом лес.ница. Как вы думаете на какую улицу отравим это письмо? Дети: На улицу Непроизносимых согласных. Учитель: На предыдущих уроках мы знакомились с этой орфограммой. Какое стихотворение мы знаем про непроизносимые согласные? Порой в словах встречаются Хитрые согласные, Они не произносятся И что писать, неясно. Чтобы знать, как писать Надо слово изменять, И за звуком непонятным Быстро гласную писать. Игра «Забей мяч в ворота». Мы сейчас с Совуньей поиграем в футбол. Нарисованы ворота с сочетаниями СТН и ЗДН, на мячиках написаны слова с пропущенными буквами. Распределите слова по нужным воротам. Дети записывают слова в разные столбики. ДОБЛЕ…ЫЙ, ЗВЁ…ЫЙ, РАДО…ОЕ, ПРЕКРА…ЫЙ, ОПА…АЯ, ВКУ…ОЕ, КАПУ…АЯ, ИНТЕРЕ…ЫЙ , ПО…ЕЕ, МЕ…ЫЕ Запись у учащихся в тетради. При проверке этих столбиков дети комментируют слова, подбирая к ним проверочные. СТН | ЗДН | доблестный радостное капустная местные | звёздный позднее | - Какие мячики не попали в ворота? Почему? Дети: Интересный , прекрасный, опасная, вкусное, т. к. в них нет непроизносимой согласной. Учитель: Да, СТН и ЗДН – «хитрые» сочетания. Встречаются в русском языке такие слова, когда не надо писать между С и Н согласную Т. - А что нужно сделать, чтобы проверить это? |