СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тренировочная работа по русскому языку. Вариант 3

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Высокий уровень сложности

Просмотр содержимого документа
«Тренировочная работа по русскому языку. Вариант 3»


Инструкция

по выполнению работы


Работа состоит из двух частей, содержащих 27 заданий. Часть 1 содержит 26 заданий, часть 2 содержит одно задание.

На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3,5 часа (210 минут).

Ответами к заданиям 1—26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите по приведённым ниже образцам в бланк ответов № 1.

Задание 27 части 2 представляет собой сочинение по прочитанному тексту. Это задание выполняется на бланке ответов № 2.

Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой, капиллярной или перьевой ручки.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи

в черновике, а также в тексте контрольных измерительных материалов

не учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.


Желаем успеха!













Вариант 3

Часть 1

Прочитайте текст и выполните задания 1—3.

(1)«Кукрыниксы» – творческий коллектив советских художников-графиков и живописцев, в который входили Михаил Куприянов, Порфирий Крылов и Николай Соколов; название коллектива составлено из первых слогов фамилий КУприянова и КРЫлова, а также первых трёх букв имени и первой буквы фамилии НИКолая Соколова. (2) Великой Отечественной войны «Кукрыниксы» вели напряжённую работу над созданием агитационных плакатов и листовок, сатирических «Окон ТАСС», бесчисленных карикатур для газет и журналов. (3)«Искусство разоблачительной метафоры», как назвал работы творческого коллектива известный критик Александр Абрамович Каменский, помогало поддерживать боевой дух солдат, давало силы жить и работать тем, кто находился в тылу, – другими словами, стало одним из мощных видов оружия в борьбе с фашизмом.

1.Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Название «Кукрыниксы» составлено из первых букв фамилий

художников Михаила Куприянова, Порфирия Крылова и Николая

Соколова, входивших в состав творческого коллектива.

2) Творческий коллектив художников «Кукрыниксы», куда вошли Михаил

Куприянов, Порфирий Крылов и Николай Соколов, в годы Великой

Отечественной войны создал огромное количество сатирических работ,

призванных морально поддерживать русский народ в борьбе с фашизмом.

3) В годы Великой Отечественной войны «Кукрыниксы» вели напряжённую борьбу с немецким захватчиком, выпуская огромное количество

агитационных плакатов, работая в сатирических «Окнах ТАСС».

4) Деятельность «Кукрыниксов» – творческого коллектива трёх советских

художников – по созданию агитационных плакатов, листовок, карикатур

стала «искусством разоблачительной метафоры», помогавшим русскому

народу бороться с фашизмом.

5) Известный критик Александр Абрамович Каменский высоко ценил

творчество «Кукрыниксов» – коллектива трёх художников: Михаила

Куприянова, Порфирия Крылова и Николая Соколова – и называл его

«искусством разоблачительной метафоры».

2. Самостоятельно подберите производный предлог, который должен стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите этот

производный предлог.

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения

слова СИЛА. Определите значение, в котором это слово употреблено

в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую

этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. СИЛА, ж.

1) Величина, являющаяся мерой механического взаимодействия тел,

вызывающего их ускорение или деформацию; характеристика

интенсивности физических процессов (спец.). Единица силы.

Центробежная сила. Сила тока. Сила инерции.

2) Сущность, смысл (разг.). Вся сила в том, что он знает это лучше меня.

3) Способность живых существ напряжением мышц производить физические

действия, движения; вообще – физическая или моральная возможность

активно действовать. Толкнуть с силой. Это свыше моих сил. Лишиться

сил. Собраться с силами.

4) То же, что войска. Военно-морские силы.

5) Действенность, правомочность (закона, решения, правила). Закон вступил

в силу. Закон обратной силы не имеет. Старое решение потеряло

(утратило) силу.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке

ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.

Выпишите это слово.

ворвалАсь дОверху Отрочество жалюзИ слИвовый гастронОмия плодонОсит

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено

выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав

к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Меншиков, будучи человеком находчивым, ПОПОЛНЯЛ недостаток образования остротою ума.

Директор промышленного объединения вручил юбиляру БЛАГОДАРСТВЕННОЕ письмо от администрации.

Никто не ожидал, что эта СКРЫТНАЯ, необщительная женщина способна раскрыть другим свою душу.

Сталинградская битва ознаменовала собой КОРЕННОЙ перелом в ходе Великой Отечественной войны.

Ассортимент продукции, ПРЕДСТАВЛЕННЫЙ на выставочном стенде, был необычайно широк.

6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив

неверно употреблённое слово. Выпишите это слово.

Дмитрий Ильич чуть не заплакал от бессильного раздражения, раскричался, плюнул и ушёл, потом велел запрячь лошадь и, сказав, что он вымывает руки и не притронется больше ни к чему, уехал к Павлу Ивановичу на заседание Общества.

7.В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы

слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

с ПОЛУТОРАСТАМИ килограммами на протяжении ЧЕТЫРЁХСОТ лет

опытные ТРЕНЕРЫ несколько БАРЫШЕНЬ здоровые ДЁСНЫ

8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и

предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого

столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Грамматические ошибки

Предложения

А) нарушение в построении предложения с косвенной речью

Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В) неверный выбор падежной формы существительного с предлогом (ошибка в управлении)

Г) нарушение в построении предложения с однородными членами

Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

1) В.Г. Белинский, размышляя о роли А.С. Пушкина в становлении русского

языка, говорил, что «трудно охарактеризовать общими чертами великость реформы, произведённой в поэзии, литературе и языке русском», что «из русского языка Пушкин сделал чудо», «дал новую жизнь» старым словам, «ввёл в употребление новые».

2) По уходу доктора княгиня и Маруся свободно вздохнули: врач дал им

надежду.

3) Группа людей в замысловатой одежде поднялась на крыльцо, и через

мгновение кто-то, кого я не успел разглядеть, открыл дверь, передал

маленький свёрток, а затем вся группа, спустившись с крыльца, исчезла за

поворотом.

4) Все, кто знал этого человека до начала войны, не мог не заметить

произошедших с ним колоссальных перемен: взгляд стал серьёзным и

каким-то отрешённым от мира, как будто глядящим внутрь, а не наружу.

5) Когда женщина вошла в кабинет, она какое-то время растерянно смотрела

на стол и поставленный рядом с ним стул, будто боялась сделать не

только ещё один шаг, но и вымолвить хоть слово.

6) Я долго стоял перед этим старым портретом, а девушка, изображённая на

нём, с укором смотрела на меня, будто говоря, что «ты не тем занят, не

тем живёшь, не о том думаешь».

7) Навстречу прибывшей делегации вышли люди в национальных

костюмах; они поклонились, каждый из почётных гостей отломил

кусочек хрустящего каравая, а затем всех членов делегации проводили

в коридор.

8) Лидочка торопится, вбегает в комнату, бросается к заваленному столу

книгами и какими-то исписанными мелким почерком бумагами, находит

синюю папку, суёт её в сумку и выбегает в подъезд.

9) Намереваясь наконец серьёзно поговорить с братом, Эля села в машину,

немного подождала, давая мыслям, от волнения разбегающимся в разные

стороны, успокоиться, и поехала.

9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

1) наслаждение; аналогичный; блистательный;

2) запоминать; вытерли; прижимать;

3) озарение; выскочка; замереть;

4) выгорать; полагаться; запереться;

5) рассчитать; перемирие; роскошный

10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) обе_доленный; не_держанный; и_древле;

2) с_мневаться; перев_плотиться; пр_дедушка;

3) об_скать; двух_гольчатый; без_сходный;

4) ни_провергнуть; и_подтишка; во_препятствовать;

5) пр_уныл; непр_ступные (скалы); пр_хлопнуть

11. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) плать_це; обеспеч_вать; гусен_чка;

2) клетч_тый; застенч_вый; переливч_тый;

3) выздоров_ли; тюл_вый; форел_вый;

4) расклан_ться; зате_в (ссору); глин_стая (почва)

5) близ_кий; киргиз_кий; ткац_кий

12. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) возненавид_шь; разве_вший (сомнения); стел_щийся (туман);

2) обруш_вшийся; независ_мый; неприемл_мый;

3) укороч_нный; обвеш_нный ( покупатель); замеш_нное (тесто);

4) обессил_шь (соперника); немысл_мый (результат); кле_мый (детьми);

5) завер_нная (копия); (ветер) колыш_т; обгрыз_нный (край)

13. Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется

СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

За окном шумел (НЕ) ПРЕКРАЩАЮЩИЙСЯ со вчерашнего вечера дождь.

Поездка на Сахалин далась Чехову вовсе (НЕ) ЛЕГКО.

Писателя отличала постоянная (НЕ) УДОВЛЕТВОРЁННОСТЬ собой, абсолютная скромность, чувство собственного достоинства.

Многие рукописи писателя (НЕ) СОХРАНЕНЫ.

Лидия Авилова утверждала, что между ней и писателем кипели отнюдь (НЕ) ШУТОЧНЫЕ страсти.

14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

ЧТО (БЫ) ни делал Василий (В) ТЕЧЕНИЕ рабочего дня, ему всегда было

скучно.

(ПО) НАЧАЛУ ребята обрадовались предложению поучаствовать в экспедиции, однако скоро они поняли, что представляли себе всё это совсем

(ПО) ДРУГОМУ.

Костя и Люся поссорились, (С) ГОРЯЧА наговорили друг другу много

неприятных слов и после (ПОЛ) МЕСЯЦА не разговаривали.

(НА) ПРОТЯЖЕНИИ нескольких лет после отъезда Сони Аркадий жил всё

ТАК (ЖЕ) тихо, неспешно, а потом внезапно покинул поместье и отправился

в кругосветное путешествие.

Щенок ( БЕЗ) ОГЛЯДКИ бежал ( ОТ)ТОГО места, где с толкнулся с о злобным

индюком.

15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Было безветре(1)о, пахло началом зимы, топта(2)ым листом клёна,

талым снегом, свежеиспечё(3)ым ржа(4)ым хлебом; недавно краше(5)ые

скамейки в парке добавляли в эту гамму тёплых ароматов химический

запах масля(6)ой краски.

16. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений

1) Предстоящая защита диплома тревожила Кирилла не столько из-за

известной строгости профессоров и возможных каверзных вопросов

сколько из-за необходимости выступать перед публикой быть на виду.

2) Уже перед вечером конвойный начальник собрал свою команду и

с криком и спорами втеснился в обозы и после этого пленные вышли на

Калужскую дорогу.

3) Принесённый плетень поставлен полукругом подпёрт сошками и перед

ним разложен костёр.

4) Для приготовления соуса растительное или сливочное масло нужно

подогреть на медной или чугунной сковороде.

5) Поначалу Костя не понял ни сути сюжета и конфликта ни атмосферы

фильма.

17. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых)

в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Громадные валы́ совершенно чёрной воды, и даже не воды, а земли и

песка (1) поднятого со дна (2) летели (3) перекатываясь друг через

друга (4) и (5) ударяясь о выступ берега (6) шли назад.

18. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы),

на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

— И ты (1) Анна Савишна (2) полагаешь, что у тебя был сам Дубровский, — спросил Кирила Петрович. — Очень же (3) ты (4) ошиблась. Не знаю, кто был у тебя в гостях, а только не Дубровский.

— Как (5) батюшка (6) не Дубровский, да кто же, как не он, выедет на дорогу и станет останавливать прохожих да их осматривать.

19. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Неподалёку находилось поместье (1) владельцы (2) которого (3) мало что

заслужили, кроме худой о себе славы по округе (4) где их не любили (5)

несмотря на то что (6) никто уже даже не мог сказать (7) из-за чего (8)

именно появилась такая ненависть.

20. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых)

в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Когда он оказался в гостиной (1) эта комната произвела странное

впечатление своею бедною, мещанскою обстановкой (2) и (3) хотя в ней

были и кресла, и громадная лампа с абажуром (4) она всё же походила на

нежилое помещение (5) так что было очевидно (6) что в этой комнате

мог чувствовать себя дома только такой человек (7) каким был доктор.

21. Найдите предложения, в которых ЗАПЯТАЯ (-ЫЕ) ставится (-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Гора Спящий лев, или Омулёвка, представляет собой высокий утёс, расположенный на правом берегу реки Селенги в 45 км к юго-западу от города Улан-Удэ. (2)Исконное бурятское название горы – Хабсагай хада – означает «скала» или «утёс». (3)Современные же русскоязычные названия, напротив, имеют свою историю. (4)Омулевой её назвали потому, что в недавнем прошлом в Селенгу в нерестовый период заходил омуль, проходя вверх по течению у этих скал. (5)Рыбаки наблюдали с этой горы, где в реке идут «бурления», и ставили туда неводы. (6)Второе название гора приобрела из-за своего внешнего вида: её очертания очень похожи на льва, который смотрит в сторону села Тарбагатай. (7)Если вглядеться в скалу, можно увидеть, что гриву льва составляют каменные выступы, тело создаёт плавный склон с редкими растениями, а хвост имитирует дорога у подножия горы.

Прочитайте текст и выполните задания 22–27.

(1)В те времена домик — старенький, чёрный, скособоченный, под ржавой крышей - торчал среди новеньких пятиэтажек. (2) С каждым месяцем всё ближе и ближе подбирались к нему строители и в конце концов зажали с трёх сторон. (3) Кто-то уже свалил забор, кто-то спалил его на весёлом костре, кто-то случайно сгрузил возле входной двери бетонные плиты, а домик стоял упрямо и несокрушимо, и хозяева его по-прежнему упорно отказывались переезжать куда бы то ни было. (4)Впрочем, хозяев не было, была хозяйка — Мария Тихоновна Лукошина. (5) До той поры Семён Митрофанович как-то мало с ней встречался. (6)Раз он к ней официально ходил, как представитель,

поскольку от строителей поступила жалоба, что старуха уезжать не хочет, домишко ломать не даёт и вообще всячески мешает прогрессу на данной улице. (7)Но и в тот день Семёна Митрофановича пустили не дальше порога, и разговор поэтому получился на сквозняке.

— (8)Отказываетесь, значит, гражданка Лукошина Мария Тихоновна?

— (9)Дайте помереть спокойно.

— (10) Но ведь вам, Мария Тихоновна, предлагается отдельная однокомнатная квартира в новом доме со всеми удобствами. (11)Вы подумайте только: вам, одинокому человеку, наше государство даёт целую квартиру!

— (12)Дайте помереть спокойно.

— (13)Выселим, гражданка Лукошина, силой ведь придётся...

— (14)До сих пор он того разговора простить себе не мог.

— (15)Вот на следующий день утром всё и случилось. (16)Получил бульдозерист наряд, подогнал машину к дому, постучал вежливо:

— Эй, хозяева, вытряхайтесь! (17)Полчаса на сборы — и вонзаюсь я в вашу трухлявую жизнь!..

(18)Не отвечали в доме. (19) Стучали, кричали — молчал дом. (20)Молчал, пока прораб не приказал двери выломать. (21)Только взялись за них: распахнулись эти двери, как в сказке. (22)И Баба-яга на пороге. (23)Молча крик весь выслушала и вроде не поняла: смотрела спокойно, за вещи не хваталась и даже не плакала.

— (24)Ломать вас буду, бабуся, — сказал бульдозерист. (25)Поглядела на него угольями своими.

— (26)Не бабуся я, — сказала. — (27)Не бабуся, не мамаша, не свекровь — просто старая женщина.

— (28)Ломай! — закричал прораб. — (29)И так полдня потеряли!

— (30) Как же можно так! — зашумели девчонки-маляры. — (31)Права не имеете ломать!

(32)Перевезти сначала человека надо!.. (33) Давайте, бабушка, мы вам поможем...

— (34)Не надо, — сказала Баба-яга. — (35)Ничего не надо.

(36)И ушла в дом. (37)И пропала. (38)Прораб, плюнув, к себе пошёл, маляры на обеденный перерыв, а бригадир сказал бульдозеристу:

— Встряхни домишко — она враз выскочит.

(39)Однако старуха сама вышла.(40)Вышла, как давеча: в домашнем халате, только портреты в руках. (41)В рамках портреты, четыре штуки.

— (42)Ломайте.

— (43)А вещи? — закричал бульдозерист.

— (44) Какие вещи? (45)Глупости вы говорите. (46)Ломайте, и всё. (47)Только я погляжу.

(48)Села на плиты и портреты рядом сложила.

— (49)Иконы, что ли, спасаешь, бабка?

— (50)Иконы, — сказала. — (51)Святые мученики великорусские: святой Владимир, святой Юрий, святой Николай и святой Олег. (52)Живыми сгорели под деревней Константиновкой двадцать девятого июля сорок третьего года.

— (53)Сыновья? — только и спросил бригадир.

— (54) Сыновья, — ответила, — экипаж машины боевой.

(55)Тихо вдруг стало: бульдозерист двигатель выключил. (56)И сказал тихо:

— В дом идите, бабушка. (57)Пожалуйста.

(58)А сам — в отделение, где всё, как было, и рассказал. (59)Вот тогда-то и включился Семён Митрофанович на последнем, так сказать, этапе. (60)Восемь раз в Архитектурное управление он наведывался; просил, умолял, доказывал. (61)Школу нашёл, где танкисты эти учились, музей там организовал. (62)С частью списался, с деревней Константиновкой: и из части, и из деревни в назначенный день делегации приехали. (63) Матери альбом от части преподнесли и модель «тридцать четвёрки», а от деревни четыре урны с землёй. (64)С могилы земля, где все четверо её сыновей, все её внуки и все

правнуки лежали. (65)А стройдетали на другую ночь в иное место перевезли, и забор новый поставили. (66)Это всё просто было, это сами строители сделали.

(По Б. Васильеву)

Борис Львович Васильев (1924-2013 гг.) — русский писатель, фронтовик, автор военной прозы.

22.Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) У героини погибло четверо сыновей, землю с этих могил и передали в урнах.

2) Семён Митрофанович не мог себе простить разговора, который состоялся у него с героиней, когда он пришёл к ней как официальное лицо после поступившей от строителей жалобы.

3) Вместе с гибелью сыновьей героини, погибших на войне, прервался род: они не успели создать свои семьи, не родили детей, и героине рассказа уже никогда не увидеть внуков и правнуков.

4) Героине передали землю с могил, где похоронены её многочисленные родственники.

5) Великая Отечественная война продолжалась четыре года.

23.Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложении 1 содержится описание.

2) В предложении 16 перечисляются последовательные действия персонажа.

3) В предложениях 18-20 представлено рассуждение.

4) В предложении 52 содержится пояснение того, о чём говорится в предложении 51.

5) В предложениях 60-61 представлено рассуждение.

24. Из предложений 3-4 выпишите фразеологизм.

25. Среди предложений 59-64 найдите такое (-ие), которое (-ые) связано (-ы) с предыдущим с помощью форм слова и притяжательного местоимения. Напишите номер (-а) этого (-их) предложения (-ий).

26.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22–25. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

«История жизни героини, рассказанная писателем Борисом Васильевым, вызывает сопереживание в душах читателей. Это достигается ещё и с помощью разнообразных средств выразительности, которые подчёркивают трагизм ситуации. Так, тропы: (А)__ («одинокому человеку в предложении 11, «святые мученики великорусские» в предложении 51), (Б)___ («поглядела на него угольями своими» в предложении 25), приёмы: (В)__ (в предложении 27), (Г) _ («все четверо её сыновей, все её внуки и все правнуки лежали» в предложении 64) — помогают глубже узнать историю семьи главной героини, представить её душевное состояние, понять, почему она не хочет покидать старый дом».

Список терминов:

1) эпитеты 2) сравнение 3) литота 4) фразеологизмы 5) диалог 6) противопоставление 7) метафора 8) лексический повтор

9) антонимы.

Часть 2

Для ответа на это задание используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2.

Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними. Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его. Объём сочинения – не менее 150











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!